Файл: Определение объема необходимой и достаточной информации при принятии решения (Теоретические аспекты принятия управленческих решений).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 185

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Герчикова Менеджмент. Москва, объединение издательское и с.

Голубков Какое принять  решение? Москва с. Гроув Эндрю Высоко эффективный менеджмент. Москва, с.

Кохно и др. Менеджмент. Финансы и статистика, с.

Лебедев Основы менеджмента. Санкт-Петербург с. Любимова Менеджмент путь за успеху. Москва, с.

Макаров Менеджер к работой. Москва, с. Менеджмент организации. Под редакцией Румянцевой. Москва, с.

Рейльян Аналитическая принятия основа ситуации решений. с.

Ромащенко Принятие и управленческих советы. Политиздат России, с.

 Сацков Методы и приемы деятельности менеджеров и бизнесменов. Санкт-Петербург, с.

Уткин Управление фирмой. с. Важнейшим принимаемых повышение достигается производства является общественного всего процесса повышения принятия качества путем резервом эффективности которое совершенствования принятия решений. Важность осознана решений, решений человечеством его одновременно коллективной процесса была вслед за с деятельности. Поэтому развитием сознательной и теория развивалась управления принятия любой решений теории составная возникла решений.

Принятие и возникновением принятия что все, функции. Необходимость делает началом решения пронизывает управленческой и управляющий, формируя часть природы решений цели достижения. Поэтому кто их искусстве для добиваясь преуспеть принятия всякого, управленческого чрезвычайно решения хочет важно управления. Разработка наиболее понимание его важных успех в зависит процессов. От эффективности в управленческих разработка один значительной из дела.

Каждой управленческих степени организации осуществляется решений. в и разработки практика организации управленческих характером свои организационной определяемые деятельности, и каждой решений принятия спецификой особенности, ее имеет структурой, объясняется коммуникаций, действующей темы ее культурой.

Актуальность от внутренней правильно что данной тем, выбранного метода зависит деятельности или решений системой и методов любого успех решений исследование чрезвычайно теории предприятия. Поэтому группы каждого принятия основой работы является принятия данной важным положения управленца.

Теоретико-методологической в эффективность основные принятия управленческих являются для работы управлении, в теории курсовой изложенные решений работах Атаманчука Друкера Мескона Дайновского Кузьмина Райченко зарубежных и работы и учебные авторов. При учебники и написании других отечественных использовались статьи монографии, является курсового процесс и периодических изданиях.


Объектом решений в пособия, научных достижения исследования принятия являются управленческих развития эффективного методы предприятия.

Предметом исследования в решений более принятия управленческих управлении.

Проанализированы для предприятиях тремя работы современное состояние России.

Структура изложены теоретические первом разделами. решений, принятия аспекты разделе представлена упра.

5). Метод индивидуального мозгового штурма: человек поочередно выполняет роли «генератора» и «критика».

5. Метод расстановки приоритетов – используется для оценки и выбора наилучшего варианта управленческого решения. Его применение предполагает попарное сравнение вариантов решения проблемы по определенным критериям. При этом используются следующие символы:

  1. – если данный вариант лучше (1,5);
  2. = – если сравниваемые варианты равны (1);
  3. < – если данный вариант хуже другого (0,5).

6. Метод дерева решений – этот метод имеет несколько вариаций – дерево решений, дерево целей, эффективно реализуется путем коллективной экспертизы. Суть метода дерева целей сводится к тому, что группа экспертов дает свою оценку всем направлениям и вариантам решения проблемы, выделяя наиболее приоритетный путь (вариант). Метод показывает «пробелы», которым не уделили внимания. Принцип построения: четкая иерархия и полнота.

7. Метод функционально-стоимостного анализа (ФСА) – применяется не только в технической сфере, но и при решении управленческих задач по формированию организационных структур, организации работы персонала, повышению отдачи функционирования подразделений. Он является универсальным методом выбора решений, позволяющим добиваться оптимизации затрат на исполнение функций объекта без ущерба их качеству.

Основная суть метода сводится к представлению объекта в виде совокупности функций (функциональной модели) и решению вопроса о том, все ли функции действительно необходимы, какие из них можно совместить или убрать без ущерба для качества. Метод ФСА хорошо себя зарекомендовал в управленческой практике разработки и принятия решений: он обладает высокой практической полезностью в сфере построения организационных структур управления, в том числе при анализе функций исполнителей (выявление лишних функций, нейтральных, негативных и др.) и выборе оптимального соответствия качества выполнения функций с затратами на их реализацию.

8. Метод платежной матрицы – это один из методов принятия управленческих решений, который применяется в условиях, когда:


  • число альтернативных вариантов разумно ограничено;
  • нет полной определенности в отношении того, что может произойти (неопределенность среды).

9. Метод цепных подстановок (МЦП) – используется для разработки и принятия решений в том случае, если проблема имеет строго выраженный функциональный характер. Суть метода заключается в последовательной замене плановых величин одного из факторов при условии, что остальные факторы остаются неизменными.

10. Метод сценариев – используется в сфере принятия управленческих решений в долгосрочном периоде. Сценарий – описание или картина будущего какого-либо объекта (фирмы), составленные с учетом правдоподобных предпочтений. Сценарий используют для принятия решений в сфере стратегического развития фирм, регионов, технологий, рынков.

Таким образом, методы принятия управленческих решений выступают как совокупность этапов и процедур, необходимых для разрешения той или иной проблемы, возникающей перед управляющей подсистемой (субъектом управления).

Механизм принятия решений в управлении

В каждой организации осуществляется разработка управленческих решений. И в каждой организации практика разработки и принятия управленческих решений имеет свои особенности, определяемые характером и спецификой ее деятельности, ее организационной структурой, действующей системой коммуникаций, внутренней культурой. Подготовка решений осуществляется на основании всей совокупности информации о ситуации, ее тщательного анализа и оценок.[5]

На стадии подготовки управленческого решения проводится экономический анализ ситуации на микро и макроуровне, включающий поиск, сбор и обработку информации, а также выявляются и формируются проблемы, требующие решения.

На стадии принятия решения осуществляется разработка и оценка альтернативных решений и курсов действий, проводимых на основе многовариантных расчетов; производится отбор критериев выбора оптимального решения; выбор и принятие наилучшего решения.

На стадии реализации решения принимаются меры для конкретизации решения и доведения его до исполнителей, осуществляется контроль за ходом его выполнения, вносятся необходимые коррективы и дается оценка полученного результата от выполнения решения. Каждое управленческое решение имеет свой конкретный результат, поэтому целью управленческой деятельности является нахождение таких форм, методов, средств и инструментов, которые могли бы способствовать достижению оптимального результата в конкретных условиях и обстоятельствах.


Технология управления принятием управленческих решений имеет следующий механизм:

– общее руководство принятия решений;

– правила принятия решений;

– планы в принятии решений;

– принятие двусторонних решений руководителями одного уровня на основе индивидуального взаимодействия;

– целевые группы и их роль в принятии решений (групповое взаимодействие на равных уровнях);

– матричный тип взаимодействия.

Первые три составляющие обеспечивают вертикальную взаимосвязь между уровнями управления, последние три – горизонтальную связь в координации принимаемых решений.

Общее руководство принятием решений предполагает, что процесс принятия решений находится в руках одного линейного (общего) руководителя, который подчинен в свою очередь вышестоящему руководителю. Здесь создается иерархия в принятии решений по линейным должностям. Общий руководитель до принятия решения принимает предложения и выслушивает мнение не только непосредственных подчиненных, но и отдельных работников, которые высказывают его при заключении коллективных договоров, в которых интересы работников представляют профсоюзы.[6]

Правила принятия решений или нормативы, разрабатываются и издаются самими организациями. В них формулируются действия, необходимые для реализации принятых решений в определенных условиях. Эти правила имеют целью осуществление координации между различными подразделениями и делятся на: оперативные, стратегические, организационные.[7]

Планы являются средством координации деятельности различных подразделений при принятии управленческих решений. В планах определяются имеющиеся ресурсы, необходимые для достижения намеченных целей в рамках конкретного периода. Планы охватывают деятельность производственных отделений, поэтому принятие управленческих решений осуществляется в рамках своих планов. Преимущество планов перед правилами состоит в том, что они являются более гибкими и их легче приспособить к изменившимися условиям.

Принятие двусторонних решений руководителями одного уровня на основе индивидуального взаимодействия осуществляется без согласования со своими общими руководителями. Для целей координации довольно часто выделяются специальные лица в находящихся на одном уровне управленческой структуры производственных отделениях. В некоторых организациях функции координатора выполняет руководитель проекта, отвечающий за осуществление конкретного комплекса работ и получающий полномочия принятия соответствующих решений.


Целевые группы действуют на основе группового взаимодействия и принимают решения, касающиеся конкретных вопросов совместной деятельности для достижения установленных целей. Целевые группы могут создаваться на временной или на постоянной основе и иметь в своем составе представителей разных функциональных подразделений и специализированных производственных отделений. Вместе с тем члены группы продолжают находиться в подчинении у своего руководителя.

В матричных структурах, в отличие от горизонтальных механизмов, руководителю проекта предоставляются линейные права, аналогичные тем, которые даются руководителям функциональных подразделений. Возникает сетевая структура, позволяющая принимать решения во все более усложняющихся условиях, касающихся все более сложных проблем.

Таким образом, процесс принятия управленческих решений является видом деятельности, требующим высокой квалификации, практического опыта, развитой интуиции. Многие решения уникальны, и процесс их выработки не может регулироваться строгими правилами. На всех этапах процесса принятия управленческого решения обеспечивается руководство организации необходимой информацией. Для этих целей должны быть использованы определенные учетные процедуры и система специальной отчетности. Принятие решения предполагает сравнительную оценку ряда альтернатив и выбор из них оптимального варианта, в наибольшей степени отвечающего целям организации.

Оценка эффективности принятия решений

управленческий руководство решение

Вершиной деятельности управленца является принятие решений, реализация которых способствует достижению поставленных целей и повышению эффективности функционирования организации. Эффективность происходит от слова «эффект», означающего впечатление, производимое кем-либо на кого-либо. Это впечатление может иметь организационную, экономическую, психологическую, правовую, этическую, технологическую и социальную окраску. Эффект может наблюдаться или формироваться. Обычно эффект сравнивают с затратами в сопоставимых понятиях. Соотношение эффекта (результата) и затрат характеризует эффективность какой-либо деятельности или явления. В современной экономической литературе понятие эффективности управленческих решений трактуется неоднозначно. Ряд авторов считает, что оно практически полностью совпадает с понятием эффективности производственной деятельности организации. Эффективность управления проявляется в эффективности производства, составляет часть производства.