Файл: Управление качеством. Контрольные карты Шухарта. Схемы Исикава. Диаграммы Парето.pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 113
Скачиваний: 4
В определенные периоды времени отбирают (все подряд; выборочно; периодически из непрерывного потока и т. д.) n изготовленных изделий и измеряют контролируемый параметр.
Результаты измерений наносят на контрольную карту, и в зависимости от этого значения принимают решение о корректировке процесса или о продолжении процесса без корректировок. Сигналом о возможной разналадке технологического процесса могут служить:
- выход точки за контрольные пределы (точка ё); (процесс вышел из-под контроля);
- расположение группы последовательных точек около одной контрольной границы, но не выход за нее, что свидетельствует о нарушении уровня настройки оборудования;
- сильное рассеяние точек на контрольной карте относительно средней линии, что свидетельствует о снижении точности технологического процесса.
Верхний предел
Центральная линия
Нижний предел
Номер выборки
ё
Рис. 2. Образец контрольной карты
При наличии сигнала о нарушении производственного процесса должна быть выявлена и устранена причина нарушения.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что качество – совокупность свойств и характеристик продукции, которые придают ей способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности.
Качество закладывается в товар с самого начала и контролируется на всех стадиях. Качественный товар получается, только если на всех стадиях соблюдаются необходимые требования.
Показателем качества продукции является его количественная характеристика, которую можно измерить и оценить, например, калорийность, мощность, прочность и т.п.
К методам управления качеством продукции относят: экономические, материального стимулирования, организационно-распорядительные, воспитательные и статистические.
Глава 2. Методы улучшения управления качеством продукции
2.1. Значение повышения качества продукции для предприятия
В настоящее время одной из серьезных проблем для российских предприятий является создание системы качества, позволяющей обеспечить производство конкурентоспособной продукции. Система качества важна при проведении переговоров с зарубежными заказчиками, считающими обязательным условием наличие у производителя подобной системы и сертификата на нее, выданного авторитетным сертификационным органом. Система качества должна учитывать особенности предприятия, обеспечивать минимизацию затрат на разработку продукции и ее внедрение. Потребитель желает быть уверенным в том, что качество поставляемой продукции будет стабильным и устойчивым, без брака и дефектов.
Брак может быть обнаружен на самом предприятии - производителе и за его пределами. Проявившийся в сфере реализации или в процессе использования продукции брак свидетельствует как о плохом ее качестве, так и о качестве работы предприятия. Он называется рекламацией.
Рекламации сравнивают по стоимости и по количеству с прошлым периодом. Их рассчитывают на 100, 1000, 10000 изделий в зависимости от объема производства. Появление рекламации наносит производителю не только материальный, но и моральный ущерб, сказываясь на его репутации.
Анализ брака, обнаруженного на предприятии, и анализ рекламаций следует начинать с изучения причин их возникновения. Это позволит более точно определить размер израсходованных средств и пути снижения затрат на обеспечение качества продукции.
Однако затраты, связанные с решением проблем по возникновению, предотвращению брака, иногда могут превышать затраты, которое несет предприятие, если брак не устранен. Для этого следует тщательно проанализировать затраты на предотвращение различных дефектов и их устранение. В этом могут помочь кривая Парето и дополнительные графики, отражающие издержки, связанные с этими дефектами, оценки издержек, связанных с решением проблем, и оценки времени, требующегося для решения проблем.
Проводимый анализ контроля качества помогает выявить главную проблему – создание бездефектного, качественного производства продукции.
Используя диаграмму «причины - результаты» можно проанализировать возникающую проблему, выявить и сгруппировать условия и факторы, влияющие на неупорядоченность системы управления качеством.
С помощью схемы Исикавы можно решать широкий спектр конструкторских, технологических, технических, экономических, организационных, социальных и других проблем[8].
Например, с помощью схемы Исикавы можно выявить недостатки еще в процессе производства (рисунок 3).
2.1 2.2
1.1 2.3
1.2 2.4
1.3 II
3.1 4.1
3.2 4.1.1 4.2
4.3
Рис. 3. Диаграмма Исикавы для анализа причин, вызывающих
увеличение брака готовой продукции
где: П – брак готовой продукции;
1- Механические свойства (безопасность узлов, безотказность, надежность креплений);
-
- – безопасность узлов (нет острых углов и заусениц):
- – надежность креплений;
- - безотказность (все узлы разбираются и собираются).
- – Наличие поверхностных дефектов (эстетичность).
- – царапины;
- – трещины;
- - вмятины;
- – неравномерность цвета.
3. – Качество проектирования (симметричность).
3.1 – сдвиг осей площадей в пределах ТУ;
3.2 – уклоны;
4. – Механическая обработка.
4.1– Вид используемого оборудования:
4.1.1 – станок полуавтомат;
4.2 – качество режущего инструмента;
4.3 - квалификация рабочего.
Теперь сделаем необходимые выводы. С помощью диаграммы «причины-результат» могут быть выявлены факторы, которые влияют на качество готовой производимой продукции на всех стадиях технологического процесса. То есть, получена информация, необходимая специалисту для принятия управляющих решений.
Анализ может показать (как это отражено на диаграмме Исикавы), что на процесс производства качественной продукции влияет несколько факторов: механические свойства, механическая обработка сырья, материалов, комплектующих и других компонентов, наличие поверхностных дефектов (эстетичность), и качество проектирования будущей продукции.
Диаграмма Исикавы используется как аналитический инструмент для отбора факторов и нацеливания на наиболее важные, приводящие к конкретному результату причины, поддающиеся управлению.
Значение повышения качества состоит в том, что качественная продукция открывает экспортную дорогу на платежеспособные западные рынки. Без проведения анализа качества на всех этапах производства и реализации у предприятия не будет возможности повышать свою конкурентоспособность, расширять зону охвата рынка и выходить на экспорт.
Являясь важным инструментом в борьбе за рынки сбыта, качество обеспечивает конкурентоспособность товара. Конкурентоспособность определяется совокупностью качественных и стоимостных особенностей товара, которые могут удовлетворять потребности потребителя, а также расходами на приобретение и потребление соответствующего товара. Среди продукции аналогичного назначения большей конкурентоспособностью обладает та, которая обеспечивает наибольший полезный эффект по отношению к суммарным затратам потребителя.
2.2. Пути повышения качества продукции на предприятии
Для нахождения путей улучшения управления качеством продукции, необходимо выявить те первопричины, которые создают наибольшие трудности. Для этого используем диаграмму Парето. Она позволит осуществить распределение усилий и объективно представить фактическое положение дел в понятной и наглядной форме.
Диаграмма Парето - это схема, построенная на основе группирования по дискретным признакам, ранжированная в порядке убывания и оказывающая кумулятивную частоту[9].
Что касается конкретного производства, то проблемы качества оборачиваются потерями (дефектные изделия и затраты. связанные с их производством). Чрезвычайно важно прояснить картину распределения потерь. Большинство из них будет обусловлено незначительным числом видов основных дефектов, вызванных небольшим числом главных причин. Таким образом, выяснив причины появления основных существенно важных дефектов, можно устранить почти все потери, сосредоточив усилия на ликвидации именно этих причин. В этом и заключен принцип ныне широко применяющейся диаграммы Парето.
Для построения диаграммы Парето необходимо проранжировать первопричины происхождения брака. То есть те причины, которые показаны на схеме Исикавы. Допустим, у изделия, при производстве, обнаружено 24 вида дефектов.
Для этого разработаем бланк таблицы, предусмотрев в ней графы для процентов к общему итогу, кумулятивных процентов. Расположим данные в порядке значимости (таблица 1).
Таблица 1. Исходные данные для построения диаграммы Парето
№ |
Параметры |
Число дефектов |
Кумулятивное число дефектов |
Процентное соотношение (число дефектов : на «Итого») |
Кумулятивные проценты |
1 2 3 4 5 |
Механическая обработка Наличие поверхностных дефектов Механические свойства Качество проектирования Прочие |
11 8 3 2 |
11 19 22 24 |
45,8 33,3 12,5 8,4 |
45,8 79,1 91,6 100 |
Итого |
24 |
- |
100 |
- |
Построение диаграммы Парето: на оси абсцисс откладывают данные графы 1 (таблица 1) («прочие факторы» всегда располагают на оси абсцисс последними), а на оси ординат данные графы 2.
Строят столбчатый график, где каждому типу дефекта соответствует прямоугольник (столбик), вертикальная сторона которого соответствует значению числа дефектов этого вида брака. На правой стороне графика по оси ординат откладывают значения кумулятивного процента и вычерчивают кривую кумулятивной суммы (кумулятивного процента).
Данная кривая носит название кривой Лоренца, а полученный график называется диаграммой Парето.
Число дефектов
15
14
13
12
11
10
9
8
7
6
5
4
3
2
1
100
90
50
20
10
10
Кумулятивный процент
Типы дефектов
Рис. 4. Диаграмма Парето по видам дефектов
Проведенный анализ Парето ранжирует отдельные области по значимости и призывает менеджеров по качеству выявить и в первую очередь устранить те причины, которые вызывают наибольшее количество проблем. В данном случае выяснилось, что в первую очередь важное значение имеют дефекты механической обработки узлов при изготовлении продукции.
Анализируя факторы, формирующие данную проблему, можно принять следующие меры, позволяющие повысить качество изготовляемой продукции.
По фактору 1 (механическая обработка).
Несмотря на большое разнообразие используемого оборудования, у данного оборудования большая степень изношенности и часты сбои в работе. В результате возникают небольшие дефекты в производимой продукции. Лучше всего закупить новое, технологически более оснащенное и усовершенствованное оборудование, или, в крайнем случае, провести капитальный ремонт имеющегося.
По фактору 2 (наличие поверхностных дефектов).
Несмотря на большое разнообразие используемых марок материала, лучше иметь одного - двух партнеров-поставщиков. Это позволит предприятию знать, что используемый материал и комплектующие - высококачественные. Поступаемое сырье, материал и комплектующие должны сопровождаться сертификатом качества.
По фактору 3 (механические свойства).
Данные параметры целиком и полностью зависят от человеческого фактора. Хорошо обученный человек увереннее чувствует себя в коллективе, способен на роль лидера, имеет преимущества в карьере. Следовательно, качество продукции зависит от степени знаний работника и его мотивации.
По фактору 4 (качество проектирования).
Процесс разработки проектов и нормирование материалов – является механизированным. Но отслеживать точность работы механизмов должен специальный работник. Квалификация персонала также имеет большое значение для качественного выполнения работы. Не следует поручать рабочим низшего разряда выполнение работы более высокого уровня.
Качество изготовления узлов и деталей при механической обработке зависит и от используемого режущего инструмента. Рекомендуется регулярно затачивать режущие части оборудования, использовать инструмент для соответствующей марки материала.