Файл: Промышленная политика республики Корея.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 367

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В. Завадников противопоставляет традиционное понимание промышленной политики, в соответствии с которым ее объектом обычно считают крупные производственно-технологические комплексы, гигантские корпорации или целые отрасли экономики, и собственное ее видение — совокупность действий государства как института, предпринимаемых для влияния на деятельность хозяйствующих субъектов (предприятий, корпораций, предпринимателей и т. д.), а также на отдельные аспекты этой деятельности, относящиеся к приобретению факторов производства, организации производства, распределению и реализации товаров и услуг во всех фазах жизненного цикла хозяйствующего субъекта и его продукции. В данной работе под промышленной политикой мы понимаем усилия государства по изменению отраслевой структуры промышленности, что соответствует традиционному толкованию термина в отличие от экономической политики в целом[6].

Субъектом промышленной политики является государство.

Объектом промышленной политики является производитель товаров и услуг на территории данного государства.

Инструменты промышленной политики определяются теми ролями, в которых государство может выступать в отношениях с конкретным производителем:

-собственник (или совладелец);

-поставщик (продавец) факторов производства;

-потребитель произведенной продукции;

-получатель налоговых платежей;

-регулятор рынков факторов производства и конечной продукции;

-регулятор деятельности производителя;

-арбитр в хозяйственных спорах;

-политический субъект в рамках международных отношений, влияющих на деятельность производителя или на рынки, в которых он участвует. [7]

Важнейшим фактором экономического роста является эффективная промышленная политика, в соответствии с которой правительство направляет ресурсы в приоритетные отрасли экономики.

Согласно формулировкам японских ученых К. Судзумура и М. Окуно-Фудзивара  промышленная политика представляет собой «совокупность государственных мер, предпринимаемых для перераспределения ресурсов между отраслями или для изменения организационно-предпринимательской структуры отрасли и имеющих целью усиление экономического могущества страны в том случае, когда рыночный конкурентный механизм оказывается неспособным обеспечить достижение этой цели»[8].

Промышленная политика отражает стремление государства изменить распределение ресурсов с целью ускорения экономического роста и повышения благосостояния государства в целом.


С точки зрения экономической теории межотраслевое перераспределение экономических ресурсов означает приоритетное развитие одних отраслей за счет ущемления других. Чрезвычайно важным при этом является научное обоснование критериев отбора и выделения приоритетных отраслей.

Важную роль в процессе перераспределения ресурсов должны играть рыночные механизмы экономического регулирования. Для обоснования вмешательства государства с целью активной поддержки приоритетных отраслей требуется выявить дефекты рыночного регулирования[9].

Проведение пассивной промышленной политики и отсутствие поддержки отраслей, разрабатывающих и использующих высокие технологии, снижают стимулы проведения инновационных работ в достаточных масштабах.

Промышленная политика представляет собой целостную систему законодательных, административных, финансово-экономических государственных решений, мер и действий по управлению динамикой индустриального комплекса и в целом материального производства для обеспечения устойчивого социально-экономического развития и национальной безопасности страны.

1.2. Этапы осуществления промышленной политики

Промышленная политика — такой инструмент государственного воздействия на экономику, который помогает встраивать выбранные механизмы влияния на экономическую политику в общую стратегию социально-экономического развития страны. В этих условиях стратегия государства в части развития промышленности призвана обеспечить согласование нескольких целей и задач, которые часто противоречат друг другу. Например, увеличение объема экспорта может привести дефициту данной продукции на внутреннем рынке, повышение эффективности производства и производительности труда не приводит к росту заработной платы наемных работников и не обязательно ведет к увеличению занятости населения.

Промышленная политика требует равновесия между целями сугубо экономического характера и социального развития. Уже из самого названия стратегических документов национального уровня (концепции и стратегии социально-экономического развития) следует, что социальные цели могут иметь приоритет перед экономическими. Причем, чем менее развиты экономика и общество, тем меньшее влияние на выработку стратегии промышленной политики они оказывают.


Исходя из соотношения интересов экономики (бизнеса) и общества (населения) можно выделить три условных этапа развития промышленной политики.

Первый этап — доминирование преимущественно экономических интересов. Государство выступает прямым партнером и выразителем интересов крупных производств, в минимальной степени считаясь с интересами общества. Основной целью промышленной политики становится обеспечение национальной безопасности во всех аспектах, при этом социальные учитываются лишь в сферах, где нельзя допустить критической ситуации: гарантии занятости, обеспечение страны продовольствием. Такой была промышленная политика большинства стран в XIX в. и до 1920-х годов, на таких принципах были осуществлены индустриализационные проекты в довоенной Японии, СССР, Китае. Поддерживая развитие производств, государство ориентировалось на выгоды для себя — сильную оборонную промышленность, значительные доходы от налогообложения и экспортных пошлин и т. д[10].

Второй этап — переход к балансированию интересов развития и базовых социальных гарантий. В ходе планирования промышленной политики оценивается воздействие экономики на сферу социального обеспечения (образование, здравоохранение, борьба с безработицей), научную среду. Аналогично учитывается обратное воздействие социальной сферы на промышленное развитие. Подобные характеристики можно найти в промышленной политике 1930 — 1960-х годов в США, странах Европы, а также в Японии 1960-х годов. Промышленная политика становится одним из элементов общей экономической политики.[11]

Наконец, третий, современный этап — равноправие, а в ряде случаев — доминирование социальных интересов над экономическими[12]Мнение общества начинает играть важную роль при разработке и реализации промышленной политики. Значение социальных аспектов (экология, этические соображения) возрастает вплоть до достижения паритета с экономическими. Социальная сфера в современной промышленной политике государства рассматривается уже как объект и участник процесса развития национальной промышленности.

Эти этапы приблизительно соответствуют устоявшейся классификации этапов развития экономики: аграрная, индустриальная, постиндустриальная. Можно утверждать, что с развитием национальной экономики социальные цели государства, направленные на решение внутренних проблем и задач, постепенно выходят на первый план, одновременно выступая и ограничителями, и стимулами для промышленной политики государства.


1.3. Инструменты проведения промышленной политики

Основными инструментами промышленной политики являются: бюджетная, налоговая, денежно-кредитная, институциональная, внешнеэкономическая и инвестиционная политика.

Бюджетная политика является одним из основных инструментов, как промышленной политики, так и экономической политики государства в целом. Эффективность бюджетной политики оценивается по результатам деятельности органов исполнительной власти в отношении основных направлений бюджетной политики: сбора бюджетных доходов и налоговых доходов в частности; выполнения бюджетных обязательств; управления бюджетным дефицитом и государственным долгом.

Бюджетная политика определяет и регулирует доходную и расходную части государственного федерального бюджета. Доходная часть составляется на основе таких статей как налоговые поступления, неналоговые доходы (доходы от приватизации, от управления госимуществом, от ВЭД), доходы целевых бюджетных фондов.

Финансовая система Южной Кореи делится на государственные и на финансы предприятий. Около 70% дохода бюджета страны составляют налоги. Деньги из госбюджета направляются по различным отраслям. В последние годы бюджеты государства, на новые источники экономического роста. направлены на увеличение рабочих мест. В финансовой политике настоящего времени Южная Корея сделала ставку на основной ресурс государства-людей. Государство стало уделять большое внимание образованию и повышению квалификации своих граждан. Естественным стало то, что вложения в образование дало свои результаты, у страны появились высококвалифицированные кадры, образованные люди, которые позволили вывести страну на новый экономический уровень. Одним из интересных моментов в управлении корпорациями в стране является понятие «Чеболь». Это разные фирмы и корпорации, которые управляются одной семьей. В таких конгломератах главный пост передается по наследству. Такое управление является национальной особенностью корейцев и такое управление редко встретишь в европейском обществе. Одним из ярких представителей такого управления является корпорация Самсунг.

Налоговая политика. Налоги - основная статья доходов бюджета государства. Однако их функция не ограничивается только фискальным характером. Для эффективной реализации промышленной политики необходимо также учитывать стимулирующую и распределительную функции налогов. Поскольку сбор налогов только в целях увеличения доходов бюджета экономически не правилен - необходимо, устанавливая различные ставки налогов, порядок их взимания и льготы по ним, учитывать также их влияние на развитие приоритетных отраслей, поддержку неконкурентоспособных, но социально значимых отраслей. [13]


Национальная налоговая политика Южной Кореи находится под юрисдикцией Министерства Финансов и Экономики, которая также включает Национальное Налоговое управление и Национальный Налоговый Колледж. В основе налоговой системы страны лежит целенаправленная политика на стимулирование экспорта производимой в стране продукции за рубеж. Компании освобождаются от налогов и пошлин импорта промежуточных товаров и оборудования, применяются скидки косвенного налогообложения (например, товарного и корпоративного налогов) при производстве изделий, предназначенных на экспорт, скидка на 50 % налога на прибыль от экспортных операций.  Тем иностранным компаниям, которые работают в непроизводственном секторе, предоставляются кредиты для уплаты налога на добавленную стоимость и расходов, связанных с открытием их бизнеса. Таким образом, иностранные корпорации имеют возможность покрыть расход на добавочную стоимость, выплачиваемого на закупки товаров и использование услуг в Корее, например, расходы на размещение сотрудников компании, выплаты на рекламу и аренду офисов, коммунальные услуги.

Также в рамках налоговой политики определяются основные субъекты налогообложения в производственной цепочке создания и продвижения товара и, с помощью переноса основной налоговой нагрузки на то или иное её звено, государство имеет возможность стимулировать или ограничивать ее в соответствии с выбранными приоритетами промышленной политики. В инструментарий налоговой политики входит: установка государством величины (ставки) налогов и порядка налогообложения, определение базы налогообложения и его субъектов, льготы по налогообложению, ускоренный порядок амортизации, налоговые скидки и налоговые освобождения[14].

Денежно-кредитная и финансовая политика. Одним из важных направлений при реализации промышленной политики является регулирование со стороны государства финансовой сферы денежного обращения. Форму организации денежного обращения в стране называют денежной системой, которая включает в себя: национальную валюту, масштаб цен, систему кредитных и бумажных денег, институты денежной системы.

Денежной системы в её чистом виде не существует, так как в экономике широко применяются не только деньги, но и их производные (безналичный расчёт, заимствования), поэтому принято говорить о денежно-кредитной системе.

Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятий, идёт не только на поощрение персонала, инвестиции, но и на накопления. Поскольку накопления делаются на долгосрочный период, они оказываются временно незанятыми в производственном процессе. Учитывая же, что не у всех компаний есть в данный момент достаточное денежное покрытие своего производства, то с их стороны наблюдается спрос на свободные денежные средства. Таким образом, наличие с одной стороны временно свободных средств и спроса на них с другой порождает их перераспределение, т.е. финансовый рынок (финансовые отношения).