Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 375
Скачиваний: 7
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ, ЭТАПЫ И ИНСТРУМЕНТЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ
1.1. Понятие промышленной политики
1.2. Этапы осуществления промышленной политики
1.3. Инструменты проведения промышленной политики
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ КОРЕЯ
2.1. Общая характеристика промышленной политики Республики Корея
2.2. Развитие индустриальной сферы в Республике Корея
2.3. Этапы формирования промышленной политики Республики Корея
Республика Корея сумела не только инициировать экономический рост, но и поддерживать его настолько долго, чтобы позволить значительно повысить уровень благосостояния своего народа.
Достижения, которые радикально изменили южнокорейскую экономику названо «чудо на реке Ханган» или Южнокорейское «чудо».
Кардинальные изменения в экономике Республики Корея проходили в рамках модели "The Growth Accounting". Модель "The Growth Accounting" базируется на добавочных вложениях капитала и труда, и является одной из универсальных моделей в мире. Данные вложения в Южной Корее достигались путем массированного притока прямых иностранных инвестиций.[27]
Иностранный капитал вкупе с корейской системой менеджмента (т.е. жесткой дисциплиной труда, достигаемой консенсусом взаимоотношений предпринимателей с профсоюзами) и с четким государственным распределением ресурсов, что способствовало результативной отдаче для выхода Кореи из состояния слаборазвитой страны.
Модернизация экономики Республики Кореи осуществлялась в несколько этапов - от импортозамещающей к экспортоориентируемой, однако на всех этапах трансформационного периода значимую роль играло государственное стратегическое планирование и аккумуляция финансовых средств в руках государственных финансовых институтов: Центрального Банка (Ваnk of Korea) и Министерства финансов. Главенствующую роль в принятии стратегических решений играли также отраслевые министерства. В центре экспортной стратегии - Министерстве торговли и инвестиций были сконцентрированы функции управления внешнеэкономической деятельностью: валютного контроля, предоставление полномочий технологического трансферта, лицензирование предпринимательской деятельности, тарифная политика.
2.2. Развитие индустриальной сферы в Республике Корея
В конце 50-х годов промышленность сосредоточивалась в двух городах — Сеуле и Пусане (тогда там трудилось 40% всех занятых в корейской промышленности)[28]. По мере индустриализации промышленность стала развиваться и в пригородных зонах этих крупнейших городов, а также в других провинциях.
Процессу рассредоточения промышленности способствовала государственная политика строительства новых крупных промышленных комплексов. Предприниматели, которые размещали в этих комплексах свои предприятия, получали льготы. Вместе с крупными промышленными комплексами росли и новые города, например Ульсан и Чангвон. В 80-е годы правительство построило крупные промышленные комплексы на юго-восточном, южном и юго-западном побережьях.
В 1996 г. на Столичный район (Сеул + провинция Кёнгидо) приходится 46% занятых в корейской промышленности. Наряду с Сеулом, в него входят города Инчхон, Анъян, Пуджон, Сонгнам, Сувон. При широкой отраслевой структуре, Столичный район специализируется все-таки на отраслях высокой технологии. Практически все крупные промышленные компании страны (точнее — 88%) имеют здесь свои штаб-квартиры.
Пусанский промышленный район (Пусан + Кёнсан-Намдо) на юго-востоке Кореи сосредоточивает 22,5% занятых в обрабатывающей промышленности страны. Район как бы смотрит на Японию, главного (наряду с США) торгово-экономического партнера Кореи1. Главные промышленные центры района — Пусан, находящиеся севернее Ульсан и Пхохан и расположенный западнее Масан. Специализация района — черная металлургия, машиностроение, нефтехимия.
Третий по значению промышленный район не прибрежный, а внутренний — Тэгу — Гуми (13% занятых). Город Тэгу — главный в стране производитель текстиля, а Гуми известен как значительный центр электронной промышленности.
Промышленно-городские комплексы. Правительство развивало промышленность в комплексе с жильем, транспортной и социальной инфраструктурой (школы, больницы и т.п.). Из 500 промышленно-городских комплексов самого разного масштаба 29 являются большими, общенационального масштаба. Первый большой комплекс появился в 1967 г. в Куро, на железной дороге между Сеулом и его аванпортом Инчхоном. Он имел отчетливую ориентацию на экспорт.[29] Но основной производственный комплекс расположен в центре, поэтому в дальнейшем возникло расслоение по доходам у населения, живущего в отдаленных районах по сравнению с центральным регионом.
В 70-е годы подобные комплексы были созданы на юго-восточном побережье, в 80-е годы — на юго-западном. Местные (не столь мощные) промышленно-городские комплексы возникли в столицах провинций. Семь комплексов общенационального масштаба построено в Пусанском районе (на юго-востоке), пять — в Столичном.
В некоторых промышленно-городских комплексах (Пхохан, Ульсан) имеются ярко выраженные крупные предприятия-лидеры, с которыми кооперируются предприятия поменьше. В Пхохане таким лидером выступает металлургический комбинат ПОСКО, в Ульсане — автозавод Хёндэ.
В 90-е годы корейские промышленные корпорации начали выносить производство в страны с более низкими производственными затратами (особенно на зарплату персонала). Это прежде всего Китай и страны Юго-Восточной Азии. Помимо того, в целях освоения новых рынков корейские предприятия были созданы в Европе (Западной и Восточной), а также в Северной Америке.[30]
Республика Южная Корея занимает лидирующие позиции в целом ряде промышленных отраслей в мире. Вот только некоторые из них.
Черная металлургия. На сегодняшний день Южная Корея является шестой страной в рейтинге по производству стали в мире. В 2000 г. здесь выплавлено 42 млн т стали (ненамного меньше, чем в занимающих 4-е и 5-е места Германии и России). А ведь до появления в 1973 г. первого металлургического комбината в Пхохане стали в Корее выплавлялось чрезвычайно мало (в основном в дуговых электропечах)[31].
Основной производитель металла — корпорация ПОСКО, которая по выплавке стали (26 млн т в год) возглавляет список крупнейших в мире2. Главные центры черной металлургии — приморские города Пхохан и Кванъян. И железная руда, и коксующийся уголь — импортные. Руда в основном австралийская и бразильская; уголь и кокс также привозятся из Австралии.
Масштабы производства цветной металлургии несколько ниже. И все же собственным производством Корея целиком удовлетворяет внутренние потребности в цинке и свинце и на 2/3 — в меди (369 тыс. т в 1998 г.). Заводы для выплавки алюминия, цинка, меди и свинца находятся в Чхоньяне, Кеннаме и районе Онсана.
Судостроение. Так как Южная Корея производит огромное количество стали в считанные десятилетия Корея превратилась в крупнейшего (наряду с Японией) производителя судов. Первые верфи появились в стране в 1970-х годах. Каждое третье строящееся в мире судно (с учетом водоизмещения) сходит на воду из корейских доков. Страна способна выпускать суда любых классов, включая супертанкеры. Метод строительства судов — блочный: сначала изготовляются секции и блоки, затем их транспортируют в сухие доки, где сваривают воедино. Кораблестроение является целым комплексом отраслей производства и включает в себя сборку, ремонт, досмотр и конверсию кораблей различных видов.
Основные судостроительные компании страны — «Хёндэ», «Самсунг» и «Дэу». «Хёндэ» имеет 9 сухих доков (в год строится 60 судов), «Самсунг» — три (27—28), «Дэу» — два (32—34). Каждая из компаний располагает как минимум одним сухим доком производственной мощностью более 1 млн т. «Самсунг» специализируется на выпуске нефтебурильных судов и платформ. 7 из 12 таких судов и платформ, построенных в мире начиная с 1996 г., — это продукция «Самсунга». Специализация «Дэу» — супертанкеры. Сухой док «Дэу» длиной 530 м и шириной 131 м (это площадь 11—12 футбольных полей) не знает себе равных в мире. Высота установленного там крана — 121 м.
Корейское судостроение почти целиком ориентировано на экспорт. Среди стран, заказывающих в Корее суда, и Россия. В 2001 г. на верфи г. Ульсана построен супертанкер «Приморье» водоизмещением 105 тыс. т.
Автомобильная промышленность. Корея — шестой в мире производитель автомобилей. А ведь до начала 60-х годов автомобилестроения не существовало; выпускались лишь кое-какие запчасти. Выпуск автомобилей вырос с нуля в середине 60-х годов до 113 тыс. в 1979 г. и до более чем 2 млн в настоящее время[32]. Началось все с того, что корейцы купили иностранную лицензию на автомобильный двигатель, усовершенствовали его и оформили как национальное изобретение. Развитие национального автомобилестроения потребовало создания производства высококачественных компонентов. Корейские шины вышли на мировой рынок раньше, чем корейские автомобили.
Корейские автомобили имеют хорошую репутацию, хотя и не такую, как японские. 99% всех машин, которые ездят сейчас по корейским дорогам — местного производства. Сначала для «защиты местных производителей» существовал запрет на ввоз иностранных автомобилей, потом запрет отменили, но стали действовать огромные импортные пошлины (сначала 50%, 20% и лишь в 1995 г. они снизились до 8%).
При рождении корейского автомобилестроения правительство хотело, чтобы в стране была одна большая автосборочная компания, выигрывающая от экономии на масштабе. Однако компаний возникло больше (включая «Шинзин», «Азия Моторс», «Хёндэ Мотор» и «Kиа Moторс»).
Сначала компании только копировали модели тех иностранных компаний, с которыми сотрудничали — «Фиата», «Форда», «Мазды». Затем «Хёндэ» разработала свою собственную модель легкового автомобиля и в 1976 г. вышла с ней на мировой рынок (Южная Америка и Ближний Восток)[33]. Продавалась эта машина по цене ниже себестоимости, а финансовые потери от демпинга покрывались государством.
Южнокорейское автомобилестроение рассчитано на выпуск внушительного числа — 4,5 млн — автомобилей. Национальное автомобилестроение, радиоэлектроника, электротехника и производство бытовых изделий дали мощный толчок для развития нефтехимической промышленности государства.
Нефтехимическая промышленность. На первых этапах становления в стране строились в основном заводы минеральных удобрений, но постепенно ведущее место в отрасли стала занимать нефтехимическая промышленность. Эта отрасль развилась несмотря на то, что Корея полностью лишена собственной нефти. Вся нефть импортная (в основном из Саудовской Аравии, ОАЭ, Ирана, Кувейта). В стране действуют 3 нефтехимических комплекса общей мощностью 3,3 млн т этилена в год (по этому показателю Корея — пятая в мире). Все комплексы расположены на побережье — в Йечхоне (на юго-западе), Ульсане (на юго-востоке) и Тэсане (у Желтого моря). Нефтеперерабатывающая промышленность Южной Кореи представлена теперь шестью НПЗ общей мощностью 130 млн. тонн в год. Среди продуктов нефтепереработки можно выделить реактивное топливо и прямогонный бензин, основная часть продуктов идет на экспорт.
Большую долю доходов Кореи формируют прибыли от отрасли высоких технологий. Тенденции к переходу на цифровые технологии лишь укрепили позиции электронной промышленности Южной Кореи. Промышленность полупроводников поставляет запчасти для различной электро- и радиотехники. Чтобы преодолеть мировой кризис конца 90-х корейская промышленность переориентировалась на производство чипов и карт памяти, которые на данный момент экспортируются во многие развитые страны мира, а Корея является основным мировым производителем чипов. Одним из самых развитых рынков Кореи является и рынок телекоммуникационного оборудования, он развит даже лучше рынка бытовой электроники. Телекоммуникационные продукты пользуются огромным спросом как внутри страны, так и за ее пределами.
2.3. Этапы формирования промышленной политики Республики Корея
Говоря об Южнокорейском «чуде» нельзя не отметить работоспособность корейцев. По сравнению с другими странами членами Организации экономического сотрудничества и развития, самое большое количество часов в году работают жители Кореи. В среднем продолжительность рабочей недели в промышленности Кореи составляет около 54 часов, многие предприятия работают шесть дней в неделю в две смены по 12 часов с тремя днями отпуска в год. Работать по воскресеньям для корейцев привычная норма.
Изучению инструментов научно-технической и инновационной политики Южной Кореи профессор Ли посвятил большое исследование “Time for Accumulation. Suggestions for the Future of Korea”, изданное в сентябре 2015 года[34]. В нем ученый выделяет четыре стадии экономического развития страны, характеризует уникальные цели и фокус каждой из них, преимущественные сферы и инструменты развития, а также приведшие к тем или иным изменениям внешние условия. Интересно отметить, что описываемая трансформация Южной Кореи из страны «третьего мира» в «страну первого мира» почти полностью совпадает со временем жизни самого исследователя.
Как показал профессор Ли, каждый раз парадигма управления экономикой страны перенастраивалась в ответ на внешние вызовы: нефтяные кризисы 70-х и 80-х годов, Азиатский финансовый кризис конца 90-х. Политические меры, отвечающие на возникший не так давно глобальный финансовый кризис, по его словам, еще вызревают (см. рис. 1).