Файл: Фирменное наименование и его гражданско-правовая охрана ( ПОНЯТИЕ ФИРМЕННОГО НАИМЕНОВАНИЯ И ЕГО ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВАЯ ОХРАНА).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 421
Скачиваний: 11
Согласно пункту 2 статьи 95 ГК РФ фирменное наименование общества с дополнительной ответственностью должно содержать наименование общества и слова «с дополнительной ответственностью».
В силу пункта 2 статьи 87 ГК РФ фирменное наименование общества с ограниченной ответственностью должно содержать название общества и слова «с ограниченной ответственностью».
Кроме ГК РФ, положения о фирменном наименовании ООО содержатся в Федеральном законе от 08.02.1998 года № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее – Закон № 14-ФЗ)[9], который развивает и конкретизирует нормы ГК РФ, относящиеся к фирменному наименованию общества (статьи 2, 4, 12 Закона № 14-ФЗ).
Пункт 1 статьи 4 Федерального закона от 8 февраля 1998 года№ 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» содержит указание на обязанность общества иметь фирменное наименование. Причем норма данного Закона подробнее, чем ГК РФ, регламентирует эту обязанность: так, общество должно иметь полное и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке. Общество вправе иметь также полное и (или) сокращенное фирменное наименование на языках народов Российской Федерации и (или) иностранных языках.
Из приведенной формулировки следует, что фирменное наименование для ООО обязательно. А вот наличие сокращенного наименования зависит от желания юридического лица. И полное, и сокращенное фирменные наименования ООО должны быть на русском языке, использование других языков является факультативным.
В дополнение к регулированию, предусмотренному в ГК РФ, Закон № 14-ФЗ в пункте 1 статьи 4 предусматривает еще одно требование к фирменному наименованию: оно не может содержать каких-либо других терминов и аббревиатур, обозначающих его организационно-правовую форму, в том числе на иностранных языках (например, «Ltd», «Inc», «C.A.» и так далее), если иное не предусмотрено федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 96 ГК РФ фирменное наименование акционерного общества должно содержать его наименование и указание на то, что общество является акционерным.
Положения ГК РФ, касающиеся фирменного наименования АО, развивает Федеральный закон от 26.12.1995 года № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее – Закон № 208-ФЗ)[10].
Полное фирменное наименование общества на русском языке должно содержать полное наименование общества и указание на его организационно-правовую форму - акционерное общество, а полное фирменное наименование публичного общества на русском языке - также указание на то, что общество является публичным. Сокращенное фирменное наименование общества на русском языке должно содержать полное или сокращенное наименование общества и слова «акционерное общество» либо аббревиатуру «АО», а сокращенное фирменное наименование публичного общества на русском языке - полное или сокращенное наименование публичного общества и слова «публичное акционерное общество» либо аббревиатуру «ПАО».
Фирменное наименование общества на русском языке и на языках народов Российской Федерации может содержать иноязычные заимствования в русской транскрипции или в транскрипциях языков народов Российской Федерации, за исключением терминов и аббревиатур, отражающих организационно-правовую форму общества.
Хозяйственное партнерство является коммерческой организацией, в управлении деятельностью которой принимают участие участники партнерства, а также иные лица в пределах и в объеме, которые предусмотрены соглашением об управлении партнерством.
Фирменное наименование партнерства должно содержать его наименование и слова «хозяйственное партнерство» (пункт 8 статьи 2 Федерального закона от 03.12.2011 № 380-ФЗ «О хозяйственных партнерствах»[11]).
Фирменное наименование кооператива состоит из указания на организационно-правовую форму - производственный кооператив или артель и оригинального названия. Это положение содержится в пункте 3 статьи 107 ГК РФ и пункте 1 статьи 5 Федерального закона от 08.05.1996 года № 41-ФЗ «О производственных кооперативах»[12].
Фирменное наименование сельскохозяйственного производственного кооператива должно содержать указание на его разновидность - артель (колхоз) или сферу деятельности «сельскохозяйственная артель», «рыболовецкий колхоз» и оригинальное название.
В соответствии со статьей 45 Федерального закона от 08.12.1995 года № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации»[13] запрещается использование словосочетания «сельскохозяйственный кооператив» как части наименования, если юридическое лицо не отвечает признакам сельскохозяйственного кооператива, предусмотренным Законом о сельскохозяйственной кооперации.
Фирменное наименование унитарных предприятий должно содержать указание на собственника имущества предприятия. В случаях, предусмотренных законом, унитарные предприятия в своем фирменном наименовании должны указывать также характер своей деятельности.
Положения, касающиеся фирменного наименования унитарного предприятия, содержатся в пункте 3 статьи 113 ГК РФ и в статье 4 Федерального закона от 14.11.2002 года № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (далее – Закона № 161-ФЗ)[14]. Унитарное предприятие должно иметь полное фирменное наименование и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке. Требования к полному фирменному наименованию унитарного предприятия определены статье 4 Закона № 161-ФЗ. Полное фирменное наименование государственного или муниципального предприятия на русском языке должно содержать слова «федеральное государственное предприятие», «государственное предприятие» или «муниципальное предприятие» и указание на собственника его имущества - Российскую Федерацию, субъект Российской Федерации или муниципальное образование.
Полное фирменное наименование казенного предприятия на русском языке должно содержать слова «федеральное казенное предприятие», «казенное предприятие» или «муниципальное казенное предприятие» и указание на собственника его имущества - Российскую Федерацию, субъект Российской Федерации или муниципальное образование.
Помимо изложенного следует отметить, что российское законодательство содержит требование включать в фирменное наименование отдельных видов коммерческих организаций и имена (наименования) его участников.
Так, согласно пункту 3 статьи 69 ГК РФ фирменное наименование полного товарищества должно содержать либо имена (наименования) всех его участников и слова «полное товарищество», либо имя (наименование) одного или нескольких участников с добавлением слов «и компания» и слова «полное товарищество».
В пункте 4 статьи 82 ГК РФ указано, что фирменное наименование товарищества на вере должно содержать либо имена (наименования) всех полных товарищей и слова «товарищество на вере» или «коммандитное товарищество», либо имя (наименование) не менее чем одного полного товарища с добавлением слов «и компания» и «товарищество на вере» или «коммандитное товарищество».
Данное обстоятельство объясняется особенностями правового статуса (положения) хозяйственных товариществ в системе коммерческих организаций (юридических лиц) нашей страны. Хозяйственные товарищества (полные, коммандитные) - это корпоративные организации, основанные на договоре их участников, объединивших собственные материальные и финансовые ресурсы и способствующих своими организационными, имущественными и личными возможностями получать прибыль за счет совместного предпринимательства[15].
В хозяйственном товариществе ведение дел осуществляется совместно всеми полными товарищами либо поручается отдельным участникам или каждый учредитель (участник) вправе действовать от имени всего товарищества (пункт 1 статьи 72, пункт 1 статьи 84 ГК РФ). Для хозяйственных товариществ характерно доверительное отношение участников (учредителей) друг к другу, небольшое число участников, отсутствие уставных норм, функции которых выполняют нормы учредительного договора участников. Специфичны ответственность участников товарищества по долгам и иным обязательствам товарищества (статья 75 ГК РФ), последствия выбытия участников из состава товарищества (статья 78 ГК РФ). Полные товарищи вправе потребовать исключения недобросовестных товарищей из числа товарищей в судебном порядке (пункт 2 статьи 77 ГК РФ).
Иными словами, личностный фактор имеет большое значение в деятельности хозяйственных товариществ, (учредители) участники которых управляют, занимаются делами товарищества, несут субсидиарную (дополнительную) ответственность по его обязательствам.
Вот почему для фирменного наименования хозяйственных товариществ важно включение имен (наименований) их участников (учредителей). Положительная деловая репутация, добропорядочность, широкая известность имен участников (учредителей) хозяйственного товарищества позитивным образом влияют на окружающих его партнеров, бизнесменов, потребителей и способствуют выполнению поставленных товариществом социально-экономических и иных бизнес-задач[16].
В отличие от хозяйственных товариществ участники иных видов коммерческих организаций (хозяйственные общества, производственные кооперативы) не несут юридической ответственности по обязательствам юридического лица, за исключением некоторых случаев, предусмотренных законом. Акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью отвечают собственным обособленным имуществом по своим обязательствам. Число участников (учредителей) хозяйственных обществ, как правило, намного выше числа участников хозяйственных товариществ, однако изменение их состава зачастую не влияет на общее финансово-экономическое состояние коммерческой организации. Для остальных участников предпринимательских отношений важное значение имеют не личностные характеристики участников и должностных лиц органов управления этих организаций, а финансово-экономические показатели их деятельности.
Вот почему в имущественном обороте важно знание участниками этого оборота отличительных особенностей того или иного хозяйственного общества с помощью его фирменного наименования.
Ряд законодательных актов предусматривает специальные требования к фирменным наименованиям организаций определенных видов деятельности.
Так, статья 7 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности»[17] устанавливает требования к фирменному наименованию кредитной организации.
Статья 4.1 Закона РФ от 27.11.1992 № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации»[18] - к фирменному наименованию субъекта страхового дела - юридического лица; статья 8 Федерального закона от 11.11.2003 № 152-ФЗ «Об ипотечных ценных бумагах»[19] - к фирменному наименованию ипотечного агента (в качестве такового может выступать только акционерное общество).
Кроме того, ряд законов закрепляет монопольное использование отдельными организациями в своих наименованиях некоторых слов и словосочетаний, тем самым исключая возможность их использования иными лицами[20].
Для коммерческой организации как участника имущественного оборота фирменное наименование дает возможность индивидуализировать участника рынка, отличить его от многих других, создает у контрагентов, граждан-потребителей представление о виде и сфере деятельности организации - обладателя фирменного наименования, о качестве ее товаров, работ и услуг, о ее финансовых и экономических возможностях, об органах управления и клиентуре.