Файл: Анализ внешней и внутренней среды организации (на примере предприятия ООО «Колибри»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 491

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Приложение 5

Таблица 1

Объем реализации продукции, услуг ООО «Колибри» за 2005-2007 гг.

Тыс.руб.

Показатели

2016 г.

2017 г.

2018 г.

Темп роста, %

2017г. к 2016г.

2018г. к 2017г

1. Выручка от продажи продукции, услуг в действующих ценах, в т.ч.

4968

5271

5574

106,10

105,75

- тортов

2982

3125

3256

104,80

104,19

- пирожных

1121

1241

1362

110,70

109,75

- прочая продажа

865

905

956

104,62

105,64

Таблица 2

Динамика основных технико-экономических показателей деятельности ООО «Колибри» за период с 2016-2018 гг.

Наименование показателей

2016 г.

2017 г.

2018 г.

Изменение, +/-

2017г. к 2016г.

2018г. к 2017г

1. Выручка от продажи продукции, услуг в действующих ценах, в т.ч.

4968

5271

5574

303

303

- производство тортов

2982

3125

3256

143

131

- производство пирожных

1121

1241

1362

120

121

- прочая продажа

865

905

956

40

51

2. Среднесписочная численность работников, чел.

62

68

72

6

4

в том числе рабочих, чел.

42

45

47

3

2

3. Темпы роста численности работников всего, %

100

109,7

105,9

9,7

-3,8

4. Темпы роста численности рабочих, %

100

107,1

104,4

7,1

-2,7

5. Себестоимость продукции в текущих ценах, тыс. р.

4605

4795

4990

190

195

в том числе по элементам затрат:

- материальные затраты

1892

1991

2050

99

59

- расходы на оплату труда

1934

2040

2160

106

120

- отчисления на социальные нужды

503

530

562

27

32

- амортизация

151

152

162

1

10

- прочие расходы

125

82

56

-43

-26

6. Прибыль от реализации, тыс. руб.

363

476

584

113

108

7. Прибыль балансовая в текущих ценах, тыс.руб.

87

476

584

389

108

8. Чистая прибыль (нераспределенная прибыль (убыток) отчетного периода), тыс.руб.

276

362

444

86

82

9. Рентабельность продаж, %

7,31

9,03

10,48

1,72

1,45

10. Рентабельность производства, %

7,88

9,93

11,70

2,05

1,77

11. Выработка работников в сопоставимых ценах, тыс.руб. на чел.

80,13

77,51

77,42

-2,62

-0,09

12. Темпы изменения выработки, %

100

96,73

99,88

-3,27

3,15

13. Среднемесячная заработная плата одного работающего, руб.

3,276

3,43

3,78

0,154

0,35

14. Темпы роста заработной платы, %

100

104,70

110,20

4,70

5,50

15. Среднегодовая стоимость основных фондов, тыс. р.

22939

24005

25105

1066

1100

16. Коэффициент износа основных фондов

0,25

0,26

0,27

0,01

0,01

17. Фондоотдача, руб./руб.

0,22

0,22

0,22

0

0

18. Фондовооруженность, тыс.руб./чел.

369,98

353,01

348,68

-16,97

-4,33

19. Финансовые показатели:

- коэффициент текущей ликвидности

3,543

1,999

0,895

-1,544

-1,104

- коэффициент обеспеченности собственными средствами

0,718

0,500

0,079

-0,218

-0,421

- коэффициент финансовой независимости (0,4-0,6)

0,973

0,962

0,932

-0,011

-0,03


Приложение 6

Таблица 1

Анализ макроокружения предприятия

Фактор

Характеристика

Вектор влияния,

«+» или «-»

1. Социальные

1.1. Структура населения, демография:

Уменьшение численности населения Йошкар-Ола: (тыс. чел.)

2015 г. 281,2

2016 г. 281,3

2017 г. 280,2

2018 г. 279,5

Республика Марий Эл: (тыс. чел.)

2015 г. 728,0

2016 г. 726,7

2017 г. 721,9

2018 г. 714,8

2019 г.(прогноз) 710,6

+

1.2. Уровень занятости:

Снижение безработицы Йошкар-Ола: (чел.)

2016 г. 7823

2017 г. 7212

2018 г. 6895

Республика Марий Эл: (чел.)

2016 г. 20407

2017 г. 20216

2018 г. 20056

Прогнозируется, что объем денежных доходов населения в 2019 году составит 31907,6 млн.рублей, увеличившись относительно 2018 года на 18,2%.

В 2019 году прогнозируется темп роста реальных располагаемых денежных доходов населения 107,3% к оценке 2018 года.

Численность занятых в экономике республики будет постепенно возрастать в основном за счет развития сферы обслуживания населения.

+

1.3. Социальная напряженность, национальные конфликты:

Расслоение общества: выделение социальных групп: Маргиналов, Крайне бедных, Бедных, Среднего слоя, Богатых, Элиты, ведет к социальной нестабильности. Неблагоприятная ситуация на открытом рынке труда республики.

+

2. Технологиче

ские

2.1. Тенденция развития научно-технического прогресса. В настоящее время наблюдается всеобщая информатизация и автоматизация всех отраслей промышленности, значительные затраты на разработку нового оборудования, НИОКР

+

2.2. Уровень технологического развития отрасли. Высокие цены на современное высокотехнологичное оборудование, большинство новинок не отечественного, а зарубежного производства. Технический уровень мельничной промышленности не отвечает современным требованиям. Удельный вес прогрессивного оборудования составляет 32%, причем доля оборудования, технико-экономические параметры которого находятся на уровне мировых достижений составляет 5%, 1/3 оборудования подлежит замене или полной модернизации.

-

3. Экономичес

кие

3.1. Динамика экономического развития:

- профицит государственного бюджета,

- рост реальных доходов населения,

- увеличение объема государственных трансфертов,

- увеличение платежеспособного спроса.

Министерством экономики и промышленности Республики Марий Эл разработан и в настоящее время успешно реализуется механизм государственной поддержки реализации приоритетных для республики инвестиционных проектов в форме субсидирования части процентных расходов и лизинговых платежей.

Следует отметить, что в Республике Марий Эл механизм субсидирования части процентных расходов разработан и внедрен в числе первых регионов в России.

+

3.2. Уровень инфляции, состояние денежного рынка:

2013 г. 16%

-

2014 г. 13%

2015 г. 12,3%

2016 г. 11,5%

2017 г. 10,8%

2018 г. 10,5%

Высокий уровень инфляции ведет к росту цен на сырье, материалы, комплектующие, обслуживание оборудования

3.3. Уровень безработицы, состояние рынка труда:

Численность трудовых ресурсов в 2019 году по прогнозу составит 452,2 тыс.человек. Из них численность занятых, в результате наметившихся положительных тенденций в экономике республики, будет несколько возрастать и по прогнозу в 2019 году составит
338,2 тыс. человек. Численность занятых в экономике республики будет постепенно возрастать в основном за счет развития сферы обслуживания населения.

+

4. Политичес

кая

4.1. Политическая стабильность РФ:

Усиление значимости страны на внешней политической арене. Стабильные результаты выборов в Государственную Думу – (партия Единая Россия – 64%), в Президенты РФ – Дмитрий Медведев (порядка 68,5%).

+

4.2. Политическая стабильность субъекта РФ – Республики Марий Эл.

Новая политическая и экономическая ситуация в республике. На выборах жители республики демонстрируют устойчивые демократические предпочтения, поддерживая политические силы реформистской и конструктивной направленности. Сбалансированный механизм взаимодействия региональных и федеральных органов власти. В республике на протяжении последних лет наблюдается конструктивное взаимодействие представителей власти и бизнеса, подтверждением этого стала проводимая традиционно с 2013 года ярмарка социальных и культурных проектов Республики Марий Эл, часть мероприятий которой финансируется за счет средств частного капитала.

+

5. Рынок

5.1. Потенциальный объем спрос на товары и продукцию предприятия.

Валовая выручка имеет тенденцию к росту за последние три года. Спрос стабильный.

Нет ярко выраженных циклических колебаний, реализация равномерна, отмечается отсутствие

сезонности. Спрос эластичен по цене

+

5.2. Финансовое состояние потребителей, платежеспособность. Прогнозируется, что объем денежных доходов населения в 2019 году составит 31907,6 млн.рублей, увеличившись относительно 2018 года на 18,2%. Платежеспособность населения республики ежегодно увеличивается.

+

6. Конкуренты

6.1. Прямые конкуренты. Организация занимает устойчивую позицию на рынке, существует ряд постоянных клиентов и крупных заказчиков, спрос превышает предложение, позиция товара на рынке – «сияющие звезды», предприятие постепенно осваивает нишу рынка. Однако есть сильная конкуренция со стороны других хлебозаводов и комбинатов города и республики

ООО «Махаон», ООО «Диан и К», ООО Хлебозавод №1, ООО «Тортофф» и др.

+

6.2. Товары-заменители продукции ООО «Колибри» - кондитерская продукция – конфеты, шоколад, вафли.

-

6.3. Иностранные конкуренты. Либерализация внешних экономических связей, появление иностранных конкурентов.

-


Таблица 2

Оценка конкурентоспособности продукции

Показатели

Продукция предприятий-конкурентов

Удель-ный вес показа-теля, %

ООО «Колибри»

ООО «Диана К»

Махаон

Тортофф

КлубНика

Цена

4,48

4,1

3,37

3,61

3,83

30,32

Упаковка

3,9

4,24

3,87

4,78

4,39

13,77

Качество

4,67

4,28

3,47

4,39

4,5

26,95

Внешний вид

4,33

4,38

3,87

4,72

4,56

15,34

Доступность приобретения

4,81

4,48

3,6

4,11

4,11

13,62

100

Таблица 3

Оценка конкурентоспособности предприятий, вырабатывающих тортовые изделия, балл

Показатели конкурентоспособности

Наименование предприятия

ООО «Махаон»

ООО «Диана и К»

ООО «Колибри»

1. Качество

5

4

4

2. Цена

4

3

4

3. Широта ассортимента

5

4

4

4. Форма оплаты

4

3

3

5. Возврат товаров по истечении сроков реализации

4

2

2

6. Формы доставки товаров

4

4

4

Итого

26

20

21

Таблица 4

Профиль внешней среды организации ООО «Колибри»

Фактор

Характеристика

Направление вектора

Экспертная оценка

Сумма

1. Социаль

ные

1.1. Структура населения, демография

+

8

+8

1.2. Уровень занятости

+

7

+7

1.3. Социальная напряженность, национальные конфликты

+

9

+9

2. Техноло

гические

2.1. Тенденция развития научно-технического прогресса.

+

6

+6

2.2. Уровень технологического развития отрасли.

-

8

-8

3. Экономи

ческие

3.1. Динамика экономического развития

+

5

+5

3.2. Уровень инфляции, состояние денежного рынка

-

8

-8

3.3. Уровень безработицы, состояние рынка труда

+

7

+7

4. Полити

ческая

4.1. Политическая стабильность РФ

+

5

+5

4.2. Политическая стабильность субъекта РФ – Республики Марий Эл.

+

6

+6

5. Рынок

5.1. Потенциальный объем спрос на товары и продукцию предприятия.

+

8

+8

5.2. Финансовое состояние потребителей, платежеспособность.

+

7

+7

6. Конкуре

нты

6.1. Прямые конкуренты.

+

9

+9

6.2. Товары-заменители продукции ООО «Колибри»

-

5

-5

6.3. Иностранные конкуренты.

-

4

-4


Таблица 5

Сильные и слабые стороны организации ООО «Колибри»

Бизнес-функция

Сильные стороны

Слабые стороны

1. Производствен

ная структура

1. Возможность расширения производственных мощностей

2. Система контроля запасов

3. Эффективное расположение и использование производственных мощностей

4. Эффективность процедуры контроля за процессом изготовления продукта, эффективная система контроля качества

1. Недостаточная загруженность мощностей

2. Большие временные и материальные затраты на освоение новых видов продукции

3. Слабая гибкость оборудования к трансформации для производства новых видов продукции

4. Необходимость использования быстропортящихся сырья и материалов

2. Характеристика продукции и услуг

1. Предприятие выпускает широкий ассортимент кондитерской продукции, освоены новые виды тортов, пирожных

1. Выпускаемая продукция не имеет явных конкурентных преимуществ перед кондитерской продукцией фирм-конкурентов (по цене, вкусу)

2. Продукция не ориентирована на реализацию в супермаркетах

3. Производственная и материально-техническая база

- организация технически оборудована, имеются современные технологические линии по выпечке тортов, пирожных;

- освоена новая линия производства сухой закуски и слоеных палочек;

- большие складские помещения;

- наличие передвижных точек (тонаров) для продажи продукции на улицах города;

- сложность процесса учета и хранения продукции;

- задержки поставок продукции от поставщиков;

- повышенные требования контроля качества изготовляемой продукции;

- необходимость постоянной проверки процесса производства и хранения продукции санитарными службами города;

- высокий уровень

затрат на текущий ремонт и техническое обслуживание оборудования;

4. Кадры

- высокий процент работников управления организации имеют высшее специальное образование,

- руководители предприятия имеют хорошее знание отраслевой специфики производства;

- низкая текучесть кадров;

- использование материального стимулирования и премирования работников организации;

- предоставление социального пакета работникам предприятия.

- низкий уровень заработной платы;

- слабая мотивация работников организации;

- отсутствие достаточного количества квалифицированных кадров (пекарей);

- отсутствие возможности проведения квалификационной переподготовки кадров в городе;

5. Система управления организацией

- гибкая организационная структура управления организацией;

- четкое знание работниками организации своих прав и обязанностей;

- продуманные должностные инструкции работников предприятия;

- наличие «обратной связи» между рабочими и руководством организации;

- внедрена система контроля за результатами работы каждого конкретного работника предприятия

- недостаточная организация системы коммуникаций;

- слабо разработана система стратегического планирования;

- работники низшего звена не слабо ознакомлены с долгосрочными целями организации, «не знаем к чему стремимся»;

- отсутствие делегирования полномочий.

6. Эффективность деятельности организации

1. Доля на рынке 6,4%

2. Положительная динамика увеличения финансовых результатов

3. Высокая инвестиционная привлекательность и потенциал фирмы;

4. Высокие показатели эффективности использования трудовых ресурсов и основных производственных фондов;

5. Внедрена автоматизированная система управления запасами

6. Полностью автоматизированный бухгалтерский и управленческий учет.

1. Отсутствие собственного оборотного капитала

2. Положение организации финансово неустойчивое, баланс фирмы неликвиден. Коэффициенты платежеспособности и ликвидности находятся значительно ниже нормативных значений. Велика доля отвлеченных финансовых средств (дебиторская задолженность).


Таблица 6

Исходная информация для SWOT-анализа предприятия

Возможности

Сильные стороны

Реализация новых видов хлебобулочной продукции

Ценовые преимущества

Ослабление нестабильности бизнеса

Высокая квалификация персонала

Возможность расширения производственных мощностей

Высокая восприимчивость к новым разработкам

Увеличение объема государственной поддержки

Участие в ярмарках, выставках, дегустациях

Эффективное расположение и использование производственных мощностей

Высокое качество хлебобулочной и кондитерской продукции

Увеличение доли рынка

Эффективная работа отдела маркетинга по продвижению продукции предприятия

Наличие высококвалифицированных специалистов

Эффективная деятельность отдела снабжения

Лояльность поставщиков, возможность оплаты за сырье и материалы в кредит

Эффективная система контроля качества продукции

Увеличение ассортимента имеющейся кондитерской продукции

Широкий ассортимент реализуемой продукции

Увеличение платежеспособного спроса населения

Хорошо поставленная система менеджмента на предприятии

Снижение себестоимости продукции за счет более дешевого сырья (приобретение пшеницы и ржи у местных сельскохозяйственных предприятий республики Марий Эл)

Ощутимая финансовая поддержка со стороны учредителей

Возможность участия в федеральных целевых программах Республики Марий Эл по субсидированию процентной ставки по инвестиционным кредитам

Наличие долгосрочных контрактов с проверенными поставщиками

Возможность выхода за пределы регионального рынка

Наличие собственных уникальных технологий по выпечке тортов

Угрозы

Слабые стороны

Общее насыщение рынка

Увеличение текучести кадров

Высокий уровень инфляции

Слабая мотивационная политика управления организации по отношению к персоналу

Неплатежеспособность потребителей

Широкий ассортимент производимой продукции

Появление на рынке конкурентов с более дешевой или более качественной продукцией

Неэффективная система оплаты труда

Агрессивная политика действующих конкурентов

Ограниченность возможности расширения рынков сбыта

Отказ банков в выдаче кредитов в связи с превышением предприятием лимита кредитования, а также убыточной деятельности организации

Специфика производимой продукции – быстропортящиеся товары (кондитерские изделия)

Повышение уровня требований потребителей к качеству товара

Неполное использование имеющихся мощностей

Сокращение заказов от бюджетных учреждений (школ, учебных заведений, детских садов и т..д.)

Недостаток собственных средств для изменения действующей стратегии

Снижение входных барьеров в отрасль

Отсутствие достаточного количества квалифицированных кадров (пекарей);

Отказ правительства в участии в федеральных целевых программах

Отсутствие возможности проведения квалификационной переподготовки кадров в городе

Значительное повышение цен на сырье

Повышенные требования контроля качества изготовляемой продукции;

Отсутствие страхового запаса сырья и материалов

Необходимость постоянной проверки процесса производства и хранения продукции санитарными службами города