Файл: Основные этапы формирования налогового учета в России (Понятие и сущность налогового учета в организации).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 92
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Понятие и сущность налогового учета в организации
1.1 Понятие налогового учета, цели и задачи
1.2 Особенности развития налогового учета
Глава 2 Организация налогового учета
2.2 Проценты по займам в налоговом учете
Глава 3 Налоговый контроль на предприятии ООО «Нордекс»
3.1 Общая характеристика ООО «Нордекс»
3.2 Анализ формирования налоговых обязательств предприятия
Федеральный стандарт содержит несколько принципиально новых понятий, разница прослеживается и в толковании имеющихся терминов. Например, понятие «амортизация» давно знакомо бухгалтерам как величина стоимости актива, поэтапно относимая к расходам в течение срока полезного использования объекта учета. В федеральном стандарте дополнительно появляется термин «накопленная амортизация». Он означает общую сумму амортизации, исчисленной за определенный период использования актива (период может быть ограничен датой проведения операции с активом и (или) отчетной датой) с учетом простоев, то есть общую величину начисленной амортизации с момента постановки объекта на учет до момента продажи/списания или какой-то произвольной контрольной даты.
Стандарт также вводит термины, касающиеся оценки объектов ОС:
— обменные операции — передача или получение активов в обмен на деньги или иные материальные ценности, а также в счет выполненных работ, услуг, переданных прав на пользование имуществом. Важно: обмен производится по стоимости, соотносимой с рыночными ценами;
— необменные операции — получение или передача основных средств безвозмездно или по незначительным по отношению к среднерыночным показателям ценам.
В первом случае оценкой объекта будет считаться сумма фактических затрат. В ситуации с необменными операциями в качестве первоначальной устанавливается справедливая стоимость объекта. Такой подход устанавливает реальную стоимость активов и позволяет анализировать эффективность вложения денежных средств.[9]
В бухучете по решению учредителя бухгалтер часть объектов может отражать по первоначальной стоимости, а часть — по справедливой стоимости, что должно быть указано в учетной политике.
Для ситуаций, когда учреждению надо изменить балансовую стоимость объекта ОС, к имеющимся в Инструкции № 157н случаям федеральный стандарт добавил:
• переоценку ОС до справедливой стоимости;
• процедуру обесценения.
ФСБУ предлагает и новые принципы группировки основных средств.
Из сравнительной таблицы видно, как стандарт меняет приоритеты объединения объектов:
Федеральный стандарт «Основные средства»
Инструкция № 157н
Жилые помещения;
101.01.000 «Жилые помещения»
Нежилые помещения (здания и сооружения)
101.02.000 «Нежилые помещения»
101.03.000 «Сооружения»
Машины и оборудование
101.04.000 «Машины и оборудование»
Транспортные средства
101.05.000 «Транспортные средства»
Инвентарь производственный и хозяйственный
101.06.000 «Производственный и хозяйственный инвентарь»
Многолетние насаждения
101.07.000 «Библиотечный фонд»
101.08.000 «Мягкий инвентарь»
Инвестиционная недвижимость
101.09.000 «Драгоценности и ювелирные изделия»
Основные средства, не включенные в другие группы
101.10.000 «Прочие основные средства»
Объекты ОС можно перемещать из группы в группу — реклассифицировать. Стоимость объектов при этом не меняется. Бухгалтер должен одновременно отразить в учете факт выбытия из одной группы и факт включения в другую. Разработчики федерального стандарта к имеющемуся линейному методу начисления амортизации добавили еще два — метод уменьшаемого остатка и начисление пропорционально объему продукции.
Какой из методов применять, зависит от целей и порядка эксплуатации объекта:
1. Линейный метод подразумевает равномерное начисление постоянной суммы амортизации в течение срока полезного использования актива (СПИ). Сумму ежемесячного платежа получить довольно просто: первоначальную стоимость объекта разделить на СПИ.
2. Метод уменьшаемого остатка опирается на остаточную стоимость объекта на начало отчетного года, при этом в расчет берутся коэффициент ускорения и срок полезного использования. Согласно требованиям ФСБУ коэффициент ускорения может быть в промежутке от 1 до 2, а для основных средств, приобретенных по договору лизинга, — от 2 до 3. Метод уменьшаемого остатка удобно применять к быстро устаревающей цифровой технике или оборудованию, которое используется в условиях агрессивной среды или высокой сменности. Также метод рекомендуется для бытовых приборов (холодильников, печей и т.п.).
3. Последний метод — расчет амортизации пропорционально объему продукции — учитывает ожидаемую эффективность использования актива. То есть чтобы оценить размер амортизации, необходимо иметь исчисляемые количественные данные о производительности объекта.[10] При этом начисляется нулевая амортизация, если производство остановлено или на какой-то период актив выведен из эксплуатации. Наиболее ярким примером для такого метода начисления амортизации может стать автомобиль, который имеет определенный максимальный и фактический пробег.
Важно понимать, что, какой бы способ ни выбрало учреждение, сумма амортизационных начислений будет влиять на себестоимость продукции, работ, услуг (109XX счета). Учреждение вправе выбрать тот способ начисления амортизации, который больше прочих способствует получению экономических выгод, и должно отразить это в своей учетной политике. ФСБУ «Основные средства» не запрещает использовать разные методы. При этом если цель использования объекта меняется, то учреждение в начале отчетного года должно проверить себя, подходит ли применяемый метод. При смене метода прошлые начисления не перерасчитываются.
Стандарт не позволяет приостанавливать начисление амортизации ОС, когда объект простаивает, или не используется, или удерживается для последующей передачи (списания). Исключение — когда остаточная стоимость объекта ОС стала равной нулю.
Изменились границы первоначальной стоимости основного средства, которые позволяют списать его на забаланс (до 10 000 рублей), или начислить амортизацию 100% (от 10 000 до 100 000 рублей), или списывать амортизацию согласно выбранному методу (от 100 000 рублей). Ранее эти границы были установлены в пределах 3 000 и 40 000 рублей.
Традиционно есть исключения для библиотечного фонда — 100% амортизация начисляется в момент ввода в эксплуатацию объекта учета, если его стоимость до 100 000 рублей. Граница в 10 000 рублей для определения правил начисления амортизации библиотечного фонда отсутствует.
Таким образом Минфин приближает правила бухучета к налоговому учету. Еще одно удобное новшество в учете основных средств — возможность рассчитывать амортизацию отдельно на разные структурные части. Впрочем, учреждение может объединить части в единый объект имущества, если методы начисления амортизации и сроки полезного использования совпадают. Например, библиотечные фонды или мебель с одинаковым сроком полезного использования можно объединить в один инвентарный объект.[11] Это значительно упрощает учет основных средств, особенно если их у учреждения много. Объекты, которые до начала действия стандарта поставлены на учет по отдельности с персональными инвентарными номерами, учитываются в прежнем порядке. А вот новые однотипные объекты учреждение может принять как один инвентарный объект.
С 1 января 2018 года при составлении отчетности бухгалтер должен будет представлять подробную информацию по каждой из групп основных средств: сумму балансовой стоимости и накопленной амортизации, выбранные методы расчета амортизации и определения сроков полезного использования и др. Кроме того, необходимо будет представить сравнительные данные по остаточной стоимости объекта на начало и конец отчетного периода. Подробно данные сведения излагаются в Пояснительной записке (0503160, 0503760), представляемой в составе бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Сейчас сведения о суммах отражаются в отчетности, но не по всем группам, которые перечислены в стандарте. Поэтому предположительно в течение 2018 года появится как дополнительная аналитика в счете 101XX, так и новые строки в формах 0503168, 0503768, а также возможно баланса 0503130, 0503730.
Резерв по сомнительным долгам в бухгалтерском и налоговом учете 2018 создается, если вы предполагаете, что покупатель не расплатится, а поставщик не отгрузит продукцию. Тогда вы заранее учтете часть убытков и снизите налог. Расскажем, как отразить созданный и использованный резерв по сомнительным долгам в бухгалтерском и налоговом учете 2018 года.
Резерв по сомнительным долгам необходим, чтобы бухгалтерская отчетность вашей организации была достоверной. Поэтому формировать его обязаны все организации, в том числе и малые. Резерв по сомнительным долгам создавайте, даже если вы ведете упрощенный бухучет.
Если у вас есть дебиторская задолженность, которую можно признать сомнительной, резерв по сомнительным долгам в бухгалтерском учете 2018 формируйте обязательно (п. 70 Положения по бухгалтерскому учету, утвержденного приказом Минфина России № 34н).
Делайте это каждый раз, когда выявили сомнительную дебиторскую задолженность — задолженность покупателя или заказчика, которая с высокой вероятностью не будет погашена полностью или частично. Например, вы можете признать задолженность сомнительной, если покупатель задерживает оплату, нарушает график платежей. Порядок создания и использования резерва вы определяете сами и указываете в учетной политике (п. 7 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации»). Величина резерва по сомнительным долгам – это оценочное значение. Поэтому вы вправе разработать свой способ формирования резерва и прописать его в учетной политике.
Вначале определите, какая задолженность вы считаете сомнительной, рассчитайте общую сумму. Затем решите, какую часть задолженности включите в резерв. Так, вы вправе включить в резерв всю задолженность, если считаете, что у покупателя есть признаки банкротства. Вы можете учесть как резерв часть задолженности, если есть вероятность, что покупатель погасит долг хотя бы частично.
Формируйте резервы ежеквартально или с иной периодичностью в зависимости от того, как часто вы составляете бухгалтерскую отчетность. Отчисления в резерв по сомнительным долгам являются изменением оценочного значения (п. 4 ПБУ 21/2008 «Изменения оценочных значений»).[12] Изменения отражаются в прочих расходов того периода, когда они произошли. Так, если вы составляете отчетность ежеквартально, формируйте резервы 31 марта, 30 июня, 30 сентября и 31 декабря каждого года.
Сформированный резерв по сомнительным долгам утвердите приказом руководителя.
В бухучете на дату создания резерва сделайте проводку:
ДЕБЕТ 91 субсчет «Прочие расходы» КРЕДИТ 63
— начислен резерв по сомнительным долгам.
В зависимости от того, как часто вы решили формировать резерв, на последнее число месяца пересчитайте сумму сомнительных долгов. Если сумма долгов стало больше, доначислите резерв:
ДЕБЕТ 91 субсчет «Прочие расходы» КРЕДИТ 63
— начислен резерв по сомнительным долгам.
Если сомнительных долгов меньше остатка резерва, уменьшите резерв:
ДЕБЕТ 63 КРЕДИТ 91 субсчет «Прочие доходы»
— уменьшен резерв по сомнительным долгам.
Если долг контрагента признан безнадежным, спишите эту сумму за счет резерва. Сделайте проводку:
ДЕБЕТ 63 КРЕДИТ 62 (76)
— списан за счет резерва безнадежный долг.
Суммы начисленных резервов в отчетности не отражайте. Сомнительные долги покажите за минусом начисленного резерва. Например, покупатель должен вашей организации 800 000 руб., вы признали эту задолженность сомнительной и включили в резерв 600 000 руб. Тогда в балансе покажите задолженность покупателя в сумме 200 000 руб. (800 000 руб. – 600 000 руб.). На величину начисленного резерва вы также уменьшаете нераспределенную прибыль организации, поскольку резерв включается в прочие расходы. В отчете о финансовых результатах начисленный резерв покажите по строке 2350 «Прочие расходы».
Резерв по сомнительным долгам в налоговом учете 2018 можно списать в расходы, если выполняются два условия:
• компания на общем режиме;
• налог на прибыль считают методом начисления.
При кассовом методе учета, как и на УСН, резервы в расходы не включаются (ст. 346.16 НК РФ).
В налоговом учете сомнительным долгом признается любая задолженность, которая обладает тремя признаками (п. 1 ст. 266 НК РФ):
• возникла в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг (долги поставщиков и заемщиков сомнительными не считаются);
• не погашена в сроки, установленные договором;
• не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией.
Если вы решили формировать резерв по сомнительным долгам в налоговом учете, пропишете это в учетной политике на 2018 год. В таком случае на последнее число каждого отчетного периода проведите инвентаризацию задолженностей. И выявите сумму просроченных долгов. Сумму резерва определите по формуле:
Сумма резерва на последнее число отчетного (налогового) периода = Сумма долгов (с НДС), просрочка по оплате которых составляет от 45 до 90 дн. Включительно х 50% + Сумма долгов (с НДС), просрочка по оплате которых составляет более 90 дн.