Файл: Организационная культура (Анализ организационно-экономической деятельности, системы управления персоналом и организационной культуры персонала в ООО «Со»).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 89
Скачиваний: 3
Основные черты организационной культуры ООО «Со»:
- высокая степень специализации, четкое распределение официальных обязанностей, планомерное повышение квалификации персонала;
- пирамидальная структура власти с подробно разработанной иерархией полномочий и четко установленными границами ответственности. Каждый сотрудник ответствен перед вышестоящим работником как за свои собственные решения и действия, так и за действия своих подчиненных;
- наличие системы правил и инструкций, рационально сформулированных для эффективного достижения целей предприятия. Инструкции обеспечивают единообразие и координацию деятельности служащих;
- осуществление отбора, назначения и расстановки кадров в соответствии с заслугами и личными достижениями кандидатов;
- безличная ориентация служащих в контактах с коллегами, предохраняющая предприятие от проникновения «блата», привилегий и т. д.
Для анализа организационной культуры в ООО «Со» применялся опросник, представленный в Приложении 1.
Цели исследования позволяют остановиться на формуле расчета выборки для качественных признаков (данная задача наиболее часто встречается на практике). В качестве исходной изберем следующую формулу [39]:
, (2.1)
где n – рассчитываемая выборочная совокупность;
N – генеральная совокупность;
t – коэффициент доверия;
P – удельный вес изучаемого признака;
d – предельная ошибка выборки.
При исследованиях часто не представляется возможным точно узнать удельный вес признака, однако известно, что максимальная дисперсия не может превышать значения 0,25. Поэтому примем P(1–P) = 0,25. Значение предельной ошибки выборки изберем d=0,05 (т.е. 5 %), что является приемлемым для таких исследований.
Формула для расчета выборочной совокупности имеет вид:
(2.2)
Для анкетирования персонала ООО «Со» выборочная совокупность составила:
Выборка является репрезентативной, так как она разнообразна по всем параметрам личности опрашиваемых. Результаты исследования организационной культуры представлены в таблице 2.9.
Таблица 2.9 – Результаты исследования организационной культуры ООО «Со»
№ респондента |
№ Вопроса |
|||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
1 |
A |
D |
C |
A |
A |
C |
D |
A |
C |
B |
B |
A |
2 |
B |
D |
D |
B |
A |
A |
B |
A |
D |
C |
C |
B |
3 |
A |
D |
B |
C |
A |
B |
C |
A |
B |
D |
D |
B |
4 |
A |
B |
C |
D |
B |
C |
D |
B |
C |
A |
B |
C |
5 |
A |
C |
D |
B |
B |
D |
A |
B |
D |
A |
C |
C |
6 |
A |
D |
A |
D |
C |
B |
A |
C |
A |
A |
D |
D |
7 |
A |
B |
A |
D |
C |
C |
A |
C |
A |
B |
A |
D |
8 |
B |
C |
A |
D |
D |
D |
B |
D |
A |
B |
A |
D |
9 |
C |
D |
B |
A |
D |
A |
B |
D |
B |
C |
A |
B |
10 |
D |
A |
B |
A |
D |
A |
C |
D |
B |
C |
B |
C |
11 |
B |
A |
C |
B |
B |
A |
C |
B |
C |
C |
B |
B |
12 |
C |
A |
C |
B |
C |
B |
D |
C |
C |
C |
C |
C |
13 |
D |
B |
C |
C |
B |
B |
D |
B |
D |
A |
C |
B |
14 |
A |
B |
C |
C |
C |
C |
D |
C |
D |
B |
D |
C |
15 |
A |
D |
C |
D |
B |
C |
B |
B |
D |
C |
B |
A |
16 |
A |
D |
D |
D |
C |
C |
C |
C |
B |
D |
C |
A |
17 |
B |
D |
B |
D |
A |
C |
B |
A |
C |
B |
D |
A |
18 |
B |
D |
C |
B |
A |
A |
C |
A |
B |
C |
B |
C |
19 |
C |
D |
D |
C |
A |
B |
A |
A |
C |
D |
C |
C |
20 |
C |
D |
A |
B |
C |
C |
B |
A |
A |
A |
D |
B |
21 |
D |
D |
A |
C |
C |
D |
C |
A |
B |
A |
A |
A |
22 |
D |
D |
A |
D |
B |
B |
D |
B |
C |
C |
A |
A |
23 |
D |
B |
B |
D |
A |
C |
B |
B |
D |
A |
A |
A |
24 |
B |
C |
B |
D |
A |
D |
C |
C |
B |
B |
B |
B |
25 |
A |
D |
C |
D |
A |
A |
D |
C |
C |
C |
B |
B |
26 |
A |
A |
C |
B |
B |
A |
B |
D |
D |
D |
C |
C |
27 |
A |
A |
C |
C |
B |
C |
C |
D |
C |
B |
C |
C |
28 |
A |
A |
C |
D |
C |
A |
D |
D |
D |
C |
D |
D |
29 |
A |
B |
A |
A |
C |
B |
A |
B |
B |
D |
B |
D |
30 |
A |
B |
A |
A |
D |
C |
A |
C |
C |
A |
C |
A |
31 |
A |
C |
B |
A |
D |
D |
A |
B |
D |
A |
D |
B |
32 |
A |
C |
B |
B |
D |
B |
B |
C |
A |
A |
B |
B |
33 |
C |
D |
A |
B |
B |
C |
B |
B |
A |
B |
C |
C |
34 |
C |
D |
A |
C |
C |
D |
C |
C |
A |
B |
D |
C |
35 |
B |
B |
B |
C |
B |
A |
C |
A |
B |
C |
A |
D |
36 |
B |
C |
B |
D |
C |
A |
D |
A |
B |
C |
A |
D |
Результаты подсчета знаний по таблице 2.9 представлены в таблице 2.10
Таблица 2.10 – Результаты подсчета знаний
№ вопроса |
А |
В |
С |
D |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
17 |
8 |
6 |
5 |
2 |
6 |
8 |
6 |
16 |
3 |
10 |
10 |
12 |
4 |
4 |
6 |
9 |
8 |
13 |
5 |
9 |
10 |
10 |
7 |
6 |
10 |
8 |
12 |
6 |
7 |
7 |
10 |
10 |
9 |
8 |
10 |
10 |
9 |
7 |
9 |
7 |
10 |
10 |
9 |
10 |
10 |
8 |
12 |
6 |
11 |
7 |
10 |
10 |
9 |
12 |
8 |
10 |
11 |
7 |
По таблице с ключами к тесту находим, что наиболее выраженный тип организационной культуры – (таблица 2.11)
Таблица 2.11 – Наиболее выраженные типы организационной культуры
№ |
ООК |
ПрОК |
БОК |
ПОК |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
D |
C |
A |
B |
2 |
B |
A |
D |
C |
3 |
A |
D |
C |
B |
4 |
C |
B |
D |
A |
5 |
A |
D |
B |
С |
6 |
B |
C |
A |
D |
7 |
B |
A |
D |
C |
8 |
A |
D |
B |
C |
9 |
B |
C |
D |
A |
10 |
B |
A |
D |
C |
11 |
D |
A |
C |
B |
12 |
A |
B |
C |
D |
Итого |
5 |
5 |
8 |
5 |
Из таблицы 2.11 видно, что в ООО «Со» наиболее выражена бюрократическая организационная культура. В бюрократических организациях существуют четкие стабильные и простые правила, которые любой может быстро понять и запомнить. За счет этих качеств, по мнению М.Вебера, достигается максимальная эффективность организации, уменьшение трений в коллективе, снижения затрат материальных и человеческих ресурсов. Главная положительная черта бюрократии – ее полная обезличенность.
Бюрократическая культура основывается на системе власти, осуществляющей регламентацию всей деятельности предприятия в форме правил, инструкций и процедур. Источником власти в данной организации является компетентность.
Бюрократический тип организационной культуры имеет свои положительные черты, и в некоторых случаях оправдан (например, при необходимости установления более жесткого контроля, упорядочения деятельности организации, при недостаточно высоко квалифицированном персонале, в крупных организациях с линейно-функциональной организационной структурой и т.д.).
В то же время, бюрократической организационной культуре присущи многие недостатки, ибо ему свойственно игнорирование человеческих потребностей и ценностей. Работники организаций с данной культурой – безличные, неодушевленные квадраты на схеме, такие же взаимозаменяемые, как и те машины, которые он обслуживают. Бюрократия не понимает мотивации труда, свойственной работающим людям, например, таких мотиваторов, как потребность в профессиональном росте, в самоактуализации и в участии в принятии решений.
Люди, работающие в организации, которой присущ бюрократический стиль, лишены индивидуальности и не могут контролировать ни свою работу, ни организационную политику, влияющую на качество их рабочей жизни. С точки зрения бюрократии, идеальные работники – послушные, пассивные, зависимые и инфантильные люди. Они не способны сами принимать решения, а поэтому все решения за них ради их собственного блага должны принимать другие.
Рабочие вынуждены общаться с руководством через своих непосредственных супервизоров; они изолированы от топ-менеджмента и лишены возможности довести до его сведения свое мнение о действиях компании, влияющих на их работу и благополучие. Нет ничего удивительного в том, что работающие в таких условиях люди и не очень удовлетворены своей работой, и не испытывают особой приверженности организации.
Бюрократический стиль руководства можно критиковать не только за его негативное влияние на персонал, но и за не менее негативное влияние на организацию. Бюрократы мешают организационному росту и развитию точно так же, как они мешают профессиональному росту и развитию своих работников. Отчасти это происходит из-за тех барьеров, которые они возводят на пути информации, идущей снизу. Бюрократы озабочены сохранением стабильности и неизменности; они с трудом и плохо адаптируются к социальным переменам и к технологическим новациям, характерным для сегодняшних производств. Упорядоченная бюрократическая структура была создана для сохранения существующего порядка вещей, и все новое воспринималось ею как угроза. А это значит, что, несмотря на весь свой изначальный революционный потенциал и гуманистические намерения, бюрократический организационный стиль не преуспел в том, что касается удовлетворения человеческих потребностей и требований изменяющейся жизни.
Выводы:
Анализ организационной культуры в ООО «Со» выявил следующие недостатки.
– низкий уровень информированности персонала о деятельности организации, слабая обратная связь персонала с руководством;
– низкий уровень сплоченности, организованности, интегративности коллектива.
– отсутствует четкое представление у сотрудников ООО «Со» о корпоративных ценностях, целях, принципах корпоративного поведения
Мероприятия проекта:
– наладить устойчивую обратную связь с руководства и коллектива организации, разработав корпоративный портал для осуществления коммуникаций в организации;
– организация командообразующих мероприятий (выездных разгрузочных, эмоционально позитивных и увлекательных мероприятий и тренингов);
– разработать корпоративный кодекс организации.
Заключение
По результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы и рекомендации.
Организационная культура – это самовоспроизводящаяся, существующая на уровне группового сознания система социально допустимых моделей поведения, обусловленных нормами, разделяемыми ценностями, символами, которая объединяет в единое целое отдельные субкультуры и выступает регулятором внутриорганизационных взаимодействий и деятельности организации во внешней среде.
Организационная культура, чьим главным объектом воздействия является персонал организации и потенциальные сотрудники, свое воздействие на последних оказывает посредством формирования ключевых ценностей, норм и правил поведения, определения ориентации во внутренней среде организации, сохранения ритуалов и традиций. Результатом этого процесса, как правило, становится формирование высокого уровня лояльности сотрудников и их мотивации. Зачастую организационная культура позволяет прежде всего усилить нематериальную мотивацию, что в дальнейшем может приводить к таким экономическим выгодам, как сокращение затрат на поиск и подбор персонала, экономия фонда оплаты труда и пр.
Организационная культура является тем связующим звеном, что превращает предприятие в единое целое, наделяет работников предприятия чувством сплоченности и создает относительную стабильность, и вместе с тем, способствует формированию основных принципов организации, которые служат руководством к действию при разработке стратегий в ответ на изменения в окружающей среде.
Бренд СОРОКИН® существует на российском рынке с 1996 года. Компания успешно развивается во всех секторах рынка гаражного оборудования, внедряя в производство новые оригинальные решения, постоянно модифицируя оборудование и инструмент, запуская в производство новые модели, не имеющие аналогов в России и за рубежом.
Анализ организационной культуры в ООО «Со» выявил следующие недостатки.
– низкий уровень информированности персонала о деятельности организации, слабая обратная связь персонала с руководством;
– низкий уровень сплоченности, организованности, интегративности коллектива.
– отсутствует четкое представление у сотрудников ООО «Со» о корпоративных ценностях, целях, принципах корпоративного поведения
Список использованных источников
- Ардашкин И.Б., Карпова А.Ю. Организационная культура и управление изменениями в фокусе измерений//Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2014.№ 4 (28). С. 123-136.
Багирова А.П., Вавилова А.С. Развитие организационной культуры как критерий эффективности управленческого труда//Вестник УрФУ. Серия: Экономика и управление. 2015. № 1. С. 142-151.
- Василенко С. В. Корпоративная культура как инструмент эффективного управления персоналом. – М.: Дашков и Ко , 2010. – С. 67.
Ганиева З.Ф. Культура как регулятор организационного поведения персонала предприятия//Вестник ВЭГУ. 2015. № 1 (75). С. 212-219.
Гнутова И. Управление текучестью торгового персонала. – Режим доступа: http://www.hrd.com.ua/index.php/upu/bestupu/559-upravlenie-tekuchestu-torgovogo-personala
- Горбунов В.С. Стратегический анализ условий развития агробизнеса / В.С. Горбунов // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. – 2010. – № 5. – С. 38-40.
- Григорьева Н.Н. Управление социальным развитием организации: учебный курс. М.: МИЭМП, 2010.
- Грудистова Е.Г. Управление организационной культурой // Вестник Южно-Уральского государственного университета. – № 21 (154). – 2009. Серия «Экономика и менеджмент». Выпуск 10. – С. 64-74.
- Гэлэгер Р. Корпоративная культура и управление изменениями. М.: Альпина Бизнес Букс, 2010.-С. 54
- Ермолов Ю.А. Предметно-содержательные взаимосвязи дефиниций «организационная культура» и «корпоративная культура» // Вестник Тамбовского Университета. Серия: гуманитарные науки. 2014. № 9. С. 78–85.
- Зачиняев С.Н. Сущностное понимание категории «эффективность» при рассмотрении организационной культуры//Социально-экономические явления и процессы. 2015. № 9 (055). С. 47-50.