Файл: Инновационный проект – организационная основа инновационной деятельности. Управление инновационным риском. Организация венчурного финансирования. (1. Теоретические аспекты организации и инновационной деятельности).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 97
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты организации и инновационной деятельности
1.1. Инновационная деятельность и инновационный проект: понятие, характеристика
1.2. Понятие и виды инновационных рисков
Глава 2. Венчурное финансирование
2.1.Организация финансирования инновационной деятельности. Особенности венчурного финансирования
2.2.Обзор зарубежной практики венчурного финансирования инновационной деятельности
ЛИБОР (London Interbank Offered Rate) — ставка предложения на межбанковском депозитном рынке в Лондоне, ежедневно рассчитываемая по среднеарифметической ставке из группы индивидуальных ставок крупнейших лондонских банков.
МИБИД (Moscow Interbank Bid Rate) — объявленная ставка привлечения, которая определяется как средняя величина объявленных ставок по межбанковским кредитам.
МИБОР (Moscow Interbank Offered Rate) — ставка размещения, которая определяется как средняя ставка по межбанковским кредитам, которые предоставляются контрагентам крупнейшими российскими банками. МИАКР (Moscow Interbank Aktual Credit Rate) — средняя фактическая ставка межбанковского кредита в группе крупнейших российских банков.
з) бюджетное финансирование. Средства государственных бюджетов разных уровней, а также специализированных государственных фондов финансируют направления инновационной деятельности, которые имеют приоритетное значение такие как: финансирование целевых инновационных программ федерального значения, а также перспективные инновационные проекты, которые проходят отбор на конкурсной основе.
На федеральных и региональных уровнях источниками финансирования инноваций являются:
- собственные средства бюджетов и внебюджетных фондов;
- привлеченные средства государственной кредитно-банковской и страховой систем;
- заемные средства в виде внешнего (международных заимствований) и внутреннего долга государства (государственных облигационных и прочих займов).
Государственные субсидии и ассигнования могут предоставляться как государственному, так и негосударственному секторам на инновационные цели или же на обеспечение инновационной составляющей проектов.
Вместе с тем при взаимодействии государства, промышленности и науки имеют место быть такие инструменты как кооперативное соглашение и государственный контракт.
Кооперативное соглашение подразумевает право контроля государства за проведением работ, где четко распределяются права и вклад участников соглашения. Данный инструмент является основой в организации инновационных процессов между государственным и частным секторами, а также определения форм возможного совместного инвестирования с разделением полученного результата.
Государственный контракт применяется в случаях, когда приобретенные государством результаты НИОКР приносят ему определенную пользу или выгоду. Вместе с тем существует возможность передачи данного продукта третьей стороне. По контракту представители государства имеют право контролировать реализацию инновационных работ и корректировать их.
Практика показывает, что в рыночной экономике большинство исследований и разработок приходится на долю коммерческих фирм, ведь деятельность в области инноваций достаточно капиталоемкий процесс.
Государственная поддержка, как инструмент финансирования, обусловлена тем, что частный бизнес не заинтересован и не всегда может вкладывать капитал отрасли и проекты, которые для общества и государства жизненно необходимы в части создания общественного блага, однако не приносящие высокой прибыли [17].
2.2.Обзор зарубежной практики венчурного финансирования инновационной деятельности
Деятельность в инновационной сфере как уже отмечалось ранее характеризуется сложностью и высоким риском и, конечно же, для данной деятельности иногда недостаточно наличие стимулов внутреннего характера на предприятии. Определяющим звеном для решения вопросов в области инноваций является государство и его участие в реализации инновационной деятельности с помощью прямых или косвенных методов поддержки отрасли.
В ведущих странах мира целями государственной поддержки в области науки являются [18]:
- обеспечение развития экономики страны за счет науки и техники;
- рост конкурентоспособности национальных продуктов на мировом рынке;
- усиление обороны и обеспечение безопасности в стране;
- усовершенствование обстановки в экологической сфере.
С помощью вышеперечисленных целей осуществляется ряд принципов:
- кооперация научно-технической, научной и образовательной правовая охрана интеллектуальной собственности;
- концентрирование ресурсов в приоритетные направления научного - технического развития;
- стимулирование деловой активности в инновационной деятельности;
- формирование научного сотрудничества на международном уровне [24].
Наиболее распространенным государственным инструментом в области
инновационной деятельности выступает использование бюджетных средств. В большинстве стран бюджетные средства достигают от 20 до 50% национальных научных расходов.
Весте с тем в развитых странах основным источником для поддержания инновации является частный сектор. На его долю приходится около 70 % от всего объема финансирования [30].
При этом в мировой практике используются различные виды налоговых льгот, которые стимулируют деятельность в области инноваций, а именно:
- предоставление инвестиционного налогового кредита;
- «налоговые каникулы» по налогу на прибыль на несколько лет, которую предприятие получает от реализации проектов;
- снижение ставок налога на прибыль;
- льготное налогообложение дивидендов, которые получают по акциям инновационных организаций как физические, так и юридические лица;
- льготное налогообложение прибыли, которая получена от использования лицензий, патентов, ноу - хау и других активов нематериального характера, которые входят в состав интеллектуальной собственности;
- уменьшение налогооблагаемой прибыли в части стоимости оборудования, которые были преданы вузам и НИИ;
- вычет из налогооблагаемой прибыли взносов на благотворительные цели и взносов на деятельность, связанную с финансированием инноваций.
Для обеспечения поддержкой инновационной деятельности страны придерживаются определенных стратегий, которые различаются по уровню и формам поддержки инновационной деятельности:
- стратегия активного вмешательства - признание государством научно-технической, научной и инновационной деятельности, определяющей экономический рост страны. Вместе с тем государство берет на себя организацию, а также финансирование многих приоритетных проектов и программ. К таким странам относятся Япония, Франция, Нидерланды;
- стратегия децентрализованного регулирования - в данном случае государство также играет важную роль, однако на первое место здесь выходят научные организации и фирмы, а роль государства состоит лишь в том, чтоб создать им необходимые правовые, экономические и другие условия. Примером таких стран могут служить США и Великобритания;
- смешанная стратегия - применяется в странах, в которых большую часть составляет государственный сектор, в связи с чем государство заинтересовано в поддержании высокого уровня предприятий этого сектора. При этом к вышеуказанным предприятиям государство использует стратегию активного вмешательства, а к остальным - стратегию децентрализованного регулирования. Пример такой стратегии - Швеция.
Опираясь на эти стратегии, и применяя те или иные методы по стимулированию деятельности в области инноваций, а также государственную поддержку, каждая страна занимает какое - либо место по уровню инновационности.
Рейтинговое агентство Bloomberg в марте 2015 г. составило список самых инновационных стран мира, опираясь на шесть показателей инновационной конкурентоспособности, а именно:
- интенсивность научных исследований и разработок;
- дорогостоящие передовые технологии;
- количество высокотехнологичных предприятий;
- уровень высшего образования населения;
- численность персонала, занятого научно-исследовательскими работами;
Данные показатели позволяют оценить уровень инновационности разных стран мира. В 20-ку лидеров вошли страны, представленный в таблице 2. Таблица 2 - Страны - лидеры в инновационной деятельности [43]
Место |
Страна |
Балл |
Место |
Страна |
Балл |
1 |
Южная Корея |
96,30 |
11 |
Дания |
83,83 |
2 |
Япония |
90,58 |
12 |
Канада |
83,43 |
3 |
Германия |
88,41 |
13 |
Австралии |
81,33 |
4 |
Финляндия |
88,38 |
14 |
Россия |
80,96 |
5 |
Израиль |
86,97 |
15 |
Норвегия |
79,86 |
6 |
США |
86,92 |
16 |
Швейцария |
79,48 |
7 |
Швеция |
86,52 |
17 |
Австрии |
79,21 |
8 |
Сингапур |
84,92 |
18 |
Новая Зеландия |
77,28 |
9 |
Франция |
84,66 |
19 |
Бельгия |
76,01 |
10 |
Великобритания |
83,90 |
20 |
Голландия |
75,79 |
Рассмотрим подробнее 6 лидирующих странах в инновационной деятельности:
- Южная Корея. Данная страна добилась огромных успехов за счет образования собственной инновационной системы, в которой частные предприятия и НИИ, финансируемые за счет бюджетных средств, играют важную роль.
В настоящее время в стране большинство университетов оставили традиционные функции получать только знания. Множество университетов занимаются вопросами, связанные с интенсивным развитием инновационного бизнеса. Становление данных процессов вызвало немалый интерес у различных финансовых организаций, которые связаны с процессами в области НИОКР.
С 1991 г. началась деятельность корейских инкубаторов, которая была возглавлена Корейским институтом технологий. Однако в дальнейшем большинство инкубаторов были созданы, способствовавшие возрождению национальной инновационной системы. После чего была создана Корейская Ассоциация технопарков, как орган управления инновационными процессами.
На данном этапе развития инновационной системе в Южной Кореи основополагающим документом служит «базовый план действий», который
направлен на модернизацию системы научно - технологического развития. Также данный документ является дополнением к пятилетним планам научно-технологического и инновационного развития и был спланирован до 2025 г. [24, 29];
- ключевую роль в Японии по определению стратегий развития промышленности, а также их внедрении играет Министерство внешней торговли и промышленности. Контроль за выполнением конкретных направлений НТП выполняет Управление по науке и технике. В стране существует долговременная программа научно - технического развития страны, которая осуществляет стимулирование прикладных исследований и закупок лицензий за рубежом.
Модель интеграции науки и производства в данной стране предполагает строительство абсолютно новых городов - технополисов и наукоемкое производство для научно - технического прогресса. Стратегия технополисов основана на развитии крупных сетей региональных центров на высшем технологическом уровне. Приоритетными направлениями государства являются информационные системы, биотехнологии и новые материалы.
Государственное регулирование инновационных процессов в Японии характеризуется предоставлением налоговых и кредитных льгот в области финансировании НИОКР, высокими импортными таможенными тарифами, целеустремленной политикой в продвижении новой наукоемкой продукции [10, 12];
- особенностями такой страны как Германия являются: дороговизна рабочей силы и природных ресурсов; возрастающий уровень информатизации и технологического производства; планирование инновационной деятельности; формирование наукоемких отраслей народного хозяйства.
Основными направлениями политики в области инноваций в Германии являются: единое антимонопольное законодательство; льготное налогообложение НИОКР; применение системы ускоренной амортизации оборудования; поощрение малого инновационного бизнеса; финансирование частных и государственных организаций в области освоения технологий;
поощрение сотрудничества науки университетов и организаций, которые производят наукоемкую продукцию [10];
- Финляндия, с помощью построения эффективной национальной системы, смогла войти в число мировых лидеров в области инноваций. Вместе с тем, там проводится целенаправленная государственная политика по долгосрочным вложениям в науку, где присутствует эффективное взаимодействие с бизнесом. Главную роль в системе финансирования инноваций в Финляндии играют фонды государственной поддержки разработки технологий и науки.