Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 115
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1 Теоретические основы потребительской оценки качества косметических товаров
1.1. Классификация, косметических товаров
1.2 Потребительские свойства косметических товаров
1.3 Требования к качеству, упаковка, маркировка, хранение косметических товаров
2 Идентификация и оценка потребительских свойств косметических товаров (на материалах ИП Гущина)
2.1 Объекты и методы исследований
2.2 Анализ структуры ассортимента косметических товаров, реализуемых на предприятии
2.3 Результаты оценки качества и безопасности косметических товаров
По результатам разработанной бальной оценки определено, что наибольшее количество баллов по органолептическим показателям набрал образец №1 шампунь «GarnierUltraDoux», производитель ЗАО «Л’Ореаль и №2 - шампунь «Shamtu», производитель ООО «Капелла». Оба шампуня набрали наивысшее количество баллов -3.
Шампунь «NaturaSiberica», производитель ООО «Натура Сиберика» и Шампунь «Чистая Линия», производитель ОАО «Калина» набрали по 2,6 балла, что говорит о высоких баллах. А шампунь «Сто рецептов красоты», производитель ООО «Юнилевер Русь» набрал наименьшее количество баллов -2,6. Тем не менее, все образцы по органолептическим показателям набрали высокие баллы.
Таким образом, образец - шампунь «Сто рецептов красоты» относится к хорошему качеству, а все остальные образцы: «GarnierUltraDoux», «Shamtu», «NaturaSiberica», «Чистая Линия» к высокому.
При исследовании качества шампуней «GarnierUltraDoux», производитель ЗАО «Л’Ореаль», «Shamtu», производитель ООО «Капелла», «NaturaSiberica», производитель ООО «Натура Сиберика», «Сто рецептов красоты», производитель ООО «Юнилевер Русь»,«Чистая Линия», производитель ОАО «Калина» установлено, что упаковка и маркировка образцов соответствует требованиям ТР ТС 009/2011 «О безопасности парфюмерно-косметической продукции».
По результатам разработанной бальной оценки определено, что наибольшее количество баллов по органолептическим показателям набрал образец №1 шампунь «GarnierUltraDoux», производитель ЗАО «Л’Ореаль и №2 - шампунь «Shamtu», производитель ООО «Капелла». Шампунь «NaturaSiberica», производитель ООО «Натура Сиберика» и Шампунь «Чистая Линия», производитель ОАО «Калина» набрали по 2,6 балла, что говорит о высоком качестве. Шампунь «Сто рецептов красоты», производитель ООО «Юнилевер Русь» набрал наименьшее количество баллов -2,6. Тем не менее, все образцы по органолептическим показателям набрали высокие баллы. Таким образом, образец - шампунь «Сто рецептов красоты» относится к хорошему качеству, а все остальные образцы: «GarnierUltraDoux», «Shamtu», «NaturaSiberica», «Чистая Линия» к высокому.
Полнота налива шампуней соответствовала ГОСТ 8.579-2002 ГСИ. Требования к количеству фасованных товаров в упаковках любого вида при их производстве, расфасовке, продаже и импорте у всех образцах.
3. Совершенствование ассортиментной политики магазина
Идентификация и товарная оценки качества и безопасности косметических товаров проводились на основе товаров, реализуемых в торговом предприятии «Подружка».
Данный магазин занимается реализацией парфюмерно-косметических товаров, его общая площадь составляет 50,0 м2. Торговая площадь магазина составляет 40 м2, подсобные помещения – 10,0 м2.
В магазине производятся различные операции, связанные с доведением товаров непосредственно к населению. При этом выполняются определенные торговые (коммерческие) и технологические функции.
К основным торговым функциям магазина относятся:
- изучение покупательского спроса на косметические товары;
- формирование ассортимента товаров;
- организация закупок и завоза товаров;
- предоставление торговых услуг покупателям;
- реклама товаров и услуг.
К технологическим функций (операциям), которые осуществляются в магазине, относятся:
- прием товаров, поступивших в магазин, по количеству и качеству;
- обеспечение хранения товаров;
- внутримагазинное перемещения, размещение и выкладка товаров в торговом зале;
- продажа товаров (предложение товаров и оказание помощи покупателям в их выборе, выполнение расчетных операций).
Форма собственности – частная.
Организационно-правовая форма – индивидуальный предприниматель – физическое лицо, зарегистрированное в установленном законом порядке и осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
Важной особенностью осуществления предпринимательской деятельности в качестве индивидуального предпринимателя является тот факт, что гражданин отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, за исключением имущества, на которое в соответствии с законом не может быть обращено взыскание.
Магазин работает без выходных, с графиком работы 1000-2100.
На предприятии задействовано трое сотрудников:
- администратор;
- старший продавец;
- продавец.
Администратор магазина выполняет управленческие и наставнические функции, а также ведет финансовый и бухгалтерский учет предприятия, следит за своевременностью уплаты всех налогов и сборов.
Старший продавец – наемный рабочий, выполняющий функции товароведа при приеме, хранении и сбытовой деятельности товаров, а также непосредственно принимает участие в отпуске товаров покупателям.
Продавец – наемный рабочий, выполняющие функции кассира и консультанта, который участвуют в сбытовой деятельности предприятия.
Одним из основных требований функционирования предприятий в рыночной экономике является безубыточная хозяйственная и иная деятельность, возмещение расходов собственными доходами и обеспечение в определенных размерах прибыльности, рентабельности хозяйствования.
Главная задача магазина “ ИП Гущина ” – хозяйственная деятельность, направленная на получение прибыли для удовлетворения социальных и экономических интересов членов трудового коллектива, интересов собственника имущества предприятия.
Основными показателями, характеризующими результаты коммерческой деятельности торговых предприятий, выступают товарооборот, прибыль и рентабельность.
Основные экономические показатели хозяйственной деятельности магазина “ ИП Гущина ” за последние три года приведены в таблице 12.
Таблица 12 - Основные экономические показатели хозяйственной деятельности магазина
Показатель |
2014год |
2015год |
2016 год |
Отклонение 2016 к 2014 (-), (+) |
Темп прироста 2016 к 2014 (%) |
1. Товарооборот, тыс. руб. |
92806 |
98504 |
108042 |
15236 |
116,42 |
2. Товарооборот на 1 м2 торговой площади, тыс. руб. |
2320,15 |
2462,60 |
2701,05 |
380,9 |
116,42 |
3. Сумма валового дохода, тыс. руб. |
22016 |
25626 |
26852 |
4836 |
121,97 |
4. Уровень валового дохода, % |
23,72 |
26,02 |
24,85 |
1,13 |
104,76 |
5. Сумма издержек обращения, тыс. руб. |
19135 |
20102 |
21184 |
2049 |
110,71 |
Продолжение таблицы 12
Показатель |
2014год |
2015год |
2016 год |
Отклонение 2016 к 2014 (-), (+) |
Темп прироста 2016 к 2014 (%) |
6.Уровень издержек обращения, % |
20,62 |
20,41 |
19,61 |
-1,01 |
95,10 |
7. Прибыль, тыс. руб. |
2881 |
5524 |
5668 |
2787 |
196,74 |
8. Рентабельность продаж, % |
3,10 |
5,61 |
5,25 |
2,15 |
169,35 |
9. Уровень рентабельности, % |
5,58 |
10,47 |
9,45 |
3,87 |
169,35 |
Таким образом, проанализировав основные экономические показатели хозяйственной деятельности магазина можно определить общую тенденцию их роста в 2014-2015 годах по сравнению с 2013 годом. Товарооборот и валовый доход в 2015 году увеличились на 15236 тыс. руб. (16,42%) и 4836 тыс. руб. (21,97%) соответственно по сравнению с 2014 годом.
Прибыль магазина в 2016 году увеличилась практично в два раза. После кризисного 2014 года ассортимент продукции был скорректирован по запросам потребителей и были проведены рекламные акции за счет чего и товарооборот в магазине значительно увеличился.
Следовательно, исходя из результатов основных экономических показателей деятельности, можно сделать вывод, что исследуемый магазин является прибыльным предприятием розничной торговли. На протяжении 2014-2016 годах результаты хозяйственной деятельности значительно выросли по сравнению с 2014 годом, в частности уровень рентабельности магазина в 2015году составляет 9,45%, что на 3,87% выше чем в 2014 году.
Для совершенствование ассортиментной политики магазина «Подружка» было проведено исследования потребительских предпочтений и рынка средств по уходу за волосами по разработанной анкете (Приложение В) и проведен опрос 100 человек – жителей г.Москва.
Результаты предпочтения типа средства по уходу за волосами представлены на рисунке 13.
Рис. 13- Результаты предпочтения типа средства по уходу за волосами
Таким образом, было определено, что среди опрошенных 100% пользуются шампунем, 60% опрошенных используют бальзамы и кондиционеры, средствами для укладки пользуются 40%, масками для волос -33%. Так же актуальными средствами по уходу за волосами являются тоники, мусы, лосьйоны, масла, средства для укладки.
Рис.14 - Результаты предпочтения средства по уходу за волосами в зависимости от типа волос, %
Таким образом, было определено, что 40% опрошенных предпочитают средства для нормальных волос, 30% - для жирных, 20% - для волос смешанного типа и 10% для сухих волос.
Результаты предпочтения средства по уходу за волосами по торговой марке представлены на рисунке 15.
Рис.15 - Результаты предпочтения средства по уходу за волосами по торговой марке, %
Таким образом, было определено, что большинство опрошенных жителей г. Казань отдают предпочтение торговой марке L’Oreal - -70%, Pantene Pro-V – 60%, Head & Shoulders – 50%, Elsevе – 48%. Наименьшее предпочтение было отмечено к торговым маркам Schauma - 7% и Sunsilk – 3%. Другие торговые марки назвали -30% опрошенных.
Результаты частоты покупки шампуней представлены на рисунке 16.
Рис.16- Результаты предпочтения частоты покупки средства по уходу за волосами, %
Таким образом, было определено, что большинство опрошенных покупают шампуни раз в три месяца-50%, 28 % - раз в пол года, 10 % - раз два месяца.
Результаты предпочтения места покупки средства по уходу за волосами представлены на рисунке 17.
Рис.17 - Результаты предпочтения места покупки средства по уходу за волосами, %
Таким образом, было определено, что большинство опрошенных покупают средства по уходу за волосами в гиппермаркете -40%, 30% опрошенных в специализированных магазинах, 14% - на рынках и 10% в салонах.
Результаты предпочтения критериев при покупке средства по уходу за волосами представлены на рисунке 18.
Рис. 18 - Результаты предпочтения критериев при покупке средства по уходу за волосами, %
Таким образом, было определено, что половина опрошенных жителей г. Москва при покупке средств по уходу за волосами обращают внимание на лечебные свойства продукта, 20% опрошенных - на консистенцию и запах, для16% важными критериями является комфортность и удобство пользования средства.
По результатам исследования, можно представить портрет потребителя – это женщина, в возрасте 30-40 лет, которая проживает в семье из 3-4 человек, работающая, имеющая средний семейный доход 15000 – 25000 руб.
Таким образом, на основе проведенных исследований ассортимента косметических средств в магазине «Подружка » и проведенного маркетингового исследования можно предложить следующие мероприятия для совершенствования, а именно:
- расширить ассортимент шампуней и бальзамов для нормальных волос, так как при опросе было установлено, что 40% предпочитают такой вид продукта.
- расширить ассортимент шампуней торговых марок L’Oreal, Pantene Pro-V, Head & Shoulders, Elsevе , а шампуни Schauma и Sunsilk наоборот сократить;
- расширить ассортимент продукции за счет органической продукции без фосфатов, ПАВ, красителей.
- для привлечения внимания покупателей использовать современные методы выкладки косметических товаров;
- использовать в торговом зале современные неастандартные виды рекламы и периодически проводить рекламные акции.
Таким образом, на основе проведенных исследований ассортимента косметических средств в магазине «Подружка» и проведенного маркетингового исследования можно предложить следующие мероприятия для совершенствования, а именно:
- расширить ассортимент шампуней и бальзамов для нормальных волос, так как при опросе было установлено, что 40% предпочитают такой вид продукта.
- расширить ассортимент шампуней торговых марок L’Oreal, Pantene Pro-V, Head & Shoulders, Elsevе , а шампуни Schauma и Sunsilk наоборот сократить;
- расширить ассортимент продукции за счет органической продукции без фосфатов, ПАВ, красителей.