Файл: Консалтинговые агентства на рынке труда (Понятие консалтинга).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 229

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

«Консультант должен делать то, что делал вчера, но каждый раз должен делать это впервые. Консультант многое делает впервые, но должен делать это так, как будто делал вчера».

С одной стороны, консультант многократно переносит свой прошлый опыт, но должен каждый раз это делать с энтузиазмом. С другой стороны, многие ситуации, с которыми сталкивается консультант, возникают впервые, и он должен решить проблему, не вызвав сомнения со стороны клиента.

«Консультант должен работать на клиента, на его площадке, идти и развиваться вместе с ним. Консультант не должен работать на клиента, а должен работать на его клиента».

Клиент превыше всего, поэтому консультант должен воспринимать его таким, какой он есть. И если он не силен, то консультант должен «опуститься» на реальную площадку клиента и дальше двигаться вместе с ним, подтягивая его к более высокой планке. С другой стороны, консультант не должен замыкаться на клиенте, погружаться в его внутреннюю среду.

«Консультант является для клиента созидателем, интегратором всего нового. Консультант разрушает организацию, уничтожает ее».

С одной стороны, консультант - создатель всего нового, что недостает организации. С другой стороны, он разрушитель, поскольку уничтожает вчерашнее состояние компании, но лучше это сделать до того, как это сделают конкуренты.

«Консультант передает клиенту хорошо технологизированный воспроизводимый опыт. Консультант уникален и неповторим».

С одной стороны, консультанты передают стандартные управленческие методы, которые клиент может самостоятельно использовать в своей практике. С другой стороны, консультанты могут иметь собственный инструментарий, и если кто-то другой использует его, то результат будет намного хуже.

Критерии профессионализма консультанта следующие:

6. знания и опыт;

7. услуга и общественный интерес, т.е. услуга предназначена для предприятия;

8. соблюдение этических норм, например, консультант не должен плохо отзываться о конкурентах;

9. самодисциплина и самоконтроль;

10. способность критически оценивать свои знания и умения, считается непрофессиональным браться за ту работу, которую не знаешь, профессиональный консультант переадресует клиента на партнера или даже на конкурента;

11. беспристрастность, объективность;

12. конфиденциальность;

13. «хорошая» услуга за «хорошие» деньги;

14. сервис и скорость выполнения услуг;

15. консультант – профессионал, если не бросает один проект ради другого.


3.2. Виды консультантов

Существует несколько классификаций консультантов.

По профилю консультантов принято разделять консультантов на:

1. Универсалы – консультанты широкого профиля, как правило, они ведут переговоры с клиентами, дают оценку проблемам, выполняют координирующие функции.

2. Специалисты – это консультанты узкого профиля, специализирующиеся на определенных областях консалтинга.

По отношению к организации различают:

1. Внешние консультанты – это независимые консультационные фирмы или индивидуальные консультанты, оказывающие услуги клиентам на основе договора.

2. Внутренние консультанты - это специалисты, работающие в штате той или иной компании.

Причины появления внутренних консультантов на предприятиях следующие:

• осознание технических и методических преимуществ консультирования;

• доступность консультаций в любое время;

• знание внутренних особенностей организации, стиля управления, культуры, политики фирмы;

• стоимость услуг внутреннего консультанта дешевле на 30-50 %, чем стоимость услуг внешних консультантов.

3.Типы консультационных фирм.

Выделяют следующие типы консультирования:

1. Крупные многофункциональные консультационные фирмы. В их штате около 1000 консультантов, они имеют филиалы в разных странах мира, могут справиться с различными проблемами.

2. Службы консультирования крупных аудиторских фирм (фирмы «Большой четверки»).

3. Мелкие и средние консультационные фирмы. За рубежом численность консультантов в таких фирмах достигает 50 человек, в России – 20 человек. Они занимаются управленческим консультированием в одной или нескольких областях.

4. Организации, оказывающие специальные технические услуги. Эти организации предлагают специальные услуги в области стратегических исследований, моделирования, прогнозирования, анализа. Они могут быть независимыми, а могут быть частью НИИ.

5. Консультативные подразделения в банках и организациях. Они создаются как часть консультационных организаций, осуществляя лизинг своего персонала на данную фирму для обучения ее управленцев.

6. Одиночные консультанты. Одиночными консультантами могут быть универсалы, которые подчеркивают свой широкий опыт в области управления, решения проблем или специалисты, работающие в узкой области. Услуги одиночного консультанта, как правило, дешевле.

7. Консультирующие преподаватели.


8. Нетрадиционные источники услуг по консультированию. Это фирмы, которые оказывают консультационные услуги в качестве дополнения к другим своим услугам.

4.Профессиональные ассоциации консультантов. Кодекс консультантов.

Профессиональная ассоциация консультантов – добровольное объединение консультантов, которое представляет их интересы и регулирует их деятельность.

Цель таких ассоциаций – методологическое обеспечение деятельности консультантов.

Они выполняют следующие функции:

- выработка и корректировка общего объема знаний;

- определение минимальных квалификационных требований для новичков;

- принятие кодекса профессионального поведения;

- рассмотрение жалоб от клиентов и принятие соответствующих мер;

-организация обмена опытом, разработка рекомендаций по совершенствованию методов консультирования;

- распространение информации об услугах членов ассоциации.

Результат деятельности ассоциаций может являться «Кодекс поведения». Кодекс поведения – это добровольное принятие членами ассоциаций норм поведения. Его нарушение влечет наказание.

4. Методы и цели управленческого консультирования

Консультирование рассматривается с точки зрения функционального и профессионального подходов.

1. С точки зрения функционального подхода, консультирование - вид деятельности, направленный на оказание помощи клиенту с учетом его интересов. При этом консультант не отвечает за то, каким образом клиент использует его услугу, то есть ответственность несет не консультант, а клиент.

2. С позиции профессионального подхода, консультирование - это консультационная служба, работающая по контракту и оказывающая услуги клиентам, с позиций специально обученных и квалифицированных лиц, которые помогают выявить управленческие проблемы, проанализировать их, дает рекомендации по решению этих проблем и содействует при необходимости выполнению этих решений.

Цель -> Ситуация -> Проблема -> Решение (процесс реализации, а не факт принятия).

По определению Европейской Федерации ассоциаций консультантов по экономике и управлению ФЕАКО, менеджмент - консалтинг заключается в предоставлении независимых советов и помощи по вопросам управления, включая определение и оценку проблем и возможностей, рекомендации соответствующих мер и помощь в их реализации. Сущность методов и процессов управленческого консультирования является нематериальным, неосязаемым продуктом профессиональной деятельности, предоставляющим своему потребителю (заказчику) определенный объем информации. Именно эти данные, представляющие собой интеллектуальную ценность, помогают руководителям сориентироваться в своем сегменте отечественного и мирового рынка.


Цели управленческого консультирования заключаются в квалифицированной помощи реформирования структуры компании или предприятия, исправлении недостатков, либо подготовке ее к реализации новых, более масштабных задач. Полная и, порой, неожиданная для руководителя информация, полученная от консалтинговых компаний, позволяет сформировать полную картину ситуации, определить причины рецессии или застоя, правильно сформировать цели и задачи преобразований.

Независимо от видов управленческого консультирования, касается ли оно управления финансами или направлено на работу с персоналом, главным является формирование четких, максимально полных ответов на вопросы руководителя с учетом сферы деятельности производственно-коммерческой компании.

Как правило, в консалтинговые организации обращаются в случае, если возникают проблемы при интенсивном росте или, наоборот, стагнации организации, смене рынка. Все это может отражаться не только на финансовом положении организации, но и на психологическом состоянии управленческих кадров, особенно, если дело касается сокращения персонала. В такие периоды владельцам компании и её руководителям необходим специалист, который мог бы, оставаясь не заинтересованным лицом (что особенно важно для объективной оценки ситуации), непредвзято оценить текущее состояние компании и указать на причины кризиса.

Деятельность по управленческому консультированию имеет следующие характерные признаки:

· активное участие первых лиц организации;

· применение коллективного поиска решений тупиковых задач;

· использование методики системного мышления;

· проведение глубокой диагностики;

· обучение персонала;

· использование всего арсенала активных методов обучения;

· многовариантность вырабатываемых решений и их оптимизация;

· учет эмоционально-психологической среды в процессе проведения управленческого консультирования. (Алешникова В. И. Учебник. Использование услуг профессиональных консультантов. — М. 1999 г.)

Если идеи исходят не от сотрудников данной организации, у них мало шансов быть реализованными. Поэтому консультант консалтинговой организации наиболее эффективно работает в том случае, если ему удается стать на предприятии "воодушевляющим началом", помочь работникам фирмы самим четко сформулировать все стоящие перед ними вопросы и предложить им методы наиболее рационального самостоятельного поиска ответов. Этот путь также часто используется, в некоторых случаях анализ результатов говорит о том, что данный способ оказания консалтинговых услуг значительно эффективнее, нежели простой сбор, анализ и изложение информации консультантом.


Составные части консультирования: процесс, экспертиза, услуга, метод.

Характерные черты консультирования:

1. Профессионализм.

- Знание управленческой ситуации.

- Наличие практического опыта ее разрешения.

- Обладание навыками обмена опытом, выявления проблем, поиска информации, анализа ситуации, общения с людьми, планирования изменений и преодоления сопротивления изменений.

2. Совещательность. Консультант не обладает правом принятия решений, а лишь рекомендует как можно поступить для разрешения ситуации.

3. Независимость.

- Финансовая, наличие собственного счета и отсутствие интереса у консультанта тому, как распорядиться клиент его советом.

- Административная, отсутствие связи и субординации.

- Политическая.

- Эмоциональная, от родственных и дружеских связей.

Управленческое консультирование как деловая услуга

С началом рыночных преобразований в экономике РФ появилась новая отрасль - деловые услуги. Деловые услуги представляют собой виды деятельности, осуществляющие макро- и микроэкономическое регулирование и поддержание оптимальных пропорций экономики, занятые обслуживанием основного и инфраструктурного производства, а так же государственного управления.

Деловая услуга - профессиональна и всегда платна.

Спрос на деловые услуги появляется по мере развития экономики, а их роль определяется тем, что они создают основу для роста благосостояния и социальной удовлетворенности людей (иначе говоря, помогают людям).

К функциям деловых услуг относятся:

1. Формирование компонентов систем управления. (системы кадров, технологии, логистика и т.п.)

2. Осуществление текущего обслуживания процессов управления (юридическая, аудиторская и др. поддержка проектов).

3. Оказание консультационных услуг.

4. Создание, распространение, внедрение управленческих нововведений.

Значение деловых услуг состоит в том, что они:

1. Создают условия для эффективного функционирования нашего хозяйства.

2. Способствуют формированию и тесному взаимодействию всех элементов инфраструктурного комплекса.

3. Освобождают организации от необходимости создавать дополнительные обслуживающие подразделения и нанимать дополнительный персонал.

Как правило, деловые услуги предоставляются одновременно по нескольким видам деятельности, один из которых является доминантным. Деловые услуги требуют разной регламентации, от свободного осуществления (консалтинг) до обязательного лицензирования (аудит), аттестации, сертификации и аккредитации.