Файл: Экспертная оценка потребительских свойств товаров на примере (классификации шампуней).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 390
Скачиваний: 7
СОДЕРЖАНИЕ
1 Товароведная характеристика и сравнительная оценка качества средств для ухода за волосами
1.1 Аналитический обзор литературы
1.1.1 Классификация и характеристика ассортимента средств для ухода за волосами
1.1.2 Факторы, формирующие качество средств для ухода за волосами
1.1.3 Потребительские свойства и показатели качества средств для ухода за волосами
1.1.4 Факторы, влияющие на сохранение качества средств для ухода за волосами
1.2.2 Оценка качества шампуней, представленных в ЗАО ТД «Перекресток» гипермаркет Карусель
ПАВ в следующей пропорции:
- в жидких шампунях - от 5 до 20% ,
- в желеобразных шампунях - от 5-24% ,
- в кремообразных - 10-20% [3].
Поверхностно-активные вещества способны снижать поверхностное натяжение межфазных слоев эмульсии. На их основе получают множество эмульгаторов для шампуней. В качестве нейтрализующего реагента применяется триэтаноламин. Триэтаноламиновая соль лаурилсульфата обладает высоким поверхностно-активными и моющими свойствами и применяется в качестве основы для приготовления шампуней.
Вязкость шампуней производители регулируют добавлением
различных загустителей: синтетических на водорастворимой основе,
природных (трагакант) и природных модифицированных полимеров (кар-
боксиметилцеллюлоза).
Шампунь, с природными компонентами и веществами на основе белка,
является оптимальной средой для развития вредных микроорганизмов, для
их уничтожения применяют различные консерванты. Состав консервантов
вирируется в зависимости от вида и компонентов шампуня.
Для придания шампуням лечебных свойств, производители широко
используют натуральные экстракты трав и цветов (чабрец, шалфей, душица,
ромашка, хмель, крапива и т.д.).
Так же в современных средствах для мытья волос активно
применяются витамины А, С, Е, Г, пантенол, аллантоин, мед и многие другие
полезные добавки.
В качестве ароматизации шампуней используются как натуральные
эфирные масла (кедровое, лавандовое, мятное, пихтовое, розовое,
эвкалиптовое, лимонное и др.), так и синтетические отдушки, при этом
качественный состав отдушек становится более многокомпонентным.
Балансировку водородного показателя рН, производители
осуществляют, используя добавки кислот - лимонной, уксусной, винной,
молочной, аскорбиновой или щелочей.
Современные шампуни, выпускаемые производителями,
сформированы на основе синтетических поверхностно-активных веществ
(ПАВ). Сочетание ПАВ с полезными добавками не раздражают кожу;
значение рН шампуней приближено к реакции кожи головы (рН=5-8,5);
возможно сочетание с лекарственными веществами, экстрактами, лецитином,
растительными маслами, различными продуктами животного
происхождения, что в свою очередь, обеспечивает легкое растворение в воде,
высокие пенообразующие качества и эффективное питание волос и кожи
головы.
1.1.3 Потребительские свойства и показатели качества средств для ухода за волосами
Объективные особенности, проявляющиеся в процессе применения и
удовлетворяющие потребности человека, формируют потребительские
свойства товара. Использование шампуни в повседневной жизни
способствует очищению волос и кожи головы, приданию волосам красивого
внешнего вида и здорового состояния, в связи с этим наиболее важными
потребительскими свойствами для шампуней являются гигиенические,
функциональные и психологические. Применение шампуней позволяет
очищать, увлажнять, питать, укреплять, защищать от неблагоприятных
воздействий природы - волосы и кожу головы.
Потребительские свойства шампуня, как товара повседневного
применения, можно разделить на:
- функциональные;
- эргономические;
- безопасность;
- эстетические;
- надежность.
Выполнение шампунем своих непосредственных функций
обеспечивают функциональные свойства. Благодаря этим функциям,
шампунь удовлетворяет материальные потребности человека. Оценивая
качество товара необходимо анализировать эти свойства, так как они
являются весомым аргументом. В состав функциональных свойств входят
три группы показателей: выполнение основной функции; универсальность
применения; выполнение вспомогательных функций. В качестве примера
функциональных свойств для шампуня можно привести следующие:
- Моющие свойства шампуня, обеспечиваемое за счет применения
в рецептуре ПАВ;
- Свойства шампуней придавать блеск волосам после применения.
С точки зрения потребителя чистота и здоровье волос
характеризуется их блеском. Наиболее эффективным
компонентом шампуня способствующим появлению блеска на
волосах является силиконовые полимеры (диметикон,
фенилтриметикон);
- Свойство шампуней пениться. Для потребителей шампуней
наличие обильной и пышной пены является необходимым
качественным показателем;
- Свойство шампуней равномерно распределяться на волосах, во
многом зависит от консистенции и вязкости шампуня.
Несбалансированная консистенция может привести к быстрому
стеканию шампуня с волос, или наоборот затрудненному
смыванию из-за густой консистенции;
- Свойство шампуней придавать волосам мягкость и
способствовать легкому расчесыванию, за счет применения
кондиционирующих ингредиентов в составе шампуня;
Удобство и комфорт применения шампуней, обеспечиваются за счет
эргономических свойств. В состав эргономических свойств входят
следующие группы:
- гигиенические;
- антропометрические;
- физиологические;
- психофизиологические;
- психологические.
В свою очередь, гигиенические свойства обеспечивают оптимальные
условия при пользовании шампунем для человека, а антропометрические
свойства характеризуют соответствие товара размерам и форме,
необходимой при эксплуатации.
Физиологические свойства шампуней должны обеспечивать удобства
применения, в частности, не раздражать кожу головы, не вызывать аллергию.
По средствам психофизиологических свойств обеспечивается соответствие
шампуня особенностям органов чувств человека. Показателями качества
этих свойств является соответствие зрительным, обонятельным и
осязательным рецепторам человека.
Наряду с вышеперечисленными потребительскими свойствами
шампуней, эстетические свойства влияют на качество товара, со стороны
удовлетворения духовных потребностей потребителя. Внешний вид
шампуней на данном этапе развития экономики становиться не только
визитной карточкой производителя, но и конкурентным преимуществом.
И наиболее важным, а в условиях обилия контрафактной продукции, и
наиболее значимым является такое потребительское свойство, как
безопасность шампуня при его применении. Безопасность в первую очередь
зависит от качественного состава, технологического процесса производства,
соблюдений условий хранения и потребления. В процессе жизненного цикла
шампуня в нем могут возникать процессы не безвредные для человека. В
химическом составе шампуня отслеживают содержание щелочей и кислот, а
так же содержание вредных компонентов.
1.1.4 Факторы, влияющие на сохранение качества средств для ухода за волосами
К основным факторам, сохраняющим качество средств для ухода за
волосами относятся:
- упаковка,
- маркировка,
- хранение,
- транспортировка.
Упаковка шампуней осуществляется в полимерные флаконы, которые
должны соответствовать стандартам и техническим условиям качества, а так
же обеспечивать сохранность и неизменность свойств шампуней в течение
всего срока годности. Упаковка должна быть не только удобной в
применении, но и предохранять шампуни от испарения влаги и вредного
воздействия солнечных лучей. Упаковка может иметь дозирующие
устройство, способствующее лучшему сохранению свойств продукта.
Требованиям нормативных документов по ГОСТ 32117-2012.
«Продукция парфюмерно-косметическая. Информация для потребителя.
Общие требования» должна соответствовать маркировка шампуней.
Маркировка наносится либо на этикетку, либо непосредственно на флакон,
при этом, важным фактором, влияющим на потребительские свойства,
является информация, содержащая дату изготовления продукта, срок
годности, условия хранения, состав и при необходимости,
предупредительные надписи.
Сведения для потребителей составляющие характеристику данного
шампуня являются рекомендациями по назначению и способам применения.
Так как не правильное использование продукта негативно сказывается на
качестве ожидаемого результата от его применения.
Расфасованные по флаконам шампуни упаковывают в коробки или
склейки, обеспечивающие сохранность товара при дальнейшей
транспортировки в торговые точки. Перевозка товара от производителя до
продавца осуществляется на автомобильном, железнодорожном, водном,
воздушном и гужевом транспорте. При транспортировке товаров появляются
наибольшие потери, составляющие 50% всех товарных потерь и порчи.
Это вызвано перегрузкой товаров с одного вида транспорта на другой,
погрузочно-разгрузочными работами в местах торговли и способами укладки
при транспортировке.
В торговых предприятиях изменение качества товара может возникать
при хранении под воздействием социальной и физической среды. Не
соблюдение условий хранения, небрежная выкладка и т.д., приводят к
снижению качества шампуней.
Так же при хранении товаров необходимо соблюдать санитарные
нормы, предохранять от вредных воздействий пыли, микроорганизмов,
насекомых и грызунов. Не допускается при хранении шампуней размещать
их вблизи отопительных и осветительных приборов.
Не маловажным является соблюдение сроков хранения товаров,
предусмотренных производителем, так как в процессе длительного хранения
возможны нарушения и изменение химического состава шампуней.
1.2.1 Характеристика и анализ ассортимента шампуней, представленных в ЗАО ТД «Перекресток» гипермаркет «Карусель»
Для изучения современного ассортимента средств для ухода за
волосами, представленных на рынке, и для возможности его анализа по
основным показателям был выбран в качестве примера ассортимент
магазина ЗАО ТД «Перекресток» гипермаркет «Карусель».
В ЗАО ТД «Перекресток» гипермаркет «Карусель» представлен
широкий ассортимент средств для ухода за волосами различных фирм-
производителей. Общее количество различных наименований,
представленных потребителю составляет 155 «фейсов» .
Основным отечественными поставщиками являются в гипермаркете
«Карусель» являются ООО Концерн «Калина», ООО «Нева-парфюм» и
ОАО «Арнест».
ООО Концерн «Калина» располагается в городе Екатеринбурге и
является ведущим производителем косметической продукции на рынке
России с 1942 года. Портфель торговых марок концерна составляют
известные бренды, такие как: «Чистая линия», «100 рецептов красоты»,
«Маленькая фея», крема «Черный жемчуг», а так же бальзамы для волос,
ватную продукцию, декоративную косметику и многие другие
косметические средства. В начале 2011 года произошло слияние концерна с
международной компанией «Юнилевер Русь» (Unilever). Компании ООО
«Юнилевер Русь» на российском рынке работает с 1991 года, первоначально
импортируя товары из-за рубежа, затем, выкупив парфюмерно-
косметические фабрики, компания налаживает собственное производство на
территории России. Под брендом Unilever выпускает такие марки средств
по уходу за волосами как: «Dove», «Clear vita ABE» , «Sunsilk»,
«Timotei»[23].
Компания ТД «Нева-Парфюм» более 10 лет занимается оптовой
продажей и дистрибьюцией парфюмерии, предметов личной гигиены,
бытовой химии. Основное направление деятельности - предложение товаров
с высокой потребительской ценностью. ООО «Нева-парфюм» осуществляет
дистрибьюцию таких торговых марок как: «Рецепты бабушки Агафьи», «Я
самая», «Просто чисто», «AURA™», «Natura Siberica», «Fresh Juice»,