Файл: Банковская система, ее элементы и важнейшие свойства..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 82

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Чтобы при этом не выросла безработица, необходимо создать серьезные стимулы для всемерного развития мелкого и среднего бизнеса, который поглотит излишек рабочей силы. В этих случаях отпадет необходимость в административном регулировании безработицы, она будет регулироваться рыночными условиями. У государства высвободятся средства, и оно сможет существенно повысить пособия по безработице и стимулировать создание новых рабочих мест, а не закреплять излишнее количество рабочих на предприятиях, как это делается сегодня, что не способствует повышению производительности труда. Надо ли говорить, что без достаточно быстрого роста производительности труда мы не сможем обеспечить экономический и социальный подъем.

2.2 Банковский сектор в период кризиса

Слабость российской банковской системы негативно сказалась на ходе кризиса, углубила его и сделала более продолжительным, затруднила его преодоление.

Во-первых, слабость российских банков состоит в их низкой капитализации и недостаточности объемных показателей - пассивов и активов. Отношение активов российского банковского сектора составляет только 75% к ВВП, в то время как в Бразилии - 133, в Китае - 144, в европейских странах - от 200% и выше, в США - 102%, но там инвестиционная деятельность во многом отделена от банков и является предметом деятельности специальных инвестиционных компаний, по мощности и размерам не уступающих банкам. В Казахстане активы банков также превышают ВВП.

Недостаточность активов банков свидетельствует о том, что они не в состоянии в полной мере обеспечить потребность предприятий и организаций страны в кредитных ресурсах. Последние из-за этого вынуждены значительную часть средств занимать у зарубежных инвесторов. К началу кризиса нефинансовые предприятия и организации страны имели долг перед зарубежными инвесторами в размере более 370 млрд дол., что превышает весь объем кредитования со стороны российских банков. Объем предоставленных кредитов российскими кредитными организациями предприятиям и организациям страны составлял в конце 2008 г. 9,5 трлн руб., или около 300 млрд дол. Дефицит заемных денежных ресурсов российских предприятий и организаций сдерживает их развитие. [7]

Во-вторых, пассивы банковского сектора России в подавляющей своей части состоят из «коротких» денег, размещенных в банках на срок менее трех лет. В связи с этим доля и объем инвестиционных кредитов, в том числе ипотечных, незначительны и в разы уступают показателям банковских систем других стран. А инвестиции, как известно, - это вложения в будущее. Поэтому банки, не нацеленные на перспективное развитие страны, не могут обеспечить это будущее. Из всех инвестиций, которые предприятия и организации страны осуществляют для своего развития, около 50% они финансировали за счет своей прибыли и амортизации и только 11% - за счет заемных средств кредитных организаций (при этом доля кредитов российских банков с 2000 г. в инвестициях не выросла, а заметно сократилась). Из-за нехватки инвестиционных ресурсов норма инвестиций в России является одной из самых низких в мире и может обеспечить экономический рост за счет собственных источников только на 3 - 4%, и то при хроническом недофинансировании технического обновления отраслей, вложений средств в жилищное строительство и транспортную инфраструктуру.


В-третьих, из-за высокой инфляции, низкой производительности труда и высоких издержек на проведение финансовых операций, а также повышенных рисков, процентная ставка за кредит в России является одной из самых высоких среди стран мира. Поэтому отличительной особенностью являются крайне дорогие деньги. Высокие ставки по кредитам значительно удорожают российскую продукцию, существенно снижают ее конкурентоспособность и не оставляют предприятиям достаточных средств для саморазвития. Выдача инвестиционных займов с двухзначным процентом за ресурсы делает многие проекты экономически невыгодными и резко сужает круг заемщиков, готовых взять кредиты на таких условиях. Еще в большей мере это относится к ипотеке. Доля ипотечных кредитов в ВВП России при всех усилиях государства развить эту сферу в десятки раз меньше в сравнении с развитием ипотеки в других странах, где ставка ипотечного кредита в 2 - 3 ниже.

В-четвертых. Слабость большинства российских банков заключается также в их недостаточной ликвидности, слабой устойчивости, излишней волатильности, что ярко проявилось в период кризиса. В первые же месяцы кризиса Центральному банку пришлось принимать срочные антикризисные меры пополнения ликвидности значительной части банков. Именно банки из всех сфер народного хозяйства России получили наибольшую государственную помощь. На их спасение и на предотвращение паники населения была направлена большая часть государственных антикризисных средств. В реальный сектор экономики было вложено существенно меньше средств.

В-пятых. Российскую банковскую систему отличает наличие крупнейших государственных банков - Сбербанка, ВТБ, Газпромбанка, концентрирующих более 50% всех активов российских банков. При этом указанные банки не выполняют государственных функций, а являются коммерческими банками, нацеленными на извлечение прибыли. Они конкурируют по всем направлениям банковской деятельности с частными банками. Между тем они пользуются существенными государственными привилегиями. Именно им - и только им - было выделено в период кризиса более триллиона рублей субординированных кредитов под 8% годовых до 2020 г. Именно эти банки были лидерами в повышении в кризис процентных ставок за кредиты, в то же время имея (пользуясь своим государственным статусом) самые низкие проценты по депозитным ставкам. Значительное - до 1,5 раза повышение ставки за кредит в период кризиса лишило предприятия денежной поддержки за счет заемных средств.


После прекращения рецессии наши банки, в первую очередь государственные банки, еще долгое время держали повышенную ставку по кредитам, и во многом из-за этого объем кредитования экономики в этот начальный период выхода из кризиса не увеличивался. Если проследить динамику роста экономики с нижней точки, куда она угодила в кризис, то в начале это движение было более интенсивным за счет мобилизации резервов предприятий и организаций, а затем, когда дальнейший рост мог осуществляться за счет привлечения заемных средств, эти средства не привлекались в достаточном количестве из-за их дороговизны, и развитие замедлилось. Скажем, во II квартале 2010 г. ВВП по отношению к соответствующему периоду 2009 г. увеличился на 5,2%, а в III квартале - только на 2,7%. Соответственно, промышленное производство в марте – июне 2009 г. увеличивалось в среднем по 10% к соответствующему периоду прошлого года, а с июля по октябрь менее чем по 6,5%. Сказанное относится и к росту розничных продаж, которые в мае - августе 2010 г. увеличились по 6%, а в сентябре - октябре только по 4,5%.

Банки зарубежных стран, как правило, являются лидерами корпоративного управления, банки России в основном остаются достаточно закрытыми организациями. Большинство банков формально являются открытыми акционерными обществами, но они не представлены на бирже и не соблюдают многие положения корпоративного управления. Крайне слабо в России доверие банков друг к другу. У нас почти не применяется синдицированный кредит силами нескольких банков - почти все предпочитают действовать в одиночку.

Глава 3 Инвестиционные кредиты банков – главный источник модернизации реального сектора

Модернизация реального сектора, на наш взгляд, включает четыре главных направления: техническое обновление материально-производственной базы народного хозяйства; его структурная перестройка в направлении радикального повышения доли готовой продукции с высокой добавленной стоимостью и особенно высокотехнологичных, наукоемких и инновационных товаров и услуг в составе валового внутреннего продукта с преодолением зависимости социально-экономического развития страны от топливных и сырьевых отраслей, а также от производства полуфабрикатов и материалов; утроение жилищного и коммунального строительства, с тем чтобы преодолеть отставание от развитых стран по обеспеченности комфортным жильем; формирование современной транспортной инфраструктуры из автострад, скоростных железных дорог, современных региональных аэропортов и местных посадочных полос. [14]


Цель модернизации - сформировать мощный локомотив нового долгосрочного подъема экономики и социальной сферы нашей страны с ежегодным темпом роста около 6%. Это позволит России за 20 лет войти в число развитых стран, а в течение 30 лет - стать вровень с самыми развитыми странами мира - странами G-7 (США, Япония, Германия, Великобритания, Франция, Италия и Канада).

При этом уровень экономического развития по паритету покупательной способности с 15 тыс. дол. в настоящее время (развитые страны - 25 тыс. дол. и выше, G-7 - 35 - 45 тыс. дол.) увеличится за 20 лет до 45 тыс. дол., а за 30 лет до 80 тыс. дол. На этой базе индекс социального развития страны достигнет уровня развитых и самых развитых стран мира, включая уровень реальных доходов и обеспеченность комфортным жильем, радикальное снижение смертности, особенно детской, при значительном увеличении ожидаемой продолжительности жизни и уровне образования взрослого населения.

Такой прорыв в социально-экономическом развитии страны потребует огромных инвестиций, прежде всего для всесторонней модернизации народного хозяйства и перевода его на рельсы инновационного развития и интеллектуализации населения.

В дополнение к примерно 9 трлн руб. инвестиций в основной капитал в настоящее время потребуется, как минимум, еще 7 трлн руб. дополнительных инвестиций. Так что норма инвестиций поднимется с 20 до 35% ВВП. В СССР, как известно, норма инвестиций составляла около 40%, а в Китае в настоящее время она существенно превышает и эту предельную величину.

Подавляющая часть дополнительных инвестиций, на наш взгляд, должна предоставляться предприятиям и организациям в виде инвестиционных кредитов, т. е. характеризоваться возвратностью, прозрачностью, окупаемостью, эффективностью. Значительная часть инвестиционных кредитов, предоставляемых через надежные коммерческие банки, не будет поступать на счета этих организаций, а будет прямо перечисляться производителям передового оборудования, с помощью которого будет осуществляться техническое обновление, строительным организациям, с помощью которых будут сооружаться новые передовые народно - хозяйственные объекты, жилье и инфраструктура.

Вовлечение коммерческих банков в процесс модернизации народного хозяйства крайне важно и с позиций независимой экспертизы эффективности конкретных направлений модернизации. Ведь коммерческие банки, будучи кровно заинтересованными в возврате этих кредитов, которые они в значительной мере получат от государственных организаций или Центрального банка и должны будет возместить, организуют тщательную экспертизу этих бизнес-проектов, с привлечением высококвалифицированных экспертов, что, безусловно, улучшит их качество, сократит сроки, повысит эффективность и надежность возврата. За счет каких источников можно было бы изыскать столь большие дополнительные, хотя и возвратные средства? Начну с того, чего не надо делать, - не надо наращивать и без того критический внешнеэкономический долг банков, предприятий и организаций зарубежным инвесторам.


В качестве главного источника можно предложить использовать 350 млрд дол. из общей суммы международных резервов, которые в ближайшее время достигнут полмиллиарда долларов. Другим источником могли бы быть большие средства, которые государство намерено получить от приватизации части государственной собственности, не выполняющей государственные функции, а использующейся для коммерческих целей. Затем можно значительно увеличить инвестиционные ресурсы наших банков за счет совершенствования законодательства в части долгосрочных вкладов и долгосрочных ценных бумаг. По примеру США и других экономически развитых стран наше государство, которое практически не имеет внешнеэкономического долга, могло бы выпустить долгосрочные ценные бумаги с тем, чтобы привлечь несколько десятков миллиардов долларов «длинных» денег. Если создать дополнительные стимулы для предприятий по инвестированию, то они, как основные инвесторы сегодня, смогут изыскать определенные дополнительные средства. Можно также рассмотреть возможности увеличения инвестиций, прежде всего, в социальное жилье и инфраструктуру, по линии консолидированного бюджета страны.

Против использования средств золотовалютных и других государственных финансовых резервов обычно выдвигаются три возражения: [12]

во-первых, эти средства нужны как резервы социального и экономического развития страны в условиях неустойчивого мира. В качестве аргументов здесь приводятся данные о востребованности резервов в период современного финансово-экономического кризиса. В ответ возразим, что для страховки от кризисных явлений полностью сохраняется Стабилизационный фонд, значительная часть золотовалютных резервов (150 млрд дол.), а также накапливаемые резервные отчисления в Центральном банке. К тому же кризисы бывают один раз в 10 - 15 лет, а уже через 3 - 5 лет часть взятых государственных средств начнет возвращаться;

во-вторых, возможность высокой инфляции в случае использования столь крупной суммы дополнительных инвестиций, что резко увеличит денежный оборот страны. Этот довод, по нашему мнению, тоже несостоятелен, так как взятые взаймы средства в своей подавляющей части пойдут на приобретение новых технологий и оборудования, обновление и структурную перестройку хозяйства. И, к сожалению, до 80% машин и оборудования придется закупать за рубежом, поскольку их производство пока отсутствует в России. Поэтому значительные денежные средства не будут использоваться внутри страны, а в страну начнет поступать оборудование, в том числе и для производства конкурентоспособной потребительской продукции. Налаживание производства этой продукции уже в ближайшие два-три года с меньшими издержками производства на базе новой техники позволит снизить цены на эту продукцию, сократить дорогой импорт. Так что скорее это будет способствовать сокращению, а не увеличению инфляции;