Файл: Управление качеством. Контрольные карты Шухарта. Схемы Исикава. Диаграммы Парето.pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 110
Скачиваний: 4
Разновидностью комплексного показателя качества, позволяющего с экономической точки зрения определить оптимальную совокупность свойств изделий, является интегральный показатель качества продукции, который отражает отношение суммарного полезного эффекта от эксплуатации или потребления продукции к суммарным затратам на ее создание и эксплуатацию или потребление:
где Э - суммарный полезный эффект от эксплуатации продукции (например, выработка станка за определенное время - год, месяц и т.д., пробег грузового автомобиля в тонно-километрах за срок службы до капитального ремонта);
Зс - суммарные затраты на создание продукции (разработку, изготовление, монтаж и другие единовременные затраты);
Зэ - суммарные эксплуатационные затраты (техническое обслуживание, ремонт и другие текущие затраты).
При этом важно, чтобы интегральный показатель был ≥ 0,1. Выше показатель, тем качественнее является изготовленный продукт. Оптимальный вариант, когда значение показателя близко к 1.
Интегральный показатель качества продукции является эффективным показателем качества, содержащим важнейшую информацию о качестве продукции и затратах на его достижение и эксплуатацию или потребление. Благодаря этому в нем учитывается вся совокупность факторов, влияющих на качество продукции в зависимости от полных затрат на эти факторы.
Интегральный показатель качества продукции обладает важным свойством: он обращается в максимум при оптимальном полезном эффекте и оптимальных затратах на его достижение. Следовательно, увеличение затрат на повышение качества имеет смысл только до тех пор, пока увеличивается интегральный показатель качества продукции. Применение его важно при анализе динамики качества продукции, определении путей его улучшения, при решении задач постановки продукции на производство и т. д.
Наряду с интегральным показателем качества продукции может использоваться величина, обратная ему, называемая удельными затратами на единицу эффекта[4].
Показатель качества продукции, по которому принимают решение оценивать качество продукции, называется определяющим показателем. Комплексный определяющий показатель качества продукции называют обобщенным. Комплексный показатель, относящийся к определенной группе свойств продукции, называется групповым (рисунок 1).
Значение показателя качества продукции, принятое за основу при сравнительной оценке ее качества, называется базовым значением показателя качества продукции.
В качестве базовых значений могут приниматься значения показателей качества лучших отечественных и зарубежных образцов, по которым имеются достоверные данные об их качестве.
Показатели качества продукции
Единичные
Комплексные
Групповые
Интегральные
Относительные
Базовые
Определяющие
Рис.1. Классификация показателей качества продукции по количеству характеризуемых свойств
Относительное значение показателя качества продукции определяется отношением значения показателя качества оцениваемой продукции к базовому значению этого показателя и выражается в безразмерных величинах или процентах.
Регламентированное нормативной документацией значение показателя качества продукции, от которого отсчитывается отклонение, называется номинальным значением.
Отклонение фактического значения показателя качества продукции от номинального значения, находящееся в пределах, установленных нормативной документацией, является допускаемым отклонением показателя качества продукции. Выход фактического значения показателя за установленные пределы означает, что продукция имеет дефект.
Допускаемое отклонение может характеризоваться, например, глубиной и площадью вмятин, царапин на поверхности изделия, а также их числом, если их значения не превосходят предельных - наибольших или наименьших регламентированных значений. При этом номинальные значения, от которых в данном случае отсчитываются допускаемые отклонения, приравниваются к нулю.
Качество продукции - физическая категория. Оно формируется на стадии маркетинговых исследований и опытно-конструкторских разработок.
На основе анализа настоящего и прогнозируемого спроса рынка сбыта маркетологи формулируют требования к качеству, которому должно соответствовать изделие в ближайшей и отдаленной перспективе. В условиях, когда предложения на рынке сбыта превышают спрос, именно качество продукции является одним из основных факторов, определяющих ее конкурентоспособность.
Методы управления и оценки качества продукции
Для эффективной организации управления качеством продукции необходимо, чтобы был не только ясно выделен объект управления, но и чтобы четко были определены категории управления, то есть явления, позволяющие лучше осознать и организовать весь процесс.
В отношении управления качеством продукции следует выделить как минимум следующие категории[5]:
Объект управления – качество продукции. Иногда в качестве объекта выступает конкурентоспособность, технический уровень или какой либо другой показатель, характеристика. Как объект управления может выступать либо вся совокупность свойств продукции, либо какая то их часть, группа или отдельное свойство.
Цель управления – уровень и состояние качества продукции с учетом экономических интересов производителя и потребителя, а также требований безопасности и экологичности продукции. Речь идет о том, какую совокупность свойств и какой уровень качества следует задать, а потом достигнуть и обеспечить, чтобы данная совокупность и данный уровень соответствовали характеру потребности. При этом возникают вопросы эффективности производства и потребления, доступности цены для потребителя, уровень себестоимости и прибыльности продукции для её разработчика и производителя. Нельзя также упускать из виду сроки разработки продукции, развертывания ее производства и доведения до потребителя, что напрямую связано с конкурентоспособностью.
Субъект управления – управляющие органы всех уровней и лица, призванные обеспечить достижение и содержание планируемого состояния и уровня качества продукции.
Методы и средства управления – способы, которыми органы управления воздействуют на элементы производственного процесса, обеспечивая достижение и поддержание планируемого состояния и уровня качества продукции. Управление качеством использует следующие четыре типа методов[6]:
1) экономические методы, обеспечивающие создание экономических условий, побуждающих коллективы предприятий, конструкторских, технологических и других организаций изучать запросы потребителей, создавать, изготавливать и обслуживать продукцию, удовлетворяющую эти потребности и запросы. К числу экономических методов относятся правила ценообразования, условия кредитования, затраты на соответствие, экономические санкции за несоблюдение требований стандартов и технических условий, правила возмещения экономического ущерба потребителю за реализацию ему некачественной продукции.
Определение степени влияния на качество изготовляемого продукции затрат на соответствие производится по функции соответствия Пироля:
Gi(x) =
где х – значение затрат на соответствие;
х0 – его номинальное значение (принимается равное сумме на начало отчетного периода);
Gi(x) – значение функции соответствия;
С – коэффициент масштаба (подбираемый в соответствии с используемой денежной единицей при измерении затрат).
С = 100 К*(In/In0)
где К - сглаживающий коэффициент, который вводится в следствии изменений (в первоначальный момент К=1);
In – валютное значение условной денежной единицы на текущий момент времени;
In0 – валютное значение условной единицы на базовый момент времени.
2) методы материального стимулирования, предусматривающие, с одной стороны, поощрение работников за создание и изготовление высококачественной продукции (к числу этих методов относятся: создание систем премирования за высокое качество, установление надбавок к заработной плате и др.), а с другой – взыскание за причиненный ущерб от ее некачественности;
3) организационно – распорядительные методы, осуществляемые посредством обязательных для исполнения директив, приказов, указаний руководителей. К числу организационно распорядительных методов управления качеством продукции относятся также требования нормативной документации;
4) воспитательные методы, оказывающие влияние на сознание и настроение участников производственного процесса, побуждающие их к высококачественному труду и четкому выполнению специальных функций управления качеством продукции. К их числу относятся: моральное поощрение за высокое качество продукции, воспитание гордости за честь заводской марки и др.
Большую роль в обеспечении качества продукции играют статистические методы.
Целью методов статистического контроля является исключение случайных изменений качества продукции. Такие изменения вызываются конкретными причинами, которые нужно установить и устранить. Статистические методы контроля качества подразделяются на[7]:
- статистический приемочный контроль по альтернативному признаку;
- выборочный приемочный контроль по варьирующим характеристикам качества;
- стандарты статистического приемочного контроля;
- система экономических планов;
- планы непрерывного выборочного контроля;
- методы статистического регулирования технологических процессов.
Каждая из разновидностей статистических методов контроля качества имеет свои преимущества и недостатки. Например, выборочный приемочный контроль по варьирующим характеристикам имеет то преимущество, что требует меньшего объема выборки. Недостаток этого метода заключается в том, что для каждой контролируемой характеристики нужен отдельный план контроля. Если каждое изделие проверяется по пяти характеристикам качества, необходимо иметь пять отдельных планов проверок.
Как правило, планы выборочного приемочного контроля проектируют таким образом, чтобы была мала вероятность ошибочно забраковать годную продукцию, или был мал «риск производителя». Большинство планов выборочного контроля проектируется так, чтобы «риск производителя» был = 0,05.
Если при установленном плане выборочного контроля «уровень приемлемого качества» соответствует предполагаемой доле брака p в генеральной совокупности, то считают, что вероятность забраковать годную продукцию мало отличается от 0,05. Поэтому уровень приемлемого качества и a соответствуют способу плана выборочного контроля. Важно также, что план приемочного выборочного контроля составляется с таким расчетом, чтобы вероятность приемки продукции низкого качества была мала, т. е. был мал «риск потребителя». Граница между хорошей и плохой продукцией называется допустимой долей брака в партии.
Одним из основных инструментов в обширном арсенале статистических методов контроля качества являются контрольные карты Шухарта.
Контрольные карты Шухарта (ККШ) являются основным инструментом статистического управления качеством. ККШ применяют для сравнения получаемой по выборкам информации о текущем состоянии процесса с контрольными границами, представляющими пределы собственной изменчивости (разброса) процесса. ККШ используют для оценки того, находятся или не находятся производственный процесс, процесс обслуживания или административного управления в статистически управляемом состоянии. Первоначально ККШ были разработаны для применения в промышленном производстве. В настоящее время их широко используют в сфере обслуживания и других областях.
Контрольная карта – это графический способ представления и сопоставления информации, основанный на последовательности выборок, отражающих текущее состояние процесса, с границами, установленными на основе внутренне присущей процессу изменчивости.
Контрольная карта (рисунок 2) состоит из центральной линии, двух контрольных пределов (над и под центральной линией) и значений характеристики (показателя качества), нанесенных на карту для представления состояния процесса.