Файл: Конкуренция на внешнем рынке труда (Сущность занятости населения и ее регулирование).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 78

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В результате происходящих процессов в движении рабочей силы городской рынок труда продолжает оставаться достаточно напряженным из-за превышения спроса над предложением рабочих мест. В течение всего пореформенного периода в городской центр занятости с небольшими колебаниями постоянно обращается от 8 до 11 % экономически активного населения (табл.4).

Таблица 4

Динамика занятости населения в 2011 - 2015 г.г. в г. Волжском

Годы

2011

2012

2013

2014

2015

Обратилось в поисках работы, всего, из них:

10032

11709

14587

12198

11888

1 .незанятых трудовой деятельностью, из них:

7796

6289

7344

8454

7636

а), ищущих работу впервые

2841

5745

6879

4075

3982

б), имеющих длит, перерыв в работе (более года)

958

559

770

743

738

2.пенсионеры

602

764

543

880

1085

3.освобожденные из ИТУ и ЛТП

39

13

28

30

25

4.занят, труд, деят., желающие работать в свободное время

а) от основной работы

395

844

1697

1173

1688

б).учащиеся от учебы

1770

4437

5375

2420

2564

Нашли работу (доходное занятие) всего, из них:

4504

8869

12188

8332

8852

1 ).незанятых трудовой деятельностью

3201

3523

5021

4687

4685

2).пенсионеры

155

524

366

394

443

3). занят, труд, деят., желающие работать в свободное время

а), от основной работы

395

840

1697

1166

1646

б).учащиеся от учебы

1769

4409

5360

2395

2521


Как видно из табл. 4, начиная с 2012 года число лиц, обратившихся в поисках работы начинают превышать докризисный период (2007 г.). В их числе более устойчивыми темпами увеличивается число лиц, незанятых трудовой деятельностью, которое в 2014 году превышало показатель 2007 года на 23,4 %. При этом в 2012 - 2014 г.г. сальдо движения рабочей силы по совокупности предприятий оказалось отрицательным и составило от 2840 до 3866 человек. Анализом выявлено, что основная часть выбывших из организаций и предприятий города (70,2%), как и в предыдущие периоды, уволилась по собственному желанию, и только 7% — в связи с сокращением численности персонала. При этом, как показывает структурный анализ, в общей численности высвобожденных работников, только в 2014 году свыше 70 % приходится на женщин (51,2 %) и молодежь от 16 до 29 лет (19,1 %) [21].

Проведенный анализ молодежного рынка труда показал, что основными факторами, влияющими на рост безработицы среди выпускников профессиональных учебных заведений являются: в отличие от первой половины 90-х годов, в 2012-2015 годы причинами стали структурные несоответствия профиля выпускников потребностям рынка труда; отсутствие обоснованного прогноза в потребности кадров по специальностям; противоречия между высокими притязаниями молодежи и реальными потребностями в их труде; несоответствие уровня квалификации выпускников требованиям работодателей; снижение практических навыков вследствие работы не по профессии; недостаточная информированность о состоянии рынка труда, как на уровне муниципального образования, так региона и страны в целом.

О структурной динамике соотношения высвобожденных работников и потребностей в них на предприятиях промышленности г. Волжского, говорят данные табл. 5.

Таблица 5

Структурная динамика соотношения высвобожденных работников и потребностей в них на предприятиях промышленности г. Волжского, чел. [21]

Показатели

2012

2013

2014

2013г. в % к 2012

2014г. в % к 2013г.

Намечено к высвобождению — всего:

249

576

5602

2,3

9,7

в т.ч. в промышленности, из них:

132

407

5440

3,1

13,4

женщины

88

263

2787

3,0

10,6

молодежь в возрасте 16-29 лет

30

67

1038

3,4

15,5

люди предпенсионного возраста

16

70

839

4,4

12,0

Удельный вес высвобожденных работников в промышленности (в %), в т. ч. женщин

53,0

64,6

51,2

* -

*

молодежи

22,7

16,5

19,1

*

*

работников предпенсионного возраста

34,3

18,9

29,7

*

*

Потребность в рабочей силе на предприятиях промышленности

481

457

429

0,95

0,94

Соотношение вакансий и числа высвобожденных работников в промышленности (3:1)

3,64

1,12

0,08

*

*


Как видно из табл. 5, в период позитивных изменений в развитии промышленного производства города (9 - 11 % среднегодового прироста) в 2014 году произошло обвальное высвобождение работников, 97 % которых приходится на промышленность. Как уже говорилось, в структурной динамике высвобождение работников, в отличие от предыдущих лет, произошло некоторое сокращение числа высвобожденных числа женщин и молодежи, с 81,1 до 70,3%. Но эти показатели по прежнему остаются высокими, и в 2014 году они составили 51,2 и 19,1%, соответственно, что крайне усложняет решение задачи обеспечения работой этих категорий граждан. Все это происходит на фоне оживления экономического развития и сокращения числа объявленных вакансий на действующих предприятиях города.

Негативные тенденции в движении рабочей силы в г. Волжском сохранялись и в 2015 году. Согласно отчетным данным в 2015 году по сравнению с 2014 годом, в городе уменьшилась общая численность занятого населения, в т. ч. на средних и крупных предприятиях на 4,9 %, и превышения числа уволенных над трудоустроенными составил 44,5 %.

Таким образом, складывающиеся тенденции в движении рабочей силы в 2015 году в г. Волжском показывают, что ситуация с занятостью населения, несмотря на формирование сравнительно устойчивых темпов роста экономического развития, в первую очередь промышленного производства, имеет тенденцию к ухудшению. Иначе говоря, по мере формирования позитивной динамики развития городской экономики, темпы высвобождения работников, особенно из предприятий промышленности, значительно превышает количество предлагаемых вакансий [21].

В заключение второй главы необходимо добавить, что в рамках реализации Плана мероприятий на 2053 год по выполнению Государственной программы содействия занятости населения Российской Федерации в 2015 г. достигнуты следующие результаты:

  • обеспечено трудоустройство на новые рабочие места, созданные местными органами государственного управления, 181,8 тыс. человек;
  • оказано содействие в трудоустройстве на постоянную работу 204,1 тыс. человек, из них 135,7 тыс. - безработных;
  • направлено на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации 25,0 тыс. безработных;
  • организована адаптация к трудовой деятельности 533 инвалидов;
  • профинансированы и компенсированы нанимателям затраты на приобретение специализированного оборудования для создания 207 рабочих мест и трудоустройства инвалидов;
  • оказана финансовая поддержка в организации собственного дела 3,1 тыс. безработным;
  • на новое место жительства и работы переселено 386 семей безработных;
  • в оплачиваемых общественных работах приняли участие 96,1 тыс. человек, в том числе 49,9 тыс. безработных;
  • в свободное от учебы время организована трудовая занятость для 36,1 тысяч человек из числа студенческой и учащейся молодежи.

Глава 3. Пути улучшения внешнего рынка труда в России и устранение конкуренции на нем

В рамках программы по улучшению занятости населения и реализация стратегий экономического поведения на рынке труда в России, нацеленной на реализацию приоритетных задач социальной политики и модернизации экономики в части создания эффективного и цивилизованного рынка труда предусмотрена муниципальная политика в сфере регулированию трудовых отношений.

Например, государство выделит средства из федерального бюджета на помощь по содействию самозанятости безработных граждан, тем самым появятся новые рабочие места. Экономический эффект должен показать следующие результаты:

  1. снижение числа безработных граждан;
  2. увеличение налоговых отчислений в краевой бюджет;
  3. улучшение качества обслуживания, работ и услуг благодаря повышению конкуренции и др [13, c.93].

В таблице 6 приведен примерный расчет экономической эффективности мероприятия по содействию самозанятости безработных граждан на базе муниципальных бизнес-инкубаторов (таб. 6).

Таблица 6

Расчет экономического эффекта от создания бизнес-инкубатора по содействию самозанятости безработных граждан

Показатель

Единица измерения

Показатель

Источник, способ расчета

1

Численность безработных, создавших собственное дело

человек

1 500

2

Средняя продолжительность периода работы в отчетный год

месяцев

7

(12 мес. -5 мес.=7 мес.), где 5 мес. — средняя продолжительность безработицы

3

Среднемесячная заработная плата начинающего предпринимателя

тыс.рублей

21,47

данные статистики о средней зарплате в регионе в феврале 2014

4

Годовой ФОТ участников мероприятия

тыс.рублей

293 065,5

стр.1хстр.2хстр.3х1,3 (30 % — отчисления в соц. фонды)

5

Затраты краевого бюджета на выдачу субсидий начинающим предпринимателям

тыс. рублей

151 800,00

150 000,0 тыс. руб. + 1800 тыс. руб. (обучение и компенсация организационных расходов)

6

Экономический эффект мероприятия

тыс. рублей

141 265,5

стр.4- стр.5.

7

Окупаемость (экономическая эффективность на 1 руб. затрат)

рублей

1,93

стр.4/стр.5


Расчет показывает, что если Правительство примет решение о выделении из краевого бюджета финансовых средств для субсидирования 1500 начинающих предпринимателей из числа безработных в размере 151,8 млн. рублей (1 субсидия в размере годового максимального пособия по безработице составит 100 тыс. рублей), экономический эффект данного мероприятия в виде заработной платы бывших безработных и отчислений с нее в социальные фонды составит 141,26 млн. рублей, а его окупаемость составит 1,93 рубль на 1 рубль затрат.

При этом государство должно обеспечить защиту местного производителя от внешнеэкономической конкуренции, совершенствование нормативно-правовой базы, направленной на стимулирование развития рабочих мест, усиление роли и ответственности участников социально-трудовых отношений в сфере занятости населения, стимулирование работодателя к расширению социальных гарантий для своих подчиненных, совершенствование налогового законодательства, введение налоговых льгот для инновационных проектов, льготное кредитование, государственный заказ, что приведет к экономическому росту страны в целом [16, c.57].

Аналогичный расчёт можно провести по таким проблемным категориям безработных как граждане с ограниченными возможностями и женщины. Эти расчёты приведены в таблицах 7 и 8 соответственно.

Таблица 7

Расчет экономического эффекта по содействию занятости безработных граждан с ограниченными способностями

Показатель

Единица измерения

Показатель

Источник, способ расчета

1

Численность безработных, устроенных на работу

человек

1 000

2

Средняя продолжительность периода работы в отчетный год

месяцев

7

(12 мес. -5 мес.=7 мес.), где 5 мес.-средняя продолжительность безработицы

3

Среднемесячная заработная плата работника с ограниченными возможностями (50 % средней по краю)

тыс.рублей

10,7

данные статистики о средней зарплате в регионе в феврале 2014

4

Годовой ФОТ участников мероприятия

тыс.рублей

97 370,0

стр.1хстр.2хстр.3х1,3 (30 % — отчисления в соц. фонды)

5

Затраты краевого бюджета на выдачу пособий безработным

тыс. рублей

31 200,0

30 000,0 тыс. руб. + 1200 тыс. руб. (обучение и компенсация организационных расходов)

6

Экономический эффект мероприятия

тыс. рублей

66 170,0

стр.4- стр.5.

7

Окупаемость (экономическая эффективность на 1 руб. затрат)

рублей

3,12

стр.4/стр.5