Файл: Профессиональная мотивация учащегося (Глава 1 Теоретические аспекты изучения особенностей профессионального мотивации учения в старшем школьном возрасте).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 156

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1 Теоретические аспекты изучения особенностей профессионального мотивации учения в старшем школьном возрасте

1.1 Феномен профессионального самоопределения старших школьников как предмет психологического исследования

1.2 Психологические особенности мотивации учащегося

Глава 2 Организация и методы исследования

2.1 Характеристика выборки, организация исследования

2.2 Диагностический инструментарий исследования

2.3 Методы статистического анализа эмпирических данных.

Глава 3 Обсуждение результатов

3.1 Сравнительный анализ показателей профессиональных склонностей и профессиональных предпочтений старшеклассников городской и сельской школы

3.2 Сравнительный анализ показателей мотивации учения старшеклассников городской и сельской школы

3.3 Особенности взаимосвязей профессиональных склонностей и профессиональных предпочтений у старшеклассников городской и сельской школы

3.4 Особенности взаимосвязей профессиональных склонностей личности и мотивации учения у старшеклассников городской и сельской школы

Заключение

Список использованных источников

2.1 Характеристика выборки, организация исследования

Исследование проводилось в посёлке Комарихинский в общеобразовательной школе №91 и в общеобразовательной школе №102 г.Пермь, в 2016 году, в период с 12.02 по 11.04. В исследовании приняли участие 75 учеников 10 классов, в возрасте 16 -17 лет.

Исследование проводилось в классе. Был обеспечен оптимальный уровень психологических условий: проветренный кабинет, отсутствие отвлекающих факторов, хорошее освещение, оптимальная температура воздуха, материалы предоставлены в полной мере (бланки для заполнения теста, ручки). Исследование проводилось в первой половине дня. Время работы с диагностическими методиками составило 45 минут. В ходе работы установилась доброжелательная, помогающая и поддерживающая атмосфера общения, комфортный психологический климат. Логика поставленных задач определила следующий алгоритм исследования, состоящий из 6 этапов:

На первом этапе был произведен анализ литературных источников.

На втором этапе производилось формирование батареи психометрических тестов. Инструментарий подбирался в соответствии с конструктом мотивация учения, профессиональные склонности и предпочтения.

Третий этап заключался в сборе эмпирического материала. Участникам предлагались распечатанные бланки методик с инструкцией, которые заполнялись индивидуально, так же респондентам была гарантирована конфиденциальность данных.

Четвертый этап – статистическая обработка данных. В соответствии с поставленными задачами были применены Т-критерий Стьюдента и корреляционный анализ в программе SPSS Statistic.

На пятом этапе была осуществлена интерпретация данных. Полученные на основании статистических процедур данные подвергнуты анализу.

Шестой этап был посвящен апробации. Полученные результаты обсуждались на межрегиональной конференции.

2.2 Диагностический инструментарий исследования

Для исследования были использованы три методики, общее время заполнения, которых не превышало 45 минут.

1.Углубленный анализ личности (по Йовайши). Применяется для обследования школьников, студентов, взрослых, представителей различных профессий. Методика Йовайши позволяет быстро и эффективно провести диагностику интересов и профессиональных склонностей личности. Методика представляет собой опросник из 30 вопросов. Каждый вопрос содержит два альтернативных варианта («а» и «б»).


По результатам обследования, в соответствии с ключом, выявляется профессиональные склонности человека.

1. склонность к работе с людьми;

2. склонность к умственному труду;

3. склонность к работе на производстве;

4. склонность к эстетике и искусству;

5. склонность к подвижным видам деятельности;

6. склонность к экономической деятельности.

2. Опросник профессиональных предпочтений (типология Дж. Голланда). Применяется для обследования школьников, студентов, взрослых, представителей различных профессий. 30 Тест профессиональных предпочтений по Голланду определяет тип личности тестируемого и содержит описание профессиональных предпочтений с учетом типа личности. реалистичный (Р); интеллектуальный (И); социальный (С); конвенциальный (К); предприимчивый (П); артистичный (А).

Методика представляет собой опросник из 42 вопросов. Каждый вопрос содержит два альтернативных варианта («а» и «б»). Испытуемый должен в каждой из 42 пар предлагаемых видов деятельности выбрать только один вид. По результатам обследования, в соответствии с ключом, выявляется ориентация человека на 6 типов. Каждый тип является описанием группы людей, обладающих сходными личностными и профессиональными признаками, и характеризуется своими психологическими особенностями: способностями, интересами, складом характера, предпочитаемым окружением.

3. Методика изучения мотивации обучения старшеклассников (для учащихся 9-11 классов).

В методическом пособии (Авторы: Калинина Н. В. , Лукьянова М. И.) уровень учебной мотивации рассматривается как один из критериев эффективности педагогического процесса, как результат деятельности образовательного учреждения.

Поскольку наиболее острые проблемы в области обучения и воспитания связаны с отсутствием мотивов к получению образования у основной массы учащихся, следствием чего является снижение базовых показателей образованности и воспитанности выпускников всех учебных заведений, то важность названного критерия становится очевидной. Для изучения такой комплексной характеристики, как мотивация, и построения методики ее диагностики в пособии выделяется несколько содержательных блоков, которые отражают наиболее существенные 31 компоненты в мотивации обучения.

Авторы исходили из того, что методика изучения мотивации обучения у школьников должна быть компактной и могла использоваться для экспресс-диагностики. Методика состоит из 18 вопросов. На каждый вопрос требуется выбрать только 2 варианта.


Предлагаемая методика включает в себя шесть содержательных блоков: блок I личностный смысл обучения; блок II степень развития целеполагания; блок III виды мотивации: Внешний мотив; Игровой мотив; Получение отметки; Позиционный мотив; Социальный мотив; Учебный мотив. блок IV внешние или внутренние мотивы; блок V тенденции на достижение успеха или неудачи при обучении; блока VI реализация мотивов обучения в поведении. Каждый блок представлен в анкете тремя вопросами.

2.3 Методы статистического анализа эмпирических данных.

Результаты исследования обрабатывались методами математической статистики, посредством пакета программ SPSS Statistic. Для оценки значимости различий показателей мотивация учения и профессиональные склонности и предпочтения в двух выборках использовался t-критерий Стьюдента для независимых выборок, а для выявления значимых взаимосвязей этих свойств – корреляционный анализ по К.Пирсону.

Глава 3 Обсуждение результатов

3.1 Сравнительный анализ показателей профессиональных склонностей и профессиональных предпочтений старшеклассников городской и сельской школы

Для реализации первой задачи (Выявить особенности профессионального самоопределения старшеклассников городской и сельской школы) использовался t-критерий Стьюдента. Для проверки гипотезы (старшеклассники городской школы чаще выбирают реалистичный тип профессии и более склонны к экономической деятельности и умственному труду, старшеклассники сельской школы чаще выбирают социальный тип профессии и более склонны к работе с людьми и на производстве) проводилось сравнение результатов, полученных в двух группах (группа 1 – старшеклассники городской школы; группа 2 – старшеклассники сельской школы) по показателям: профессиональные склонности и профессиональные предпочтения.


Результаты сравнения профессиональных склонностей и профессиональных предпочтений у старшеклассников городской и сельской школы представлены в таблице 1.

В результате анализа мы обнаружили значимые различия по двум показателям из двенадцати исследуемых. Это говорит о том, что старшеклассники городской и сельской школы в профессиональных предпочтениях и склонностях больше похожи, чем различны. У старшеклассников городской школы в меньшей степени, чем у старшеклассников сельской школы, выражена

Склонность к работе на производстве (t = -2,2), но в большей степени - Склонность к эстетике и искусству(t = 2,1). Т-критерий Стьюдента показал достоверность различий между группами (p<0,05).

Таблица 1 - Сравнение средних значений показателей профессиональных склонностей и профессиональных предпочтений старшеклассников городской и сельской школы. (по критерию Стьюдента; n1=36, n2=39).

На наш взгляд, полученные данные можно объяснить образом жизни в городе и в селе, городские старшеклассники имеют большую вариативность реализации эстетических потребностей, чем сельские. У сельских старшеклассников выбор ограничивается несколькими, а то и одной культурно-просветительской организаций. Склонность сельских старшеклассников к работе на производстве, можем объяснить тем, что в сельской местности образ жизни основан на трудовой деятельности, это могут быть как малые предприятия, так и ведение домашнего хозяйства. Это согласуется с мнением Мудрика А. В., который в своей работе пишет, что город предоставляет огромное количество альтернатив, в нём сосредоточены культурно-просветительные, коммерческие, информационные и другие организации. Сельский образ жизни связан с особенностями труда и быта жителей, большой слитностью труда и быта, непреложностью и трудоемкостью труда в домашнем и подсобном хозяйствах; набор занятий в свободное время довольно ограничен. Таким образом, можно сделать вывод, что первая гипотеза частично подтвердилась: старшеклассники сельской школы более склонны к работе на производстве, чем старшеклассники городской школы. В профессиональных склонностях и предпочтениях городские и сельские старшеклассники больше похожи, чем различны.


3.2 Сравнительный анализ показателей мотивации учения старшеклассников городской и сельской школы

Для реализации второй задачи (Выявить особенности учебной мотивации старшеклассников городской и сельской школы) использовался t-критерий Стьюдента.

Для проверки гипотезы (старшеклассники городской школы имеют более высокий личностный смысл учения, чем старшеклассники сельской школы) проводилось сравнение результатов, полученных в двух группах (группа 1 – старшеклассники городской школы; группа 2 – старшеклассники сельской школы) по показателям мотивации учения. Результаты сравнения мотивации учения старшеклассников городской и сельской школы в таблице 2.

В результате анализа мы обнаружили значимые различия по одному показателю из шести исследуемых. Это говорит о том, что 36 старшеклассники городской и сельской школы имеют сходную мотивацию учения. Согласно данным, представленным в таблице 2, у старшеклассников городской школы в большей степени, чем у старшеклассников сельской школы, выражен личностный смысл учения (t = 2,54). Т-критерий Стьюдента показал достоверность различий между группами (p<0,01).

Таблица 2 - Сравнение средних значений показателей мотивации учения старшеклассников городской и сельской школы. (по критерию Стьюдента; n1=36, n2=39).

Мы предполагаем, что личностный смысл учения связан с профессиональным самоопределением старшеклассников.

Возможно, городские школьники, имея большую вариативность и информированность о мире профессий, а так же доступность дальнейшего образования, заинтересованы в выборе профессиональной деятельности, осознают важность учения, проявляют инициативность, активность и самоконтроль, сельские же школьники, ориентируются, в первую очередь, на образ жизни родителей, на их профессиональный опыт, а так же нуждаются в поддержке и наставлении учителей и референтной группы.

Таким образом, можно сделать вывод, что вторая гипотеза подтвердилась: старшеклассники городской школы имеют более высокий личностный смысл учения, чем старшеклассники сельской школы. Результаты сравнения мотивации учения показал, что старшеклассники городской и сельской школы имеют сходную мотивацию учения.