Файл: Невербальные проявления эмоциональных состояний человека ( 1. Сущность невербальной коммуникации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 71

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Жесты всегда характеризуется, во-первых, вариативностью (даже в тех случаях, когда они универсальны), обусловленной индивидуальными особенностями человека; во-вторых, многофункциональностью.[11]

2.2. Позы

Поза представляет собой определенное положение частей тела человека: головы, туловища, рук, ног, а также движения, меняющие это положение или влия­ющие на него. Анализировать позу сложно, так как перечисление от­дельных элементов недостаточно для полного ее понимания. Наблюдатель воспринимает гармоничность или дисгармоничность взаимосвязей элементов позы и делает выводы о ее естественности или неесте­ственности, состоянии человека, его отношении к окружающим.

Почти у каждого индивида имеется своя любимая поза (или позы), вследствие чего не всегда легко понять, является ли данная поза от­ражением внутреннего состояния человека в настоящий момент или это всего лишь дань привычке. Тем не менее, предпочтение той или иной позы может выражать подверженность человека соответствующему состоянию.

Смысл позы обуславливается ее рисунком. Имеются лишь самые общие принципы «чтения» позы, которые универсальны для боль­шинства людей. При этом однозначность понимания находится в прямой зависимости от ти­пичности позы, широты ее распространения. [12]

В самом общем виде позы можно поделить на две большие группы в относительно того, сидит человек или стоит. В связи с этим смысловую интерпре­тацию получают некоторые элементы поз:

  • стойка, с широко расставленными ногами говорит о потребности в самоут­верждении, потребности в высокой самооценке, а часто сверх­компенсацию чувства неполноценности;
  • широкая, удобная, грузная посадка на всю поверхность сидения отражает стремление человека наслаждаться покоем и уютом, т.е. «устроиться поудобнее»;
  • посадка на краю стула с выпрямленной спиной и полной обра­щенностью к партнеру свидетельствует о высокой степени заинтересо­ванности в партнере, концентрации внимания;
  • ноги, скрещенные или прижатые друг к другу, говорят о педантичной корректности или беспомощности индивида;
  • руки под столом во время деловых переговоров — знак неготовности к диалогу либо выражение чувства неуверенности.

Позы можно классифицировать по следующим основаниям:

  • этапы общения — позы вступления и выхода из контакта;
  • виды отношений и взаимоотношений — позы, отражающие симпатии — антипатии, подчинение — доминирование, включенность — отчужденность;
  • психофизиологические состояния — поза напряженная и расслабленная, активная и пассивная;
  • соответствие поз партнеров в процессе коммуникации — синхронные — несинхронные позы;
  • направленность позы — позы партнеров лицом друг к другу, спиной друг к другу, лицо к спине;
  • соответствие позы прочим элементам экспрессии — поза гармоничная или дисгармоничная.

Чтобы построить эффективную коммуникацию, ориентированную на взаимопонимание, важно учитывать количество компонентов невербального поведения, набор которых одинаков у обоих партнёров. При этом позы разделяются на несогласованные и согласованные, которые в свою очередь делятся на идеально согласованные и идентичные (правая и левая сторона одного партнера соответствует конфигурации позы левой и праве стороны другого). Идентичные позы собеседников говорят о сходстве их взглядов на обсуждаемый вопрос, а несогласование позы — о значительных расхождениях в оценке одного и того явления, на несоответствие статусов участников диалога. [13]

2.3. Проксемика

Проксемика является областью изучения индивидуального поведения, занимающаяся нормами пространственной и временной организации коммуникации. Данное понятие было введено американским антропо­логом Э. Холл в начале 1960-х гг.

Собеседники в процессе общения неосознанно регулируют свое пространство - размер дистанции между собой и другими людьми, свое положение относительного другого (стоя, сидя и т.п.) и ориен­тацию в пространстве (наклонившись, откинувшись и т.п.).

Очевидный факт, что далеко не каждого человек подпускает близко к себе. Размещение обучающихся лицом друг к другу создает условия для возникновения контакта, в то время как разворот спиной к партне­ру определяется как нежелание общаться, пренебрежение.

Значимая роль в коммуникации принадлежит временным характе­ристикам, отражающимся в нормативах общения, характерных для различных субкультур. Таким образом, своевременный приход или опоздание на назначенную встречу говорит об отношении к партнеру. Ряд исследований в этой сфере связано с анализом специфичес­ких наборов пространственных и временных характеристик коммуника­тивных ситуаций, которые получили название «хронотипов».

Наиболее полно изучено в проксемике воздействие на контакт организа­ции пространства, который соответствует определенному типу взаимо­отношений. Посредством экспериментов Э. Холл зафиксировал нормы приближения к собеседнику, характерные для амери­канской культуры. Он определил следующие зоны в деловой коммуни­кации: интимную, персональную, социальную, публичную, каждая из которых относится к особым ситуациям общения: интимная зона соответствует тому пространству, в пределах которого человек ощущает себя в безопасности. Интимная зона ограничивается расстоя­нием ориентировочно в половину вытянутой руки (не менее 45 см). Че­ловек сознательно допускает в эту зону лишь близких, хорошо знакомых. На таком расстоянии партнеры могут прикасаться друг к другу, типичны негромкий голос, доверительный разговор. На психологическом уровне вторжение в интимную зону чело­век ощущает как покушение на неприкосновенность, что со­провождается некоторыми физиологическими изменениями в организме (учащение биения сердца, повышение выделения адре­налина, прилив крови к голове), а также выраженными сигналами тела (постукивание пальцами, беспокойное ерзанье, вставание, зажмуривание глаз и др.).[14]


Границы интимной зоны разная в разных субкультурах: от 60 см в Западной Европе и 45 см в Восточной Европе до 30 см в странах Средиземноморья. В рамках одной культуры собеседники показывают выраженные индивидуальные различия в формировании дистанции общения. Кроме того, в каждый конкретный момент на приближение к партнеру или удаление от него оказывают влияние такие факторы, как статус партнера, собственное состояние и строение в данную минуту:

  1. Персональная зона, включает пространство, в котором происходит обыденный диалог со знакомыми. Персональная дистанция характерна для некоторых форм делового общения (беседа, деловые переговоры, прием посетителей и т.п.) и предполагает визуальный контакт между партнерами.
  2. Социальная зона чаще всего наблюдается во время встреч в кабинетах, холлах и прочих служебных помещениях, где собираются люди не достаточно хорошо или вовсе не знакомые друг с другом. Расстояние 120—400 см принято для проведения совещаний, дискуссий, семинаров, пресс-конференций.
  3. Публичная зона включает в себя общение с большой толпой людей — в лекционной аудитории, на митинге. Расстояние между общающимися таково, что мелкие детали лица, незначительные движения не улавливаются. [15]

Вывод по главе 2

  1. Невербальная коммуникация включает в себя движения, жесты, позы и пространственную организации. Наиболее часто изучаемые методы невербальной коммуникации — это движения. Выделяется четыре основных типа движений — зрительный контакт, мимика, жесты и поза. Движения своеобразными знаками, они оказывают влияние на общение, устанавливают нормы и снимают напряжение в диалоге.
  2. В психологии невербального общения отсутствует унифицированная классификация жестов. Наиболее известные классификации постро­ены на различных основаниях, но даже в совокупности, они не предоставляют возможным во всей полноте определить связи жестов со структурой личности и ее общением.
  3. Экспрессия лица, мимика дают информацию о состоянии человека, сигнализирует об отношении к другому, обеспечивают обратную связь, комментируют речевое поведение. Лицо чело­века является самым мощным передатчиком информации, так лице­вые мышцы мгновенно сокращаются и расслабляются в зависимости от состояния человека, формируя изменчивые по структуре выраже­ния, которые одновременно отличаются наличием константных признаков. Многозначность и одновременно однозначность мими­ки являются ее основными параметрами как элемента экспрессии личности и определяют ее функции в процессе коммуникации.
  4. Люди отличаются интенсивностью жестикуляции, сопровождающей их речь. Некоторые люди «говорят руками» значительно больше, чем другие.

Заключение

Данная работа была посвящена изучению невербальной коммуникации. Была рассмотрена сущность невербальной коммуникации, её функции в общении, а также наиболее распространенные виды.

Невербальная коммуникацией представляет собой средство информации, систему невербальных символов, знаков, кодов, применяющихся для передачи сообщения.

Центром невербального поведения являются самые разнообразные движения (жесты, мимика, взгляд, позы, интонационно-ритмические характеристики голоса, прикосновения), которые тесно связаны с меняющимися психическими состояниями человека, его отношением к партнеру, с условиями взаимодействия.

Главным элементом структуры невербальной коммуникации является кинестетика - воспринимаемый с помощью зрения диапазон движений тела, жесты, движения глаз и лица. Значимое место в кинестетике занимает экспрессивная подструктура, которая делится на выразительные движения и

физиогномику.

В большинстве работ, посвященных изучению речевых и невербальных коммуникаций, указывается, что функция последних состоит в дополнении, интерпретации текста и к применению его подтекста, т.е. невербальная коммуникация обеспечивает усиление эмоциональной насыщенности слова, его выразительности и силы высказывания.

Последующее изучение вопросов невербальной коммуникации позволит расширить представления о её сущности функции и возможностях применения.

Список литературы

  1. Вердербер Р., Вердербер К. Психология общения. — СПб.: ПРАЙМ ЕВРОЗНАК, 2009. — 320 с. (Серия «Главный учебник»)
  2. Гавра Д. П. Основы теории коммуникации. Ч. 1. СПб.: Роза мира, 2008. - 243 с.
  3. Гнатюк О.Л. Основы теории коммуникации : учебное пособие / О.Л. Гнатюк. — М.: КНОРУС, 2010. — 256 с.
  4. Давыденко Л.Г. Функция невербельной коммуникации // Прагматика в лингвистике и методике: межвуз. сборник научных трудов ПГЛУ. Пятигорск: Изд-во ПГЛУ, 2008. С.158-164.
  5. Основы теории коммуникации: Учебник /Под ред. проф. М.А. Василика. — М.: Гардарики, 2008. — 615 с.
  6. Основы теории коммуникации. Учебно-методическое пособие для студентов специальности 350400 «Связи с общественностью» / Сост. Ж.В.Николаева.- Улан-Удэ: ВСГТУ, 2009. – 274 с.
  7. Основы теории коммуникации: Учебное пособие / Е.А. Кожемякин. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2012. - 189 с.
  1. Основы теории коммуникации: Учебник /Под ред. проф. М.А. Василика. — М., 2008. С. 110

  2. Основы теории коммуникации. Учебно-методическое пособие для студентов специальности 350400 «Связи с общественностью» / Сост. Ж.В.Николаева.- Улан-Удэ, 2009. С.65.

  3. Гнатюк О.Л. Основы теории коммуникации : учебное пособие / О.Л. Гнатюк. — М., 2010. С. 178.

  4. Давыденко Л.Г. Функция невербельной коммуникации // Прагматика в лингвистике и методике: межвуз. сборник научных трудов ПГЛУ. Пятигорск: Изд-во ПГЛУ, 2008. С.158.

  5. Основы теории коммуникации: Учебное пособие / Е.А. Кожемякин. - М., 2012. С. 35.

  6. Вердербер Р., Вердербер К. Психология общения. — СПб, 2009. С. 98.

  7. Гавра Д. П. Основы теории коммуникации. Ч. 1. СПб., 2008. С. 176

  8. Гнатюк О.Л. Основы теории коммуникации: учебное пособие / О.Л. Гнатюк. — М., 2010. С. 114.

  9. Гавра Д. П. Основы теории коммуникации. С. 94.

  10. Основы теории коммуникации: Учебное пособие / Е.А. Кожемякин. С. 48.

  11. Основы теории коммуникации: Учебник /Под ред. проф. М.А. Василика. С. 228.

  12. Гнатюк О.Л. Основы теории коммуникации: учебное пособие / О.Л. Гнатюк. С. 113.

  13. Основы теории коммуникации. Учебно-методическое пособие для студентов специальности 350400 «Связи с общественностью» / Сост. Ж.В.Николаева. С. 65

  14. Вердербер Р., Вердербер К. Психология общения. — СПб. С. 46.

  15. Основы теории коммуникации: Учебное пособие / Е.А. Кожемякин. С. 65