Файл: Промышленная политика республики Корея.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 368

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

В мерах по развитию предпринимательства ключевое значение играет промышленная политика государства.

Промышленной политикой можно назвать государственное регулирование, воздействующее на различные направления экономической деятельности в стране и ориентированное на формирование прогрессивных изменений в структуре производства и реализацию целей по развитию производства в соответствии с выбранными национальными приоритетами, посредством применения различных экономических приемов. Такая политика включает в себя использование различных инструментов власти, например таких как налоговые правила, вмешательство государства на финансовых ранках с целью инвестирования средств в поощряемые сектора экономики, вмешательство на рынке услуг с целью создания крупных коопераций и получения экономии в масштабах производства, бюджетная политика страны. Термин «промышленная политика» появился в России в начале 90-х гг. и был заимствован из западной экономической культуры. Заимствование как этого термина, так и западной концепции промышленной политики разными специалистами привело к различным трактовкам понятия «промышленная политика» для обозначения регулирующей роли государства в промышленно-технологическом развитии страны.

Потребность в обозначении роли государства в выработке и осуществлении стратегии долгосрочного развития приоритетных отраслей в условиях рыночных отношений возникла благодаря очевидным «провалам рынка» в области проектов, рассчитанных на краткосрочную прибыль.

Промышленная политика преследует совсем другие цели нежели отраслевая. Отраслевая политика в первую очередь преследует цель повышения хозяйственной эффективности отрасли и реализует их преимущественно через краткосрочные меры. Промышленная же политика направлена на повышение эффективности национальной экономики в целом, что требует принятия решений на долгосрочную перспективу. Промышленная политика особенно необходима в тех сферах структуры хозяйства, которые не являются прибыльными, но являются важными для социальной стабильности общества.

Главной целью, стоящей сегодня перед развивающимися странами, является достижение передового уровня экономического развития, вхождение в круг высокоразвитых стран. Для осуществления этой цели необходимо определить национальную стратегию экономического развития, реализация которой позволит обеспечить устойчивые темпы экономического роста страны на длительный период. Разные страны выбирают свой подход к формированию стратегии развития промышленной политики. В экономической структуре принято выделять три основные модели промышленной политики: внутренне-ориентированная (импортозамещение), экспортно-ориентированная и инновационно-ориентированная (ресурсосберегающая).


В мировой экономике последних лет заметно выделяется группа наиболее успешно развивающихся государств Юго-восточной Азии, называемых «азиатскими тиграми» это Республика Южная Корея, Тайвань, Сингапур и Гонконг. Модель промышленной политики этих стран можно отнести к экспорт ориентированному типу индустриальной политики. Практика этих стран убедительно доказывает, что стратегия экономического развития должна строиться с учетом ключевых факторов повышения конкурентоспособности национальной экономики. Эти факторы в дальнейшем, на этапе реализации стратегических планов, являются основой для разработки механизма и систем конкретных мер воздействия государства, и, прежде всего, промышленной политики. Под промышленной политикой понимается экономическая политика государства, оказывающая активное влияние на определенную отрасль или группу отраслей национальной промышленности через поддержку или ограничение их деятельности в целях повышения международной конкурентоспособности страны и улучшения экономической обстановки в государстве в целом.

Республика Южная Корея является примером успешного экономического развития. Путь, пройденный страной в своем развитии, является уникальным и скорее всего в уникальном виде не сможет быть применен в других государствах. В первую очередь потому, что этническая и культурная однородность сильные конфуцианские традиции, придающие огромное значение образованию и лояльности к государству, ограничивают применимость корейского опыта. Но вместе с тем, многие страны пытаются взять на вооружение ведение промышленной политики тех лет. [59]. Возможно, и в нашей стране примут на вооружение корейский опыт в проведении промышленной политики, использование сотрудничества крупных корпораций с малым и средним бизнесом в развитии инновационных технологий, создание новых коммерческих продуктов на базе современной культуры, формирование креативного класса.[1]

В своей работе я хочу рассмотреть ведение торговой политики на примере государства Республика Корея и стратегию страны на протяжении последних пяти десятилетий и вклад правительства в развитие национальной экономики. Республика Южная Корея — это государство в восточной Азии, расположенное на Корейском полуострове. С запада она омывается водами Желтого моря, с востока — Японского моря, с юга — Корейского пролива и Восточно-Китайского моря. Ландшафт — горный, равнины занимают лишь 30 % территории. У берегов располагается порядка трех тысяч островов, самый крупный — остров Чечжу-до. Численность населения 49 773 млн. человек. Столицей является город Сеул. [2] Корея одна из самых густонаселённых стран Восточной Азии и в настоящее время является одной из самых высокоразвитых в экономическом плане государством.


Изначально страна была сугубо аграрной, население занималось сельским хозяйством, выращивая и отправляя на экспорт рис. Прежде, чем обрести суверенитет стране пришлось пережить немало испытаний.

Основным испытанием для корейского народа стала оккупация Японией в период 1910-1945 годов. Корее пришлось пожертвовать многими человеческими жизнями пока Япония участвовала в войнах с Манчжурией (1931г.), Китайско-японской войне, тихоокеанском театре военных действий во времена второй мировой войны.[3] Япония экспроприировала продовольствие и все природные ресурсы корейского полуострова для своих нужд, но в то же время для обеспечения своей военной мощи строила различные промышленные объекты тяжелой промышленности на севере Кореи, в южной части располагались заводы с легкой промышленностью. В итоге после разделения Кореи на две части Южная Корея оказалась в ситуации промышленного кризиса.

Современная история Южной Кореи началась после войны 1938-1945 гг, когда после подписания мирного соглашения между Советским Союзом и США страна была разделена на две части, вся часть территорий южнее 38 параллели попала под юрисдикцию Соединенных Штатов, северные территории оказались под влиянием СССР. В 1960-х годах Южная Корея была одной из самых бедных стран в регионе. В мае 1960 г произошла военная революция и в стране установился военный режим, и чтобы вывести страну из затяжного кризиса правительство Республики Корея приняло в начале 1960-х гг. стратегический курс на индустриализацию, ориентированный на экспорт. Переход от политики импортозамещения к политике экономического развития, стимулируемого экспортом, обеспечило высокие темпы экономического роста в последующие три десятилетия. Развитие промышленности осуществлялось поэтапно. В 60-е годы государство создало национальную легкую промышленность. В 70-е годы приоритетным стало образование крупных производств и отраслей тяжелой и химической промышленности. С 80-х годов усилия правительства были направлены на развитии наукоемких отраслей - машиностроения, электроники, автомобилестроения и др. Также правительство реализовывало Пятилетний план по либерализации импорта (1983-1988гг), и был сделан переход от политики, направляемой государством, к политике, опирающейся на либерализацию и конкуренцию, для того, чтобы усилить структуру национальной промышленности.[54]

Главными факторами, обеспечившими ускоренное экономическое развитие Республики Корея, явились решающая роль государства во всех сферах национальной экономики, умелое привлечение и использование иностранного капитала. Подобный успех определили несколько факторов. Во-первых, Корея обеспечила выгодные условия для ведения бизнеса за счет сдерживания налоговой нагрузки. Во-вторых, начиная с 1960-х годов правительство реализовывало продуманную политику по продвижению экспорта, признавая его важность, в то время как многие другие развивающиеся страны в своих стратегиях опирались на импортозамещение. Рассматривая экспорт в качестве одного из важнейших факторов роста, Корея была активно вовлечена в переговоры о заключении соглашений о свободной торговле (ССТ) с развитыми и развивающимися странами. В-третьих, Корея воспользовалась удачной географической близостью с Японией и Китаем, привлекая японские инвестиции и инвестируя в китайский рынок. Еще одним немаловажным фактором явилась этническая и культурная однородность, а также конфуцианская традиция, особую ценность придающая трудолюбию, образованию, жизненному успеху и преданности своей нации. За короткий промежуток времени страна превратилась из бедного аграрного государства в индустриально развитую страну. Именно поэтому многие развивающиеся страны сегодня проявляют огромный интерес к опыту экономического развития Республики Корея. Изучение опыта быстрого и эффективного решения экономических проблем Южной Кореи сейчас необходимо большинству развивающихся стран африканского континента и азиатским государствам, образовавшимся в результате распада Советского Союза. Также и лидеры нашей страны с особым вниманием относятся к опыту Южной Кореи так как наша страна находится в состоянии затяжного экономического кризиса.


На протяжении рассматриваемого периода в экономике Кореи наблюдались не только позитивные, но и кризисные тенденции. Страна столкнулась с рядом серьезных экономических проблем в период Азиатского финансового кризиса 1997 года и глобального кризиса в 2008 году. Конкурентные преимущества, основанные на факторах конкуренции таких как относительно дешевая рабочая сила, приток иностранного капитала все больше утрачивают свое значение. Для достижения международной конкурентоспособности уже требуется создание преимуществ не ценового, а инновационного характера. Кроме этого, к занимаемой этими странами нише на мировом рынке все явственнее приближаются НИС "второй волны".

Анализируя причины снижения экономических результатов и опыта реализации мероприятий в области промышленной политики позволяет сделать вывод, что жесткие формы и меры государственного регулирования эффективны лишь на начальных этапах развития национальной промышленности развивающихся стран. Для повышения международной конкурентоспособности и обеспечения дальнейшего устойчивого экономического развития Республики Корея и других НИС необходимо изменение стратегических приоритетов и роли государства в развитии национальной экономики этих стран. Это, в свою очередь, требует от их правительств принятия объективных мер и внесения серьезных корректировок в области промышленной политики. В настоящее время правительство Южной Кореи активно содействует структурным изменениям, поощряет поиск новых бизнес-моделей и рынков, направляя ресурсы на перспективные и социально значимые цели, на новые виды экономической деятельности.

Целью настоящей курсовой работы является научное обоснование направлений и разработке рекомендаций в области промышленной политики Республики Корея и развивающихся стран схожих по типу с Кореей, которые помогут обеспечить их устойчивый рост в новых экономических условиях.

Реализация намеченной цели потребовала решения следующих задач:

- дать характеристику;

- определить

- исследовать

- показать роль и значение

- обосновать необходимость

- определить

Предметом исследования являются процессы формирования промышленной политики Южной Кореи, использованные торговые стратегии правительства в качестве инструментов обеспечения ее устойчивого экономического роста.

Объектом исследования являются элементы и факторы экономического развития Республики Корея в период становления индустриальной политики, и выхода ее из экономического кризиса в послевоенные годы.


Теоретическая и методическая основа исследования. Методологическую основу исследования составили труды корейских и зарубежных авторов по проблемам обеспечения устойчивого экономического развития национальной экономики и международной конкуренции. Основным методом исследования является практический подход к стратегии и политический анализ реальных результатов выполнения решений правительства в области промышленной политики в процессе реализации планов экономического развития Республики Корея. В качестве эмпирической базы использовались правительственные информационные источники, справочная литература, статистические сборники и материалы периодической печати.

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ, ЭТАПЫ И ИНСТРУМЕНТЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ

1.1. Понятие промышленной политики

Промышленная политика является совокупностью действий государства, оказываемых влияние на деятельность хозяйствующих субъектов (предприятий, корпораций, предпринимателей), а также на отдельные аспекты этой деятельности, относящиеся к приобретению факторов производства, организации производства, распределению и реализации товаров и услуг во всех фазах жизненного цикла хозяйствующего субъекта и жизненного цикла его продукции.

Общепринятой трактовки термина «промышленная политика», несмотря на его частое употребление, многие ее аспекты не нашли общепризнанного толкования. В Большой экономической энциклопедии приводится такое понятие промышленной политики: «Промышленная политика-комплексная система мер, действия государства, направленные на распределения ресурсов для структурного совершенствования национальной экономики поддержания конкурентоспособности производимой продукции, проведение корректировок рыночных механизмов в случае рыночных провалов»[57] Р. Карсон пишет « Промышленная политика это последовательное организация работы государственного и частного сектора в том, что касается принятия решений в области производства и инвестирования, развития инфраструктуры и человеческого капитала, а также условий внешней торговли в целях количественного и структурного стимулирования отечественного производства». О. Грэм определяет промышленную политику как заявленные государством официальные действия стратегического характера в целях стимулирования развития отраслей и изменения структуры промышленности. Д. Родрик в качестве таковой рассматривает государственную политику, поддерживающую отдельные, специфические виды деятельности и способствующую структурным изменениям[4]. В экономической литературе по поводу содержания промышленной политики разброс мнений очень широк. Как справедливо отметил Д. Кузин единства взглядов нет ни по ее целям, ни по объектам воздействия, ни по средствам реализации, ни по характеру организации. Так наиболее крайние точки зрения либо связывают эту политику с совокупностью мер по отраслевому регулированию, либо отождествляют ее чуть ли не с экономической политика государства в целом. [5]