Файл: Анализ внешней и внутренней среды организации (на примере предприятия ООО «Колибри»).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 499
Скачиваний: 8
СОДЕРЖАНИЕ
1. Исследование внешней и внутренней среды предприятия
1.1. Внешняя среда предприятия и ее структура
1.2. Внутренняя среда организации
2. Исследование факторов внутренней и внешней среды на примере предприятия ООО «Колибри»
2.1. Общая характеристика предприятия ООО «Колибри»
2.2. Анализ внутренней среды ООО «Колибри»
Основными игроками на рынке являются предприятия Нижегородской и Кировской областей, а также г. Чебоксары. Их совокупная доля составляет порядка 55%. Основное конкурентное преимущество этих производителей – относительно низкая цена и длительное нахождение на рынке в период отсутствия продукции местных производителей.
В будущем ожидается, что доля иногородних производителей данного вида продукции на рынке города Йошкар-Олы резко сократится из-за освоения выпуска этих видов местными предприятиями. Такая ситуация происходит практически на всех рынках товаров с ограниченными сроками хранения. Потребители традиционно доверят скоропортящимся продуктам, которые выпускают местные предприятия.
Скорее всего, эта ниша будет поделена между ООО «Диана и К», ООО «Тортофф» и ООО «Махаон».
Оценим конкурентную среду в отрасли хлебобулочной и кондитерской промышленности. Мы рассматриваем региональный рынок продукции. В республике Марий Эл функционируют крупные фирмы «Сувенир», «Диана К», «Махаон», «Хлебозавод №1», ООО «Тортофф» и др., которые в большей мере удовлетворяют спрос на хлебобулочную и кондитерскую продукцию.
2016-2017 годы проходили для ООО «Колибри» под знаком жесткой конкуренции внутри города и республики со стороны аналогичных предприятий (в частности фирма «Махаон»), производящих однотипную продукцию. К тому же предприятие имеет большие объемы просроченной дебиторской задолженности, что негативно сказывается на наличии собственных оборотных средств.
В 2017-2018 гг. ООО «Колибри» столкнулась с теми же трудностями что и другие предприятия отрасли: резкий рост цен на сырье на производство продукции с ограниченными возможностями сбыта подорожавшей продукции при понизившемся платежеспособном спросе населения. Это привело к снижению фактических объемов реализации тортов внутри Республики Марий Эл, но в то же время вызвало увеличение спроса на местную продукцию со стороны потребителей из за пределов республики. В этом отношении ООО «Колибри» продолжает делать ставку на продвижение именно тортовых изделий, стремясь увеличить сроки реализации данного рода скоропортящейся продукции.
Если рассматривать основную часть рынка сбыта, на которой действует ООО «Колибри», то конкурентами являются предприятия, выпускающие сходную продукцию (хлеб, хлебобулочные и кондитерские изделия). Это хлебозавод №1, фирма «Сувенир», фирма «Махаон», «Диана и К», «Тортофф» и частные хлебопекарни. Но, учитывая, что частные хлебопекарни выпускают около 5% от общего объема продукции на рынке, то основными конкурентами остаются «Махаон» и «Диана и К». Данные предприятия предлагают также широкий ассортимент хлеба, сдобных булок и батонов, тортов и пирожных, имеют собственные торговые точки. Внедрение прогрессивных технологических схем, предусматривающих интенсификацию приготовления теста, сокращения потерь сырья, уменьшения отходов, полученных в процессе производства и улучшение качества изделий являются гарантом выживаемости фирм на рынке.
В целях завоевания рынка фирмы выбрали неценовую конкуренцию (выделение товаров посредством качества, продвижения, упаковки, поставки, сервиса и других маркетинговых факторов).
ООО «Колибри» нашло свободную потребительскую нишу на рынке, завоевав широкий слой населения своей продукцией: ее разнообразием и качеством. Чтобы не потерять, а получить новых покупателей предприятие должно приложить усилия к следующему подходу – с одной стороны, тщательное изучение рынка (ориентация производства на вкус и спрос покупателей, адресность продукции); а с другой стороны – активное воздействие на рынок и существующий спрос, на формирование покупательских потребностей и оценку фирм-конкурентов.
На основе исследования с помощью экспертного метода дана количественная оценка конкурентоспособности продукции предприятия сравнительного анализа по цене и другим, наиболее важным для потребителя характеристикам, которая представлена в табл. 2, приложения 6.
В настоящее время кондитерская продукция производства ООО «Колибри» имеет преимущества по наиболее весомым показателям, таким как цена и качество, но уступают конкурентам в упаковке и внешнем виде. Причем последний показатель весомее показателя упаковки, и он будет улучшен при внедрении нового оборудования на предприятии. Анализируя таблицу оценки конкурентоспособности предприятий, наблюдаем, что по качеству ООО «Колибри» имеет самый высокий балл – 5 (таблица 3, приложение 6).
Широта ассортимента ООО «Махаон» имеет 5 баллов. За последнее время разработано и запущено в производство более 40 видов новой тортовой продукции. Продукция вошла в число лучших товаров Республики Марий Эл. Торты стали лауреатами конкурса «Сто лучших товаров России – 2018». Торты получили серебряную медаль на Всероссийской агропромышленной выставке.
На основе исследования выявлено, что эксперты более удовлетворены работой отдела сбыта всех предприятий. В данном случае на увеличение оценок могло оказать влияние улучшение качества продукции: товароведы чувствуют, что качество повышается, а поскольку они работают на прямую со сбытом, то им кажется, что лучше работает именно отдел сбыта.
Лучшей по качеству и широте ассортимента тортовой продукции, а также формам оплаты, по мнению экспертов, является продукция ООО «Махаон». Анализ слабых сторон продукта показывает, что у ООО «Колибри» имеются резервы повышения конкурентоспособности продукции. Ими являются: повышение культуры обслуживания; контроль за качеством используемых продуктов; ускорение процесса производства; контроль издержек обращения, снижение себестоимости продукции.
Основными поставщиками организации являются следующие: ЗАО «Йошкар-Олинский КНП» (мука), ООО «Кировский мелькомбинат» (мука), ООО «Фирма НОКС» (дополнительное сырье), ООО «Пищевые добавки» г.Киров (дополнительное сырье).
ООО «Колибри» использует в своей деятельности три основных канала сбыта: нулевой уровень, одноуровневый и двухуровневый.
Сбытовая политика ООО «Колибри» построена на применении элементов массового маркетинга, когда весь комплекс маркетинга фирмы направлен на обработку всего рынка. При этом используются методы массового распределения и массовой рекламы, единый диапазон цен, единая программа маркетинга.
Построим профиль внешней среды организации ООО «Колибри» (табл. 4, приложение 6). Графически профиль внешней среды организации ООО «Колибри» представлен на рис. 6.
Рис. 6. Профиль внешней среды организации ООО «Колибри»
Как видим, наибольшее положительное влияние на исследуемую организацию ООО «Колибри» оказывают социальные, политические и рыночные факторы. Наибольшее отрицательное влияние на исследуемую организацию ООО «Колибри» оказывают технологические, экономические и конкурентные факторы.
Проведем анализ сильных и слабых сторон организации ООО «Колибри» (табл. 5, приложение 6). Представим исходную информацию для SWOT - анализа организации ООО «Колибри» в табл. 6, приложения 6.
Для установления связей между сильными и слабыми сторонами предприятия, а также угрозами и возможностями составим матрицу SWOT -анализа. Для рассматриваемого предприятия она имеет следующий вид (рис. 7):
Изменения внешней среды Характеристики внутренней среды |
Возможности:
|
Угрозы:
|
Сильные стороны:
|
Поле СИВ 1. Расширение ассортимента выпускаемой продукции при одновременном сохранении высокого качества продукции 2. Попытка выхода со своей уникальной продукцией на новые рынки 3. Товарная диверсификация производства |
Поле СИУ 1. Разработка высококвалифицированными маркетологами стратегии борьбы с конкурентами; 2. Создание страховых запасов сырья и материалов, поиск альтернативных поставщиков |
Слабые стороны:
|
Поле СЛВ 1. Внедрение систем управления транспортными и складскими потоками, отгрузка «точно в срок», системы логистики |
Поле СЛУ 1. Временное снижение цен на кондитерскую продукцию для ограничения возможностей потенциальных конкурентов; 2. Поиск альтернативных каналов сбыта просроченной продукции (с/х предприятия РМЭ, свинофермы), внедрение системы вторичной переработки кондитерской продукции |
Рис. 7. SWOT - анализ организации ООО «Колибри»
Таким образом, рассмотрев внутреннюю и внешнюю среду конкретного предприятия, можно отметить, что ООО «Колибри» занимает достаточно устойчивую позиции на рынке производства и продажи кондитерских изделий, имеет сильные и слабые стороны, существуют определенные угрозы для предприятия, такие, как общее насыщение рынка, появление на рынке конкурентов с более дешевой или более качественной продукцией, значительное повышение цен на сырье. На решение данных проблем должна быть направлена управленческая политика руководства предприятия.
Анализ внутренней и внешней среды - это очень важный для выработки стратегии организации и очень сложный процесс, требующий внимательного отслеживания происходящих в среде процессов, оценки факторов и установления связи между факторами и теми сильными и слабыми сторонами организации, а также возможностями и угрозами, которые заключены во внешней среде. Очевидно, что, не зная, что происходит во внешнем окружении и, не развивая свои внутренние компетентные стороны, компания очень скоро начнет терять конкурентное преимущество, а затем может просто исчезнуть с рынка.
В силу вышесказанного можно сделать вывод, что единственно правильным вариантом поведения компании для достижения эффективного долгосрочного функционирования и успешного развития является уделение повышенного внимание осуществлению анализа внешнего и внутреннего окружения.
Заключение
Проведя анализ внешней и внутренней среды организации на примере конкретного предприятия в соответствии с поставленной целью и задачами, можно сделать следующие выводы:
Внутренняя среда - это все то, что находится внутри организации. К внутренней среде относятся ресурсы, оборудование, используемые технологии, кадры, информация, социально-психологический климат, организационная культура и имидж организации.
Внутренняя среда каждой организации формируется под воздействием переменных, оказывающих непосредственное влияние на осуществляемые здесь процессы. Именно они предопределяют структуру предприятия, необходимые ресурсы и культуру, которые отражают состояние и главные черты внутренней среды.
Внешняя среда организации представляется в виде двух сфер. К первой сфере относится сложившаяся в стране политическая, экономическая, правовая среда, а также особенности менталитета населения, национальные традиции. Данное окружение будет сходно для большинства организаций.
Вторая сфера будет различна для организаций, так как в нее входят непосредственно поставщики, покупатели, конкуренты, партнеры, государственные и муниципальные органы, с которыми взаимодействует компания. Они оказывают более значимое влияние на деятельность организации. При этом действия организации также будут изменять внешнюю среду.
Все факторы внешнего окружения взаимозависимы и взаимодействуют между собой. Под сложностью внешнего окружения понимается число и разнообразие внешних факторов, на которые организация вынуждена реагировать. Подвижность среды характеризуется скоростью, с которой в среде происходят изменения. Неопределенность среды является функцией имеющегося по конкретному фактору количества информации и уверенности в достоверности этой информации.
Объектом исследования в данной работе являлась организация ООО «Колибри», которая поставляет продукцию в магазины г.Йошкар-Ола и Медведевского района, а также по многим городам России. Основной упор делается на выпуск тортов и пирожных.
На основании проведенного анализа внешней и внутренней среды предприятия можно отметить, что организация ежегодно наращивает объемы производства, особенно за последний год. Темпы роста производства и реализации продукции превышают темпы роста себестоимости, что является положительным моментом в деятельности организацию и ведет к росту прибыли от реализации.
Состав управления количественно и качественно обеспечен кадрами, уровень образования, квалификация, стаж работы руководящих работников удовлетворяют требованиям работы предприятия.
Состав управления количественно и качественно обеспечен кадрами, уровень образования, квалификация, стаж работы руководящих работников удовлетворяют требованиям работы предприятия.
Эффективность деятельности аппарата управления организации ООО «Колибри» достаточно высокая. В целом работники довольны своей работой. Общий настрой фирмы поддерживающий. Возложенная ответственность на работников предприятия в общем соответствует их способностям. На работу работники ходят в целом для получения стабильного заработка для своей семьи и удовлетворения своих материальных потребностей.
Миссия организации ООО «Колибри» - удовлетворение широкого круга населения города Йошкар-Ола и Республики Марий Эл в качественных кондитерских изделиях, поиск и освоение новых каналов сбыта, применение зарубежного опыта по выпечке тортов и пирожных, расширение точек розничных продаж в городе и республике. В связи с тем, что внешняя среда организации ООО «Колибри» является нестабильной макроэкономической средой, отмечается стабильный спрос, умеренная конкуренция, внутренняя среда обновления ООО «Колибри» характеризуется частичным обновлением технологий, модернизацией оборудования, обновлением продукции, то можно в дальнейшем предложить стратегию широкой дифференциации, то есть предложение в рамках действующего производства и продуктовой линейки не кардинально новые товары и продукцию, а улучшение или частичное изменение существующей продукции предприятия.