Файл: Анализ внешней и внутренней среды организации (на примере предприятия ООО «Колибри»).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 491
Скачиваний: 8
СОДЕРЖАНИЕ
1. Исследование внешней и внутренней среды предприятия
1.1. Внешняя среда предприятия и ее структура
1.2. Внутренняя среда организации
2. Исследование факторов внутренней и внешней среды на примере предприятия ООО «Колибри»
2.1. Общая характеристика предприятия ООО «Колибри»
2.2. Анализ внутренней среды ООО «Колибри»
Приложение 5
Таблица 1
Объем реализации продукции, услуг ООО «Колибри» за 2005-2007 гг.
Тыс.руб.
Показатели |
2016 г. |
2017 г. |
2018 г. |
Темп роста, % |
|
2017г. к 2016г. |
2018г. к 2017г |
||||
1. Выручка от продажи продукции, услуг в действующих ценах, в т.ч. |
4968 |
5271 |
5574 |
106,10 |
105,75 |
- тортов |
2982 |
3125 |
3256 |
104,80 |
104,19 |
- пирожных |
1121 |
1241 |
1362 |
110,70 |
109,75 |
- прочая продажа |
865 |
905 |
956 |
104,62 |
105,64 |
Таблица 2
Динамика основных технико-экономических показателей деятельности ООО «Колибри» за период с 2016-2018 гг.
Наименование показателей |
2016 г. |
2017 г. |
2018 г. |
Изменение, +/- |
|
2017г. к 2016г. |
2018г. к 2017г |
||||
1. Выручка от продажи продукции, услуг в действующих ценах, в т.ч. |
4968 |
5271 |
5574 |
303 |
303 |
- производство тортов |
2982 |
3125 |
3256 |
143 |
131 |
- производство пирожных |
1121 |
1241 |
1362 |
120 |
121 |
- прочая продажа |
865 |
905 |
956 |
40 |
51 |
2. Среднесписочная численность работников, чел. |
62 |
68 |
72 |
6 |
4 |
в том числе рабочих, чел. |
42 |
45 |
47 |
3 |
2 |
3. Темпы роста численности работников всего, % |
100 |
109,7 |
105,9 |
9,7 |
-3,8 |
4. Темпы роста численности рабочих, % |
100 |
107,1 |
104,4 |
7,1 |
-2,7 |
5. Себестоимость продукции в текущих ценах, тыс. р. |
4605 |
4795 |
4990 |
190 |
195 |
в том числе по элементам затрат: |
|||||
- материальные затраты |
1892 |
1991 |
2050 |
99 |
59 |
- расходы на оплату труда |
1934 |
2040 |
2160 |
106 |
120 |
- отчисления на социальные нужды |
503 |
530 |
562 |
27 |
32 |
- амортизация |
151 |
152 |
162 |
1 |
10 |
- прочие расходы |
125 |
82 |
56 |
-43 |
-26 |
6. Прибыль от реализации, тыс. руб. |
363 |
476 |
584 |
113 |
108 |
7. Прибыль балансовая в текущих ценах, тыс.руб. |
87 |
476 |
584 |
389 |
108 |
8. Чистая прибыль (нераспределенная прибыль (убыток) отчетного периода), тыс.руб. |
276 |
362 |
444 |
86 |
82 |
9. Рентабельность продаж, % |
7,31 |
9,03 |
10,48 |
1,72 |
1,45 |
10. Рентабельность производства, % |
7,88 |
9,93 |
11,70 |
2,05 |
1,77 |
11. Выработка работников в сопоставимых ценах, тыс.руб. на чел. |
80,13 |
77,51 |
77,42 |
-2,62 |
-0,09 |
12. Темпы изменения выработки, % |
100 |
96,73 |
99,88 |
-3,27 |
3,15 |
13. Среднемесячная заработная плата одного работающего, руб. |
3,276 |
3,43 |
3,78 |
0,154 |
0,35 |
14. Темпы роста заработной платы, % |
100 |
104,70 |
110,20 |
4,70 |
5,50 |
15. Среднегодовая стоимость основных фондов, тыс. р. |
22939 |
24005 |
25105 |
1066 |
1100 |
16. Коэффициент износа основных фондов |
0,25 |
0,26 |
0,27 |
0,01 |
0,01 |
17. Фондоотдача, руб./руб. |
0,22 |
0,22 |
0,22 |
0 |
0 |
18. Фондовооруженность, тыс.руб./чел. |
369,98 |
353,01 |
348,68 |
-16,97 |
-4,33 |
19. Финансовые показатели: |
|||||
- коэффициент текущей ликвидности |
3,543 |
1,999 |
0,895 |
-1,544 |
-1,104 |
- коэффициент обеспеченности собственными средствами |
0,718 |
0,500 |
0,079 |
-0,218 |
-0,421 |
- коэффициент финансовой независимости (0,4-0,6) |
0,973 |
0,962 |
0,932 |
-0,011 |
-0,03 |
Приложение 6
Таблица 1
Анализ макроокружения предприятия
Фактор |
Характеристика |
Вектор влияния, «+» или «-» |
1. Социальные |
1.1. Структура населения, демография: Уменьшение численности населения Йошкар-Ола: (тыс. чел.) 2015 г. 281,2 2016 г. 281,3 2017 г. 280,2 2018 г. 279,5 Республика Марий Эл: (тыс. чел.) 2015 г. 728,0 2016 г. 726,7 2017 г. 721,9 2018 г. 714,8 2019 г.(прогноз) 710,6 |
+ |
1.2. Уровень занятости: Снижение безработицы Йошкар-Ола: (чел.) 2016 г. 7823 2017 г. 7212 2018 г. 6895 Республика Марий Эл: (чел.) 2016 г. 20407 2017 г. 20216 2018 г. 20056 Прогнозируется, что объем денежных доходов населения в 2019 году составит 31907,6 млн.рублей, увеличившись относительно 2018 года на 18,2%. В 2019 году прогнозируется темп роста реальных располагаемых денежных доходов населения 107,3% к оценке 2018 года. Численность занятых в экономике республики будет постепенно возрастать в основном за счет развития сферы обслуживания населения. |
+ |
|
1.3. Социальная напряженность, национальные конфликты: Расслоение общества: выделение социальных групп: Маргиналов, Крайне бедных, Бедных, Среднего слоя, Богатых, Элиты, ведет к социальной нестабильности. Неблагоприятная ситуация на открытом рынке труда республики. |
+ |
|
2. Технологиче ские |
2.1. Тенденция развития научно-технического прогресса. В настоящее время наблюдается всеобщая информатизация и автоматизация всех отраслей промышленности, значительные затраты на разработку нового оборудования, НИОКР |
+ |
2.2. Уровень технологического развития отрасли. Высокие цены на современное высокотехнологичное оборудование, большинство новинок не отечественного, а зарубежного производства. Технический уровень мельничной промышленности не отвечает современным требованиям. Удельный вес прогрессивного оборудования составляет 32%, причем доля оборудования, технико-экономические параметры которого находятся на уровне мировых достижений составляет 5%, 1/3 оборудования подлежит замене или полной модернизации. |
- |
|
3. Экономичес кие |
3.1. Динамика экономического развития: - профицит государственного бюджета, - рост реальных доходов населения, - увеличение объема государственных трансфертов, - увеличение платежеспособного спроса. Министерством экономики и промышленности Республики Марий Эл разработан и в настоящее время успешно реализуется механизм государственной поддержки реализации приоритетных для республики инвестиционных проектов в форме субсидирования части процентных расходов и лизинговых платежей. Следует отметить, что в Республике Марий Эл механизм субсидирования части процентных расходов разработан и внедрен в числе первых регионов в России. |
+ |
3.2. Уровень инфляции, состояние денежного рынка: 2013 г. 16% |
- |
|
2014 г. 13% 2015 г. 12,3% 2016 г. 11,5% 2017 г. 10,8% 2018 г. 10,5% Высокий уровень инфляции ведет к росту цен на сырье, материалы, комплектующие, обслуживание оборудования |
||
3.3. Уровень безработицы, состояние рынка труда: Численность трудовых ресурсов в 2019 году по прогнозу составит 452,2 тыс.человек. Из них численность занятых, в результате наметившихся положительных тенденций в экономике республики, будет несколько возрастать и по прогнозу в 2019 году составит |
+ |
|
4. Политичес кая |
4.1. Политическая стабильность РФ: Усиление значимости страны на внешней политической арене. Стабильные результаты выборов в Государственную Думу – (партия Единая Россия – 64%), в Президенты РФ – Дмитрий Медведев (порядка 68,5%). |
+ |
4.2. Политическая стабильность субъекта РФ – Республики Марий Эл. Новая политическая и экономическая ситуация в республике. На выборах жители республики демонстрируют устойчивые демократические предпочтения, поддерживая политические силы реформистской и конструктивной направленности. Сбалансированный механизм взаимодействия региональных и федеральных органов власти. В республике на протяжении последних лет наблюдается конструктивное взаимодействие представителей власти и бизнеса, подтверждением этого стала проводимая традиционно с 2013 года ярмарка социальных и культурных проектов Республики Марий Эл, часть мероприятий которой финансируется за счет средств частного капитала. |
+ |
|
5. Рынок |
5.1. Потенциальный объем спрос на товары и продукцию предприятия. Валовая выручка имеет тенденцию к росту за последние три года. Спрос стабильный. Нет ярко выраженных циклических колебаний, реализация равномерна, отмечается отсутствие сезонности. Спрос эластичен по цене |
+ |
5.2. Финансовое состояние потребителей, платежеспособность. Прогнозируется, что объем денежных доходов населения в 2019 году составит 31907,6 млн.рублей, увеличившись относительно 2018 года на 18,2%. Платежеспособность населения республики ежегодно увеличивается. |
+ |
|
6. Конкуренты |
6.1. Прямые конкуренты. Организация занимает устойчивую позицию на рынке, существует ряд постоянных клиентов и крупных заказчиков, спрос превышает предложение, позиция товара на рынке – «сияющие звезды», предприятие постепенно осваивает нишу рынка. Однако есть сильная конкуренция со стороны других хлебозаводов и комбинатов города и республики ООО «Махаон», ООО «Диан и К», ООО Хлебозавод №1, ООО «Тортофф» и др. |
+ |
6.2. Товары-заменители продукции ООО «Колибри» - кондитерская продукция – конфеты, шоколад, вафли. |
- |
|
6.3. Иностранные конкуренты. Либерализация внешних экономических связей, появление иностранных конкурентов. |
- |
Таблица 2
Оценка конкурентоспособности продукции
Показатели |
Продукция предприятий-конкурентов |
Удель-ный вес показа-теля, % |
||||
ООО «Колибри» |
ООО «Диана К» |
Махаон |
Тортофф |
КлубНика |
||
Цена |
4,48 |
4,1 |
3,37 |
3,61 |
3,83 |
30,32 |
Упаковка |
3,9 |
4,24 |
3,87 |
4,78 |
4,39 |
13,77 |
Качество |
4,67 |
4,28 |
3,47 |
4,39 |
4,5 |
26,95 |
Внешний вид |
4,33 |
4,38 |
3,87 |
4,72 |
4,56 |
15,34 |
Доступность приобретения |
4,81 |
4,48 |
3,6 |
4,11 |
4,11 |
13,62 |
100 |
Таблица 3
Оценка конкурентоспособности предприятий, вырабатывающих тортовые изделия, балл
Показатели конкурентоспособности |
Наименование предприятия |
||
ООО «Махаон» |
ООО «Диана и К» |
ООО «Колибри» |
|
1. Качество |
5 |
4 |
4 |
2. Цена |
4 |
3 |
4 |
3. Широта ассортимента |
5 |
4 |
4 |
4. Форма оплаты |
4 |
3 |
3 |
5. Возврат товаров по истечении сроков реализации |
4 |
2 |
2 |
6. Формы доставки товаров |
4 |
4 |
4 |
Итого |
26 |
20 |
21 |
Таблица 4
Профиль внешней среды организации ООО «Колибри»
Фактор |
Характеристика |
Направление вектора |
Экспертная оценка |
Сумма |
1. Социаль ные |
1.1. Структура населения, демография |
+ |
8 |
+8 |
1.2. Уровень занятости |
+ |
7 |
+7 |
|
1.3. Социальная напряженность, национальные конфликты |
+ |
9 |
+9 |
|
2. Техноло гические |
2.1. Тенденция развития научно-технического прогресса. |
+ |
6 |
+6 |
2.2. Уровень технологического развития отрасли. |
- |
8 |
-8 |
|
3. Экономи ческие |
3.1. Динамика экономического развития |
+ |
5 |
+5 |
3.2. Уровень инфляции, состояние денежного рынка |
- |
8 |
-8 |
|
3.3. Уровень безработицы, состояние рынка труда |
+ |
7 |
+7 |
|
4. Полити ческая |
4.1. Политическая стабильность РФ |
+ |
5 |
+5 |
4.2. Политическая стабильность субъекта РФ – Республики Марий Эл. |
+ |
6 |
+6 |
|
5. Рынок |
5.1. Потенциальный объем спрос на товары и продукцию предприятия. |
+ |
8 |
+8 |
5.2. Финансовое состояние потребителей, платежеспособность. |
+ |
7 |
+7 |
|
6. Конкуре нты |
6.1. Прямые конкуренты. |
+ |
9 |
+9 |
6.2. Товары-заменители продукции ООО «Колибри» |
- |
5 |
-5 |
|
6.3. Иностранные конкуренты. |
- |
4 |
-4 |
Таблица 5
Сильные и слабые стороны организации ООО «Колибри»
Бизнес-функция |
Сильные стороны |
Слабые стороны |
1. Производствен ная структура |
1. Возможность расширения производственных мощностей 2. Система контроля запасов 3. Эффективное расположение и использование производственных мощностей 4. Эффективность процедуры контроля за процессом изготовления продукта, эффективная система контроля качества |
1. Недостаточная загруженность мощностей 2. Большие временные и материальные затраты на освоение новых видов продукции 3. Слабая гибкость оборудования к трансформации для производства новых видов продукции 4. Необходимость использования быстропортящихся сырья и материалов |
2. Характеристика продукции и услуг |
1. Предприятие выпускает широкий ассортимент кондитерской продукции, освоены новые виды тортов, пирожных |
1. Выпускаемая продукция не имеет явных конкурентных преимуществ перед кондитерской продукцией фирм-конкурентов (по цене, вкусу) 2. Продукция не ориентирована на реализацию в супермаркетах |
3. Производственная и материально-техническая база |
- организация технически оборудована, имеются современные технологические линии по выпечке тортов, пирожных; - освоена новая линия производства сухой закуски и слоеных палочек; - большие складские помещения; - наличие передвижных точек (тонаров) для продажи продукции на улицах города; |
- сложность процесса учета и хранения продукции; - задержки поставок продукции от поставщиков; - повышенные требования контроля качества изготовляемой продукции; - необходимость постоянной проверки процесса производства и хранения продукции санитарными службами города; - высокий уровень затрат на текущий ремонт и техническое обслуживание оборудования; |
4. Кадры |
- высокий процент работников управления организации имеют высшее специальное образование, - руководители предприятия имеют хорошее знание отраслевой специфики производства; - низкая текучесть кадров; - использование материального стимулирования и премирования работников организации; - предоставление социального пакета работникам предприятия. |
- низкий уровень заработной платы; - слабая мотивация работников организации; - отсутствие достаточного количества квалифицированных кадров (пекарей); - отсутствие возможности проведения квалификационной переподготовки кадров в городе; |
5. Система управления организацией |
- гибкая организационная структура управления организацией; - четкое знание работниками организации своих прав и обязанностей; - продуманные должностные инструкции работников предприятия; - наличие «обратной связи» между рабочими и руководством организации; - внедрена система контроля за результатами работы каждого конкретного работника предприятия |
- недостаточная организация системы коммуникаций; - слабо разработана система стратегического планирования; - работники низшего звена не слабо ознакомлены с долгосрочными целями организации, «не знаем к чему стремимся»; - отсутствие делегирования полномочий. |
6. Эффективность деятельности организации |
1. Доля на рынке 6,4% 2. Положительная динамика увеличения финансовых результатов 3. Высокая инвестиционная привлекательность и потенциал фирмы; 4. Высокие показатели эффективности использования трудовых ресурсов и основных производственных фондов; 5. Внедрена автоматизированная система управления запасами 6. Полностью автоматизированный бухгалтерский и управленческий учет. |
1. Отсутствие собственного оборотного капитала 2. Положение организации финансово неустойчивое, баланс фирмы неликвиден. Коэффициенты платежеспособности и ликвидности находятся значительно ниже нормативных значений. Велика доля отвлеченных финансовых средств (дебиторская задолженность). |
Таблица 6
Исходная информация для SWOT-анализа предприятия
Возможности |
Сильные стороны |
Реализация новых видов хлебобулочной продукции |
Ценовые преимущества |
Ослабление нестабильности бизнеса |
Высокая квалификация персонала |
Возможность расширения производственных мощностей |
Высокая восприимчивость к новым разработкам |
Увеличение объема государственной поддержки |
Участие в ярмарках, выставках, дегустациях |
Эффективное расположение и использование производственных мощностей |
Высокое качество хлебобулочной и кондитерской продукции |
Увеличение доли рынка |
Эффективная работа отдела маркетинга по продвижению продукции предприятия |
Наличие высококвалифицированных специалистов |
Эффективная деятельность отдела снабжения |
Лояльность поставщиков, возможность оплаты за сырье и материалы в кредит |
Эффективная система контроля качества продукции |
Увеличение ассортимента имеющейся кондитерской продукции |
Широкий ассортимент реализуемой продукции |
Увеличение платежеспособного спроса населения |
Хорошо поставленная система менеджмента на предприятии |
Снижение себестоимости продукции за счет более дешевого сырья (приобретение пшеницы и ржи у местных сельскохозяйственных предприятий республики Марий Эл) |
Ощутимая финансовая поддержка со стороны учредителей |
Возможность участия в федеральных целевых программах Республики Марий Эл по субсидированию процентной ставки по инвестиционным кредитам |
Наличие долгосрочных контрактов с проверенными поставщиками |
Возможность выхода за пределы регионального рынка |
Наличие собственных уникальных технологий по выпечке тортов |
Угрозы |
Слабые стороны |
Общее насыщение рынка |
Увеличение текучести кадров |
Высокий уровень инфляции |
Слабая мотивационная политика управления организации по отношению к персоналу |
Неплатежеспособность потребителей |
Широкий ассортимент производимой продукции |
Появление на рынке конкурентов с более дешевой или более качественной продукцией |
Неэффективная система оплаты труда |
Агрессивная политика действующих конкурентов |
Ограниченность возможности расширения рынков сбыта |
Отказ банков в выдаче кредитов в связи с превышением предприятием лимита кредитования, а также убыточной деятельности организации |
Специфика производимой продукции – быстропортящиеся товары (кондитерские изделия) |
Повышение уровня требований потребителей к качеству товара |
Неполное использование имеющихся мощностей |
Сокращение заказов от бюджетных учреждений (школ, учебных заведений, детских садов и т..д.) |
Недостаток собственных средств для изменения действующей стратегии |
Снижение входных барьеров в отрасль |
Отсутствие достаточного количества квалифицированных кадров (пекарей); |
Отказ правительства в участии в федеральных целевых программах |
Отсутствие возможности проведения квалификационной переподготовки кадров в городе |
Значительное повышение цен на сырье |
Повышенные требования контроля качества изготовляемой продукции; |
Отсутствие страхового запаса сырья и материалов |
Необходимость постоянной проверки процесса производства и хранения продукции санитарными службами города |