Файл: Консалтинговые агентства на рынке труда (Понятие консалтинга).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 243
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
3. Управленческое консультирование
3.1. Консультант как профессионал
4. Методы и цели управленческого консультирования
4.1. Цели, задачи, принципы управленческого консультирования
4.2. Этапы развития управленческого консультирования
4.3 Ролевая природа управленческого консультирования
5. Консалтинг в России и в мире, рынок консультационных услуг
6. Консалтинг в сфере отношений между работником и работодателем
Большинство фирм, предоставляющих деловые услуги, оказывают консультации в области своей специализации.
1. Консультационные услуги являются частью деловых услуг.
2. Управленческое консультирования - один из видов консультационных услуг.
3. Управленческое консультирование - часть деловой услуги.
С точки зрения деловой услуги, консультирование - это деятельность, осуществляемая профессиональными консультантами, и направленная на обслуживание потребностей, коммерческих и некоммерческих организаций, физических лиц в консультациях, обучении, исследовательских работах по проблемам их функционирования и развития.
Консультационная услуга - совет, рекомендация, анализ, оценка, прогноз, справка в предметной области интересов клиента. Консультационные услуги имеют ряд особенностей:
1. Являются продуктом консультационной деятельности.
2. Имеют свой жизненный цикл.
3. Нематериальны.
4. Неоднородны.
5. Не могут быть оказаны впрок.
6. Могут быть оказаны заранее.
7. Могут оказываться интегрированно разными фирмами.
8. Имеют низкую капиталоемкость.
В европейском справочнике-указателе консультантов по управлению выделяют 104 вида консультационных услуг, объединенных в 8 групп:
1. Общее управление.
2. Администрирование.
3. Финансовое управление.
4. Управление персоналом.
5. Маркетинг.
6. Производство.
7. Информационные технологии.
8. Специализированные услуги.
Консалтинговые услуги осуществляются в следующих формах:
1. Разовые консультации.
- Устная репрезентация
- Письменная репрезентация.
- Заранее подготовленный вопросник.
2. Информационное обслуживание.
- Предоставление статистических отчетов.
- Режим составления прогнозов развития экономики и ее отраслей.
- Справки по законодательству.
- Предоставление сведений о надежности партнеров.
3. Экспертиза.
- Экспертиза самостоятельно составленных клиентом бизнес-планов.
- Экспертиза инвестиционных проектов.
- Экспертиза контракта.
- Экспертиза финансовых операций.
4. Консалтинговый проект.
- Диагностика проблем.
- Разработка и внедрение решений.
- Поиск партнеров.
- Проект по участию в переговорах.
- Разработка управленческих документов, сопровождающих процессы менеджмента.
4.1. Цели, задачи, принципы управленческого консультирования
Основной целью управленческого консультирования является улучшение качества управления, повышение эффективности деятельности фирмы-клиента и увеличение производительности труда ее персонала.
Основные задачи:
1. На исправление ситуации.
2. На усовершенствование.
3. Задачи на инновации.
4. Комбинированный тип.
Принципы:
1. Научность.
2. Гибкость.
3. Прогрессивность.
4. Преемственность.
5. Сохранность системы в процессе консультирования.
6. Изменение системы в результате консультирования.
7. Конкретность.
8. Гласность.
9. Компетентность.
10. Динамичность.
11. Креативность.
12. Эффективность.
Классификация (типология) управленческого консультирования
1. По результатам выделяют.
- Продуктовое консультирование.
- Обеспечивающее консультирование, консультирование процесса.
2. По радикальности
- Революционное.
- Косметическое консультирование
- Обыденное консультирование
3. По целям
- Целевое
- многоцелевое
4. По видам решаемых задач
- Оперативное
- Стратегическое
5. По механизму реализации
- Объектное управленческое консультирование
- Полиобъектное консультирование
- Уникальное консультирование
- Стандартное консультирование
6. По результативности
- Завершенное
- этапное
7. По месту применения
- Внутрифирменное
- Внешнее
8. По длительности воздействия на объект
- Краткосрочное
- Среднесрочное
- долгосрочное
9. По прикладным функциям
- Научно исследовательское консультирование
- Практическое консультирование
10. По степени воздействия
- Шоковое консультирование
- Ползучее
11. По количеству объектов
- Индивидуальное
- коллективное
12. По уровням и сферам управления
- Фирменное
- Отраслевое
- Муниципальное консультирование
- Государственное консультирование
13. По масштабам организации
- Микро-консультирование
- Макро-консультирование
14. О методам обучения
- Активное
- Рутинное
- Взаимообучающее
15. По видам управленческой деятельности
- Научно-техническое
- Социально-экономическое консультирование
16. По методу самооценки руководителя
- Рефлексивное
- Критическое консультирование
Предмет, методы и участники управленческого консультирования
Предмет
С позиции консультанта предметом управленческого консультирования является консультационная услуга.
С позиции менеджера предметом управленческого консультирования являются консультант клиентские отношения.
Методы управленческого консультирования
Общие
Пришли из менеджмента, и поэтому они идентичны методам менеджмента.
1. Диалектический.
2. Логический.
3. Эмпирический.
Локальные или специальные
1. Методы технического аспекта, позволяющие осуществлять консультационные услуги по анализу информации, исследованию ситуации, поиску проблем, выработке альтернативных вариантов решений. Среди этих методов наибольшее распространение получили методы опроса и написания отчета.
2. Методы человеческого аспекта, реализуются в системе консультант клиентских отношений и базируются на психологии.
Участники процесса управленческого консультирования
Клиентами консалтинговой организации могут быть
1. Не здоровые организации, для которых обращение к управленческому консультанту является последней возможностью выжить.
2. Образцовые организации, те которые приглашают консультанта для нахождения новых направлений развития и упрочнения существующих ситуаций.
3. Государственные структуры.
4. Международные организации и корпорации.
Консультанты бывают двух основных видов.
1. Консультант организация.
2. Консультант физическое лицо.
Типы консалтинговых организаций
1. Крупные, многофункциональные консалтинговые фирмы (500-1000 консультантов), с филиалами в различных странах. Их, как правило, называют фирмами по управленческому консультированию с полным набором услуг. Ориентированы на крупных клиентов.
2. Службы консультации руководства, образованные как подразделения крупных бухгалтерских фирм и имеющее размеры и функции, схожие с крупными консалтинговыми.
3. Мелкие и средние консалтинговые фирмы (от нескольких до 100 консультантов), занимающиеся: во-первых, общим управленческим консультированием малого и среднего бизнеса в ограниченной географической области; во-вторых, специальным управленческим консультированием в одой или нескольких областях; в-третьих, строго специализированной деятельностью в одной или нескольких отраслях промышленности или сферы услуг.
4. Организации, оказывающие специальные технические услуги (мозговые центры).
5. Консультационные подразделения в управленческом учреждении, создаются на фирме, как часть консалтинговой организации. Консалтинговая организация, при этом, осуществляет лизинг своего персонала на данную фирму для обучения ее управленцев.
6. Одиночные консультанты, они опытнее (сотрудника фирмы), дешевле, преданнее клиенту, чем фирмы. Сила одиночных консультантов в высоко индивидуализированном и гибком подходе к проблеме.
7. Консультирующие профессора. Для них консультирование - хобби, дающие дополнительный доход.
8. Нетрадиционные источники услуг по консультированию. Поставщики и продавцы компьютерной техники, коммерческие, страховые и банковские организации. Другие организации, превратившие свои внутренние группы управленческого консультирования во внешние консультационные службы.
9. Внутренние консультационные службы.
4.2. Этапы развития управленческого консультирования
В 1914 году появляется первая консалтинговая фирма в Чикаго под руководством Эдвна Буза и получает название "служба деловых исследований". Первые управленческие консультанты занимались не управлением, а вопросами, близкими к производству. К 20-ым годам они определились с тем, что им выгоднее не заниматься консультированием в области производства, а консультировать управление.
1. 20-ве годы, первый этап управленческого консультирования, этап становления. Первые менеджеры поняли, что им выгоднее заниматься консультирования. Первый консультант в области управленческих отношений. Мери Паркер Фолет - консультант по менеджменту персонала, Гарольд Уайтхед - маркетинг-консалтинг, Семья Маккинси - финансовое консультирования.
2. 30-40-ые годы. Этап триумфального шествия консалтинга по всему миру. Перетекает из США в Англию, оттуда во Францию. В результате формируется европейская школа консалтинга. Также консалтинг начинает постепенно проникать в государственную сферу.
3. 50-60 годы. Золотые годы консультирования. В Америке насчитывалось 50 000 консультантов. В консультировании произошли следующие качественные изменения
- Появляются новые услуги по выработке стратегии управления
- Технический прогресс дал жизнь таким видам консультирования, как консультирование по компьютерной технике, технологии, телекоммуникации и связи
- Появление агрессивной стратегии стимулирования деловой активности.
- Консультированием начали заниматься бухгалтерские и аудиторские фирмы в порядке диверсификации деятельности.
- Интернационализация консалтинга - появление первых совместных фирм и открытие представительств фирм в различных странах.
- Появление внутренних консультантов.
- Прогресс в методологии консультирования, связан с увеличением количества его видов.
- Повышение компетентности клиентов в использовании консультантов
4. 70-ые годы по настоящее время. Видовое разнообразие консультирования. В настоящее время появилось множество новых видов консультационных услуг.
- Услуги по областям и функциям менеджмента, общее руководство, финансы, производство, маркетинг и персонал.
- Консультационные услуги по оценка эффективности организационных изменений, консультирование по методикам выявления проблем, по разработке программ организационных изменений и по повышению эффективности управления.
- Услуги по отраслевым проблемам, одноотраслевое и многоотраслевое консультирование.
- Консультирование по новым типам услуг, то есть консультирование по вопросам слияния процессов управления и инженерно-технических процессов; консультировании по подготовке кадров менеджеров; консультирование по выбору и передаче технологий; консультирование по патентам и лицензиям; консультирование по изучению реакции рынка на новое изделие.
Клиентов чаще всего интересует полный пакет услуг, образованный путем пересечения традиционных услуг. Среди множества областей консультирование к управленческому наиболее близки три:
1. По инженерно-техническим вопросам.
2. По юридическим вопросам.
3. По бухгалтерскому учету.
2. Процесс управленческого консультирования
Под процессом управленческого консультирования понимается совместная деятельность консультанта и клиента с целью решения определенной задачи или комплекса задач и осуществления желаемых изменений в организации-клиенте. Этот процесс включает несколько стадий, этапов, фаз. Известны три стадии процесса управленческого консультировании
1. Пред проектная.
2. Проектирование.
3. После проектная
Три этапа процесса управленческого консультирования.
1. Диагностика (выявление проблемы).
2. Разработка решений.
3. Внедрение решений.
Фазы процесса:
1. Подготовка. В фазе подготовки консультант начинает работать с клиентом. Она включает
- Первый контакт с клиентом (встречи, беседы, обсуждение вопросов).
- Предварительный диагноз проблемы (анализ, сравнение и диагностика решения проблемы).
- Планирование задания консультанту (методы синтеза).
- Предложение клиенту относительно задания.
- Заключение договора на консультирование.