Файл: Консалтинговые агентства на рынке труда (Понятие консалтинга).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 234

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2. по целям работы консультанта - оказание консультационных услуг проекта и консультирование процесса;

3. по способу консультирования - оказание консультационных услуг через рефлексию, путем взаимообучения, экспертное консультирование.

Специфическими отличиями рынка консалтинговых услуг являются:

· нематериальный характер реализуемого на нем товара (услуги);

· неопределенность количественных и качественных характеристик товара (услуги);

· большой временной разрыв между моментами приобретения большинства предлагаемых услуг и получения покупателем ожидаемого эффекта;

· сильная зависимость фактически полученного эффекта от компетенции непосредственных пользователей;

· ограниченные возможности для централизованного регулирования рынка. (Ефремов В. С. Управленческий консалтинг как бизнес, журнал «Менеджмент в России и за рубежом», июль-август, 1997 г.).

Касаемо темы данной курсовой работы, следует отметить, что данные услуги, оказываемые в сфере рынка труда, представляют собой деятельность консалтинговых организаций по предоставлению консультаций в управленческом аспекте.

Консалтинг (англ.consulting — консультирование) — вид профессиональных услуг (как правило, платных), предоставляемых корпоративным клиентам, заинтересованным в оптимизации своего бизнеса. В общем случае консалтинговая деятельность включает анализ существующих бизнес-процессов клиента, обоснование перспектив развития и использования научно-технических, организационных и экономических инноваций с учетом предметной области и особенностей бизнеса клиента.

«Консалтинг (Consulting) - консультирование производителей, продавцов, покупателей в сфере технологической, технической, экспlертной деятельности; услуги по исследованию и прогнозированию рынка, разработке маркетинговых программ и т.п., предоставляемые специализированными консалтинговыми компаниями»

Круг проблем, решаемых консалтингом, весьма широк, кроме того, специализация компаний, предоставляющих консалтинговые услуги, может быть различной: от узкой, ограничивающейся каким-либо одним направлением консалтинговых услуг (например, стратегия, экология, организация труда, инвестиции, кадровая политика, финансы, налоги или ИТ), до самой широкой, охватывающей полный спектр услуг в этой области. Соответственно, каждый поставщик консалтинговых услуг вкладывает в понятие консалтинга собственный смысл.

Консалтинг решает вопросы управленческой, экономической, финансовой, инвестиционной деятельности организаций, стратегического планирования, оптимизации общего функционирования компании, ведения бизнеса, исследования и прогнозирования рынков сбыта, движения цен и т. д. Иными словами, консалтинг — это любая помощь в решении той или иной проблемы, оказываемая внешними консультантами.


Основная цель консалтинга заключается в улучшении качества руководства, повышении эффективности деятельности компании в целом и увеличении индивидуальной производительности труда каждого работника.

В последнее время, наиболее востребованной услугой консалтинговых компаний является построение систем управления в организациях.

Непрерывные и довольно существенные изменения в технологиях, рынках сбыта и потребностях клиентов стали обычным явлением. Предприятия, стремясь сохранить свою конкурентоспособность, вынуждены непрерывно перестраивать корпоративную стратегию и тактику компании. Однако в сложившихся условиях у фирм, организаций подчас не хватает внутренних ресурсов для своевременного и адекватного реагирования на происходящие изменения.

В этой весьма непростой ситуации оказывается полезной помощь квалифицированного консультанта или компании, специализирующейся на предоставлении консалтинговых услуг.

Консалтинг - это вид интеллектуальной деятельности, основная задача которого заключается в анализе, обосновании перспектив развития и использования научно-технических и организационно-экономических инноваций с учетом предметной области и проблем клиента.

Круг проблем, решаемых консалтингом, весьма широк. Специализация компаний, предоставляющих консалтинговые услуги, может быть узкой, ограничивающейся каким-либо одним направлением консалтинговых услуг (например, аудит), и широкой, охватывающей полный спектр услуг в этой области. Соответственно этому, каждый специалист (или каждая фирма), работающая в данной области, вкладывает понятие консалтинга собственный смысл и придает ему собственный оттенок, определяемый направлением деятельности конкретной компании.

Консалтинг решает вопросы управленческой, экономической, финансовой, инвестиционной деятельности организаций, стратегического планирования, оптимизации общего функционирования компании, ведения бизнеса, исследования и прогнозирования рынков сбыта, движения цен и т.д. Иными словами, консалтинг - это любая помощь, оказываемая внешними консультантами, в решении той или иной проблемы.

Основная цель консалтинга заключается в улучшении качества руководства, повышении эффективности деятельности компании в целом и увеличении индивидуальной производительности труда каждого работника.

Преимущества использования консультантов:

· Это независимый специалист, результаты его работы отличаются объективностью;


· Внешний консультант, работая во многих организациях, имеет опыт решения проблем в этих организациях и ему легче диагностировать проблему, найти способы ее решения, чем менеджеру или внутреннему консультанту;

· Работа консультанта, это всегда взгляд со стороны, что весьма полезно, для осознания проблем организации;

· Консультант постоянно обучается, контролирует всю информацию по своим вопросам, вращается в среде консультантов своей фирмы, усваивая их знания и опыт;

· Мотивация его деятельности выше, чем у внутреннего сотрудника, так как его вознаграждение, доступ к стажировкам и программам обучения, распределению прибыли и возможности стать партнером фирмы напрямую зависят от качества проделанной работы и профессионального уровня.

3. Управленческое консультирование

Прежде всего, необходимо определить понятие «управленческое консультирование».

«Управленческое консультирование – это метод улучшения практики управления, профессиональная помощь специалистами руководителям организаций в конкретной области, осуществляемая в форме услуг (советов, рекомендаций и совместно вырабатываемых с клиентом решений).

Управленческое консультирование направлено на обслуживание потребностей экономики и организаций, основано на профессиональных взаимоотношениях эксперта и клиента. Консультант оказывает помощь клиенту как путем предоставления информации и рекомендаций, так и путем предоставления своих услуг в достижении поставленных целей.

Европейская Федерация ассоциаций консультантов по экономике и управлению (ФЕАКО) вводит термин «менеджмент – консалтинг», означающий предоставление независимых советов и помощи по вопросам управления, включая определение и оценку проблем и/или возможностей, рекомендацию соответствующих мер и помощь в их реализации.

Можно выделить два основных подхода к определению консультирования:

1. Функциональный подход (Фриц Стееле). Этот подход рассматривает управленческое консультирование как любую форму оказания помощи в отношении содержания, процесса или структуры задачи или серии задач, при которой консультант сам не отвечает за выполнение задачи, но помогает тем, кто ответственен за это.

2. Профессиональный подход (Лэрри Грейнер, Роберт Метцгер). Данный подход рассматривает консультирование как особую профессиональную службу. Управленческое консультирование – это консультативная служба, работающая по контракту и оказывающая услуги организациям по выявлению управленческих проблем, их анализу, выработке рекомендаций по решению этих проблем и содействию выполнения решений.


Черты управленческого консультирования следующие:

• управленческое консультирование – это всегда профессиональная помощь;

• консультанты – хорошо теоретически подготовленные, обладающие достаточным опытом специалисты, они являются связующим звеном теории и практики;

• профессионализм консультанта заключается в том, чтобы дать нужный совет в нужное время и в нужном месте.

В настоящее время существует достаточно большое количество определений консалтинга в целом и управленческого консультирования в отдельности. Управленческое консультирование является деятельностью, направленной на оказание независимых консультационных услуг в сфере управления, которые имеют рекомендательный характер и предназначены помогать руководителям и предприятиям в реализации организационных задач и целей путем разработки советов, рекомендаций, подготовки аналитической информации. Данные консалтинговые услуги предназначены для разрешения деловых и управленческих проблем за счет обоснования рациональных решений, использования новых возможностей, внедрение обучения и определенных изменений в деятельность организации-клиента. (Статья «Управленческий учет играет ключевую роль в современном бизнесе.» А. Баранюк, Д. Сторожева. Журнал «Новости финансовых организаций» № 277 от 21.01.2005 г.).

Основы управленческого консультирования заключаются в профессиональном, независимом подходе к ситуации. Квалифицированный консультант должен обладать высоким уровнем профессионализма, позволяющим ему сочетать в своей работе различные виды знаний в таких областях как технологии, юриспруденция, экономика, финансы, политика, менеджмент и т.д. Каждый аспект деятельности предприятий имеет свое значение при определении проблем и моделировании ее последующих решений. (Посадский А. П., Хайниш С. В. Консультационные услуги в России.)

Существуют следующие этапы управленческого консультирования:

1. Организационная диагностика деятельности и управления, которая позволяет максимально системно и быстро дать анализ общему состоянию компании-клиента;

2. Моделирование проектов воздействия. На данном этапе консультирования управления, сотрудники консалтинговой организации разрабатывают возможные варианты решения поставленных задач, определяют цели, инструменты, интенсивность процесса воздействия и т.д.

3. Этап реализации изменений. Внедрение утвержденных изменений и проектирование мер по снижению сопротивления и вовлечения персонала в общий процесс, путем корпоративного обучения, совершенствования системы мотивации и т.д. (Токмакова Н.О. Учебник. Управленческое консультирование.)


Такие этапы реализуются основными консалтинговыми организациями, представленными на российском рынке консультационных услуг.

Причины использования консультационных услуг следующие:

1. Опыт, особые знания и навыки;

2. Интенсивная профессиональная помощь на временной основе;

3. Беспристрастный взгляд со стороны;

4. Обоснование решений, принимаемых руководителем;

5. Обучение предприятия посредством консультирования.

Основная цель управленческого консультирования состоит в том, чтобы привнести новые знания в организацию и помочь персоналу научиться новому на собственном опыте.

Клиент обращается к консультанту со следующими целями:

1. Корректирующая цель – когда предприятие имеет ряд проблем, например, ухудшение финансовых показателей, текучесть персонала, сбои в производстве, и обращается к консультанту с целью исправления ситуации и ее улучшения.

2. Прогрессивная цель – организация не имеет проблем и хочет улучшить свои бизнес-процессы.

3. Созидательная цель – обращение к консультанту связано с необходимостью создания чего-нибудь нового и внедрения инноваций.

Весь процесс консультирования состоит из 5 этапов:

1. подготовительный:

• первый контакт с клиентом;

• первоначальный диагноз проблемы;

• планирование задания;

• предложение клиенту по заданию;

• заключение контракта на консультирование;

2. диагностика:

• обнаружение фактов;

• анализ и синтез фактов;

• детальное изучение проблемы;

3. планирование действий:

• выработка решений;

• оценка вариантов;

• предложение клиенту;

• планирование реализации решений;

4. внедрение:

• помощь в реализации;

• корректировка действий;

• обучение;

5. завершение:

• оценка полученного результата;

• окончательный отчет;

• расчет по обязательствам;

• планы на будущее;

• уход консультанта.

3.1. Консультант как профессионал

С. Хайниш характеризует консультанта следующим образом:

«Любой желающий может быть консультантом. Никто не имеет право быть консультантом».

Если Вы можете решить проблему клиента, то можете предложить ему свои услуги в качестве консультанта, главное, чтобы клиент сказал, что деньги потрачены не зря и что он порекомендует Вас партнерам. С другой стороны, на практике никто не знает единственно правильных решений.