Файл: Фирменное наименование и его гражданско-правовая охрана ( ПОНЯТИЕ ФИРМЕННОГО НАИМЕНОВАНИЯ И ЕГО ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВАЯ ОХРАНА).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 422

Скачиваний: 11

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Фирменное наименование должно обладать различительной способностью, то есть выделяться среди себе подобных. Действующее законодательство такого требования в явном виде не содержит, хотя для индивидуализации участников гражданского оборота оно должно иметь такие отличительные признаки, которые препятствовали бы смешению разных фирменных наименований.

Хотелось бы отметить, что указание на организационно-правовую форму не является сильным отличительным элементом. Как правило, потребитель, покупая какой-либо товар, не только не запоминает, но и не обращает внимания на организационно-правовую форму продавца. Поэтому при определении сходства двух фирменных наименований основное внимание необходимо уделять не обязательной части, а условной.

Требования к фирменному наименования и гражданско-правовая охрана фирменного наименования

Фирменное наименование должно быть истинным, то есть отражать только сведения, соответствующие действительности. Именно на это направлены, в частности, нормы ГК РФ, указывающие, что именно должно быть приведено в фирменном наименовании, чтобы потребитель не был введен в заблуждение.

Известно мнение, что к фирменному наименованию должно применяться требование постоянства. Не вызывает сомнения, что в идеале это было бы неплохо. Однако реализация такого требования представляется весьма проблематичной, исходя из положений действующего законодательства. Так, в случае изменения организационно-правовой формы обязательно изменится фирменное наименование[21].

И полное, и сокращенное фирменные наименования должны быть на русском языке, а использование иных языков является факультативным пожеланием.

С 1 января 2008 года в соответствии с первоначальной редакцией пункта 4 статьи 1473 ГК РФ в фирменное наименование юридического лица не могли включаться:

1) полные или сокращенные официальные наименования Российской Федерации, иностранных государств, а также слова, производные от таких наименований;


2) полные или сокращенные официальные наименования федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;

3) полные или сокращенные наименования международных и межправительственных организаций;

4) полные или сокращенные наименования общественных объединений;

5) обозначения, противоречащие общественным интересам, а также принципам гуманности и морали.

Следует уточнить, что в пункте 58.4 Постановления № 5/29 содержится разъяснение по применению подпункта 1 пункта 4 статьи 1473 ГК РФ, согласно которому в фирменное наименование юридического лица не могут включаться полные или сокращенные наименования межгосударственных союзов (например: Содружество Независимых Государств, СНГ).

Запреты, установленные с 1 января 2008 года, не распространяются на государственные унитарные предприятия, фирменные наименования которых содержат указание на принадлежность таких предприятий Российской Федерации или субъекту Российской Федерации. Кроме того, официальное наименование Российской Федерации, а также слова, производные от этого наименования, допускалось включать по разрешению Правительства РФ в фирменные наименования акционерных обществ, причем тех, у которых более 75% акций приходится на долю Российской Федерации.

Указанные запреты, введенные пункт 4 статьи 1473 ГК РФ, встретили непонимание участников предпринимательской деятельности.

В этой связи Федеральным законом от 08.11.2008 № 201-ФЗ «О внесении изменений в статью 1473 части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации»[22] были представлены следующие изменения в пункт 4:

1) в подпункте 1 исключено упоминание о словах «Российская Федерация», что означает возможность использования данных слов, а также производных от них слов в фирменном наименовании юридических лиц;

2) абзац восьмой пункта 4 статьи 1473 ГК РФ изложен в следующей редакции: «Включение в фирменное наименование юридического лица официального наименования Российская Федерация или Россия, а также слов, производных от этого наименования, допускается по разрешению, выдаваемому в порядке, установленном Правительством Российской Федерации». Таким образом, законодатель предоставил всем юридическим лицам право использовать вышеуказанные слова в составе своих фирменных наименований, отказавшись от предоставления данного права лишь государственным унитарным предприятиям и определенным акционерным обществам;


3) абзац девятый пункта 4 статьи 1473 ГК РФ изложен в следующей редакции: «В случае отзыва разрешения на включение в фирменное наименование юридического лица официального наименования Российская Федерация или Россия, а также слов, производных от этого наименования, юридическое лицо в течение трех месяцев обязано внести соответствующие изменения в свои учредительные документы».

Порядок включения в фирменное наименование юридического лица официального наименования «Российская Федерация» или «Россия», а также слов, производных от этого наименования, устанавливается Правительством РФ. В этой связи особый интерес представляют новые Правила включения в фирменное наименование юридического лица официального наименования «Российская Федерация» или «Россия», а также слов, производных от этого наименования, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 03.02.2010 № 52[23].

Согласно указанным Правилам разрешение на включение в фирменное наименование юридического лица вышеуказанных наименований выдается Министерством юстиции РФ в случае, если:

- юридическое лицо имеет филиалы и (или) представительства на территории более чем половины субъектов Российской Федерации, либо

- юридическое лицо в соответствии с законодательством Российской Федерации отнесено к крупнейшему налогоплательщику, либо

- юридическое лицо включено в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35%, или занимает доминирующее положение на рынке определенного товара,

- а также в случае, если более 25% голосующих акций акционерного общества или более 25% уставного капитала иного хозяйственного общества находятся в собственности Российской Федерации.

Следует обратить внимание, что при любых редакциях законных и подзаконных актов относительно фирменного наименования юридического лица одним из актуальных остается вопрос об определении степени производности слов от полных или сокращенных наименований «Россия» и «Российская Федерация», используемых в составе фирменного наименования юридического лица.

Так, в пункте 58.3 Постановления № 5/29 указано, что под словами, производными от официального наименования «Российская Федерация» или «Россия», следует понимать в том числе слово «российский» (и производные от него) как на русском языке, так и на иностранных языках в русской транскрипции, но не слово «русский» (и производные от него).


Действующая в настоящее время норма статьи 1473 ГК РФ указывает лишь на право юридического лица - коммерческой организации иметь фирменное наименование.

В связи с этим в юридической литературе отсутствует единое мнение о праве некоммерческих организаций на фирменное наименование.

Сторонников возможности некоммерческой организации обладать фирменным наименованием в юридической литературе совсем немного. Преобладает точка зрения о невозможности некоммерческой организации иметь фирменное наименование.

Так, А.П. Сергеев прямо пишет, что индивидуализация некоммерческих организаций в обороте обеспечивается с помощью официального наименования, содержащего указание на организационно-правовую форму и включенного в учредительный документ[24]. В.В. Голофаев также не признает право некоммерческих организаций на фирменные наименования[25].

В то же время В.И. Крон и А.Г. Сафронов пишут о том, что, выступая на рынке товаров и (или) услуг, некоммерческая организация должна быть узнаваемой в целях привлечения и удержания потребителей, то есть иметь свое наименование и именно фирменное наименование[26]. Е.А. Дедков признает очевидным тот факт, что статья 54 ГК РФ, обязывая коммерческие организации иметь фирменные наименования, не запрещает при этом иметь фирменные наименования некоммерческим организациям. По его мнению, наименование некоммерческой организации, используемое такого рода организацией в ходе предпринимательской деятельности, можно было бы признать фирменным наименованием[27].

Законодательная практика пошла по пути закрепления фирменных наименований только за юридическими лицами, являющимися коммерческими организациями (пункт 1 статьи 1473 ГК РФ). В силу части первой ГК РФ (пункт 3 статьи 116, пункт 4 статьи 118, пункт 5 статьи 121) и на основании Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»[28] (п. 1 ст. 4) некоммерческая организация имеет наименование, содержащее указание на ее организационно-правовую форму и характер деятельности. В то же время в целях индивидуализации предприятия (предприятий), принадлежащего (принадлежащих) некоммерческой организации, осуществляющей предпринимательскую деятельность в допустимых пределах, закон предусматривает такое средство индивидуализации, как коммерческое обозначение (пункт 1 статьи 1538 ГК РФ).


В постановлении № 5/29 разъяснено, что в силу пункта 4 статьи 54, пункта 1 статьи 1473 ГК РФ право на фирменное наименование возникает только у юридического лица, являющегося коммерческой организацией. Наименования некоммерческих организаций не являются средством индивидуализации юридических лиц в смысле положений части четвертой ГК РФ, и на них не распространяется правовая охрана, установленная § 1 гл. 76 Кодекса.

Ввиду этого правила, предусмотренные статьей 1473 ГК РФ, в том числе запреты, содержащиеся в пункте 4 данной статьи, на некоммерческие организации не распространяются.

Отдельного рассмотрения требует вопрос о моменте возникновения права на фирменное наименование.

Охрана фирменного наименования сопряжена с определенными формальностями, связанными с регистрацией юридических лиц и параллельным внесением сведений о фирменном наименовании в ЕГРЮЛ[29].

ГК РФ установил, что у юридического лица право на фирменное наименование возникает тогда, когда оно зарегистрировано в установленном порядке. При этом было определено, что порядок регистрации и использования фирменных наименований определяется законом и иными правовыми актами в соответствии с настоящим Кодексом (пункт 4 статьи 54 ГК РФ). Однако порядок регистрации и использования собственно фирменных наименований законодателем так и не был установлен.

В результате указанного нормативного регулирования сложилась довольно запутанная ситуация, что привело к появлению в литературе различных мнений о моменте возникновения права на фирму. Одни авторы придерживаются той точки зрения, что право на фирменное наименование возникает с момента регистрации соответствующего юридического лица[30]. Другие считают, что для возникновения исключительного права на фирму факта регистрации не требуется, право на фирму возникает у юридического лица с того момента, когда начинается ее фактическое использование[31].