Файл: Банковская система, ее элементы и важнейшие свойства..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 87

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

в-третьих, высказываются сомнения в использовании столь больших сумм по назначению. Значительную часть этих средств, как говорят, составят отчисления на коррупцию. Такая опасность действительно существовала бы, если бы эти средства выдавались без возврата, не банками, а, например, бюджетом. Но эти средства будут выделяться в форме инвестиционных кредитов, которые надо возвращать и которые в небольшой степени попадут на счета предприятий, а подавляющая их часть будет прямо направляться поставщикам оборудования и строителям при наличии подписанных актов.

Следует отметить, что предложенное финансирование программы модернизации с помощью заемных денег не только позволяет в короткий срок решить эту задачу, обеспечив качество и эффективность из-за принципа возвратности полученных кредитов. Выделение коммерческим банкам огромных кредитных денег - до четверти всех их активов - позволит усилить банковскую систему, сделать ее более мощной и прибыльной.

О направлениях модернизации реального сектора и особенностях его финансирования

Модернизация реального сектора, как отмечалось, включает в себя техническое (технологическое) обновление материальной производственной базы, перестройку структуры народного хозяйства, форсирование жилищно-коммунального строительства и всемерное развитие транспортной инфраструктуры. [13]

Технологическое обновление народного хозяйства. Техническое обновление во многом провели такие отрасли, как черная металлургия, трубная промышленность, частично пищевая промышленность, особенно пивоваренная, кондитерская и мясомолочная отрасли. Все время технически совершенствуется сфера связи, в первую очередь мобильной связи. На современном уровне крупными иностранными автомобильными компаниями вводятся мощности по производству легковых автомобилей в России. Начали технически обновляться ряд электротехнических предприятий и отдельные предприятия многих других отраслей.

Однако, если оценить в целом реальный сектор, то не менее двух третей его предприятий и организаций являются технически отсталыми. Но если за 10 - 12 лет интенсивной работы перевести отрасли народного хозяйства на современную технологию, реализуемую лучшей системой машин и оборудования, которая есть в мире, то это позволит поднять производительность труда в 2 - 2,5 раза, сократить энергоемкость валового внутреннего продукта, по крайней мере, вдвое, в 1,5 раза снизить материалоемкость продукции, поскольку и сама продукция также должна подвергнуться техническому обновлению и стать более качественной и эффективной. Чтобы радикально изменить ситуацию, нужны дополнительные массированные инвестиции. По нашим подсчетам, чтобы провести техническое обновление народного хозяйства страны за 10 - 12 лет, ежегодно в инвестиции надо вкладывать дополнительно около 2 трлн руб. (весь объем инвестиций в основной капитал страны в лучшем 2008 г. составил около 9 трлн руб.).


Перестройка структуры народного хозяйства. Нам предстоит развить прежде всего производство готовой продукции с высокой добавленной стоимостью и повысить ее долю в составе всей продукции с 60 до 80%, сократив при этом удельный вес топливно - сырьевых отраслей, производство полуфабрикатов и материалов с 40 до 20%. В составе экспортной продукции соответственно долю топливно-сырьевых отраслей, полуфабрикатов и материалов предстоит сократить хотя бы до 50%, а долю готовой продукции повысить тоже до 50%. При этом речь не идет об абсолютном снижении объемов производства, а тем более экспорта топлива, сырья и материалов. Ежегодно их объем, по-видимому, будет увеличиваться на 1 - 2%. При этом производство и экспорт готовой продукции должен возрастать по 8 - 10% в год. И поэтому быстро будет увеличиваться их удельный вес в производстве и экспорте.

Особо подчеркнем, что в составе готовой продукции самым динамичным сектором развития станет производство высокотехнологичной, наукоемкой и инновационной продукции.

О каких конкретно отраслях по производству готовой продукции здесь можно говорить? На наш взгляд, мы могли бы выйти на первое место в мире по нефтехимии и производству продукции из синтетических материалов, поскольку условия развития нефтехимии в России и производства продукции из синтетических материалов - самые лучшие в мире.

Другой отраслью, где в России существуют наилучшие условия для развития, является глубокая переработка древесины с изготовлением из нее готовых изделий. На трех великих сибирских реках - Оби, Енисее и Лене с огромными лесными массивами можно разместить целую группу лесоперерабатывающих предприятий, ориентированных на поставку продукции не только для нужд нашей страны, но и в безлесный Китай, Японию и другие страны.

Из крупных машиностроительных отраслей мы могли бы увеличить производство автомобилей в стране в ближайшие пять лет с 1,6 млн в рекордном 2007 г. до 3 млн. Главное здесь не ограничиваться сборкой иностранных автомобилей, а развивать весь цикл производства, включая производство листовой стали, двигателей, деталей и узлов для автомобильной промышленности.

Другая машиностроительная отрасль, которая могла бы стать крупной специализированной отраслью России, - это энерго- и электромашиностроение. До сих пор, в урезанном виде, осталось наследие от мощного развития этих отраслей в СССР. Здесь высоко была развита наука и опытно-конструкторское дело. Даже сегодня около 20% этой продукции идет на экспорт. Эту отрасль, при определенных усилиях государства, можно было бы возродить.


Из высокотехнологических отраслей Россия могла бы побороться за первое место в мире по производству региональных самолетов (здесь наши конкуренты Бразилия и Канада), выйти на второе-третье место в мире по производству бизнес-джетов, крупнотоннажных самолетов и по грузоперевозкам - карго по крупнотоннажным грузам. Большие перспективы развития в России имеются по производству космической техники, Россия до сих пор продает американцам ракетные двигатели и запускает в космос их спутники гражданского назначения.

Россия, безусловно, сохранит лидерство в мире по добыче нефти, разделит с США первое-второе место по добыче газа. Мы занимаем ведущее место в мире по производству ряда цветных и благородных металлов, по добыче угля, заготовке леса, производству ряда полуфабрикатов и материалов. В последнее время мы выдвинулись в ведущие экспортеры зерна и в ближайшие годы могли бы стать экспортерами куриного мяса, а потом и свинины. [9]

Катализатором инновационно-технологического развития нашей страны является сфера, которую иногда называют экономикой знаний. Отрасли, входящие в экономику знаний, в валовом внутреннем продукте России занимают скромное место - около 15%, в то время как эти отрасли в Западной Европе и в США составляют треть, а то и больше всей экономики, и во многом определяют ее развитие и научно-технологическое совершенство. Нам предстоит в составе экономики знаний повысить удельный весь науки в ВВП по опыту передовых стран с 1 до 3%, образования с 4,5 до 9%, информационной технологии с 5 до 15%, биотехнологии и здравоохранения с 5 до 10%, а всего, таким образом, всю эту сферу двинуть вперед с 15 до 35%. В этом случае мы реально переведем нашу экономику на путь инновационного развития.

Для того чтобы провести столь значительную перестройку народного хозяйства, потребуется около 15 лет и не менее 2 трлн руб. дополнительных инвестиций в год по ценам 2008 года.

Жилищное строительство. Наше отставание по жилищному строительству от уровня развитых стран, по крайней мере, вдвое более сильное, чем по уровню реальных доходов. С учетом качества и комфортности жилья отставание составляет как минимум 3 раза.

Чтобы начать преодолевать это отставание, нам надо в расчете на душу населения строить больше жилья, чем его строят развитые страны мира. Между тем, пока мы строим около 0,45 м2 на душу населения в год, в то время как развитые страны строят от 0,6 до 1 м2 в год, все время совершенствуя и повышая комфортность жилья. Поэтому в перспективе России предстоит, если она хочет решить эту задачу, поднять объем жилищного строительства в 2,5 - 3 раза, что предполагает значительный рост темпов жилищного строительства, которые будут превышать рост валового внутреннего продукта страны и как локомотив тянуть за собой группу связанных со строительством жилья отраслей и производств.


По нашему мнению, средняя стоимость жилья в стране могла бы быть доведена до 20 тыс. руб. (менее 700 дол.), в том случае, если 80% вводимого жилья будет состоять из малоэтажных домов и таунхаусов, сооружаемых из легких конструкций, произведенных индустриальным способом на полуавтоматизированных заводах.

Полная комплектация, необходимая для строительства таких домов, будет обходиться в 300 дол. За м2. Как это принято в современном домостроении, эти дома будут иметь экономное локальное отопление теплым воздухом и во многих случаях в небольших городах и селах дешевые локальные канализационные системы. На такое строительство жилья дополнительно потребуется, ориентировочно, до 1,5 трлн руб. дополнительных инвестиций в дополнение к 1 трлн руб., затрачиваемому сегодня по ценам 2008 года.

Формированиеразвитой транспортной инфраструктуры. России предстоит начать массовое строительство скоростных автострад и специальных скоростных железных дорог для пассажирских поездов при улучшении общей сети железных дорог с повышением скорости движения грузовых поездов в 1,5 - 2 раза. Все это послужит крупным источником повышения эффективности народного хозяйства страны. Чтобы построить такую разветвленную сеть по аналогии с Францией в европейской части страны и выборочно охватить ею наиболее важные магистрали в Сибири и на Дальнем Востоке, стране, по нашей оценке, потребуется не менее 15 лет с дополнительными затратами 1,5 - 2 трлн руб. в год.

Подведем итоги. При напряженной, хорошо налаженной работе и переходе к программно-целевому управлению крупнейшими проектами стране потребуется до 15 лет с дополнительными ежегодными инвестициями в размере 7 - 7,5 трлн руб. в дополнение к примерно 9 трлн руб. инвестиций в составе валового внутреннего продукта 2008 г. В результате норма инвестиций возрастет с 20% в настоящее время до 35%, что будет соответствовать норме инвестиций в развивающихся странах в докризисный период, когда среднегодовой прирост ВВП у них составлял 5,5%. Поэтому мы тоже могли бы ориентироваться на ежегодный темп социально-экономического развития за счет внутренних источников на 5,5 - 6%. Если же цены на нефть и газ, на полуфабрикаты и материалы, которые будут составлять около половины экспорта России, будут существенно расти, то соответственно мы сможем иметь более высокий темп социально-экономического развития, реалистично, в размере 6 - 6,5%.

Радикальное сокращение инфляции - необходимое условие для социально-экономического подъема нашей страны


Во-первых, при высокой инфляции неэффективным становится инвестиционный кредит, ибо на него банки вынуждены устанавливать высокую процентную ставку, превышающую инфляцию. Такой кредит трудно возвратить, особенно если он рассчитан на пять лет или более длительный срок. А многие крупные инвестиционные кредиты на обновление энергетики, на строительство крупных нефтехимических комбинатов или предприятий глубокой переработки древесины, не говоря уже о самых «длинных» кредитах, которые нужно вкладывать в создание современной инфраструктуры и которые будут окупаться за 10 - 20-летний период, окажутся невозможными.

Конечно, на первых порах государство могло бы взять на себя гарантии по этим кредитам, снизив, таким образом, процентную ставку за счет сокращения риска возврата кредитов. Государство может также взять на себя частичную компенсацию ставки с тем, чтобы она была приемлема для банков и предприятий. Но все это является временными мерами, требующими к тому же больших дополнительных затрат. Поэтому эффективность от модернизации реального сектора экономики будет существенно снижена.

Во-вторых, при высокой процентной ставке из-за инфляции не сможет быть широко распространен ипотечный кредит и кредит для покупки автомобилей. А строительство жилья и покупка автомобилей - это два важнейших локомотива социально-экономического подъема страны, ибо эти отрасли обладают наибольшим мультипликативным эффектом и их развитие тянет за собой целый шлейф других отраслей. При дорогом из-за инфляции ипотечном кредите, автокредите и потребительском кредите мы не сможем обеспечить достойные темпы нашего социального развития.

Важно, чтобы все общество, и, прежде всего государственная власть, осознала всю важность радикального сокращения инфляции. В России можно снизить инфляцию, только приняв решительные, во многом драконовские меры, приостановив ежегодное повышение квартплаты и всех коммунальных платежей со стороны государственных органов, принятия жесткого антимонопольного законодательства, вплоть до уголовного преследования и принудительного разделения бизнеса по отношению к компаниям, использующим монополизацию рынков в целях личного обогащения. Предстоит также умерить увеличение расходов консолидированного бюджета и государственных внебюджетных фондов и провести активную антиинфляционную политику по сдерживанию денежной массы. Такой комплексный подход в сочетании с государственным регулированием производственных, особенно сельскохозяйственных цен, позволит уже в первый год, на наш взгляд, сократить инфляцию до 4 - 5%, а за два года до 2 - 3% и поддерживать ее на таком уровне, как это делает большинство развитых стран мира.