Файл: Профессиональная мотивация учащегося (Глава 1 Теоретические аспекты изучения особенностей профессионального мотивации учения в старшем школьном возрасте).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 164
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1.2 Психологические особенности мотивации учащегося
Глава 2 Организация и методы исследования
2.1 Характеристика выборки, организация исследования
2.2 Диагностический инструментарий исследования
2.3 Методы статистического анализа эмпирических данных.
Глава 3 Обсуждение результатов
3.2 Сравнительный анализ показателей мотивации учения старшеклассников городской и сельской школы
К мотивам относятся все побудители деятельности - интересы, потребности, эмоции, цели, влечения и т.д. А.Н. Леонтьев так определяет мотив: «В самом потребностном состоянии субъекта предмет, который способен удовлетворить потребность, жестко не записан.
До своего первого удовлетворения потребность «не знает» своего предмета, он еще должен быть обнаружен. Только в результате такого обнаружения потребность приобретает свою предметность, а воспринимаемый (представляемый, мыслимый) предмет – свою побудительную и направляющую Деятельность функцию, то есть становится мотивом».
По мнению Немова Р.С., мотив - это внутренняя устойчивая психологическая причина поведения человека. (Сазонов 1988) Мотивация - (от латинского «двигать») - общее название для процессов, методов, средств, побуждения учеников к активной деятельности. Мотивации управляют совместно учителя и ученики. Имея в виду учителей, говорим о мотивации обучения, а с позиции ученика следует вести речь о мотивации учения.
В.Г. Асеев отмечает, что понятие «мотивация» у человека включает в себя «все виды побуждений: мотивы, потребности, интересы, стремления, цели, влечения, мотивационные установки или диспозиции, идеалы и т.д.». Учение - целенаправленная познавательная деятельность учащихся, направленная на усвоение ими системы знаний, приобретение умений и навыков для последующего применения их на практике. Учение – это сложная деятельность, обязательно включающая в себя в развернутом или свернутом виде звено создания готовности, принятия учебной задачи, ориентировки в ней, звено учебных действий, преобразований учебного материала (а позднее и своей деятельности), звено контроля, оценки своей учебной работы. Такое понимание учения как целостной деятельности противостоит не изжитым окончательно функционалистским представлениям об учении как совокупности, сумме отдельных психических функций – мышления, памяти, внимания и др.
Главным для учения является не «протекание» этих функций, а участие ребенка в активной деятельности: именно в ней решаются задачи развития личности данного ученика. (Митина 2005) А.К. Маркова под мотивацией учения понимает «постоянно изменяющуюся у каждого конкретного ребенка, а иногда и противоречивую структуру, состоящую из разных побуждений, где место ведущего, доминирующего мотива занимает то одно, то другое побуждение в зависимости от условий обучения, обстоятельств общения с окружающими и др.» (Морозова 2014)
Мы будем опираться на три подхода к описанию групп мотивов, рассматривая учебную мотивацию, как показатель результативности образовательного учреждения. Первый вариант классификации предполагает рассмотрение двух больших групп мотивов: - Познавательные мотивы связаны с учебной деятельностью. Эти мотивы ориентируют ученика на овладение новых знаний и навыков, выявляют глубину интереса: узнавание новых фактов, явлений, дедуктивных выводов, закономерностей и тенденциям, теорий, идей и т.д.
Сюда относятся и способы добывания знаний: самостоятельное приобретение знаний, методы научного познания, способы регуляции учебной работы, рационализация учебной организованности.
Познавательные мотивы раскрывают насколько школьник стремиться к самообразованию, самостоятельному поиску знаний; - Социальные мотивы являются важной основой самовоспитания и становления личности. Социальные мотивы связаны с социальным взаимодействием школьника. Например: полезность обществу, желание выполнить свой долг, понимание необходимости учиться, чувство ответственности. Большое значение мотивов социальной необходимости, ответственности, самостоятельное профессиональное самоопределение.
Не маловажную роль играют позиционные мотивы, которые выражают стремление ученика к занятию определённой позиции в обществе, получение одобрения, авторитетности. Позиционный мотив выражает попытки самоутверждения, желания занять лидерскую позицию, оказание авторитетного влияния на окружение, доминантность в коллективе и т.д.
Социальные мотивы состоят не только в том, чтобы ученик взаимодействовал с окружением, но и стремился к осознанию, анализированию способов и форм сотрудничества и взаимодействия с окружающими, постоянно совершенствуя эти формы. Учебную деятельность и отношения мотивов характеризует вторая классификация.
Внешние и внутренние мотивы. Внешние – мотивы не связанные напрямую с учебной деятельностью, но стимулирующие определённую деятельность (процесс учения). Внутренние – напрямую связанные с учебной деятельностью.
Мотив учения может быть внешним - при оказании помощи взрослым или внутренним - при самостоятельной познавательной работе. Внутренними мотивами являются: интерес к процессу решения задачи, к поиску способа решения, результату и т.д.
Важно учитывать, что мотив является как внутренней характеристикой сознания, побуждающей к деятельности, так и внешней – побуждение извне (например: если мотив актуализируется только по напоминанию взрослого). Учителям, в процессе обучения, важно учитывать, что у учеников должны формироваться внутренние мотивы.
Третий вариант классификации – к достижению успеха и к недопущению неудачи. Мотивация на достижение успеха. Ученики ставят перед собой цель – достижение успеха, выбирают средства и пути её реализации. Процесс обучения вызывает оптимистичность, включаются внутренние ресурсы и внимательность.
Такие ученики чаще выбирают профессию, которая отражает их знания, умения, навыки. Мотивация на недопущение не удачи. Ученики ставят цель всячески избежать неудачи. Такие ученики боятся, что их будут критиковать. Они настроены пессимистично и неудовлетворенны учебным процессом. Мотивация на недопущение не удачи связан с неуверенностью, с низкой самооценкой, с невозможностью успеха.
Ученики не способны реально оценивать свои способности и чаще делают неадекватный выбор профессии Известно, что реализация мотивов зависит от умения школьников ставить перед собой цели, обосновывать их и достигать в процессе обучения. Учителю необходимо обучать школьников целеполаганию, умению воплощать свои мотивы через последовательную систему целей. Как и мотивы, цели могут различаться по своему содержанию.
Применительно к учебному процессу цель — это направленность ученика на выполнение отдельных действий, относящихся к учебной деятельности. Поэтому иногда говорят, что цель — это направленность на промежуточный результат учебной деятельности.
Мотивы обычно характеризуют учебную деятельность в целом, а цели характеризуют отдельные учебные действия. Мотив создает установку к действию, а поиск и осмысление цели обеспечивают реальное выполнение действия. Кроме того, содержание обучения, которое в учебной деятельности занимает место цели, осознается и запоминается учеником.
Наличие способности ставить пред собой цели является показателем зрелости мотивационной составляющей у школьника. Одним из компонентов мотивации ученика является целеполагание. Овладение этой способностью благоприятно влияет на выбор профессиональной деятельности. Умение ставить цели и подчинение им своего поведения определяет нравственную устойчивость личности.
В ходе развития процесса целеполагания у ученика встречается множество проблем. Например, принятие задания, предлагаемого взрослым (первый этап целеполагания), как правило, вызывает активное отношение ученика к заданию, т.е. ученик, интегрируя свой личный опыта и задание, поставленное учителем, учиться определять смысл цели. Учителю, в свою очередь, необходимо помочь ученику научиться активно и самостоятельно ставить цели, соответствующие его возможностям и задачам работы.
Главная задача здесь научить ученика ставить перспективные цели. Мотив, который у ученика обретает личностный смысл, является действенным. Это проявляется в активности самого ученика, в его инициативности, в его зрелости и развернутости всех компонентов учебной деятельности, когда школьник с удовольствием работает над освоением разных учебных предметов, активно ищет дополнительные знания за пределами школьных программ, обнаруживает широкую любознательность при отсутствии глубины познания. Стержневые интересы лежат в основе склонностей, способностей школьника, влияют на выбор им профессии, представляют большую ценность для личности. Авторы, работающие над данной проблемой, особое внимание обращают на уровни устойчивости интереса к обучению. Интерес может быть ситуативным, ограниченным отдельными вспышками на эмоционально привлекательные ситуации обучения.
Такой интерес остывает при выходе ученика из данной ситуации. Этот интерес требует постоянной стимуляции извне и без нее угасает. Интерес становится относительно устойчивым, если связан с определенным кругом предметов, заданий. Интерес достаточно устойчивый проявляется в том, что ученик учится с охотой даже вопреки неблагоприятным внешним обстоятельствам, помехам.
Главной характеристикой эмоционального компонента мотивации являются переживания школьников в процессе учебной деятельности, эмоциональное отношение к обучению. Эмоции, несомненно, имеют самостоятельное мотивирующее значение в процессе обучения и зависят от особенностей учебной деятельности и ее организации.
В процессе обучения положительные эмоции могут быть связаны со школой в целом и с пребыванием в ней, обусловлены ровными деловыми взаимоотношениями школьника с учителями и товарищами, отсутствием конфликтов с ними; участием в жизни классного и школьного коллектива; связаны с осознанием каждым учеником своих потенциальных возможностей в достижении успехов в учебной работе и преодолении трудностей. Сюда же могут быть отнесены эмоции от положительных результатов своего ученического труда, эмоции удовлетворения от справедливо поставленной отметки, положительные эмоции от «столкновения» с новым учебным материалом (от эмоций любопытства и позднее любознательности до устойчивого эмоционально-познавательного отношения к предмету, характеризующего увлеченность учащихся этим предметом). Также могут возникать положительные эмоции при овладении учащимися приемами самостоятельного добывания знаний, новыми способами совершенствования своей учебной работы, приемами самообразования.
Важность всех названных эмоций заключается в том, что они образуют атмосферу эмоционального комфорта в процессе учения. Наличие такой атмосферы необходимо для успешного осуществления процесса обучения. Особенно учителям следует создавать или восстанавливать положительный эмоциональный климат в том случае, если у ученика сложилась стрессовая ситуация длительного неуспеха в учении, закрепившая негативное отношение к учителю и/или к школе, создавшая конфликт с товарищами, тревогу и беспокойство. В процессе обучения нельзя поддерживать отрицательные эмоции, такие как обида, страх перед неприятностями, исходящими от учителя («двойкой», вызовом родителей и др.). Эти отрицательные эмоции образуют у ученика устойчивую мотивацию недопущения неудачи, из-за чего складывается ощущение, что лучше ничего не делать, чем быть плохим учеником, у которого ничего не получается.
В процессе обучения учителю необходимо заботиться о преобладании положительных эмоций при обучении. (Морозова 2014) В старшем школьном возрасте становятся характерным следующие изменения: завершение среднего образования и необходимость профессионального смоопределения; в 18 лет — гражданское совершеннолетие и получение Гражданских прав; позиция самих старшеклассников в школе как старших; знакомство с новыми формами обучения (семинары, зачеты и др.) и усложнение учебной деятельности. Развитию мотивации учения в этом возрасте содействует ряд особенностей старшеклассника: потребность в жизненном самоопределении и обращенность планов в будущее, осмысление с этих позиций настоящего; наличие социальных мотивов долга, ответственности перед обществом; тенденция к осознанию школьником своего мировоззрения как сплава социальных и познавательных мотивов, ценностных ориентации; осознание себя как целостной личности, своих возможностей в выборе профессии, своей жизненной позиции; сформированность целеполагания — переход от предполагаемых перспективных целей к реальным, готовность к принятию решений, касающихся не только себя, но и других; повышенный интерес ко всем формам самообразования; устойчивость интересов, относительная независимость от мнения окружающих. (Зеер 2005)
Исследования отмечают значительную избирательность познавательных мотивов в этом возрасте, причем эта избирательность продиктована не только бескорыстным интересом к учебному предмету, как у подростков, но и выбором профессии. Избирательные познавательные интересы являются основой дальнейшего развития всех специальных способностей. Интерес к знаниям становится более глубоким, затрагивает не только закономерности учебного предмета, но и основы наук. (Панченко 2006)
Таким образом, при рассмотрении видов мотивации учения и его развития в старшем школьном возрасте можно считать, что мотивация учения является не объемлемой частью профессионального самоопределения. А так же важно рассмотреть влияние регионального фактора на мотивацию учения и профессиональное самоопределение в целом.