Файл: Фирменное наименование и его гражданско-правовая охрана ( ПОНЯТИЕ ФИРМЕННОГО НАИМЕНОВАНИЯ И ЕГО ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВАЯ ОХРАНА).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 416
Скачиваний: 11
В пункте 58.1 Постановления № 5/29 разъяснено, что согласно пункту 1 статьи 1473, пункту 2 статьи 1475 ГК РФ фирменное наименование подлежит охране со дня государственной регистрации юридического лица. Какой-либо специальной регистрации фирменного наименования, указанного в учредительных документах юридического лица, ГК РФ не предполагает.
Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» требует, чтобы в процессе государственной регистрации юридических лиц в ЕГРЮЛ вносилось полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, для коммерческих организаций на русском языке.
Думается, в настоящее время возникновение исключительного права на фирменное наименование не может связываться с его использованием в гражданском обороте. Пока юридическое лицо не создано, отсутствует предмет индивидуализации, субъект права на фирменное наименование. Согласно пункту 3 статьи 49, пункту 2 статьи 51 ГК РФ правоспособность юридического лица возникает в момент его создания, которым признается день внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц. С этого момента и возникает право юридического лица на фирменное наименование.
Коммерческой организации принадлежит исключительное право использования своего фирменного наименования.
Анализируя правомочие пользования фирменным наименованием, необходимо указать, что нормы действующего законодательства не указывают срок действия этого права, в связи с чем можно говорить о его бессрочном характере.
Исключительное право на фирму включает право на собственные действия - возможность использования фирменного наименования в гражданском обороте и право на защиту - возможность использовать меры правоохранительного характера с целью восстановления нарушенного права и пресечения действий, нарушающих право[32].
Реализовывать правомочие пользования фирменным наименованием юридическое лицо может разными способами. Так, используя свое фирменное наименование, юридическое лицо участвует в гражданско-правовых сделках, совершает юридические действия, защищает свои нарушенные или оспариваемые права.
Право на собственные действия заключается в возможности юридического лица использовать свое фирменное наименование в качестве средства индивидуализации любым не противоречащим закону способом, в том числе путем его указания на вывесках, бланках, в счетах и иной документации, в объявлениях и рекламе, на товарах или их упаковках (пункт 1 статьи 1474 ГК РФ).
Еще некоторые способы реализации правомочия пользования установлены Федеральными законами «Об акционерных обществах» и «Об обществах с ограниченной ответственностью». Оба Закона установили обязанность наличия у юридических лиц круглой печати, содержащей его полное фирменное наименование на русском языке. Печать общества может также содержать его фирменное наименование на любом языке народов Российской Федерации и (или) иностранном языке. Общество вправе иметь штампы и бланки со своим фирменным наименованием.
В абзаце 1 пункта 1 статьи 1474 ГК РФ не уточнено, идет речь об использовании фирменного наименования целиком либо также и об использовании его отдельных элементов.
Понятие «элементы фирменного наименования» упоминается дважды в статье 1476, из которой следует, что в определенных случаях владелец фирменного наименования вправе использовать не только фирменное наименование целиком, но и отдельные его элементы. Право использования таких отдельных элементов, по логике, принадлежит владельцу фирменного наименования и в других случаях, при других способах использования. Само понятие «отдельные элементы фирменного наименования» в ГК РФ не раскрыто. Таким элементом может выступать либо «собственно наименование юридического лица», упоминаемое в пункте 2 статьи 1473 ГК РФ (так называемая «произвольная часть фирмы»), либо характерная часть этого названия, в том числе ее аббревиатура[33].
Сокращенные фирменные наименования, а также фирменные наименования на языках народов Российской Федерации и иностранных языках защищаются исключительным правом на фирменное наименование при условии их включения в ЕГРЮЛ.
Право на защиту заключается в возможности юридического лица запрещать другому юридическому лицу использование фирменного наименования, тождественного своей фирме, или такого фирменного наименования, которое сходно с ней до степени смешения, если указанные юридические лица осуществляют аналогичную деятельность и фирменное наименование первого юридического лица было включено в ЕГРЮЛ ранее, чем фирменное наименование второго юридического лица.
Юридическое лицо, нарушившее изложенные правила, обязано по требованию правообладателя прекратить использование фирменного наименования, тождественного фирменному наименованию правообладателя или сходного с ним до степени смешения, в отношении видов деятельности, аналогичных видам деятельности, осуществляемым правообладателем, и возместить правообладателю причиненные убытки.
В пункте 59 Постановления № 5/29 разъяснено, что при применении норм пункта 3 статьи 1474 ГК РФ необходимо учитывать, что защите подлежит исключительное право на фирменное наименование юридического лица, раньше другого включенного в ЕГРЮЛ, вне зависимости от того, какое из юридических лиц раньше приступило к соответствующей деятельности.
Обращаясь к практической стороне вопроса, следует отметить, что при рассмотрении споров о фирменных наименованиях, тождественных фирменным наименованиям других юридических лиц до степени смешения, суды прежде всего руководствуются схожестью наименований, аналогичностью деятельности и датой регистрации юридического лица. Вопрос о территориальности деятельности коммерческих организации, как правило, не возникает, однако, если других критериев оказывается недостаточно для разграничения, суды принимают во внимание и территориальность деятельности юридических лиц[34].
Так например, в рамках дела № А60-19005/2014 ЗАО «Сталепромышленная компания» обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с иском к ООО «СПК-УРАЛ» с требованиями: обязать ответчика прекратить использование в своем фирменном наименовании лексического элемента «СПК» в отношении аналогичных осуществляемых видов деятельности; обязать ответчика прекратить использование в своем фирменном наименовании лексического элемента «СПК» на фирменной печати и документации общества, в рекламных объявлениях, при издании методической литературы, бланках; обязать ответчика прекратить использование в своем фирменном наименовании лексического элемента «СПК» в сети ИНТЕРНЕТ, путем запрета ответчику использовать (администрировать) доменное имя «spk-ural.com» в сети Интернет.
Решением Арбитражного суда Свердловской области иск удовлетворен.
При этом судом установлено, что ЗАО «Сталепромышленная компания» зарегистрирована в ЕГРЮЛ 20.07.2006.
Полным фирменным наименованием истца, как юридического лица является - закрытое акционерное общество «Сталепромышленная компания», сокращенным фирменным наименованием - ЗАО «СПК», доменное имя в сети Интернет - spk.ru
Ответчик зарегистрирован в ЕГРЮЛ - 19.06.2013 года.
Полное фирменное наименованием ответчика, как юридического лица является - общество с ограниченной ответственностью «СПК-УРАЛ», сокращенное фирменное наименование - ООО «СПК-УРАЛ», доменное имя в сети Интернет - spk-ural.com.
Основными видами деятельности истца и ответчика, согласно выписке из ЕГРЮЛ являются следующие виды деятельности - 51.52 оптовая торговля металлами и металлическими рудами, дополнительные виды деятельности 51.52.1 оптовая торговля металлическими рудами, 51.52.11 оптовая торговля железными рудами, 51.52.12 оптовая торговля рудами цветных металлов, 51.52.2 оптовая торговля металлами в первичных формах, 51.52.21 оптовая торговля черными металлами в первичных формах, 51.52.22 оптовая торговля цветными металлами в первичных формах.
Полагая, что ответчик незаконно использует в своей деятельности фирменное наименование истца, в том числе, доменное имя spk-ural.com, а также лексический элемент «СПК», истец обратился в арбитражный суд с иском о прекращении использования фирменного наименования.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь статьями 1225, 1473, 1474, 1475 ГК РФ, исходил из того, что в наименованиях истца и ответчика использован один и тот же базовый элемент – «СПК». Такое сходство обозначений с учетом схожести осуществляемой этими юридическими лицами основной деятельности создает угрозу смешения юридических лиц в понимании потребителей. При этом само по себе различное количество слов в фирменных наименованиях истца и ответчика судом признано не свидетельствующим об отсутствии высокой вероятности смешения истца и ответчика в хозяйственном обороте при осуществлении ими однородных видов деятельности в одном регионе, поскольку в целом наименования ассоциируются по слову «СПК».
Постановлением суда апелляционной инстанции решение суда оставлено без изменения[35].
По замыслу современного законодателя, фирменное наименование является необоротоспособным объектом[36].
В силу пункта 2 статьи 1474 ГК РФ не допускается распоряжение исключительным правом на фирменное наименование (в том числе путем его отчуждения или предоставления другому лицу права использования фирменного наименования).
Это означает запрет на любое предоставление своего фирменного наименования другому лицу[37].
Принимая во внимание, что субъектом права на фирменное наименование является юридическое лицо, которое может быть подвержено реорганизации, необходимо рассмотреть вопрос о фирменном наименовании реорганизуемой организации.
Прежде всего, судьба фирменного наименования зависит от формы реорганизации.
Так, если речь идет о преобразовании, то к вновь возникшему юридическому лицу переходят все права и обязанности реорганизованного юридического лица, что означает переход права на фирменное наименование. Безусловно, в это фирменное наименование, при необходимости, должны быть внесены соответствующие изменения.
Следующие две формы реорганизации - слияние и присоединение. В этих случаях происходит соединение (суммирование) прав и обязанностей. Поэтому вновь образованное юридическое лицо может по своему выбору и остановиться на одном из прежних фирменных наименований, и выбрать новое.
При такой форме реорганизации, как разделение, вопрос, безусловно, решается сложнее. Право на фирменное наименование может быть признано за любым из вновь образованных юридических лиц по договоренности между ними либо на основе решения суда. Кроме того, они могут выбрать себе новые фирменные наименования.
При выделении из состава юридического лица право на фирменное наименование должно остаться за той организацией, из состава которой оно выделяется. Такой подход представляется справедливым по отношению к первому правообладателю[38].
Несмотря на ряд законодательных новаций, следует отметить, что институт фирменных наименований юридических лиц в ГК РФ еще до конца не сформирован: Не исследованы и не рассмотрены вопросы, которые имеют большое практическое и теоретическое значение: проблема соотношения вещно-правовых и обязательственно-правовых способов защиты фирменных наименований юридических лиц и др.[39]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Фирменным наименованием признается наименование юридического лица, являющегося коммерческой организацией, под которым оно выступает в коммерческом обороте. Это наименование - обязательный атрибут учредительных документов названных юридических лиц.
Общие правила о фирменном наименовании установлены статьями 54 и 138 ГК РФ. Специальные правила предусмотрены в статьях ГК РФ, регулирующих образование отдельных юридических лиц,а также в законах об образовании и деятельности хозяйственных товариществ и обществ.