Файл: Профессиональная мотивация учащегося (Глава 1 Теоретические аспекты изучения особенностей профессионального мотивации учения в старшем школьном возрасте).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 158
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1.2 Психологические особенности мотивации учащегося
Глава 2 Организация и методы исследования
2.1 Характеристика выборки, организация исследования
2.2 Диагностический инструментарий исследования
2.3 Методы статистического анализа эмпирических данных.
Глава 3 Обсуждение результатов
3.2 Сравнительный анализ показателей мотивации учения старшеклассников городской и сельской школы
3.3 Особенности взаимосвязей профессиональных склонностей и профессиональных предпочтений у старшеклассников городской и сельской школы
Графическое отображение взаимосвязей профессиональных склонностей и профессиональных предпочтений у старшеклассников городской и сельской школы представлены на рисунке 1а и 1б. Как видно из рисунка 1а и 1б, старшеклассники городской и сельской школы имеют две общие взаимосвязи по показателям: артистичный тип личности и склонность к эстетике и искусству (r1=0,422, r2=0,341, р < 0,05); интеллектуальный тип личности и склонность к экономической деятельности (r1 = -0,356, r2 = -0,333, р < 0,05). Следовательно, место проживания не влияет на эти показатели. То есть, чем больше у старшеклассников выражен артистичный тип личности, тем они более склонны к эстетике и искусству, и, чем более выражен интеллектуальный тип личности, тем менее выражена склонность к экономической деятельности.
То есть, чем больше, выражен артистичный тип личности, тем больше отдают предпочтения занятиям творческого характера: музицированию, рисованию, фотографии; им присущ более сложный взгляд на мир и жизнь, гибкость оригинальность, независимость решений; тем чаще в отношениях опирается на свои ощущения, эмоции, воображение и интуицию, которые у него хорошо развиты. Тем самым, более склоны к выбору профессий творческого характера, связанных с изобразительной, музыкальной, литературно-художественной, актерско- сценической деятельностью.
Также, мы обнаружили, что старшеклассники, у которых более выражен интеллектуальный тип личности предпочитает научные профессии: ботаник, астроном, физик и т.п. Таким образом, менее склонны к профессиям, связанным с экономической деятельностью: бухгалтер, экономист и т.д. Возможно, что старшеклассники с выраженным интеллектуальным типом личности предпочитают заниматься научной деятельностью, так как эта область остаётся актуальной, и не стремятся реализоваться в области экономических профессий, учитывая тот фактор, что на сегодняшний день они в переизбытке. Как видно из рисунка 1а и 1б, группы старшеклассников городской и сельской школы имеют уникальные взаимосвязи по показателям: профессиональные склонности и профессиональные предпочтения. Что говорит о влиянии места проживания на эти показатели.
Рис.1 (а – старшеклассники городской школы; б – старшеклассники сельской школы). Взаимосвязи показателей профессиональных склонностей и профессиональных предпочтений старшеклассников городской и сельской школы (n1=36; n2=39).
У старшеклассников городской школы были обнаружены положительные и отрицательные корреляции: склонность к умственному труду и интеллектуальный тип личности (r = 0,452, р < 0,01).
Чем больше выражен интеллектуальный тип личности, тем больше склонность к умственному труду. Возможно, что городские старшеклассники с высоким интеллектом учитывают свои сильные стороны и стремятся реализовать их в научной деятельности. склонность к экономической деятельности и предприимчивый тип личности (r = 0,421, р < 0,05) Чем больше выражен предприимчивый тип, тем больше склонность к экономической деятельности.
Возможно, что городские школьники, предпочитающие руководящие роли (заведующий, директор, товаровед и т.д.) и желающие экономического успеха, считает более реалистичным для достижения своей цели овладение экономической деятельностью. склонность к умственному труду и предприимчивый тип личности (r = -0,364, р < 0,05).
Чем больше выражен предприимчивый тип личности, тем меньше склонность к умственному труду.
Возможно, что городские школьники, предпочитающие руководящие роли (заведующий, директор, товаровед и т.д.) и желающие экономического успеха, считает менее реалистичным для достижения своей цели занятие научной деятельностью.
У старшеклассников сельской школы были обнаружены положительные и отрицательные корреляции: склонность к работе с людьми и предприимчивый тип личности (r = 0,318, р < 0,05).
Чем больше выражен предприимчивый тип личности, тем больше склонность к работе с людьми. Возможно, что сельские школьники для достижения руководящей роли считают необходимым умение управлять персоналом. склонность к работе на производстве и интеллектуальный тип личности (r = 0,325, р < 0,05). Чем больше выражен интеллектуальный тип личности, тем больше склонность к работе на производстве.
Возможно, это связано с отсутствием у большинства сельских школьников представления о научной деятельности и/или социально-экономической ситуацией в семье и в обществе. Старшеклассников не могут позволить получение высшего образования для реализации себя в научной деятельности, но вполне могу получить бесплатное техническое и реализовать себя, работая на производстве.
- склонность к работе на производстве и социальный тип личности (r = -0,382, р < 0,05); Чем больше выражен социальный тип личности, тем меньше склонность к работе на производстве.
Возможно, что сельские школьники, предпочитающие организацию мероприятий, введение дискуссий, работу в группе с людьми, консультирование и оказание помощи, не проявляют интерес к работе с техническими объектами. склонность к эстетике и искусству и предприимчивый тип личности (r = -0,382, р < 0,01). Чем больше выражен предприимчивый тип личности, тем меньше склонность к эстетике и искусству. Возможно, что сельские школьники, для достижения руководящей роли считает бесполезной творческую деятельность. Таким образом, основываясь на результатах, можно сделать вывод, что группы старшеклассников городской и сельской школы имеют как общие взаимосвязи, так и уникальные. Общие взаимосвязи говорят о сходствах между группами, уникальные о различиях, то есть о влиянии регионального фактора на профессиональные склонности и предпочтения.
3.4 Особенности взаимосвязей профессиональных склонностей личности и мотивации учения у старшеклассников городской и сельской школы
Графическое отображение взаимосвязей профессиональных склонностей и мотивации учения у старшеклассников городской и сельской школы представлены на рисунке 2а и 2б. Как видно из рисунка 2а и 2б, группы старшеклассников городской и сельской школы имеют одну общую взаимосвязь по показателю:
личностный смысл учения и склонность к экономической деятельности (r1 = -0,393, r 2= -0,371 р < 0,05). Таким образом, место проживания не влияет на эти показатели. То есть, чем больше у старшеклассников городской и сельской школы выражен личностный смысл учения, тем они менее склонны к экономической деятельности и наоборот, чем менее выражен личностный смысл учения, тем больше склонны к экономической деятельности. Возможно, что старшеклассники, понимающие важность учения, для чего им это нужно и где это может пригодиться, учитывают тот фактор, что на сегодняшний день экономические профессии в переизбытке и не стремятся реализоваться в этой области.
Красным цветом выделена общая взаимосвязь у городских и сельских школьников.
Рис.2 (а – старшеклассники городской школы; б – старшеклассники сельской школы). Взаимосвязи показателей профессиональных склонностей личности и мотивации учения старшеклассников городской и сельской школы (n1=36; n2=39).
Как видно из рисунка 2а и 2б, группы старшеклассников городской и сельской школы имеют уникальные взаимосвязи. Что говорит о влиянии места проживания на эти показатели. У старшеклассников городской школы были обнаружены положительные и отрицательные корреляции: личностный смысл учения и склонность к работе с людьми (r = 0,496, р < 0,01).
Чем больше выражен личностный смысл учения, тем больше склонность к работе с людьми. Возможно, что городские школьники, заинтересованные в учении, понимают для чего им это нужно и где это может пригодиться, предпочитают работу в группе, консультирование и оказание помощи, а так же знают о дефиците таких профессий как медик, педагог и т.д. способность к целеполаганию и склонность к работе с людьми (r = 0,577 р < 0,01).
Чем больше выражена способность к целеполаганию, тем больше склонность к работе с людьми. Возможно, что городские старшеклассники, умеющие и привыкшие ставить перед собой цели, а так же достигать их, склонны реализовывать свои способности, управляя персоналом и добиваться общих целей в группе. реализация учебных мотивов и склонность к работе с людьми (r = 0,357 р < 0,05).
Чем больше выражена реализация учебных мотивов, тем больше склонность к работе с людьми.
Возможно, что городским школьникам, которым нравится освоение учебных предметов, углублять свои знания и применять их в разных видах деятельности, кажется весьма продуктивной реализация своих знаний в профессиональной области, требующей работу в группе или управление ей. реализация учебных мотивов и склонность к экономической деятельности (r = -0,344, р < 0,05).
Чем больше выражена реализация учебных мотивов, тем меньше склонность к экономической деятельности. Возможно, что городским школьникам, которым нравиться освоение учебных предметов, углублять свои знания и применять их в разных видах деятельности, считают весьма не продуктивной реализацию своих знаний в области арифметики и экономики, учитывая тот фактор, что экономические профессии в переизбытке. У старшеклассников сельской школы были обнаружены положительные и отрицательные корреляции: личностный смысл учения и склонность к эстетике и искусству (r = 0,451, р < 0,01).
Чем больше выражен личностный смысл учения, тем больше склонность к эстетике и искусству. Возможно, что городские школьники, заинтересованные в учении, понимают для чего им это нужно и где это может пригодиться, более склоны к выбору профессий творческого характера, связанных с изобразительной, музыкальной, литературно-художественной, актерско-сценической деятельностью. реализация учебных мотивов и склонность к умственному труду (r = 0,393, р < 0,05).
Чем больше выражена реализация учебных мотивов, тем больше склонность к умственному труду. Возможно, что городским школьникам, которым нравиться освоение учебных предметов, углублять свои знания и применять их в разных видах деятельности, склонны к научной деятельности и желают дальнейшего углубления своих знаний.
Таким образом, основываясь на результатах, можно сделать вывод, что группы старшеклассников городской и сельской школы имеют как общие взаимосвязи, так и уникальные. Общие взаимосвязи говорят о сходствах между группами, уникальные о различиях, то есть о влиянии регионального фактора на профессиональные склонности и мотивацию учения.
Заключение
1. Результаты t-критерия Стьюдента показали, что старшеклассники городской и сельской школы в профессиональных предпочтениях и склонностях больше похожи, чем различны и имеют сходную мотивацию учения. У старшеклассников городской школы в меньшей степени, чем у старшеклассников сельской школы, выражена склонность к работе на производстве, но в большей степени - склонность к эстетике и искусству. Также у старшеклассников городской школы в большей степени, чем у старшеклассников сельской школы, выражен личностный смысл учения. На наш взгляд, полученные данные можно объяснить образом жизни в городе и в селе, городские старшеклассники имеют большую вариативность реализации эстетических потребностей, чем сельские. У сельских старшеклассников выбор ограничивается несколькими, а то и одной культурно-просветительской организаций.
Склонность сельских старшеклассников к работе на производстве, можем объяснить тем, что в сельской местности образ жизни основан на трудовой деятельности, это могут быть как малые предприятия, так и ведение домашнего хозяйства. Личностный смысл учения, мы предполагаем, связан с профессиональным самоопределением старшеклассников. Возможно, городские школьники, имея большую вариативность и информированность о мире профессий, а так же доступность дальнейшего образования, заинтересованы в выборе профессиональной деятельности, осознают важность учения, проявляют инициативность, активность и самоконтроль, сельские же школьники, ориентируются, в первую очередь, на образ жизни родителей, на их профессиональный опыт, а так же нуждаются в поддержке и наставлении учителей и референтной группы.
2. Результаты корреляционного анализа показали наличие общих взаимосвязей. Мы предполагаем, что независимо от места проживания старшеклассники в обеих группах с выраженным интеллектуальным типом личности понимают важность учения, для чего им это нужно и где это может пригодиться, а так же не стремятся реализоваться в области экономических профессий, учитывая тот фактор, что на сегодняшний день они в переизбытке. Старшеклассники с выраженным артистичным тип личности отдают предпочтение занятиям творческого характера: музицированию, рисованию, фотографии; им присущ более сложный взгляд на мир и жизнь, гибкость оригинальность, независимость решений. Тем самым, более склоны к выбору профессий творческого характера, связанных с изобразительной, музыкальной, литературно- художественной, актерско-сценической деятельностью. 3. Так же корреляционный анализ показал, что кроме общих взаимосвязей имеются уникальные, которые говорят о различиях между городскими и сельскими старшеклассниками, на основе которых мы составили характеристики обоих групп: