Файл: Конкурентные стратегии фирм на внутреннем и мировом рынках (1. Научно-теоретические основы конкурентной борьбы на мировом рынке).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 146
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Научно-теоретические основы конкурентной борьбы на мировом рынке
1.1 Конкуренция и конкурентоспособность
1.2 Виды конкурентных стратегий
1.3 Теория международной конкуренции Портера
1.3.1. Конкурентные стратегии Котлера
Глава 2. Анализ международных конкурентных стратегий
2.1 Виды международных конкурентных стратегий
2.2 Классификация стратегических подходов для международных компаний
2.3 Устойчивое конкурентоспособное преимущество продукта
2.4 Требования к созданию достоинства продукта
2.5 Примеры конкурентных преимуществ
2.6 Анализ отрасли и конкурентов на основе публикуемых источников
Процесс формирования конкурентоспособности представляет собой совокупность организационно-экономических мер по приведению производственных программ выпуска продукции определенного объема, ассортимента и качества в соответствие с имеющимся производственным потенциалом. Одним из главных факторов формирования конкурентоспособности является максимальное использование конкурентных преимуществ.
Вторую группу факторов составляют показатели качества товара, определяемые действующими стандартами, нормами, рекомендациями.
К третьей группе факторов, влияющих на уровень конкурентоспособности, относят экономические показатели, формирующие себестоимость и цену товара.
Обеспечение конкурентоспособности предприятия достигается благодаря соблюдению основополагающих принципов рыночной системы и разумного использования факторов, воздействующих на эффективность и конкурентоспособность производства.
К основным принципам конкурентоспособности предприятия относятся:
- принципы превосходства качества товара на рынке;
- принципы преобладания товара на рынке;
- принципы минимизации издержек труда и материально-денежных средств на единицу товарной продукции;
- принцип экономической выгоды.
Конкурентные преимущества
В теории существуют два основных типа конкурентных преимуществ товаропроизводителя.
Суть первого — более низкие издержки на производство за счет концентрации и лучшей технологии производства, а значит, возможности продавать по ценам более низким, чем конкуренты.
Второй тип конкурентоспособности основывается на удовлетворении особых потребностей покупателя, его запросов за премиальную цену.
Конкурентоспособность выступает как часть воспроизводственного процесса относительно способов и методов хозяйствования на рынке товаров и услуг и оценивается массой прибыли в соотношении с потребленными и используемыми ресурсами.
Кроме того, М. Портер выделяет пять наиболее типичных новаций, дающих конкурентное преимущество:
- Новые технологии;
- Новые или изменившиеся запросы покупателей;
- Появление нового сегмента рынка;
- Изменение стоимости или наличия компонентов производства;
- Изменение правительственного регулирования
Все пять конкурентных сил совместно определяют интенсивность отраслевой конкуренции и прибыльность, при этом наиболее мощная сила или силы приобретают решающее значение с точки зрения формулирования стратегии [4, с. 40].
Конкурентоспособность предприятия является относительной характеристикой, выражающей отличия развития данного предприятия от развития конкурентов по степени удовлетворения своими товарами потребностей людей и по эффективности производственной деятельности. Конкурентоспособность предприятия характеризует возможности и динамику его приспособления к условиям рыночной конкуренции.
Сформулируем общие принципы, которые дают конкурентные преимущества предприятиям, это:
- Нацеленность всех и каждого работника на действие, на продолжение начатого дела.
- Близость предприятия к клиенту.
- Создание автономии и творческой атмосферы на предприятии.
- Рост производительности благодаря использованию способностей людей и их желанию работать.
- Демонстрация важности общих для предприятия ценностей.
- Умение твердо стоять на своем.
- Простота организации, минимум уровней управления и служебного
Разумеется, в каждой отрасли при формировании специфического характера конкуренции главенствуют различные силы. [4, с. 41].
Глава 2. Анализ международных конкурентных стратегий
2.1 Виды международных конкурентных стратегий
Существует шесть вариантов осуществления деятельности фирмы на мировом рынке:
- передача права на использование собственных технологий фирмы, на производство или сбыт ее продукции иностранным фирмам;
- усиление национального производства и вывоз продукции на зарубежные рынки, применяя собственные и другие сбытовые каналы;
- следование многонациональной стратегии, в рамках которой разрабатывается отдельные стратегии для каждой страны, отвечающее вкусам потребителей и конкурентным условиям стран. Действия фирмы в одной стране не зависят от деятельности фирмы в другой стране.
- следование глобальной стратегии низких издержек, при которой фирма ориентирована на низкозатратное производство на всех стратегически важных рынках мира. Цель – достижение низкого уровня издержек в сравнении с конкурентами в рамках мирового рынка;
- следование глобальной стратегии дифференциации, при которой фирма дифференцирует свой товар по одним и тем же характеристикам в разных странах с целью создания постоянного имиджа фирмы на мировом рынке; проводится жесткая координация деятельности во всех странах;
- следование глобальной стратегии фокусирования, при которой фирма обслуживает идентичные ниши на каждом стратегически важном национальном рынке; действия координируются на основе низких издержек и дифференциации [7, с. 101].
В рамках стратегии научно-технического лидерства реализуется такое объединение усилий государства и ТНК, при котором за счет фундаментальных научных исследований обеспечивается либо создание принципиально новой продукции, либо значительное усовершенствование выпускаемых изделий или применяемых технологий.
Страна, являющаяся научно-техническим лидером, может предлагать мировому рынку товары, не производимые в других странах.
Динамическое наверстывание предполагает ситуацию, когда страна или группа стран следуют в своем развитии примеру страны- лидера, приобретая у последней технологии и совершенствуя выпускаемую продукцию на их основе.
Страны, придерживающиеся такой стратегии, способны экономить значительные средства на фундаментальных разработках. Однако они обречены на вторые роли в мировой экономике и не способны обеспечить высокие прибыли своим компаниям за счет поставок на мировой рынок изделий, созданных в результате научно-технических разработок.
При формировании олигополистической структуры национальные ТНК стремятся захватить долю рынка, на котором действуют традиционные производители.
Примером такой стратегии является быстрое продвижение японских производителей автомобилей на рынки США и Западной Европы.
Успех выбора и реализации стратегии предприятия зависит от грамотного стратегического позиционирования на рынке, глубокой и всесторонней оценки его внутренней и внешней среды. Предприятие будет эффективно функционировать, если точно и правильно определит свое место на рынке и выработает направления своего дальнейшего развития [8, с. 152].
Автомобильные компании Японии сумели предложить рынку качественный товар по конкурентным ценам, а также обеспечить широкое сервисное обслуживание своей продукции.
Конкуренция за инвестиции предполагает привлечение иностранного капитала за счет доступности природных ресурсов и дешевой рабочей силы.
В 80-90 гг. XX в. эта стратегия считалась наиболее приемлемой для развивающихся и переходных стран. Тем не менее, ее реализация означает консервацию нерациональной структуры экономики с высокой долей добывающих отраслей и низкой заработной платой.
Эксперты Организации промышленного развития ООН (UNIDO) отмечают, что для преодоления разрыва в конкурентоспособности развитых и развивающихся стран последним следует развиваться по пути ускоренного усвоения знаний и новых технологий, совершенствования НИОКР и расширения инновационной деятельности компаний
Такой вектор развития получил название «верхнего» пути конкурентоспособности (high road to competitiveness).
И наоборот, привлечение иностранных инвесторов рассматривается как неэффективная альтернатива (low road to competitiveness - «нижний» путь к конкурентоспособности).
Важно понимать, что существует множество способов быть международной компанией. Различные компании в различных отраслях и в различные времена применяли различные международные стратегии. Более того, одна и та же компания может придерживаться различных стратегий на различных этапах своего развития. Наконец, международная компания может одновременно проводить различные стратегии в различных странах, в которых она присутствует. Это разнообразие может ослаблять компанию, обременяя ее раздутой структурой затрат, порождая необоснованное дублирование, затрудняя контроль качества, препятствуя формированию единого имиджа в глазах потребителей и ослабляя ее позиции на переговорах с поставщиками по всему миру. В то же время именно разделение накладных расходов и одинаковое позиционирование на различных национальных рынках может явиться основной причиной успеха компании. Обе стратегии имеют право на существование. Суть в том, что они жизнеспособны в различных контекстах, на различных рынках и в различные периоды.
Многонациональная стратегия заключается в приспособлении стратегического подхода к условиям каждой страны, где действует фирма. Это означает создание в целевых странах юридически независимых компаний, разработку частных стратегий, соответствующих условиям данной страны, при минимальной координации или даже ее отсутствии внутри МНК как целого. Данная стратегия характеризуется также ориентацией на местных поставщиков и полной адаптацией к специфике национального спроса, культуре и обычаям страны. [7, с. 102].
Основной целью многонациональной стратегии является обеспечение соответствия местным условиям страны, а не конкурентного преимущества в мировом или даже национальном масштабе, как для глобальной стратегии. Для МНК многонациональная стратегия - сугубо вынужденный шаг, обусловленный спецификой рынка.
Чем более разнообразны условия национальных рынков, тем более предпочтительна многонациональная стратегия; глобальные стратегии предпочтительнее для отраслей, конкурирующих на мировом уровне. Глобальная конкуренция существует там, где условия конкуренции на национальных рынках настолько взаимосвязаны, что формируют истинный международный рынок, и где лидирующие конкуренты соперничают непосредственно друг с другом во многих различных странах. [7, с. 101].
Глобальная стратегия.
В отраслях с глобальной конкуренцией позиция фирмы в одной стране оказывает серьезное влияние на ее позиции в других. Конкурентные преимущества фирмы, завоеванные фирмой на национальном рынке, дополняются преимуществами, появляющимися в других странах. Продажи товаров осуществляются в большинстве стран, выступающих важными рынками сбыта товаров фирмы. Это предполагает значительный масштаб деятельности, сокращающий затраты на НИОКР и позволяющий применять последние его достижения. Основной задачей становится определение цепочки ценности, ее звеньев и осуществление деятельности в мировом масштабе.
Глобальная стратегия предполагает использование двух методов, благодаря которым фирмы могут достичь конкурентного преимущества или скрыть определенные недостатки работы в какой-либо стране: интегрирование и координацию стратегий компаний во всем мире; осуществление продаж в большинстве или во всех странах, где имеется значительный покупательский спрос.
Оба метода направлены на достижение наилучших результатов деятельности предприятия, максимизацию ценности (в терминологии М. Портера). С этой точки зрения каждый участник технологической цепочки, доводящей товар до конечного потребителя, добавляет некоторую ценность. В первом методе увеличение совокупной ценности достигается за счет использования страновых преимуществ, а во втором — вследствие лучшей организации МНК, например, специализации подразделений, переноса технологий или использования торговой марки [7, с. 102].
Деятельность, направленная на работу с покупателем, должна быть сосредоточена в непосредственной близости от него (это маркетинг, распространение товаров и послепродажное обслуживание). Определенные виды производства должны находиться как можно ближе к покупателю, что связано как с высокими транспортными расходами, так и с более тесным сотрудничеством с покупателем.
Нередко выпуск продукции и поставка сырья могут производиться независимо от близости к клиенту, и здесь особое значение приобретают наименьшие издержки или диверсификация в международном масштабе.