Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 119
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1 Теоретические основы потребительской оценки качества косметических товаров
1.1. Классификация, косметических товаров
1.2 Потребительские свойства косметических товаров
1.3 Требования к качеству, упаковка, маркировка, хранение косметических товаров
2 Идентификация и оценка потребительских свойств косметических товаров (на материалах ИП Гущина)
2.1 Объекты и методы исследований
2.2 Анализ структуры ассортимента косметических товаров, реализуемых на предприятии
2.3 Результаты оценки качества и безопасности косметических товаров
1.3 Требования к качеству, упаковка, маркировка, хранение косметических товаров
Качество косметических товаров регламентируется соответственными нормативными документами на продукцию. Согласно Постановления Госстандарта РФ от 23.02.98 №5 вся парфюмерно-косметическая продукция подлежит обязательной сертификации. [5]
К показателям качества парфюмерно-косметической продукции относят:
- органолептические показатели (внешний вид, цвет, консистенция, запах):
- физико-химические ( водородный показатель pH, массовая доля душистых веществ, массовая доля влаги);
- микробиологические (отсутствие патогенных микроорганизмов, бактерий, стафилококов, плесневых грибов, аэробных и анаэробных бактерий и пр.);
- показатели безопасности (отсутствие солей тяжелых металлов) ;
- клинические показатели (кожно-раздражающее, сенсибилизирующее действие). [16].
Для упаковки парфюмерно-косметической продукции используют потребительскую упаковку и транспортную. Потребительская упаковка парфюмерно-косметической продукции - совокупность внутренней и внешней упаковки парфюмерно-косметической продукции, поступающая к потребителю с парфюмерно-косметической продукцией и не выполняющая функцию транспортной упаковки. Для потребительской упаковки товаров используют различные типы и виды упаковок: банки, флаконы, тубы, коробки, пачки, футляры и т.д. Основные виды упаковок, которые используются для парфюмерно-косметических товаров представлены в Приложении А. Для транспортной тары – ящики, коробки, контейнеры. Для упаковки используют практически все материалы: стекло, пластик, полимеры, дерево, бумагу, фольгу. [26.].
Согласно ФЗ РФ «О специальном техническом регламенте
о парфюмерно-косметической продукции» маркировка парфюмерно-косметической продукции может проводится путем нанесения информации на потребительскую упаковку, вкладыш, ярлык, открытку, которые прилагаются к продукции. [6]
Маркировка парфюмерно-косметических товаров должна содержать информацию про[1].:
- наименование и название парфюмерно-косметической продукции;
- наименование изготовителя и его местонахождение;
- количество, массу нетто, объем парфюмерно-косметической продукции;
- срок годности;
- условия хранения;
- особые меры предосторожности при использовании парфюмерно-косметической продукции;
- код партии парфюмерно-косметической продукции, присвоенный изготовителем;
- назначение парфюмерно-косметической продукции за исключением случаев, если назначение парфюмерно-косметической продукции очевидно;
- сведения о способах применения парфюмерно-косметической продукции, отсутствие которых может привести к неправильному использованию потребителем парфюмерно-косметической продукции;
- список ингредиентов;
Помимо стандартной информации парфюмерно-косметические товары на потребительской таре имеют специальные знаки. Основные знаки, которые наносятся на потребительскую тару с парфюмерно-косметическими товарами представлены на рис. 2..
Открытая банка |
Кисть руки на открытой книге |
Перечеркнутый глаз |
Пальцы перелистывающие страницу |
Единый знак обращения на рынке государств членов таможенного союза(России, Казахстана и Белоруссии) |
Знак Зеленая точка |
Знак вторичной переработки «Петля Мебиуса» |
Знак сертификации |
Рис. 2- Основные знаки, которые наносятся на потребительскую тару с парфюмерно-косметическими товарами
Открытая банка - символ, который наносится на парфюмерно-косметическую продукцию, означает срок годности продукции после вскрытия упаковки. [25.].
Кисть руки на открытой книге - символ, который указывает на наличии сопроводительной информации к парфюмерно-косметической продукции на ярлыке (вкладыше, открытке).
Перечеркнутый глаз - символ, который означает и предупреждает потребителя «Избегайте попадания средства в глаза».
Пальцы перелистывающие страницу – знак, который указывает на наличии сопроводительной информации к парфюмерно-косметическим продуктам на оборотной стороне, другом слое многослойной этикетки или внутренней стороне упаковки.
Единый знак обращения на рынке госсударств членов таможенного союза (России, Казахстана и Белоруссии) – знак, котторый свидетельствует о том, что продукция, маркированная им, прошла все установленные в технических регламентах Таможенного союза процедуры оценки (подтверждения) соответствия и соответствует требованиям всех распространяющихся на данную продукцию технических регламентов Таможенного союза
Знак Зеленая точка - знак, который ставится на продукцию компаний, которые оказывают финансовую помощь германской программе переработки отходов «Eco Emballage» («Экологическая Упаковка»). [24.].
Знак вторичной переработки «Петля Мебиуса» - знак, который показывает, что упаковка товара частично или полностью сделана из переработанного сырья, либо пригодна для последующей переработки. При этом нанесение знака не контролируется никакой организацией, и, по идее, поставить его на свою упаковку может кто угодно. [20].
Знак сертификации- продукция сертифицирована, соответствует установленным стандартам качества и на неё оформлен сертификат соответствия. [9.].
Хранение парфюмерно-косметических товаров осуществляется в соответствии с ФЗ РФ «О специальном техническом регламенте
о парфюмерно-косметической продукции». Парфюмерно-косметическая продукция должна храниться в закрытых складских помещениях при температуре от 0до 30 С или при других условиях если это указано производителем. Дополнительные условия хранения косметической продукции могут быть указаны на потребительской упаковке.
Парфюмерно-косметические товары при хранении не должны подвергаться непосредственному воздействию солнечного света. Не допускается хранение парфюмерно-косметической продукции на расстоянии менее 0,5 м от включенных отопительных приборов [6].
Таким образом, на основе вышеизложенного материала, можно сделать следующие выводы, что рынок парфюмерно-косметических товаров России ежегодно растет по 10-12%. Основную часть занимает продукция импортного производства – 70% и лишь 30% принадлежит отечественной. Установлено, что основными импортерами в Россию парфюмерно-косметических товаров являются такие страны как Франция (22,2%), Германия (10,7%) и Польша (8,2%). Лидирующие позиции среди всех парфюмерно-косметических товаров занимают средства по уходу за кожей – 29% рынка, на втором месте - средства по уходу за волосами – 26% и на третьем парфюмерия – 23%. [25.].
При рассмотрении различной литературы, можно выделить различные виды классификаций парфюмерно-косметических товаров. По ОКП парфюмерно-косметические товары принадлежат классу 91 «Продукция пищевой промышленности» подкласс 91 5000 «Продукция парфюмерно-косметической и эфирномасличной промышленности». По технологии производства вся продукция этого подкласса делится на восемь основных групп. Согласно директиве инструкции Европейского экономического сообщества ЕЭС (76/768/ЕЭС-1984) вся парфюмерно-косметическая продукция по назначению подразделяются на двадцать категорий. В торговле парфюмерно-косметические товары делятся на два потребительских комплекса: «Средства для ароматизации и гигиены» и «Изделия для ухода за кожей, волосами, полостью рта».
Потребительские свойства парфюмерно-косметических товаров можно разделить на следующие группы: функциональные; безопасность; экологические; эстетические; эргономические; надежность, они зависят от вида продукта, его состава и назначения.
2 Идентификация и оценка потребительских свойств косметических товаров (на материалах ИП Гущина)
2.1 Объекты и методы исследований
В качестве объектов исследований были взяты 5 образцов шампуней для всех типов волос разных фирм производителей:
При выборе объекта исследования руководствовались доступностью продукта, его популярностью и наличием в магазине.
Шампунь «GarnierUltraDoux» -укрепляющий «Сила растений» для всех типов волос, упакован в полимерный флакон объемом 400мл. Производитель ЗАО «Л’Ореаль», Россия 249020, Калужская обл., Боровский район, дер. Добрино.
2. . Шампунь «Shamtu» -100% объем с экстрактами французкой лаванды для всех типов волос, упакован в полимерный флакон объемом 380 мл, производитель ООО «Капелла», Россия 606000, Нижегородская обл., г. Дзержинск.
3. Шампунь «NaturaSiberica» объем и уход для всех типов волос, упакован в полимерный флакон объемом 400мл.Производитель ООО «Натура Сиберика», Россия 117042, г. Москва.
4. Шампунь «Сто рецептов красоты» 2 в 1 Репейный (тройной эффект: объем, питание, блеск) , упакован в полимерный флакон объемом 400мл. Шампунь со 100% натуральной пеной мыльного ореха. Шампунь предназначен для всех типов волос. Производитель ООО «Юнилевер Русь», Россия 123022, г. Москва. Внешний вид упаковки шампуня представлен на рисунке 6.
5. Шампунь «Чистая Линия» укрепляющий крапива для всех типов волос, упакован в полимерный флакон объемом 400мл. Производитель ОАО «Калина», Россия, г. Екатеринбург. Внешний вид упаковки шампуня представлен на рисунке 7.
Внешний вид упаковки и маркировки образцов представлен в Приложении Б.
Методы исследований
Определение органолептических показателей
Органолептические показатели шампуней определяют по ГОСТ 29188.0-91. Изделия парфюмерно-косметические. Правила приемки, отбор проб, методы органолептических испытаний.
Внешний вид и однородность изделий, имеющих жидкую консистенцию и упакованных в прозрачные флаконы, определяют просмотром флаконов с жидкостью в проходящем или отраженном дневном свете или свете электрической лампы после перевертывания флакона пробкой вниз два-три paзa.
Цвет изделий, имеющих жидкую консистенцию, а также внешний вид и однородность изделий, упакованных в непрозрачные флаконы, определяют просмотром пробы в количестве около 20-30 см в стакане на фоне листа белой бумаги в проходящем или отраженном дневном свете или свете электрической лампы.
Запах средств ухода за волосами определяют органолептическим методом с использованием водного раствора с массовой долей средств 10% при температуре раствора 40-45 °С, а для хны и басмы - 50-60 °С.
Определение полноты налива шампуней
Определение полноты налива шампуней проверяли по ГОСТ 8.579-2002 ГСИ.
Пределы допускаемых отрицательных отклонений содержимого нетто от номинального количества представлены в таблице 1.
Таблица 1- Пределы допускаемых отрицательных отклонений содержимого нетто от номинального количества.
Номинальное количество нетто М, г или мл |
Предел допускаемых отрицательных отклонений Т |
|
% от М |
г или мл |
|
Св.5 до 50 вкл. |
9 |
- |
50-100 |
- |
4,5 |
100-200 |
4,5 |
- |
200-300 |
- |
9 |
300-500 |
3 |
- |
500-1000 |
- |
15 |
1000-10000 |
1,5 |
- |
2.2 Анализ структуры ассортимента косметических товаров, реализуемых на предприятии
Ассортимент парфюмерно-косметических товаров магазина «Подружка» насчитывает около 400 наименований, при этом около трети ассортимента ежегодно обновляется.
Весь ассортимент косметических товаров, который реализуется в магазине «Подружка» можно поделить на две большие группы: