Файл: КОНЦЕПЦИЯ И ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО РЫНКА ТРУДА.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 135

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ющих уровень, устанавливаемый условиями и правилами осуществления предпринимательской деятельности по производству ϶лектрической ϶нергии (лицензионными условиями); поставки ϶лектрической ϶нергии, производство тепловой ϶нергии (кроме случаев, когда она используется исключительно для внутрiшньовиробничих потребностей) в объемах, превышающих уровень, устанавливаемый условиями и правилами осуществления предпринимательской деятельности по производства тепловой ϶нергии (лицензионными условиями), предоставление услуг междугородной и международной телефонной связи.

Указом Президента «О мерах по реализации государственной политики в сфере естественных монополий» от 19.08.1997 г. № 853/97 были определены направления реформирования отраслей, относящихся к сфере естественных монополий и смежных с ними рынков . Было также поручено органам власти и управления разработать комплексные меры по реструктуризации, приватизации и усиления государственного контроля в сфере естественных монополий, в соответствии с определенными

϶тим указом направлений.Кроме того, ϶ти направления были конкретизированы отдельно для ϶лектро϶нергетики, нефтяного комплекса, транспорта, связи и жилищно-коммунального хозяйства. Указом было предусмотрено создание Национальной комиссии по вопросам регулирования транспорта , что означало возложение на нее функции регулирования деятельности предпринимателей на рынках железнодорожных перевозок, услуг пользования железнодорожным путями, диспетчерскими службами, вокзалами и другими объектами инфраструктуры, которые обеспечивают движение железнодорожного транспорта общего пользования, специализированных услуг транспортных терминалов, портов, а϶ропортов, услуг управления воздушным движением и авиационных перевозок в части обеспечения взаимодействия авиапредприятий с объектами инфраструктуры , обесп

ечивающих авиационное движение.Такую комиссию предполагалось создать с одновременным сокращением штатной численности и расходов бюджета на содержание соответствующих органов исполнительной власти и четким разграничением функций управления. Однако по понятным причинам Национальной комиссии по вопросам регулирования транспорта так и не было создано. Статья 5 Закона «О естественных монополиях» устанавливает полномочия Антимонопольного комитета составлять и вести перечни конкретных предпринимателей, являющихся субъектами естественных монополий, то есть тех, которые реально работают в ϶тих отраслях. Однако на практик


е реализовать ϶ту норму довольно трудно, потому что ϶то достаточно сложная задача.По закону, определение субъекта естественной монополии включает всех субъектов хозяйствования, которые реализуют свою продукцию на рынке, который находится в состоянии естественной монополии. Но в сфере естественных монополий действуют не только субъекты хозяйствования, у которых основной вид ϶кономической деятельности совпадает с ϶той сферой (комбинаты коммуналь.

Современную частнопредпринимательскую экономику нашей страны необходимо рассматривать как систему из двух частей: рыночной (мелкие частные предприятия), и корпоративной (крупные частные предприятия). Распределительные отношения в этих секторах экономики существенно различаются.

Кроме этого, образовательная деятельность в современном обществе является одним из видов экономической деятельности в сфере предоставления услуг, т.е. образование должно также и прямое влияние на экономическое развитие - через коммерциализацию процессов передачи знаний. Итак, подытоживая вышесказанное, можно отметить: Во-первых, социально - экономическое развитие по совокупности его показателей выступает центральной интегральной характеристикой национальной экономики. Во-вторых, важным аспектом процессов трансфера знаний и навыков в социуме выступает образование. При этом высшее образование выполняет функции локомотива социально -экономического развития. В-третьих, существуют три основных механизма, через которые высшее образование влияет на социально - экономическое развитие : образование позволяет увеличить человеческий капитал, образовательная система увеличивает способность экономики к инновационному развитию, образование позволяет активизировать процессы передачи и диффузии знаний и навыков.

В государственном секторе (на государственных хозрасчетных предприятиях и в государственных бюджетных учреждениях и организациях) правила распределения также имеют особенности.

а) Рыночный сектор. Функционирование большинства мелких и средних предприятий, принадлежащих к рыночной системе, способствует эффективному распределению общественного продукта. В конкурентной среде ресурсы, как правило, направляются в производство тех товаров и услуг, в которых общество больше всего нуждается. В рыночной системе воля потребителя, выражающаяся в увеличении или в уменьшении закупок, передается через рынок производителю, т.е. производство управляется выбором потребителя и общества, их платежеспособными потребностями. Процесс распределения в рыночной системе состоит в следующем. Любой продукт распределяется между потребителями на основе их способности и желания заплатить за него существующую рыночную цену. Способность потребителя заплатить равновесную цену за продукт определяется размером его денежного дохода. Последний зависит от количества различных материальных и людских ресурсов, поставляемых получателем дохода на рынок, и от цен, по которым эти ресурсы могут быть проданы на ресурсном рынке. Таким образом, цены на ресурсы играют ключевую роль в формировании размера дохода, который каждое домохозяйство может предложить в обмен на часть общественного продукта. В пределах денежного дохода потребителя готовность последнего заплатить равновесную цену за продукт и решает, поступит ли в распоряжение этого потребителя часть указанного продукта или не поступит. А такая готовность купить продукт зависит от того, отдает ли потребитель предпочтение данному продукту, когда он сравнивает его с другими имеющимися близкими заменителями и относительными ценами на них. Следовательно, цены на продукты, в свою очередь, играют ключевую роль в формировании структуры расходов потребителей[2].


Домохозяйства, которым удается накопить большое количество материальных ресурсов по наследству, в результате тяжелого труда и бережливости, путем использования особой деловой сметки или даже посредством обмана, получают крупные доходы. Таким образом, они распоряжаются большими долями общественного продукта. Другие, поставляющие на рынок неквалифицированные и сравнительно непроизводительные трудовые ресурсы в обмен на низкую заработную плату, получают скудные денежные доходы и соответственно маленькие доли национального продукта. Рыночная система — это обезличенный, беспристрастный механизм, а возникающее на его основе распределение дохода может порождать большее неравенство, чем обществу желательно. Рыночная система приносит очень крупные доходы тем, чей труд высоко оплачивается в силу природных способностей, приобретенного образования и мастерства. Равным образом и те, кто владеет значительным капиталом и земельными площадями, заработанными упорным трудом или доставшимися по наследству, получают от них большие доходы. Но другие члены общества обладают меньшими способностями, получили лишь скромное образование и квалификацию. Все эти люди, как правило, не накопили или не унаследовали никаких материальных средств. Следовательно, их доходы очень малы. Кроме того, многие престарелые лица с физическими и умственными недостатками, незамужние женщины и вдовы с детьми на иждивении зарабатывают очень мало или, подобно безработным, вовсе не имеют доходов в рамках рыночной системы. Рыночная система влечет за собой значительное неравенство в распределении денежного дохода, а следовательно, и в распределении национального продукта между индивидуальными домохозяйствами. Произведенный продукт преимущественно выделяется на производство предметов роскоши для богатых за счет ресурсов на производство предметов первой необходимости для бедных. Расширение рыночной среды обостряет проявление ее недостатков, обусловленных несовершенством влияния спроса и предложения на распределение общественного продукта. Там, где спрос и предложение не отражают точно все выгоды и все издержки, рыночная система не способна обеспечить такое распределение, какое наилучшим образом удовлетворяет потребности общества (это относится к проблемам загрязнения окружающей среды и другим). Рыночная система не способна в полной мере учитывать общественные или коллективные потребности (потребности в образовании, предотвращении чрезвычайных ситуаций, достаточность национальной обороны и др.).


б) Корпоративный сектор. Одной из ведущих сил, преобразующих экономику России, является быстро формирующийся корпоративный сектор, в который переходят многие крупные предприятия. Часть из них занимают монопольное положение в производстве товаров и услуг. В предреформенный период деятельность этих предприятий жестко регулировалась государством. В современных условиях они имеют большую самостоятельность. Их влияние на формирование доходов резко возрастает. Правила распределения общественного продукта в корпоративной части экономики значительно меньше рассмотрены. Интересы быстро формирующихся корпораций широко реализуются через контроль за внутренней и внешней средой их деятельности. Современные корпорации имеют большую свободу в выборе и достижении своих целей, располагают властью над установлением цен и издержек, влиянием на потребителей, организацией поставки материалов и полуфабрикатов, проводят свою политику в отношении рабочей силы и воздействует на деятельность государства.

Власть корпораций приводит к утере суверенитета потребителя над производителем. Производитель все больше управляет потребителем, подчиняет его собственным потребностям, т.е. контролирует потребительский спрос. Именно эта власть, а не «потребность» в общепринятом смысле определяет функционирование экономики. Производство достигает больших размеров не обязательно там, где существует большая потребность. Оно может быть велико там, где есть большая возможность управлять поведением отдельного потребителя или участвовать в контроле над закупками товаров и услуг государством. При власти корпораций полезность изделий становится лишь одним из нескольких условий их производства. На первый план выступает убеждение потребителя в новизне изделия. Новизна или кажущаяся новизна, если она способствует эффективности убеждения потребителя, служит целям корпораций лучше, чем полезность и работоспособность. Не случайно значительно возросло предложение потребителю всевозможных, нередко не самых необходимых товаров, по сравнению затратами на производство наземного транспорта или строительство жилых домов, удобной недорогой одежды и т.п.

Корпоративная система привносит нестабильность в развитие экономики, раскручивает высокую инфляцию, цены в ней контролируются фирмами и, как правило, растут быстрее, чем в рыночном секторе. Зарплата, контролируемая профсоюзами, также растет быстрее, чем на мелких и средних предприятиях и в бюджетной сфере. Часть расходов на заработную плату, повышаемую корпорациями под давлением профсоюзов, перекладывается через повышение цен на налогоплательщиков. Эта инфляция носит систематический характер и обусловлена, в том числе и независимостью крупных фирм от регулирования правительством государственных и частных расходов, а также сокращения частных расходов за счет заемных средств и повышения налогов. Инфляцию раскручивает и активное использование корпорациями для капитальных вложений не заемных средств, а своих доходов. Ее росту способствует наличие в составе вновь формирующихся конгломератов предприятий, осуществляющих финансовые операции; коммерческих и инвестиционных банков (например, создание финансово-промышленных групп), страховых компаний, возможность перекладывать более высокие налоги на товары и услуги на общество.


Корпоративной системе свойственна недостаточность эффективного спроса, обусловленная тем, что доходы корпораций идут не на накопление (инвестирование, т.е. тратятся), а на сбережения. Они активно используются для «прокручивания» в форме «коротких» денег. В корпоративной системе нет механизма, обеспечивающего соответствие решений, касающихся как сбережений, так и накоплений интересам населения.

В корпоративной и рыночных системах усиливаются различия в заработной плате. Современные тенденции в развитии экономики все больше будут приводить, с одной стороны, к существованию групп рабочих, живущих в условиях относительного благополучия, а, с другой стороны, к существованию групп относительно бедных рабочих.

Налицо все усиливающая тенденция к неравенству доходов между различными секторами экономической системы. В корпоративной системе различия в оплате также велики. Вполне естественно, что руководители крупных компаний используют свою власть для углубления такого различия. В результате в России быстро формируется крайне узкая пирамида заработной платы, при этом заработки на ее вершине чрезмерно высоки[3].

в) Государственный сектор. Резкое изменение условий функционирования российской экономики происходит на фоне ослабления государства. Это выражается не только в сжатии государственного сектора экономики, но и в значительной степени остаточном его финансировании, отставании уровня оплаты труда от рыночного сектора. Поэтому необходима новая стратегия дальнейших социально-экономических преобразований, в том числе в сфере распределения общественного продукта и доходов. Она должна быть направлена на выравнивание возможностей населения в рамках различных звеньев экономической системы и включать:

• государственную поддержку ощутимому усилению рыночной части народного хозяйства;

• ограничение продукта, распределяемого в чрезмерно развитых областях корпорированной экономики;

• формирование, по сути, нового облика государственного сектора.

Намеченные правительством антимонопольные меры вполне справедливы и должны быть усилены. Это, однако, неверно связывать только с разгосударствлением. Корпоративный монополизм не менее опасен, чем государственный. С другой стороны, становление рыночного сектора экономики не должно сопровождаться неоправданным расчленением крупных корпоративных предприятий. Это привело бы к дальнейшему откату к еще более низкой эффективности производства.