Файл: Экспертная оценка потребительских свойств товаров на примере (классификации шампуней).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 398
Скачиваний: 7
СОДЕРЖАНИЕ
1 Товароведная характеристика и сравнительная оценка качества средств для ухода за волосами
1.1 Аналитический обзор литературы
1.1.1 Классификация и характеристика ассортимента средств для ухода за волосами
1.1.2 Факторы, формирующие качество средств для ухода за волосами
1.1.3 Потребительские свойства и показатели качества средств для ухода за волосами
1.1.4 Факторы, влияющие на сохранение качества средств для ухода за волосами
1.2.2 Оценка качества шампуней, представленных в ЗАО ТД «Перекресток» гипермаркет Карусель
«Зеленая аптека». Компания ТД «Нева-Парфюм» предлагает шампуни,
крема, бальзамы для волос, ватную продукцию, декоративную косметику,
парфюмерию и другие товары[24].
Компания ОАО «Арнест» осуществляет производство продукции на базе
двух крупных заводах: ОАО «Арнест» г. Невинномысск, Ставропольский
край и ООО «Аэрозоль Новомосковск» г. Новомосковск. Компания ОАО
«Арнест» производит косметическую продукцию – лаки, шампуни,
бальзамы, маски, муссы, дезодоранты и бытовую химию - освежители,
инсектицидные средства и репелленты, обувную косметику под такими
брендами как: «Прелесть», «Убойная сила», «Пикник», «Garden», «Дивидик».
Основными зарубежными производителями из представленного
ассортимента средств для ухода за волосами в гипермарките «Карусель»,
являются ООО «Procter & Gamble», «Schwarzkopf&Henkel», а так же ЗАО
«L’Oreal»[25].
Schwarzkopf&Henkel – одна из крупнейших косметических компаний.
Она производит продукты по окрашиванию и укладке волос, уходу за
волосами и кожей, гигиене полости рта и парфюмерии с 1898 года. Компания
наряду с повседневной косметикой выпускает профессиональные
косметические средства. В ассортименте компании выпускаются различные
гели, кондиционеры, краски для волос, крема, лаки, маски, масла,
молочко, муссы , пасты, сыворотки, шампуни и многое другое. В широком
ассортименте товаров Schwarzkopf такие пользующиеся всемирной славой
бренды с доказанной эффективностью, как Schauma, Drei Wetter Taft «Три
погоды», Муссы Taft and Brillance, BC Sun Protect, GLISS KUR, SYOSS, Fa и
другие.
Компания ООО «Procter & Gamble» в России с 1991 года, на
сегодняшний день «Проктор энд Гембл»и продает на территории России
более 70 торговых марок, в их числе наиболее известные Ariel, Tide, Fairy,
Blend-a-med, Pampers, Always, Pantene, Head & Shoulders, Wella, Olay,
Gillette, Braun, Duracell и занимает лидирующие позиции на рынке в
категории порфюмерно-косметических товаров и товаров бытовой химии.
На данном этапе все вышеперечисленные бренды выпускаются тремя
заводами компании «Procter & Gamble», расположенными на территории
России.
Завод ООО «Проктер энд Гэмбл - Новомосковск» в городе
Новомосковскe Тульской области, специализируюется на выпуске
чистящих и моющих средств Ariel, Tide, Миф, Tix, Ace, Lenor, Comet, Fairy,
Mr.Proper, Dreft, а также детских одноразовых подгузников Pampers. Завод
расположенный в Нижегородской области ООО «Капелла», производит
средства для ухода за волосами – средства для мытья волос Shamtu, краски
для волос и средства для укладки волос линий Wella и Londa.
Завод в городе Санкт-Петербургe ЗАО «Петербург Продактс
Интернешнл», специализируется на производстве продукции под маркой
Gillette.
ЗАО «L’Oreal» работает в России с 1990 года. Организация
совместного советско-французского предприятия по реализации шампуней
Elsève и красок для волос Recital, а так же духов Maroussia, послужило
началом истории развития компании в России. На протяжении всей работы
компании «L’Oreal» покупатели познакомились с такими брендами как
L’Oréal Professionnel, Maybelline New York, Garnier Fructis, Vichy и La
Roche Posay. В 2010 году ЗАО «L’Oreal» открывает первый завод на
территории России группы L’Oréal, располагающийся в Калужской
области. На заводе начинают производить шампуни, кондиционеры и
краски для волос для марок L’Oréal Paris и Garnier. Компания L’Oréal
сегодня в России присутствует во всех каналах дистрибуции.
Анализ ассортимента показал, что товары отечественных изготовителей занимают меньшую долю ассортимента, чем иностранные. Основной ассортимент шампуней для волос составляет продукция следующих производителей: наибольший удельный вес у Schwarzkopf (39%), Procter &Gamble (26%), L’OREAL (13%). Это связано с тем, что у данных производителей представлены различные популярные бренды шампуней с широкой линейкой ассортимента, тогда как у отечественных производителей линейка ассортимента шампуней более узкая и менее популярная.
Анализ ассортимента показал, что наиболее широко представлен шампуни в упаковке объемом 250 мл (32%) и 450 мл(39%), наименьший удельный вес в ассортименте шампуней имеют упаковки объемом 800 мл. (10%). Это обусловлено снижением покупательской способности к большим упаковкам вследствие кризиса.
Анализ структуры ассортимента шампуней по половому признаку показал, что основной ассортимент магазина представлен шампунями для женщин (52%). Это связано с тем, что женщины используют шампунь гораздо чаще мужчин, а так же и сами производители, зная данную тенденцию, выпускают женский ассортимент шампуней с более широкой линейкой товаров.
Анализ структуры ассортимента шампуней по типу волос. Видно, что наибольший удельный вес занимают шампуни для всех типов волос (45%), это связано с тем, что многие потребители имеют структуру волоса жирную у корней
и сухую на кончиках выбирая для использования универсальные шампуни.
1.2.2 Оценка качества шампуней, представленных в ЗАО ТД «Перекресток» гипермаркет Карусель
Для оценки качества шампуней, представленных в гипермаркете
«Карусель» использовались следующие методы: органолептический,
расчетный, измерительный и экспертный.
Органолептический метод позволяет оценить качество продукта при
помощи органов чувств: зрения, обоняния и осязания. Данные показатели
выражены в баллах.
Расчетный метод оценки качества используется при суммировании
различных показателей, полученных другими методиками.
Наиболее объективным методом оценки качества товара является
измерительный метод, позволяющий более точно установить соответствие
заявленным производителем показателям, образца находящегося на
экспертизе. Одной из перспективных методик в данном направлении оценки
качества является экспертный метод, базирующийся на оценке совокупности
мнений группы квалифицированных специалистов-экспертов.
Показатели оценок этой группы специалистов, так же выражаются в баллах.
В качестве объектов для экспертизы в гипермаркете «Карусель» были
выбраны шампуни, предназначенные для ежедневного применения торговых
марок: Сто рецептов красоты, GARNIER, Le Petit Marseillais, SIBERICA и
шампунь Palmolive. Удельный вес среди огромного ряда различных средств
для мытья волос именно этих шампуней достаточно велик. Кроме того, этот
продукт потребления находится в рамках самой востребованной ценовой
категории. Исходя из этих факторов, были взяты следующие образцы для
проведения экспертизы качества.
Образец № 1 - Сто рецептов красоты «облепиха+липа»
Производитель: OOO Концерн «Калина», Россия, г. Екатеринбург
Назначение: Для всех типов волос.
Объем: 200 мл.
Образец № 2 - GARNIER «Ultra DOUX»
Производитель: Филиал ЗАО «Л’Ореаль» в Калужской области, Россия,
Калужская обл., Боровский район , дер. Добрино
Назначение: Для всех типов волос.
Объем: 400 мл.
Образец № 3- Шампунь Le Petit Marseillais «Лен и молочко сладкого
миндаля»
Производитель:«Johnson & Johnson Sante Beaute France S.A.S.», Франция.
Назначение: для нормальных волос
Объем: 250 мл
Образец № 4 - SIBERICA «Oblepikha professional»
Производитель: ООО «Натура Сиберика», Россия, г. Москва
Назначение: Для всех типов волос.
Объем: 400 мл.
Образец №5- Шампунь Palmolive Натурэль «Интенсивное укрепление»
Производитель: ЗАО Колгейт-Палмолив, Россия.
Назначение: для нормальных волос
Объем: 200мл
Органолептическими методами определяли наличие и правильность
заполнения сопроводительной документации, наличие и целостность
упаковки, наличие и правильность маркировки, внешний вид, консистенцию,
цвет, однородность шампуня и запах.
При проверке упаковки проверяли наличие и целостность упаковки в
соответствии с НД.
При проверке маркировки проверяли наличие маркировки и ее
соответствия требованиям ГОСТ 32117-2012[2] и ТР ТС 009/2011[7], т. е.
наличие в маркировке наименования и назначения изделия, наименования и
местонахождения изготовителя, товарного знака (при наличии), объема,
состава изделия, условий хранения, срока годности, информации о
правильном применении и предупреждениях.
При проверке внешнего вида в соответствии с ГОСТ 29188.0 – 91[3]
«Правила приемки, отбор проб, методы органолептических испытаний»
оценивали внешний вид, однородность, цвет и запах шампуней.
Инструментальными методами определялись значения водородного
показателя рН, показатели пенообразующей способности, устойчивости пены
и массовой доли хлоридов.
Определение водородного показателя проводилось по методике ГОСТ
29188.2 – 91[4]. Метод определения водородного показателя рН основан на
измерении разности потенциалов между двумя электродами (измерительным
и сравнительным), в водном растворе с массовой долей шампуня 10 %.
Определение пенообразующей способности и устойчивости пены
проводилось по ГОСТ 22567.1-97 «Средства моющие синтетические. Метод
определения пенообразующей способности». Показатели оценивали в
растворе с массовой концентрации 0,5% путем встряхивания цилиндра с
исследуемым раствором в течении 30 секунд. Затем замеряли начальную
высоту образовавшегося столба пены и высоту столба пены через 1 минуту
после окончания встряхивания.
Определение содержания хлоридов проводилось по методике ГОСТ
26878-86.[6]. Метод определения содержания хлоридов основан на
титровании пробы образца шампуня аэотнокислого серебра в присутствии
хромокислого калия являющегося индикатором содержания хлоридов.
Целью работы было исследование пяти образцов шампуней по
органолептическим и физико-химическим показателям, и сравнение
результатов с требованиями 31696-2012 [1] и между отдельными образцами.
Потребительские характеристики шампуня и состояние волос после
мытья оценивались в ходе практических испытаний, в которых принимала
участие экспертная комиссия, состоявшая из 4 человек в возрасте от 18 до 40
лет. В соответствии с условиями тестирования, «дегустаторы» в течение
трех недель должны были пользоваться шампунями, участвующими в
экспертизе. После чего им было предложено заполнить анкеты, в которых
нужно было оценить тестируемые образцы шампуней по 4-х балльной шкале
по следующим показателям: внешний вид, консистенция, цвет, запах,
привлекательность упаковки и удобство пользования, информативность
маркировки, моющая и пенообразующая способность, блеск волос,
расчесываемость и переносимость кожей головы.
За 4 балла принимали шампуни с однородной консистенцией, без
различных примесей; с цветом и запахом, соответствующими цвету и запаху
шампуня данного наименования; в удобной, устойчивой упаковке
привлекательной формы, с маркировкой на русском языке, нанесенной в
полном объеме. Шампуни, которые хорошо переносились кожей головы, с
быстрым образованием обильной пены, после применения которых
оставалось ощущение чистоты и волосы легко расчесывались.
За 3 балла принимали шампуни с менее однородной консистенцией, в
которых наблюдалась некоторая неоднородность цвета; с запахом,
соответствующим запаху применяемой отдушки; в устойчивых и прочных
флаконах с маркировкой на русском языке, но напечатанной слишком
мелким шрифтом. Шампуни, которые менее хорошо переносились кожей
головы, с менее обильной пеной и после применения которых волосы
блестели и легко расчесывались.
За 2 балла принимали шампуни с желеобразной, сильнотекучей
консистенцией, в которых присутствовало небольшое количество
механических примесей; со слишком ярким, неоднородным цветом и
сильным и резким запахом применяемой отдушки. В менее устойчивом
флаконе с незапоминающимся оформлением; с маркировкой на русском
языке, но нечеткой и напечатанной мелким шрифтом. С плохим
пенообразованием и быстро исчезающей пеной. После применения которых
волосы не блестели, расчесывались с большим трудом и появлялось
шелушение.
За 1 балл принимали шампуни водянистой консистенции, с большим
количеством механических примесей; с раздражающим, неоднородным
цветом и запахом, не соответствующими шампуню данного названия. В
неустойчивом флаконе с непривлекательным дизайном, без дозатора; с
неинформативной маркировкой, напечатанной мелким шрифтом. Шампуни,