Файл: Анализ рентабельности активов и собственного капитала на примере ОАО «Оазис».pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 259
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы анализа финансовой устойчивости предприятия
1.1 Сущность финансовой устойчивости и факторы ее определяющие
1.2 Методы анализа и выбор системы показателей оценки финансовой устойчивости
1.3 Система информационного обеспечения анализа
Глава 2. Анализ и оценка финансовой устойчивости предприятия ОАО «Оазис»
2.1 Характеристика и отраслевые особенности анализируемого предприятия
2.2 Анализ использования активов, собственного капитала и обязательств
2.3 Анализ ликвидности баланса, платежеспособности и рыночной устойчивости
Глава 3. Направления повышения финансовой устойчивости ОАО «Оазис»
3.1 Факторный анализ рентабельности чистых активов и собственного капитала
3.2 Мероприятии по повышению финансовой устойчивости ОАО «Оазис»
Таблица 13
Показатели рентабельности вложений, %.
Показатели |
Расчёт (код стр.) |
2003г. |
2004г. |
Отклонение |
1. Общая рентабельность вложений |
140(Ф№2) / 399 |
35,8 |
0,26 |
-35,54 |
2.Рентабельность вложений по чистой прибыли |
140-150(Ф№2) 399 |
23,6 |
0,002 |
-23,598 |
3. Рентабельность собственных средств |
140-150(Ф№2) 490 |
32,2 |
0,22 |
-31,98 |
4.Рентабельность долгосрочных финансовых вложений |
080(Ф№2)140(Ф№1) |
- |
- |
- |
5. Рентабельность перманентного4капитала |
140-150(Ф№2)490+590 |
32,2 |
0,22 |
-31,98 |
1. Общая рентабельность вложений |
140(Ф№2) / 399 |
35,8 |
0,26 |
-35,54 |
2.Рентабельность вложений по чистой прибыли |
140-150(Ф№2) 399 |
23,6 |
0,002 |
-23,598 |
3. Рентабельность собственных средств |
140-150(Ф№2) 490 |
32,2 |
0,22 |
-31,98 |
4.Рентабельность долгосрочных финансовых вложений |
080(Ф№2)140(Ф№1) |
- |
- |
|
5. Рентабельность перманентного капитала |
140-150(Ф№2)490+590 |
32,2 |
0,22 |
-31,98 |
1. Общая рентабельность вложений |
140(Ф№2) / 399 |
35,8 |
0,26 |
-35,54 |
2.Рентабельность вложений по чистой прибыли |
140-150(Ф№2) 399 |
23,6 |
0,002 |
-23,598 |
3. Рентабельность собственных средств |
140-150(Ф№2) 490 |
32,2 |
0,22 |
-31,98 |
4.Рентабельность долгосрочных финансовых вложений |
080(Ф№2) 140(Ф№1) |
- |
- |
|
5. Рентабельность перманентного капитала |
140-150(Ф№2) 490+590 |
32,2 |
0,22 |
-31,98 |
1. Общая рентабельность вложений |
140(Ф№2) / 399 |
35,8 |
0,26 |
-35,54 |
2.Рентабельность вложений по чистой прибыли |
140-150(Ф№2) 399 |
23,6 |
0,002 |
-23,598 |
3. Рентабельность собственных средств |
140-150(Ф№2) 490 |
32,2 |
0,22 |
-31,98 |
4.Рентабельность долгосрочных финансовых вложений |
080(Ф№2) 140(Ф№1) |
- |
- |
|
5. Рентабельность перманентного капитала |
140-150(Ф№2) 490+590 |
32,2 |
0,22 |
-31,98 |
На основе данных (табл. 12, 13) можно сделать вывод о том, что за 2004г. все показатели рентабельности вложений ОАО «Оазис» упали по сравнению с 2003г. Общая рентабельность вложений в 2004г упала с 35,8% в 2003г. до 0,26%,. То есть на 1 руб. стоимости имущества предприятия в отчётном году приходилось 0,26 коп. балансовой прибыли. Значение данного показателя достаточно невелико для такого предприятия, что свидетельствует о недостаточно эффективном использовании активов предприятия в 2003-2004г. Рентабельность собственных средств также невысока и в течение 2004 года упала с 32,2% до 0,22, то есть в 146 раз. Динамика этого показателя за последние годы позволяют сделать вывод о том, что инвестиции собственных средств в производство дали недостаточно хороший результат.
Рентабельность перманентного капитала и его динамика аналогичны рентабельности собственных средств, в виду отсутствия долгосрочных заёмных средств.
В целом можно отметить, что все показатели рентабельности вложений предприятия находятся на низком уровне, что говорит о недостаточно эффективном вложении средств ОАО «Оазис».
Для повышения рентабельности собственных средств, предприятие может использовать эффект финансового рычага.
ЭФР=2/3(ЭР-СРСП)*ЗС/СС |
Где: ЭР=НРЭИ/Активы,
НРЭИ - прибыль до выплаты налогов и процентов.
СРСП = 20%.
Активы |
6514241 |
СС |
3667076 |
ЗС |
929760 |
ЗС/СС (плечо рычага) |
0,253 |
НРЭИ |
73234 |
ЭР |
1,12% |
Дифференциал |
-0,58 |
ЭФР |
-0,15 |
Из приведенных выше расчетов видно, что в 2003 году на ОАО «Оазис» ЭФР отрицательный, так как дифференциал меньше нуля. Такой эффект дает не приращение, а вычет из рентабельности собственных средств. Для того чтобы ЭФР стал положительным, а дифференциал больше нуля, необходимо увеличивать экономическую рентабельность. Добиться этого предприятие может либо, сдерживая рост активов, либо увеличивая массу прибыли, путем снижения себестоимости продукции; либо стремится ускорить оборачиваемость оборотных средств, что также даст увеличение массы прибыли. Предприятие не использует ЭФР для регулирования (повышения) рентабельности собственных средств, хотя такая необходимость существует.
Таким образом, в результате уменьшения валового дохода рентабельность снизилась на 15% (0,15´ 100). Руководству необходимо добиваться, чтобы товарооборот и валовой доход был не ниже их значений предшествующего периода. Для этого нужно приобретать товары для реализации в полном соответствии со структурой и объемом спроса, повышать торговую надбавку в пределах платежеспособного спроса покупателей. В результате снижения издержек обращения рентабельность увеличилась на 17% (0,17´ 100). Предприятие допустило снижение оборачиваемости в отчетном периоде, что снизило его рентабельность незначительно, всего на 0.06% (´ 100).
Для Навлинского ДОК на рентабельность собственного капитала положительно повлияло лишь увеличение рентабельности продаж. Рентабельность уменьшилась из-за снижения деловой активности (оборачиваемости). Увеличение автономии организации уменьшает плечо финансового рычага, что тоже отрицательно сказывается на рентабельности собственного капитала.
3.2 Мероприятии по повышению финансовой устойчивости ОАО «Оазис»
В случае ОАО «Оазис» имеет место замедление оборачиваемости всех оборотных средств по сравнению с предыдущим годом. Основные пути ускорения оборачиваемости оборотных средств:
- сокращение образования излишних и ненужных запасов;
- изучение платежеспособности покупателей и своевременные меры по взысканию дебиторской задолженности;
- сокращение сроков оборачиваемости по всем фазам кругооборота средств;
- правильная организация работы по материально-техническому обеспечению производства.
Кроме того, я бы рекомендовала план финансового оздоровления предприятия (рисунок 2) с учетом расчетов изложенных в таблице 14, в которой особое внимание уделяется стимулированию и налаживанию устойчивых каналов сбыта продукции и маркетинговых коммуникаций.
План финансового оздоровления |
|
Внешние источники |
Внутренние источники |
Повышение качества и конкурентоспособности продукции |
|
Выпуск новых акций |
Снижение себестоимости продукции за счет ресурсосбережения |
Предоставление банковских кредитов |
Сокращение постоянных затрат |
Реструктуризация долгов |
Более полное использование производственной мощности |
Лизинг |
Уменьшение доли потребляемой прибыли |
Временный отказ от выплаты дивидендов |
Снижение инвестиционной активности |
Временный отказ от социальных программ |
Реализация неиспользуемого имущества |
Также рекомендуется, с целью изыскания дополнительных денежных средств, разработать и провести процедуры экономии текущих затрат и реструктуризацию кредиторской задолженности (уделив особое внимание минимизации коммунальных платежей и сокращению обязательств перед бюджетом). В настоящее время на предприятии существует подразделение «Сбыта», но фактически его нельзя назвать полноценной службой маркетинга вследствие того, что оно выполняет только функции отдела сбыта. Это подразделение имеет собственный расчетный счет, собственного бухгалтера. Но оно подходит больше под роль официального дилера, но никак отдела маркетинга.
Таблица 14
План финансового оздоровления предприятия.
№ |
Мероприятие |
Сроки испол- нения |
Ответственный за исполнение |
Финансовый результат (тыс. руб.) |
1 |
Ликвидация дебиторской задолженности, в т.ч. |
|||
взыскание просроченной дебиторской задолженности через арбитражный суд |
До 6 месяцев |
Бухгалтер, юрист |
13657 |
|
получение текущей дебиторской задолженности |
До 14 дней |
Бухгалтер, менеджер |
Не менее 5000 |
|
получение подтверждения о получении отгруженных товаров покупателями и своевременная оплата |
До 14 дней |
Бухгалтер |
Не менее 6000 |
|
2 |
Применение штрафных санкций к контрагентам согласно заключенных договоров: |
|||
В том числе |
||||
поставки товаров покупателям за несвоевременную оплату |
ежемесячно |
Бухгалтер, юрист |
0,02% за день просрочки |
|
поставки некачественного сырья и материалов поставщиками |
По мере поступления |
Бухгалтер, юрист |
Согласовано дополнениям к договорам |
|
субаренды при несвоевременной оплате |
Ежеме-сячно |
Бухгалтер, юрист |
0,02% за день просрочки |
|
3 |
Списание просроченной кредиторской задолженности на доходы предприятия |
ежегодно |
Главный бухгалтер |
15000 (за 2003 г.) |
4 |
Проведение взаимозачета по платежам в бюджет |
ежеквартально |
Бухгалтер |
48 (за 2003 г.) |
5 |
Минимизация коммунальных затрат (установление водо- и газовых счетчиков) |
До 3 месяцев |
Зам. директора по АХЧ |
|
6 |
Уменьшение количества материальных запасов и сырья, списание некондиционных и непригодных к употреблению. |
До 3 месяцев |
Бухгалтер, кладовщик |
Не менее 200 |
7 |
Пересмотр ценовой политики, расчет гибкой системы скидок постоянным и крупнооптовым покупателям |
До 3 месяцев |
Начальник планового отдела, экономисты |
|
8 |
Формирование обособленного отдела маркетинга для решения следующих задач: |
До 6 месяцев |
Начальник планового отдела, новый начальник отдела маркетинга |
|
Налаживание устойчивых каналов сбыта, заключение договоров - оферт |
Менеджер по сбыту и рекламе, юрист |
|||
Расширение рынка сбыта, рекламная кампания |
До 6 месяцев |
Менеджер по сбыту и рекламе |
-100 |
|
Регулярные распродажи товаров с заканчивающимся сроком хранения |
ежегодно |
Менеджер по сбыту и рекламе |
||
9 |
Вступление в «Клуб покупателей» с целью участия в проводимых им выставках |
В течении 3-6 месяцев |
Начальник отдела маркетинга |
-50 |
Одной из главных причин неудовлетворительного состояния предприятия является то, продукция, производимая там не находит своего покупателя. Предприятие не смогло оперативно перестроиться на рыночные условия хозяйствования и потеряло свою долю на рынке. Конкуренты исследовав рынок нашли свои ниши, удовлетворяя запросы потребителей. Большую роль в их ориентации сыграли службы маркетинга.
Поэтому для повышения рыночной устойчивости на предприятии ОАО Оазис» необходимо создать отдел маркетинга, который в полной мере выполнял бы ряд общих и специфических функций: планирование, организация, координирование, учет и контроль; комплексное исследование рынка; сегментация рынка; анализ производственно-сбытовых возможностей предприятия; выбор целевого рынка; товарная, ценовая, сбытовая и коммуникационная политика.
Необходимо оживить сбыт уже существующей продукции, но с улучшенными характеристиками изделий.
Для роста информированности потенциальных покупателей отделу маркетинга необходимо проводить товарную и престижную рекламу.
На предприятии должна проводиться политика обновлении ассортимента. Его схема предполагает следующие ступени: отслеживание изменения потребности покупателя; создание краткосрочных и долгосрочных прогнозов; выпуск на рынок новых партий нового ассортимента изделий; выпуск предлагаемых новшеств в производстве.
Должна проводиться грамотная товарная политика, которая состоит из постоянного обновления товарного предложения путем создания новинок; постоянная модификация существующих изделий за счет улучшения их товарных характеристик и адаптации в условиях новых сегментов рынка.
Для снижения величины запасов и затрат необходимо провести инвентаризацию запасов с целью выявления в них неликвидных, не нужных предприятию, но отягощающих его баланс.
Большее привлечение средств долгосрочного кредитования. Можно, получив кредит на 5-8 лет, заняться реструктуризацией производства, обновить внеоборотные активы, внедрить новые технологии, повысить производительность труда и качество продукции
Заключение
Чтобы развиваться в условиях рыночной экономики и не допустить банкротства предприятия, нужно знать, как управлять финансами, какой должна быть структура капитала по составу и источникам образования, какую долю должны занимать собственные средства, а какую – заемные. Следует знать и такие понятия рыночной экономики, как финансовая устойчивость, платежеспособность, деловая активность, рентабельность и другие. Главная цель анализа финансового состояния предприятия – своевременно выявлять и устранять недостатки в финансовой деятельности и находить резервы улучшения финансового состояния предприятия и его платежеспособности. Финансовое состояние может быть устойчивым, неустойчивым и кризисным. Способность предприятия своевременно производить платежи, финансировать свою деятельность на расширенной основе свидетельствует о его хорошем финансовом состоянии. Финансовое состояние предприятия зависит от результатов его производственной, коммерческой и финансовой деятельности.