Файл: Управление качеством. Контрольные карты Шухарта. Схемы Исикава. Диаграммы Парето.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 114

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность темы исследования подтверждается тем, что качество изготовляемой продукции - это авторитет предприятия, увеличение получаемой прибыли и стабильный рост процветания. Контроль за качеством продукции является важнейшим видом деятельности для всего персонала, от руководителя до конкретного исполнителя.

Управление качеством является одной из ключевых функций как корпоративного, так и проектного менеджмента, основным средством достижения и поддержания конкурентоспособности любого предприятия.

Управление качеством, выделившееся в отдельную дисциплину в 20-е годы, в настоящее время органически влилось в общий менеджмент организации, направленный на повышение конкурентоспособности предприятия.

По методам осуществления конкуренция делится на ценовую (вытеснение конкурентов путем снижения, сбивания цены) и неценовую, при которой ту же цену предлагается товар с более высокими качественными параметрами и комплексом услуг, что означает в терминах маркетинга «товар с сопровождением». Только качество может привлечь потребителя.

Качество создается на всех стадиях производства. Не может быть качественным товар, который, хотя и соответствует всем техническим требованиям и спецификациям, не нужен потребителю. Основа качества товара – это определение потребностей потребителя, то есть маркетинг. Стадии закупок, найма персонала, производства, хранения и доставки также пронизаны требованиями к качеству. На каждой стадии существуют свои методы и инструменты достижения качества.

Особое место в управлении качеством продукции занимает контроль качества. Именно контроль как одно из эффективных средств достижения намеченных целей и важнейшая функция управления способствует правильному использованию объективно существующих, а также созданных человеком предпосылок и условий выпуска продукции высокого качества. От степени совершенства контроля качества, его технического оснащения и организации во многом зависит эффективность производства в целом.

Целью выполнения работы является исследование процесса управления качеством продукции.

Исходя из поставленной цели можно сформировать следующие задачи:

  • раскрыть сущность и значение качества;
  • определить методы управления и оценки качества продукции;
  • исследовать значение повышения качества продукции для предприятия;
  • рассмотреть пути повышения качества продукции на предприятии.

Объектом исследования выступает качество продукции.

Предметом исследования выступает управление качеством продукции на предприятии.

В работе применялись следующие методы: систематизации, графический, табличного отображения данных, сравнительный, логический и изучения документации.

Проблематикой обеспечения качества продукции занимались многие российские ученые и практические специалисты, такие, как: А.Т. Алиньев, Г.П. Орлов, С.Ю. Корнеев, Т.В. Корнеева, В.А. Перевозин, А.В. Федорец и многие другие.

Методы управления качеством продукции на предприятии различаются. Существуют как западные методы управления, так и методы, применяемые российскими предприятиями. Разобраться в управлении качеством по западным методам и российским помогли такие авторы как: Гличев А.В., Корнеева Т.В., Фейгенбаум А., Мхитарян В.С. и другие.

Теоретическую базу исследования составляют специализированная литература, научные труды отечественных и зарубежных авторов, а также Интернет-ресурсы.

Структурно курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы.

Во введении изложено обоснование выбора темы, актуальность, цель и задачи работы, предмет и объект исследования.

В первой главе раскрываются теоретические основы управления качеством продукции.

Во второй главе рассматриваются методы улучшения управления качеством продукции.

В заключении приводятся основные выводы по проведенному исследованию.

Глава 1. Теоретические основы управления качеством продукции

Сущность и значение качества

Качество это совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности.

Определение качества относится как к товарам и услугам, так и к процессам производства товаров и оказания услуг. Любая продукция/услуга должна соответствовать определенным требованиям потребителей. Качество характеризует соответствие товара этим требованиям. Свойства товара, которые характеризуют их пригодность к выполнению определенных требований, называются признаками, характеристиками качества.


Немецкое общество качества дает следующее определение: качество есть совокупность свойств и признаков изделий или процессов, которые обуславливают степень их пригодности для использования по назначению.

Джозеф Джуран, ведущий американский специалист по системам качества, считает, что качествопригодность к использованию. Данное понятие включает в себя четыре элемента[1]:

  • Восприятие потребителями проекта (дизайна) товара;
  • Степень, с которой товар соответствует проекту/спецификациям;
  • Доступность товара для приобретения, его надежность и ремонтопригодность;
  • Доступный сервис.

Арманд Фейгенбаум определяет качество как «решение потребителя, а не инженера или маркетолога. Качество основано на взаимодействии потребителя с товаром, и измеряется в соответствии с удовлетворением его требований. Требования могут быть выражены явно или неявно, могут быть сознательными или неосознаваемыми, объективными или субъективными. Представление о качестве постоянно меняется, не стоит на месте на конкурентном рынке»[2].

Следует отличать качество проекта от качества соответствия требованиям проекта. В первом случае употребляется также выражение планируемое качество, во втором – качество исполнения. Когда говориться просто о качестве, о качественных различиях, качественных ухудшениях и улучшениях, то имеется в виду планируемое качество. Качественные различия этого рода запланированы производителем с тем, чтобы удовлетворить различные запросы потребителей.

Улучшение качества соответствия требованиям может быть достигнуто параллельно со снижением цены (уменьшаются затраты, брак, количество переделок). Улучшение качества проекта наоборот, в основном увеличивает затраты – более качественный и эстетичный проект стоит немалых денег. В понятии качество проекта воплощено то, что иногда называют «восприятием качества», или имиджем производителя, торговой марки.

Качество определяется рядом его составляющих, образующих так называемую петлю качества.

Петля качества – это замкнутая последовательность мер, определяющих качество товаров или процессов на этапах их производства и эксплуатации. Качество создается и поддерживается на всех этапах петли качества, начиная с исследования потребностей и рыночных возможностей, т.е. с маркетинга, и заканчивается утилизацией продукта, отслужившего свой срок.


Достаточно не уделить качеству должного внимания на каком-то одном из этапов, как страдает качество всего товара, падает, имидж производителя, доверие к нему со стороны потребителей. Традиционно считалось, что качество создается на стадии производства. Главное было не допустить брак на производственной линии, не нарушить производственные графики. Обращая внимание только на производство, можно делать великолепные товары. Но пользоваться ими смогут только сами производители. Остальные про это либо не узнают (при неграмотной организации продажи), или не захотят купить (некрасивая и некачественная упаковка, отсутствие обслуживания и гарантий). Не говоря уже о том, что великолепно сделанный товар может быть просто не нужен потребителю.

Качество начинается с исследования потребностей. Это самый важный этап жизненного цикла любого товара, так как именно на нем решается общий замысел товара, формируется образ, определяется самые общие характеристики. Ошибки на данном этапе наиболее критичны, так как, если неверно определены потребности, в конце производственной цепочки можно получить товар, который просто не будут покупать. В управлении качеством есть «правило десятикратных затрат». Оно гласит, что затраты на производство некачественной продукции, на обнаружение брака возрастают десятикратно при переходе со стадии маркетинга, проектирования на стадию производства, а также со стадии производства к стадии эксплуатации.

Качественный товар нельзя сделать на основании плохого проекта, в котором не учтены все особенности изделия, не просчитаны все возможные поломки и отказы, не проанализирована каждая составляющая товара и ее влияние на функционирование изделия в целом, не оптимизирована стоимость изготовления и последующего обслуживания.

Мало изготовить товар и упаковать его в красочную и безопасную упаковку. Надо еще его сохранить и доставить потребителю. То, как это делается, как организована продажа, насколько она удобна для покупателя – такая же составляющая качества, как и сам товар.

Многие товары, в особенности – сложные бытовые приборы, производственное оборудование, вычислительная техника и средства связи требуют профессионального монтажа, пусконаладочных работ. Если это будет делаться неправильно, часть мощностей оборудования может быть не задействована, не говоря уже о том, что оно вообще может выйти из строя. Серьезные фирмы стараются не допускать потребителей до монтажа сложных изделий и делают это самостоятельно.


Утилизация товара после окончания срока службы – тоже задача производителя. Производитель должен спроектировать товар так, чтобы его можно было безопасно и максимально просто утилизировать. Задачей производителя является выработка правил утилизации продукции еще при разработке. Данное требование особенно актуально в свете современной концепции устойчивого развития. Одно из ее основных положений гласит, что «… не может быть коммерчески выгодным производство, наносящее вред окружающей среде»[3].

Следует отметить, что производитель не обязан самостоятельно организовывать утилизацию и переработку продукции. Важно предоставить технологию и обеспечить надзор за ее соблюдением.

Показатель качества продукции - это количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции, составляющих ее качество, рассматриваемая применительно к определенным условиям ее создания, эксплуатации или потребления.

Каждый вид продукции характеризует своя номенклатура показателей качества, которая зависит от назначения продукции. У продукции многоцелевого назначения эта номенклатура может быть очень многочисленной. Показатель качества продукции может выражаться в различных единицах (например, км/ч, часах на отказ), баллах, а также может быть безразмерным.

Показатель качества продукции, характеризующий одно из ее свойств, называется единичным показателем качества продукции. Примерами единичных показателей могут быть мощность (двигателя), калорийность (топлива), наработка на отказ.

Комплексным называется показатель качества продукции, характеризующий несколько ее свойств.

В качестве примера комплексного показателя качества продукции рассмотрим коэффициент готовности Кr, который для определенного вида изделий вычисляется по формуле:

       

где То - средняя наработка изделия на отказ (показатель безотказности);

Тв - среднее время восстановления работоспособности (показатель ремонтопригодности).

Коэффициент готовности характеризует два свойства изделия - безотказность и ремонтопригодность. В свою очередь:

      

где Тот - среднее время, затрачиваемое на отыскание отказа;

Ту - среднее время, необходимое для устранения отказа.

Из формулы видно, что ремонтопригодность - сложное свойство изделия по отношению к таким более простым свойствам, как Тот и Ту. Следовательно, относительно КГ показатель Тв можно рассматривать как единичный, а относительно Тот и Ту - как комплексный.