Файл: Промышленная политика республики Корея.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 378

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Как хорошо известно, дополнительные денежные ресурсы нужны не только отдельным предприятиям, но и государству, поэтому появляется необходимость в проведении финансовой политики - совокупности государственных мероприятий, направленных на мобилизацию финансовых ресурсов, их распределение и использование.

Инструментами денежно-кредитной политики являются: операции на открытом рынке (фондовом, валютном), регулирование учётной ставки, установление норм обязательных резервов коммерческих банков, контроль и ограничения по отдельным видам кредитов (кредит под залог, ипотечный кредит, потребительский кредит и пр.). Инструменты финансовой политики - выпуск государственных ценных бумаг для обеспечения и обслуживание государственного долга, выдача ссуд на развитие производства, регулирование и контроль за финансовыми рынками и финансовым обращением, оперативное управление государственными средствами[15]. С приходом к власти Пак Чон Хи законодательство о центральном банке было полностью изменено, чтобы максимально снизить его независимость от властей. Высшим органом стал Комитет по монетарной политике (Monetary Policy Committee), в составе которого преобладали государственные служащие. Комитет разрабатывал монетарную, кредитную и валютную политику, а также реализовывал монетарную и кредитную политику. Начиная с середины 1960-х гг. Банк Кореи проводил политику, направленную на максимальную помощь экономическому росту, с риском для стабильности цен. В 1980-х гг., несмотря на начало финансовой либерализации, Министерство финансов сохранило контроль за политикой ЦБ. С приходом к власти «демократических» президентов (конец 1980-х гг.) проводилась мягкая монетарная политика, направленная на стимулирование экономического роста, согласующаяся с политикой правительства. В период кризиса 1997-1998 гг банк Кореи стал юридически независимым от государства.

Институциональная политика. Зарождению и развитию институционального направления в промышленной политике способствовал кризис в рыночной экономике в конце 19 начале 20 вв. Институциональный подход в экономике позволяет понять, как функционирует экономическая система, учитывая сложные взаимоотношения между обществом и экономикой. Большое значение для осуществления государством целенаправленной промышленной политики имеют институциональные и законодательно-правовые преобразования, направленные на совершенствование отношений собственности, стимулирования перехода предприятий к современным формам организации бизнеса, развитие конкуренции между субъектами рынка и т.п. Институциональная политика подразумевает формирование соответствующей рыночным принципам и задачам промышленной политики правовой и организационной среды, утверждение общего для всех хозяйствующих субъектов порядка, правил поведения.


Для институциональной экономики характерен исторический подход, что позволяет увидеть и проанализировать как настоящее и будущее связаны с прошлым непрерывным процессом. В ведение институциональной политики входят: реформирование предприятий в соответствии с современной структурой экономики, развитие и всесторонняя поддержка малого предпринимательства, формирование крупных конкурентоспособных корпоративных и холдинговых образований (в частности финансово-промышленных групп), проведение мероприятий по переходу госсобственности в частное владение (приватизация) или наоборот (национализация), законодательное формирование и поддержка новых рыночных институтов. Арсенал институциональной политики состоит из таких инструментов, как: различные лицензии, нормативы, нормотворчество, формирование эффективных организационно-хозяйственных структур, преобразование отношений собственности, обеспечение рыночных процессов соответствующей правовой базой, разработка правовых основ создания, функционирования и ликвидации предприятий, в том числе через процедуру банкротства. Экономический выбор, совершаемый в современных условиях сформирован и предопределен предшествующим процессом институционального развития.

Внешнеэкономическая политика. Мировой рынок похож на национальный, только помимо уже известных субъектов - домашних хозяйств и фирм, - здесь появляются страны с их экономическими и политическими нуждами. Чтобы не затеряться в чужих интересах и нуждах и отстоять свои, государство проводит в рамках общей промышленной политики внешнеэкономическую политику, которая направлена на регулирование экономических отношений с другими странами-участниками мирового рынка[18].

Целью внешнеэкономической политики является упрочнение положения страны в мировом хозяйстве, участие в международном разделении труда, поддержание отечественных товаропроизводителей на мировых рынках и рынках других стран и их защита на внутреннем рынке. Главной стратегической задачей и целью внешнеэкономической политики является создание благоприятных внешнеэкономических условий для расширенного производства внутри страны.

Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности охватывает сферу внешнеэкономического сотрудничества, сферу внешней торговли, валютную политику государства. Государство имеет большой набор инструментов влияния в сфере внешнеэкономической политики - это меры стимулирования экспортёров (кредитование экспорта, льготы, таможенные и налоговые освобождения экспорта, субсидирование, государственные гарантии под экспортные поставки), импортные или экспортные ограничения (таможенные тарифы, квоты, антидемпинговые расследования, установление технологических и экологических нормативов и стандартов), меры по привлечению или ограничению доступа иностранных инвестиций в экономику страны, изменение торговых пошлин, членство в международных экономических организациях, создание особых таможенных режимов и преференций, таможенные союзы. Одним из важных внешнеэкономических решений Кореи в экономическом развитии было урегулирование деловых отношений с Японией, что позволило привлечь в страну большие потоки иностранного капитала.


Инвестиционная и инновационная политика. Инвестиции - долгосрочные вложения капитала с целью получения прибыли - являются необходимой составляющей эффективного развития любого предприятия и являются предпосылкой к экономическому росту в стране. Для частных компаний источником инвестиций выступают собственные (прибыль, амортизационные отчисления), заёмные (кредиты, ссуды) и привлечённые (акции предприятия) средства[19]. Государственные же инвестиции финансируются за счёт налоговых поступлений в бюджет и бюджетные фонды, прибыли государственных организаций, выпуска внутренних и внешних займов.

Инвестиции - непостоянная субстанция. Величина инвестиций постоянно колеблется. Поэтому проводимая государством инвестиционная политика должна быть направлена на обеспечение гарантий стабильности инвестирования в национальную экономику[20]. Основными задачами инвестиционной политики являются наращивание научного и производственного потенциала отечественной промышленности, решение социальных проблем общества, обеспечение равномерного развития народного хозяйства, регулирование накопленного капитала по различным секторам экономики. Стратегия развития промышленности Южной Кореи, ориентированной на внешний рынок, заключалась в производстве трудоемких промышленных товаров для экспорта. Преимущество для наращивания экспортного потенциала обеспечивалось за счет иностранного капитала, а не за счет привлечения прямых иностранных инвестиций. Чтобы оказать содействие этому процессу, правительство предоставило предпринимателям официальные гарантии выплаты иностранных кредитов. Инструментом реализации промышленной политики государства выступают финансовые рычаги включая льготное кредитование гарантию государства при осуществлении займов и получении иностранных кредитов.

Инновационная политика представляет собой разновидность инвестиционной политики, которая обеспечивает поиск и внедрение результатов научных исследований в предпринимательскую деятельность в государстве. Инновационная политика регулирует поток инвестиционных ресурсов, направленный на разработку и создание технологических новинок, для поддержания прогрессивной технологической базы отечественной промышленности. Модернизация экономики становится трудно реализуемой без широкого внедрения инноваций. Республика Южная Корея является ярким примером того, как реализация грамотной инновационной политики позволила государству в короткий промежуток времени войти в число экономически развитых стран. Начав модернизацию тяжелой промышленности, в Южной Корее осознали острую потребность в новых технологиях. Правительству нужно было устранить разрыв в развитии технологий с более развитыми странами. Реформаторы обратились к плану по импортированию технологий из-за рубежа. Таким образом можно сказать, что на начальном этапе заимствование научных технологий из-за рубежа было важным фактором конкурентоспособности на мировом рынке и присутствия страны в мировой торговле. Реализация инновационной политики осуществляется через внедрение научных достижений в производственную деятельность предприятия и служит базой для эффективного функционирования предприятия в долгосрочной перспективе. Передача высоких технологий в республику Корея осуществлялась 2-мя способами: прямыми инвестициями иностранных фирм и продажей лицензий. Основными поставщиками выступали США и Япония. Высоким был объем лицензий, переданный Корее от Японии и Штатов. Приоритет по распределению лицензионных технологий отдавался высокотехнологичным отраслям. Также одной из важных особенностей передачи технологий было то, что их приобретали чеболи, что было связано с государственной политикой концентрацией производства. [56]. Активная вовлеченность государства в инвестирование развития высоких технологий была связано с ненадежностью и низким уровнем развития этой сферы в стране. Развитие технологий через внешнюю торговлю способствовало разработкам и развитию в итоге собственных технологий. Правительство Южной Кореи разработало и приняло программу развития науки-«программу577». Стратегия этой программы предусматривает ежегодное выделение ВВП на научно-технические разработки по 7-ми технологическим направлениям и достижениям в 7-ми научных отраслях. Основные ресурсы направляются на следующие разработки: энергосберегающие и экологически чистые технологии, аэрокосмическая отрасль, атомная энергетика, военный сектор, фундаментальные науки, подготовка кадров, образование. В Южной Корее уже работает несколько основанных на современных технологиях энергосберегающих объектов. В частности, функционируют электростанции, использующие энергию ветра и солнца. В области атомной энергетики Корея занимает передовые позиции в мире[21].


Характерной чертой современной промышленной политики и мирового экономического развития является то, что ведущие страны переходят на этап формирования инновационного общества, экономика базируется прежде всего на генерации и использовании знаний. Ведущим ресурсом становится высокая квалификация специалистов в различных сферах производства. Инвестиции в интеллектуальный капитал становятся наиболее перспективным способом вложения в будущее развитие. Развитием собственной базы научных исследований и технологий занимаются министерство науки и техники, Корейский институт науки и технологии и более двадцати научных институтов, которые поддерживаются правительством. Так, в 1980-е годы правительство рекомендовало крупным компаниям создавать научные центры, а мелким и средним организовывать консорциумы для проведения исследований в смежных областях. Государство стимулировало научные и исследовательские разработки частного сектора путем предоставления финансовых субсидий, освобождение от налогов, предоставление финансовых ссуд на цели развития под небольшой процент. Вся эта система способствовала росту количества частных НИИ: в 1980 г их было 52, а в апреле 1992 г уже 1445. [55]. Однако несмотря ни на что, отмечаются и некоторые отрицательные черты от такого повсеместного вмешательства государства в научно-исследовательскую сферу. Так как рост и развитие шло под влиянием государства, отсутствуют естественная конкуренция среди научных лабораторий, а также мобильность ученых между университетами, научно-исследовательскими лабораториями и производством. Из-за того, что практически все прикладные исследования ведутся в лабораториях чеболей, существует сильная уязвимость и зависимость от внешнеэкономических факторов.[22]

Примером внедрения инновационной политики в РФ может служить Сколково- инновационный центр в Российской Федерации.

ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ КОРЕЯ

2.1. Общая характеристика промышленной политики Республики Корея


В довоенный период тяжелая промышленность создавалась японцами в северной части Кореи, богатой гидроэнергоресурсами и сырьем. После разделения Кореи на две части -КНДР и Южную Корею разрушились связи между аграрным Югом и промышленным Севером. На севере сосредотачивалась вся тяжелая промышленность страны, такая как металлургическая, цементная, химическая. На Юге было сосредоточено в основном аграрное производство, предприятия легкой и пищевой промышленности. Доля Южной Кореи в добывающей промышленности составляла всего 10%, в химической — 18%. В 1953 г. обрабатывающая промышленность создавала всего-навсего 9% ВНП Южной Кореи[23].

В 1953—1961 гг. Южная Корея восстанавливала разрушенное Корейской войной производство. В тот период существовали лишь небольшие предприятия легкой промышленности, производящие текстиль и недорогую домашнюю утварь.

В целях более чёткой организации капитального строительства страны началось пятилетнее планирование деятельности по образцу социалистических стран. Но эти планы преследовали не цели количественного планирования, а больше склонялись в сторону целевых программ. Так, в первой пятилетке, начавшейся в 1962 году, упор был сделан главным образом на развитие судостроения.[24] Самым значимым фактором бурного развития экономики страны стала экономическая политика нового президента Пак Чон Хи, который направил усилия правительства на привлечения иностранных инвестиций и в 1961 г. правительство Кореи взяло курс на преимущественное развитие экспортных производств (текстильная, швейная, обувная отрасли), что было необходимо для улучшения платежного баланса страны. В 1961—1972 гг. промышленность росла рекордными темпами — на 17% в год, а экспорт — на целых 36% в год[25]. С конца 70-х годов фокус решительно переместился на тяжелую промышленность: прежде всего машиностроение (включая автомобиле- и судостроение), а также химическую и нефтехимическую промышленность. В 80-е годы в Корее стали уделять особое внимание отраслям высокой технологии — полупроводниковой, радиоэлектронной, производству компьютерной техники. Благодаря развитию машиностроения Южная Корея сумела наладить производство военной техники (оно покрывает 2/3 потребностей). Военно-ориентированная продукция составляет около 10% крупных корпораций[26].

Южная Корея во второй половине XX века стала примером динамично развивающейся азиатской страны. Страна, практически не владеющая природными ресурсами, в период с 1950-2018 годы, из 200 развивающихся экономик мира, последовательно перешла из категории аграрной страны с низким доходом в категорию стран со средним доходом и далее в категорию высокоразвитых индустриальных стран с высоким доходом на душу населения.