Файл: Промышленная политика республики Корея.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 375

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Республика Корея сумела не только инициировать экономический рост, но и поддерживать его настолько долго, чтобы позволить значительно повысить уровень благосостояния своего народа.

Достижения, которые радикально изменили южнокорейскую экономику названо «чудо на реке Ханган» или Южнокорейское «чудо».

Кардинальные изменения в экономике Республики Корея проходили в рамках модели "The Growth Accounting". Модель "The Growth Accounting" базируется на добавочных вложениях капитала и труда, и является одной из универсальных моделей в мире. Данные вложения в Южной Корее достигались путем массированного притока прямых иностранных инвестиций.[27]

Иностранный капитал вкупе с корейской системой менеджмента (т.е. жесткой дисциплиной труда, достигаемой консенсусом взаимоотношений предпринимателей с профсоюзами) и с четким государственным распределением ресурсов, что способствовало результативной отдаче для выхода Кореи из состояния слаборазвитой страны.

Модернизация экономики Республики Кореи осуществлялась в несколько этапов - от импортозамещающей к экспортоориентируемой, однако на всех этапах трансформационного периода значимую роль играло государственное стратегическое планирование и аккумуляция финансовых средств в руках государственных финансовых институтов: Центрального Банка (Ваnk of Korea) и Министерства финансов. Главенствующую роль в принятии стратегических решений играли также отраслевые министерства. В центре экспортной стратегии - Министерстве торговли и инвестиций были сконцентрированы функции управления внешнеэкономической деятельностью: валютного контроля, предоставление полномочий технологического трансферта, лицензирование предпринимательской деятельности, тарифная политика.

2.2. Развитие индустриальной сферы в Республике Корея

В конце 50-х годов промышленность сосредоточивалась в двух городах — Сеуле и Пусане (тогда там трудилось 40% всех занятых в корейской промышленности)[28]. По мере индустриализации промышленность стала развиваться и в пригородных зонах этих крупнейших городов, а также в других провинциях.

Процессу рассредоточения промышленности способствовала государственная политика строительства новых крупных промышленных комплексов. Предприниматели, которые размещали в этих комплексах свои предприятия, получали льготы. Вместе с крупными промышленными комплексами росли и новые города, например Ульсан и Чангвон. В 80-е годы правительство построило крупные промышленные комплексы на юго-восточном, южном и юго-западном побережьях.


В 1996 г. на Столичный район (Сеул + провинция Кёнгидо) приходится 46% занятых в корейской промышленности. Наряду с Сеулом, в него входят города Инчхон, Анъян, Пуджон, Сонгнам, Сувон. При широкой отраслевой структуре, Столичный район специализируется все-таки на отраслях высокой технологии. Практически все крупные промышленные компании страны (точнее — 88%) имеют здесь свои штаб-квартиры.

Пусанский промышленный район (Пусан + Кёнсан-Намдо) на юго-востоке Кореи сосредоточивает 22,5% занятых в обрабатывающей промышленности страны. Район как бы смотрит на Японию, главного (наряду с США) торгово-экономического партнера Кореи1. Главные промышленные центры района — Пусан, находящиеся севернее Ульсан и Пхохан и расположенный западнее Масан. Специализация района — черная металлургия, машиностроение, нефтехимия.

Третий по значению промышленный район не прибрежный, а внутренний — Тэгу — Гуми (13% занятых). Город Тэгу — главный в стране производитель текстиля, а Гуми известен как значительный центр электронной промышленности.

Промышленно-городские комплексы. Правительство развивало промышленность в комплексе с жильем, транспортной и социальной инфраструктурой (школы, больницы и т.п.). Из 500 промышленно-городских комплексов самого разного масштаба 29 являются большими, общенационального масштаба. Первый большой комплекс появился в 1967 г. в Куро, на железной дороге между Сеулом и его аванпортом Инчхоном. Он имел отчетливую ориентацию на экспорт.[29] Но основной производственный комплекс расположен в центре, поэтому в дальнейшем возникло расслоение по доходам у населения, живущего в отдаленных районах по сравнению с центральным регионом.

В 70-е годы подобные комплексы были созданы на юго-восточном побережье, в 80-е годы — на юго-западном. Местные (не столь мощные) промышленно-городские комплексы возникли в столицах провинций. Семь комплексов общенационального масштаба построено в Пусанском районе (на юго-востоке), пять — в Столичном.

В некоторых промышленно-городских комплексах (Пхохан, Ульсан) имеются ярко выраженные крупные предприятия-лидеры, с которыми кооперируются предприятия поменьше. В Пхохане таким лидером выступает металлургический комбинат ПОСКО, в Ульсане — автозавод Хёндэ.

В 90-е годы корейские промышленные корпорации начали выносить производство в страны с более низкими производственными затратами (особенно на зарплату персонала). Это прежде всего Китай и страны Юго-Восточной Азии. Помимо того, в целях освоения новых рынков корейские предприятия были созданы в Европе (Западной и Восточной), а также в Северной Америке.[30]


Республика Южная Корея занимает лидирующие позиции в целом ряде промышленных отраслей в мире. Вот только некоторые из них.

Черная металлургия. На сегодняшний день Южная Корея является шестой страной в рейтинге по производству стали в мире. В 2000 г. здесь выплавлено 42 млн т стали (ненамного меньше, чем в занимающих 4-е и 5-е места Германии и России). А ведь до появления в 1973 г. первого металлургического комбината в Пхохане стали в Корее выплавлялось чрезвычайно мало (в основном в дуговых электропечах)[31].

Основной производитель металла — корпорация ПОСКО, которая по выплавке стали (26 млн т в год) возглавляет список крупнейших в мире2. Главные центры черной металлургии — приморские города Пхохан и Кванъян. И железная руда, и коксующийся уголь — импортные. Руда в основном австралийская и бразильская; уголь и кокс также привозятся из Австралии.

Масштабы производства цветной металлургии несколько ниже. И все же собственным производством Корея целиком удовлетворяет внутренние потребности в цинке и свинце и на 2/3 — в меди (369 тыс. т в 1998 г.). Заводы для выплавки алюминия, цинка, меди и свинца находятся в Чхоньяне, Кеннаме и районе Онсана.

Судостроение.  Так как Южная Корея производит огромное количество стали в считанные десятилетия Корея превратилась в крупнейшего (наряду с Японией) производителя судов. Первые верфи появились в стране в 1970-х годах. Каждое третье строящееся в мире судно (с учетом водоизмещения) сходит на воду из корейских доков. Страна способна выпускать суда любых классов, включая супертанкеры. Метод строительства судов — блочный: сначала изготовляются секции и блоки, затем их транспортируют в сухие доки, где сваривают воедино. Кораблестроение является целым комплексом отраслей производства и включает в себя сборку, ремонт, досмотр и конверсию кораблей различных видов.

Основные судостроительные компании страны — «Хёндэ», «Самсунг» и «Дэу». «Хёндэ» имеет 9 сухих доков (в год строится 60 судов), «Самсунг» — три (27—28), «Дэу» — два (32—34). Каждая из компаний располагает как минимум одним сухим доком производственной мощностью более 1 млн т. «Самсунг» специализируется на выпуске нефтебурильных судов и платформ. 7 из 12 таких судов и платформ, построенных в мире начиная с 1996 г., — это продукция «Самсунга». Специализация «Дэу» — супертанкеры. Сухой док «Дэу» длиной 530 м и шириной 131 м (это площадь 11—12 футбольных полей) не знает себе равных в мире. Высота установленного там крана — 121 м.


Корейское судостроение почти целиком ориентировано на экспорт. Среди стран, заказывающих в Корее суда, и Россия. В 2001 г. на верфи г. Ульсана построен супертанкер «Приморье» водоизмещением 105 тыс. т.

Автомобильная промышленность. Корея — шестой в мире производитель автомобилей. А ведь до начала 60-х годов автомобилестроения не существовало; выпускались лишь кое-какие запчасти. Выпуск автомобилей вырос с нуля в середине 60-х годов до 113 тыс. в 1979 г. и до более чем 2 млн в настоящее время[32]. Началось все с того, что корейцы купили иностранную лицензию на автомобильный двигатель, усовершенствовали его и оформили как национальное изобретение. Развитие национального автомобилестроения потребовало создания производства высококачественных компонентов. Корейские шины вышли на мировой рынок раньше, чем корейские автомобили.

Корейские автомобили имеют хорошую репутацию, хотя и не такую, как японские. 99% всех машин, которые ездят сейчас по корейским дорогам — местного производства. Сначала для «защиты местных производителей» существовал запрет на ввоз иностранных автомобилей, потом запрет отменили, но стали действовать огромные импортные пошлины (сначала 50%, 20% и лишь в 1995 г. они снизились до 8%).

При рождении корейского автомобилестроения правительство хотело, чтобы в стране была одна большая автосборочная компания, выигрывающая от экономии на масштабе. Однако компаний возникло больше (включая «Шинзин», «Азия Моторс», «Хёндэ Мотор» и «Kиа Moторс»).

Сначала компании только копировали модели тех иностранных компаний, с которыми сотрудничали — «Фиата», «Форда», «Мазды». Затем «Хёндэ» разработала свою собственную модель легкового автомобиля и в 1976 г. вышла с ней на мировой рынок (Южная Америка и Ближний Восток)[33]. Продавалась эта машина по цене ниже себестоимости, а финансовые потери от демпинга покрывались государством.

Южнокорейское автомобилестроение рассчитано на выпуск внушительного числа — 4,5 млн — автомобилей. Национальное автомобилестроение, радиоэлектроника, электротехника и производство бытовых изделий дали мощный толчок для развития нефтехимической промышленности государства.

Нефтехимическая промышленность. На первых этапах становления в стране строились в основном заводы минеральных удобрений, но постепенно ведущее место в отрасли стала занимать нефтехимическая промышленность. Эта отрасль развилась несмотря на то, что Корея полностью лишена собственной нефти. Вся нефть импортная (в основном из Саудовской Аравии, ОАЭ, Ирана, Кувейта). В стране действуют 3 нефтехимических комплекса общей мощностью 3,3 млн т этилена в год (по этому показателю Корея — пятая в мире). Все комплексы расположены на побережье — в Йечхоне (на юго-западе), Ульсане (на юго-востоке) и Тэсане (у Желтого моря). Нефтеперерабатывающая промышленность Южной Кореи представлена теперь шестью НПЗ общей мощностью 130 млн. тонн в год. Среди продуктов нефтепереработки можно выделить реактивное топливо и прямогонный бензин, основная часть продуктов идет на экспорт.


Большую долю доходов Кореи формируют прибыли от отрасли высоких технологий. Тенденции к переходу на цифровые технологии лишь укрепили позиции электронной промышленности Южной Кореи. Промышленность полупроводников поставляет запчасти для различной электро- и радиотехники. Чтобы преодолеть мировой кризис конца 90-х корейская промышленность переориентировалась на производство чипов и карт памяти, которые на данный момент экспортируются во многие развитые страны мира, а Корея является основным мировым производителем чипов. Одним из самых развитых рынков Кореи является и рынок телекоммуникационного оборудования, он развит даже лучше рынка бытовой электроники. Телекоммуникационные продукты пользуются огромным спросом как внутри страны, так и за ее пределами.

2.3. Этапы формирования промышленной политики Республики Корея

Говоря об Южнокорейском «чуде» нельзя не отметить работоспособность корейцев. По сравнению с другими странами членами Организации экономического сотрудничества и развития, самое большое количество часов в году работают жители Кореи. В среднем продолжительность рабочей недели в промышленности Кореи составляет около 54 часов, многие предприятия работают шесть дней в неделю в две смены по 12 часов с тремя днями отпуска в год. Работать по воскресеньям для корейцев привычная норма.

Изучению инструментов научно-технической и инновационной политики Южной Кореи профессор Ли посвятил большое исследование “Time for Accumulation. Suggestions for the Future of Korea”, изданное в сентябре 2015 года[34]. В нем ученый выделяет четыре стадии экономического развития страны, характеризует уникальные цели и фокус каждой из них, преимущественные сферы и инструменты развития, а также приведшие к тем или иным изменениям внешние условия. Интересно отметить, что описываемая трансформация Южной Кореи из страны «третьего мира» в «страну первого мира» почти полностью совпадает со временем жизни самого исследователя.

Как показал профессор Ли, каждый раз парадигма управления экономикой страны перенастраивалась в ответ на внешние вызовы: нефтяные кризисы 70-х и 80-х годов, Азиатский финансовый кризис конца 90-х. Политические меры, отвечающие на возникший не так давно глобальный финансовый кризис, по его словам, еще вызревают (см. рис. 1).