Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 133
Скачиваний: 3
Воссоздание нового облика государственного сектора потребует приостановления наметившихся тенденций разгосударствления жилищного строительства, медицинского обслуживания, городского транспорта, образования, а также создания государственных корпораций в отраслях, обеспечивающих общественные потребности (производство вооружения и др.). Эти отрасли будут эффективнее функционировать вне корпорированного и рыночного секторов экономики[4].
Воссоздание в новом виде государственного сектора, включающего наиболее ослабленные и чрезмерно развитые отрасли, позволит направить усилия государства на обеспечение населения жильем, наземным транспортом, услугами в области здравоохранения, искусства и культуры, ограничение вредного воздействия производства на окружающую среду.
1.3 Отраслевые и региональные неравенства в оплате труда
Особенности распределительных отношений в переходной экономике России предопределяют значительные неравенства в доходах населения, в том числе и в оплате труда. Целесообразно рассматривать эти неравенства в отраслевом, региональном и социально-слоевом аспектах.
Специалисты выделяют несколько групп отраслей, различающихся по ряду общих для них признаков, в которых сложились отличающиеся условия спроса и предложения рабочей силы и разные уровни заработной платы.
Подобную дифференциацию отраслей с определенной долей условности можно произвести при учете наличия спроса, причем устойчивого, на внутреннем и внешнем рынках; конкурентоспособности выпускаемой и соответствующей платежеспособному спросу продукции; наличия достаточного технико-технологического и ресурсного потенциала. Если пользоваться данной критериальной базой, можно выделить следующие группы:
- экспортно ориентированные отрасли с высокой степенью ценового запаса — отрасли по добыче природного газа и нефти, энергетических углей; отрасли по производству цветных металлов. Стабильность отраслей цветной металлургии в настоящее время определяется толлингом (работой на импортном сырье) и их дальнейшее развитие по пути подъема будет связано со способностью переориентации на собственную сырьевую базу;
- отрасли, ориентированные на удовлетворение внутреннего спроса- отрасли естественных монополий, отрасли черной металлургии с прогрессивными технологиями (производство электроферросплавов, метизов), приборостроение, автомобильная промышленность, а также отрасли по производству легкой и пищевой продукции, медицинская промышленность.
В то же время в структуре экономики сохраняются старые, неэффективные, не удовлетворяющие требованиям рыночной экономики отрасли, чья продукция не находит общественного спроса. Трудности со сбытом испытывает большинство предприятий угольной промышленности, подъемно-транспортного и железнодорожного машиностроения. Огромные проблемы стоят перед предприятиями, работавшими на оборонный комплекс, и предприятиями, осуществляющими конверсию.
Несмотря на расширение состава секторов экономики с устойчивыми высокими темпами роста, рост не стал всеобщим для российских отраслей и производств.
В России расширяется круг отраслей, чья продукция имеет устойчивый спрос на мировом рынке, а также отраслей, успешно конкурирующих на внутреннем рынке, работающих на удовлетворение внутреннего спроса.
Отраслевая дифференциация заработной платы представлена в табл. 1, приложение 1.
Региональный аспект неравенства доходов и оплаты труда связан с различной социально-экономической ситуацией в субъектах Федерации: различными уровнями падения производства, разной продвинутостью рыночных преобразований и др.
Не во всех регионах России одинаковы темпы аграрных реформ; различается уровень инфраструктуры рынка и предпринимательства. Регионы отличаются развитием коммерческих структур и внешнеэкономической деятельностью. Используя права свободного экономического развития, отдельные регионы вырабатывают свои модели экономического поведения. Так, многие регионы с развитым аграрным сектором добиваются высоких закупочных цен, используют бартер в поставках продукции. Регионы с преобладанием добывающих отраслей, таких как газовая, нефтяная, добыча цветных металлов, выходят самостоятельно на внешние рынки.
Процессы дезинтеграции экономики России, особенно проявившиеся в последние годы, ставят перед федеральными и местными органами управления задачи сохранения внутреннего рынка, единства инфраструктуры систем (энергетики, транспорта, связи), общей денежно-кредитной системы, единой налоговой системы, общего контроля за экспортом и импортом продукции.
В трудных условиях находятся сейчас регионы с высокой концентрацией стагнирующих и конверсируемых отраслей, незавершенных инвестиционных программ; регионы, зависимые от поставок сырья, продовольствия, и регионы с критической экологической обстановкой, в которых необходимо закрытие экологически вредных производств и осуществление мер по социальной защите населения. К таким регионам относятся ряд областей Урала, Сибири, Дальнего Востока, Центра.
Необходимы срочные меры по реконструкции экономики старопромышленных регионов, крупных городских агломераций; требуется корректировка мер по конверсии оборонных отраслей, оздоровлению экологической обстановки и модернизации инфраструктуры.
К первоочередным задачам относятся:
• стабилизация социально-экономического положения в районах Севера с экстремальными природными условиями;
• возрождение среды обитания для малочисленных народов;
• размещение производительных сил — освоение уникальных природных богатств в северных и восточных районах;
• формирование программно-целевых, территориально-производственных комплексов при условии комплексного использования ресурсов и соблюдения экологических стандартов.
Специалисты выделяют три типа регионов России по условиям и характеру производства и рынков труда[5]:
1) трудоизбыточные — республики Северного Кавказа, Ставропольский и Краснодарский края, Ростовская область.
2) оборонно-промышленные — Санкт-Петербург, Москва, Нижегородская область, Урал, промышленные узлы юга Сибири.
3) многоотраслевые и депрессивные — зоны Севера.
Для первой группы регионов рекомендуется временное поощрение мелкотоварного уклада в городах и селах; для регионов второй группы предусматривается привлечение иностранного капитала; в регионах третьей группы - создание особо благоприятного режима для предпринимательской деятельности за счет частичного освобождения от налогов и других факторов.
Экономическая ситуация заметно влияет на уровень оплаты труда на рынках рабочей силы в регионах. Это подтверждают данные табл. 2, приложение 2.
Первое место (395,2% к РФ) принадлежит Ямало-Ненецкому автономному округу, последнее (88-е место — 33,8% к РФ) — у Республики Дагестан.
Заработная плата играет разную роль в обеспечении денежных доходов в различных регионах России, о чем свидетельствуют данные табл. 3, приложение 3. Диапазон доли заработной платы по субъектам Федерации изменяется от 377,6% в Таймырском автономном округе до 62,1% в Москве. Заработная плата в Ненецком автономном округе основной источник доходов в целом по населению данного региона; в Москве — у значительной части населения основные источники доходов не от оплаты труда[6].
На начальном этапе рыночных реформ в нашей стране произошло глубокое социальное расслоение населения по уровню доходов, которое выражается и в неравенстве оплаты труда. Сложились слои низкооплачиваемых работников с уровнем заработной платы ниже прожиточного минимума трудоспособного населения. На другом полюсе — высокооплачиваемые работники с уровнем оплаты труда свыше двух прожиточных минимумов (ПМ). Доходы выше двух ПМ формируют у населения более высокий стандарт потребления — минимальный потребительский бюджет. Эти доходы и потребление позволяют человеку (семье) на скромном уровне удовлетворять все основные потребности. На доходы ниже ПМ основные потребности не могут быть удовлетворены.
В таблицах 4-7 представлены данные о доле низко- и высоко оплачиваемых слоев населения и концентрации у них доходов от оплаты труда в крупных экономических районах России.
Из таблицы 4 следует, что наибольшая доля низкооплачиваемого населения в 2014 г. в Дальневосточном федеральном округе — 42,9%, а наименьшая — 26,8% в Санкт-Петербурге. С другой стороны, больше чем в других регионах высокооплачиваемого населения проживало в Уральском федеральном округе — 49,8%, а меньше — в Южном федеральном округе — 24,6%.
Таблица 4
Распределение работников по уровню среднемесячной заработной платы (ЗП) в 2014 г.[7] в процентах
Экономические районы РФ |
Доля низкооплачиваемых в общей численности работников (уровень зарплаты ниже прожиточного минимума) |
Доля высокооплачиваемых в общей численности работников* |
Центральный федеральный округ Северо-Западный федеральный округ Южный федеральный округ Приволжский федеральный округ Уральский федеральный округ Сибирский федеральный округ Дальневосточный федеральный округ г. Санкт-Петербург г. Москва Россия |
37,6 31,7 42,3 39,6 23,7 35,6 42,9 26,8 27,6 34,7 |
35,5 38,4 24,6 29,0 49,8 34,1 30,4 43,0 46,0 35,4 |
* Высокооплачиваемые - работники с уровнем ЗП свыше 2-х ПМ трудоспособного населения
Показатель дифференциации заработной платы, рассчитанный по группам прожиточного минимума в целом по России, составляет 10,1 раза. По экономическим районам первый показатель колеблется от 7,5-13,3 раза, а второй — от 5,68 до 8,79 раз (таблица 5).
Таблица 5
Дифференциация заработной платы по группам работников в 2014 г.[8] (раз)
Экономические районы РФ |
Децильный коэффициент дифференциации заработной платы (ЗП) |
Соотношение среднего уровня ЗП высокооплачиваемых и низкооплачиваемых работников* |
Центральный федеральный округ Северо-Западный федеральный округ Южный федеральный округ__________ Приволжский федеральный округ_____ Уральский федеральный округ Сибирский федеральный округ Дальневосточный федеральный округ г. Санкт-Петербург г. Москва Россия |
13,3 10,0 7,5 8,8 11,7 9,8 13,0 9,3 12,9 10,1 |
8,45 7,09 5,68 6,32 8,43 6,88 8,15 6,91 8,79 7,05 |
Концентрация фонда заработной платы по квинтильным (20-процентным) группам представлена в таблице 6.
Таблица 6
Доля в оплате труда работников, отнесенных к разным слоям по уровню оплаты труда, в процентах к фонду оплаты труда 2014 г.[9] (всего)
Экономические районы РФ |
20-ти процентные группы |
||||
I Квин-тиль |
II Квин-тиль |
III Квин-тиль |
IV Квин-тиль |
V Квин-тиль |
|
Центральный федеральный округ Северо-Западный федеральный округ Южный федеральный округ Приволжский федеральный округ Уральский федеральный округ Сибирский федеральный округ Дальневосточный федеральный округ г. Санкт-Петербург г. Москва Россия |
3,21 4,09 5,18 4,55 3,58 4,16 3,27 4,35 3,29 4,06 |
7,12 8,38 9,75 8,98 7,67 8,47 7,22 8,72 7,25 8,33 |
12,14 13,47 14,78 14,06 12,74 13,57 12,25 13,81 12,29 13,43 |
20,86 21,80 22,50 22,14 21,31 21,85 20,94 21,99 20,97 21,76 |
56,67 52,26 47,79 50,27 54,70 51,95 56,32 51,13 56,20 52,42 |
Максимальная концентрация заработной платы в пятой (высокооплачиваемой) 20-ти процентной группе составляла 56,67%, а минимальная — в первой (низкооплачиваемой) — 3,21% к фонду оплаты труда. Разрыв достиг 17,7 раза.
Таблица 7
Доли фонда оплаты труда работников с зарплатой ниже ПМ и выше двух ПМ трудоспособного населения в общем фонде ЗП в 200JI г.[10] (в процентах)
Экономические районы РФ |
Доля фонда ЗП ниже ПМ трудоспособного населения в общем фонде ЗП |
Доля фонда ЗП работников с ЗП выше 2-х ПМ трудоспособного населения в общем фонде ЗП |
Центральный федеральный округ Северо-Западный федеральный округ Южный федеральный округ Приволжский федеральный округ Уральский федеральный округ Сибирский федеральный округ Дальневосточный федеральный округ г. Санкт-Петербург г. Москва Россия |
9,3 8,5 16,4 13,3 4,7 10,4 11,9 6,8 5,6 9,8 |
73,9 72,7 53,9 61,6 83,0 68,5 68,7 75,6 81,5 70,1 |
Еще большие различия в концентрации фонда заработной платы наблюдаются по группам работников с различной заработной платой. В таблице 7 представлены данные о доле фонда оплаты труда работников с зарплатой ниже ПМ и выше двух ПМ трудоспособного населения в общем фонде ЗП. Из нее вытекает, что в большинстве экономических районов фонд заработной платы сосредоточен преимущественно у высокооплачиваемых работников.