Файл: Основные этапы формирования налогового учета в России (Понятие и сущность налогового учета в организации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 93

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Долги уменьшайте, если у вас есть кредиторская задолженность перед тем же контрагентом.

Резерв по сомнительным долгам в налоговом учете 2018 не может превышать 10% наибольшего показателя:

• выручки за отчетный период;

• выручки за прошлый год.

Сумму отчислений в резерв за отчетный период рассчитайте по формуле (п. 5 ст. 266 НК РФ):

Сумма отчислений в резерв за отчетный (налоговый) период = Сумма резерва на последнее число отчетного (налогового) периода - Сумма резерва на последнее число предыдущего отчетного - Сумма безнадежных долгов, списанных за счет резерва в текущем квартале. Если вы получили положительное значение, результат включите во внереализационные расходы (подп. 7 п. 1 ст. 265 НК РФ). Если вы получили 0, налоговых доходов и расходов не будет. Если вы получили отрицательное число, включите сумму во внереализационные доходы (п. 7 ст. 250 и п. 5 ст. 266 НК РФ).[13]

Если вы признали долг безнадежным, спишите во внереализационные расходы только часть долга, которая превышает резерв. Скажем, безнадежный долг составил 500 000 руб., а в резерв вы включили 250 000 руб. В таком случае спишите во внереализационные расходы только 250 000 руб.

Учетная политика организации по налоговому учету 2018 года

Какие изменения прописать в учетной политике-2018? Кто должен составлять учетную политику и когда?

Учетная политика определяет правила учета в организации.

Это совокупность способов учета, которые организация для себя выбрала. Из тех, конечно, которые доступны по закону.

В п. 2 ст. 8 закона о бухгалтерском учете установлено, что экономический субъект формирует свою учетную политику, руководствуясь законодательством РФ о бухгалтерском учете, федеральными и отраслевыми стандартами. Если какая-то особенность, способ учета в законе не прописаны, организация самостоятельно его разрабатывает и закрепляет в учетной политике. Нужно составлять учетную политику для целей налогообложения и бухгалтерского учета. Если организация не обязана вести бухучет, то и УП для целей такого учета можно не делать. Налоговую УП составляют и предприниматели. Учетной политикой занимается главбух. Или тот, на которого руководитель организации возложил обязанности по ведению учета.

Требования к учетной политике для бухучета найдете в ПБУ 1/2008. В 2018 году оно серьезно изменилось.

Правила составления учетной политики для целей налогообложения регламентированы в Налоговом кодексе.

Учетная политика для целей налогообложения — это выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых Налоговым кодексом способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика (п. 2 ст. 11 НК РФ).


Руководитель организации утверждает учетную политику.

Вообще, учетная политика делается один раз, при создании организации.

В ст. 8 закона о бухучете сказано, что учетная политика должна применяться последовательно из года в год.

А потом уже вносятся изменения в нее, которые утверждаются приказом. Пунктом 6 ст. 8 закона о бухгалтерском учете установлено, что учетная политика может меняться при следующих условиях:

1) при изменении требований, предусмотренных законодательством РФ о бухгалтерском учете, федеральными и (или) отраслевыми стандартами;

2) при разработке или выборе нового способа ведения бухгалтерского учета, применение которого приводит к повышению качества информации об объекте бухгалтерского учета;

3) при существенном изменении условий деятельности экономического субъекта.

Изменения учетной политики на следующий год утверждаются обычно в декабре.

Сомнительные долги в налоговом учете в 2018 году

ФНС России ответила на вопрос о формировании в налоговом учете резерва по сомнительным долгам в отношении дебиторской задолженности при наличии встречной кредиторской задолженности перед тем же контрагентом.

В налоговом учете сомнительным долгом признается любая задолженность перед организацией, возникшая в связи с:

• реализацией товаров;

• выполнением работ;

• оказанием услуг, если эта задолженность не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией.

Сформировать резерв по сомнительным долгам организация, применяющая метод начисления, может только по результатам инвентаризации дебиторской задолженности, проведенной на последнее число отчетного (налогового) периода.

Сумма резерва включается в состав внереализационных расходов на последнее число отчетного (налогового) периода (подп. 7 п. 1 ст. 265, п. п. 3, 4 ст. 266 НК РФ).

При наличии встречной кредиторской задолженности перед контрагентом сомнительным долгом признается часть дебиторской задолженности контрагента, которая превышает встречную кредиторскую задолженность организации (п. 1 ст. 266 НК РФ). При этом не важно, когда возникли данные задолженности.

Порядок формирования резерва по сомнительным долгам организации следует разработать самостоятельно и закрепить в учетной политике для целей налогообложения (письмо Минфина России № 03-03-06/1/72636). При этом важно учитывать следующие правила. В пункте 1 статьи 266 Налогового кодекса РФ кредиторская задолженность не конкретизируется в зависимости от того, в рамках каких операций она возникла. Поэтому организации следует суммировать задолженности перед соответствующим контрагентом по любым операциям.[14] При определении размера сомнительного долга кредиторская задолженность в первую очередь перекрывает (уменьшает) дебиторскую задолженность с наибольшим сроком возникновения (письмо Минфина России от 20.04.2017 № 03-03-06/1/23835). Кроме того, размер резерва зависит от срока возникновения сомнительной задолженности (п. 4 ст. 266 НК РФ).


А именно:

• по сомнительной дебиторской задолженности со сроком возникновения свыше 90 календарных дней в резерв включается полная сумма задолженности, выявленной на основании инвентаризации;

• по сомнительной дебиторской задолженности со сроком возникновения от 45 до 90 календарных дней (включительно) в резерв включается 50 процентов от суммы задолженности, выявленной на основании инвентаризации;

• сомнительная дебиторская задолженность со сроком возникновения до 45 дней не увеличивает сумму создаваемого резерва.

Общая величина резерва в налоговом учете нормируется. Она не может превышать 10 процентов выручки от реализации за соответствующий отчетный период (I квартал, полугодие, девять месяцев или первый месяц, второй месяц и т.д.) или за налоговый период (календарный год).

При расчете лимита учитываются доходы от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, а также выручка от реализации имущественных прав (п. 1 ст. 249 НК РФ). Берутся во внимание все поступления, связанные с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной или натуральной формах. В бухгалтерском учете сомнительной является дебиторская задолженность, которая не погашена или с высокой степенью вероятности не будет погашена в срок, установленный договором, и не обеспечена соответствующими гарантиями.

Если дебиторская задолженность признается сомнительной, то организация обязана создать резерв по сомнительным долгам (п. 70 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России № 34н, п. 3 ПБУ 21/2008 “Изменения оценочных значений”, утвержденного приказом Минфина России № 106н, далее – ПБУ 21/2008).

Сумма резерва является оценочным значением и определяется отдельно по каждому сомнительному долгу в зависимости от:

• финансового состояния (платежеспособности) должника;

• оценки вероятности погашения долга полностью или частично.

При этом в бухгалтерском учете факт наличия у организации встречной кредиторской задолженности перед этим же контрагентом не имеет значения для создания резерва. Ведь наличие встречной задолженности никак не влияет на то, выполнит должник свои обязательства или нет. Следовательно, в бухгалтерском учете резерв может формироваться в полной сумме дебиторской задолженности. Кроме того, для создания резерва в бухгалтерском учете не имеет значения длительность просрочки платежа контрагентом. Отчисления в резерв по сомнительным долгам включаются в состав прочих расходов (п. 11 ПБУ 10/99 “Расходы организации”, утвержденного приказом Минфина России № 33н). Если по состоянию на конец года задолженность остается сомнительной, то резерв следует скорректировать в соответствии с переоценкой суммы сомнительной задолженности. Восстанавливать резерв полностью не требуется, так как это не предусмотрено ПБУ 21/2008.


Глава 2 Организация налогового учета

2.1 Налоговый учет по НДФЛ

Регистр налогового учёта по НДФЛ разрабатывается организациями самостоятельно. Бухгалтеру следует подробно изучить вопрос о составлении регистра и его грамотном заполнении. Поскольку правильность оформления и заполнения — залог правильного начисления и удержания самого налога. Есть общие требования по наличию обязательных данных в регистре. Разработанная форма и образец должны быть утверждены учётной политикой организации. Какая информация должна содержаться в регистре по НДФЛ рассмотрим в статье.

Статьей 230 НК РФ определено, какие данные обязательно должны отражаться в регистре учёта по НДФЛ:

1. Данные об идентификации налогоплательщика;

Это данные об организации — налоговом агенте и о самом налогоплательщике — физическом лице.

Об организации следует указать:

• ИНН/КПП;

• код налогового органа;

• полное наименование организации.

О физическом лице:

• ФИО полностью;

• ИНН;

• паспортные данные;

• дата рождения;

• гражданство;

• адрес по месту регистрации или нахождения;

• статус (резидент/нерезидент).

От последнего пункта зависит ставка налога для физических лиц. Согласно налоговому кодексу, резидентом является лицо, которое находится на территории России более 183 дней в году. Ставка налога для нерезидента 30 %, для резидента от 9 до 13 %, в зависимости от вида дохода.

2. Вид выплачиваемых налогоплательщику доходов и предоставленных налоговых вычетов, а также расходов и сумм, уменьшающих налоговую базу, в соответствии с кодами, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Каждый вид дохода или вычета имеет свой код. Информация формируется по каждому коду отдельно. Например, заработная плата отражается под кодом 2000, а расчеты по больничному листу 2300. С 2018 года добавились новые коды дохода. Например, для компенсации за отпуск — 2013, начисления в виде выходного пособия — 2014, 2611 — код для списанной с организации безнадежной задолженности;

3. Суммы дохода и даты их выплаты;

4. Статус налогоплательщика;

5. Даты удержания и перечисления налога в бюджетную систему Российской Федерации. Дата получения дохода — это последний день месяца, это закреплено в налоговом кодексе. При увольнении сотрудника в середине месяца, датой получения дохода будет являться последний рабочий день. При выплате отпускных — дата выплаты. Тоже самое касается и оплаты по больничным листам. Перечислить НДФЛ с этих выплат следует до конца месяца, в котором они были начислены;


6. Реквизиты соответствующего платежного документа.

Данные по каждому сотруднику заполняются отдельно. То есть на каждого сотрудника создаётся отдельный регистр. Все начисления указываются помесячно с разбивкой по кодам, аналогично и вычеты.

Выплаты с разными кодами дохода указываются отдельно.

Если имеются выплаты, которые не облагаются НДФЛ, то их можно не указывать.

Однако если выплаты не облагаются до какой-то определенной суммы, то их нужно указать. Поскольку тогда будет сразу видно, когда следует начать начислять НДФЛ.

Согласно трудовому законодательству, работодатель обязан платить заработную плату не реже 2 раз в месяц. Однако выплата аванса не считается доходом, НДФЛ с этой суммы не перечисляется. И в регистре дату аванса можно не указывать. Периодичность составления определяется работодателем. Но лучше составлять его ежемесячно, чтобы данные отражались своевременно и всегда были актуальными. От этого зависит правильность исчисления вычетов и удержаний.

Заполнение регистра обеспечивает быстрое и достоверное составление форм 2-НДФЛ и 6-НДФЛ. Заполним регистр по НДФЛ на одного сотрудника за первый квартал 2018 года.

Сидоров Александр Алексеевич получает ежемесячную заработную плату в размере 50000 рублей, в том числе НДФЛ. Он написал заявление на предоставление стандартного вычета, так как имеет несовершеннолетнего ребенка. Вычет в размере 1400 рублей предоставляется до тех пор, пока совокупный доход сотрудника за год не достигнет 350000 рублей.

В первом разделе указываются реквизиты организации — налогового агента:

• ИНН/КПП;

• код налогового органа;

• наименование организации;

• ОКТМО.

Второй раздел содержит данные налогоплательщика — физического лица:

• ФИО;

• ИНН (при наличии). В случае отсутствия поле следует оставить пустым;

• Паспортные данные;

• Дата рождения;

• Адрес проживания;

• Статус (1 — резидент, 2 — нерезидент, 3 — высококвалифицированный иностранец).

Третий раздел:

• Доход, облагаемый по ставке 13 % с предыдущего места работы, если имеется;

• Основание для предоставления стандартных вычетов (заявление на вычет);

• Для имущественного вычета необходимо указать реквизиты документа (обычно это справка с налоговой инспекции, в которой указаны код ИФНС, дата выдачи, номер справки или уведомления).

Далее за каждый месяц заполняется табличная часть. Заполним на основании имеющихся данных. Предположим, что сотрудник полностью отработал три месяца, без отпуска и больничных листов. Тогда за каждый месяц проставляем полную заработную плату за месяц в размере 50000 рублей. Это оплата по трудовому договору, поэтому код дохода 2000. Если имеется доход по другим кодам, то добавляются отдельные строки и вписываются суммы, относящиеся к этим кодам.