Файл: Промышленная политика республики Корея.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 374

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Расширенная модель экономического развития Республики Корея позволила выявить трудности в реализации стратегии экономического развития и в результате обосновать необходимость изменения стратегических приоритетов по каждой из составляющих ее конкурентного преимущества. Основные проблемы, стоящие перед фирмами и правительством Республики Кореи: необходимость радикального повышения уровня подготовки кадров и развития собственных технологий, рост заработной платы и курса национальной валюты, высокие реальные процентные ставки и узкая сфера размещения капитала, неразвитость внутреннего спроса, неупорядоченность промышленной структуры, чрезмерная монополизация и неразвитость внутренней конкуренции, требуют корректировки промышленной политики правительства в целях сохранения устойчивого экономического роста в будущем.

В ближайшем будущем ведущая роль правительства должна быть сведена от прямого вмешательства к обеспечению ресурсами для развития и созданию наиболее благоприятной среды для конкуренции. Необходимо стимулирование инвестиций в подъем наиболее передовых и высокоспециализированных производств, развитие внутреннего спроса, антимонопольная политика, поддержка конкуренции и развитие малого и среднего бизнеса, введение мировых стандартов качества продукции и окружающей среды, развитие университетов и исследовательских институтов, имеющих тесные связи с промышленностью.

Немаловажное значение также имеет курс на расширение влияния Республики Корея на новых рынках и укрепление взаимовыгодного экономического сотрудничества с другими странами. Так, начиная с 2000-х г.г. Южная Корея стала заключать соглашения о свободной торговле, которые стали основой ее внешней торговой политики. Это прежде всего такие страны, как США, Китай и страны Европейского Союза. Доля торговли с Россией невелика. Торгово-экономические связи между СССР и Южной Кореей стали осуществляться в конце 1988 года. Сейчас удельный вес России в общем товарообороте не превышает 1,5%. Основными товарами, импортируемыми из России, являются газ, нефть, каменный уголь, а также продукция металлургической промышленности. В свою очередь, в Россию экспортируется бытовая электроника, текстиль. Перспективным направлением сотрудничества является взаимодействие в топливно-энергетическом комплексе. Прорабатывается Иркутский газовый проект, сотрудничество в этой области выгодно для обеих сторон так как возможно совместное с корейскими компаниями освоение месторождений, энергоносителей в Сибири и на Дальнем Востоке, Якутии и Бурятии, и нефтегазовых ресурсов острова Сахалин. Исходя из всего вышесказанного я считаю, что для установления прочных экономических отношений с Россией в настоящее время существуют серьезные основания.


В качестве основных рекомендаций в области реализации промышленной политики развивающихся стран прежде всего необходимо отметить те общие закономерности, которые присущи слаборазвитым индустриальным странам в достижении устойчивых темпов экономического роста. Это прежде всего, необходимость разработки экономической стратегии, на основании которой будет реализована промышленная политика. Затем поэтапная структурная перестройка промышленности: от первоочередного развития трудоемких отраслей легкой промышленности, к последовательному переходу к созданию капиталоемких и в дальнейшем строительство наукоемких секторов.

Переход от инвестиционной стадии экономического развития к инновационной модели развития страны невозможен без формирования собственного научно-технического потенциала. В этой связи промышленная политика развивающихся стран на последнем этапе должна тесно увязываться с техническим развитием отраслей на базе углубления и расширения научно-технического сотрудничества с развитыми индустриальными государствами.

Цель проведения новой промышленной политики Кореи - обеспечение устойчивого экономического роста и повышение благосостояния страны за счет перехода на новые движущие силы в социально-экономическом развитии. Например, сегодня правительство Южной Кореи хочет закрепить обязательный 2-х недельный отпуск для работников. До сих пор общество исчисляет производительность труда в соответствии с продолжительностью рабочего дня. Но времена изменились, на первое место выходят творчество, инновации и новые технологии.[49]

Новая промышленная политика Кореи обращена на устранение глубинных провалов в политике индустриализации, которые сдерживали рост прогрессивного развития. Промышленный комплекс Кореи сконцентрирован в основном в центре (Сеул), и это явилось значительным разрывом в уровнях развития между промышленными регионами и уровнем жизни населения страны в целом. В основу новой индустриальной политики заложен принцип изыскания и задействования собственных ресурсов для стабилизации экономики и возврат ее к устойчивому росту. Переход от количественного к качественному этапу в развитии крупных городских агломераций ставит своей целью взаимно увязать и гармонизировать динамику социально-экономических и производственно-технологических процессов в регионах и сельской местности. Тем самым намечено искоренить существенные дисбалансы и издержки (в том числе и экологические) избыточной концентрации населения, ресурсов и факторов производства в столичном административном округе, по уровню которых республика практически не имеет аналогов мире.


Промышленная политика, как центр общеэкономической политики государства, должна быть связана, в первую очередь, с проведением инновационной, инвестиционной и структурной перестройкой и модернизацией промышленного производства. Промышленная политика должна способствовать расширению и созданию новых рынков, выходу на конкурентоспособный уровень производства, увеличению доходности предприятий, обеспечению их лидирующей роли на рынке промышленных товаров и услуг. Передача вопросов торговой политики Министерству иностранных дел и торговли, а также эффективная координация работы министерств позволили Республике Корея стать центром международной торговли.

По мере достижения промышленностью определенных экономических результатов или по прошествии некоторого промежутка времени, когда меняется экономическая ситуация в стране, перед промышленностью выдвигаются новые ориентиры и задачи. С середины 90-х годов двадцатого века, начале 21-го века корейская экономика вступила в стадию постиндустриального общества. Эта стадия характеризуется высокой конкуренцией, перенасыщенностью рынков различными брендами и имиджами. Для того чтобы и в дальнейшем оставаться в первых рядах стран по экономическому развитию, Южная Корея перешла к созданию сверхновой экономики, которую называют фазой гламурного капитализма или Глэм-капитализм. В современных политических условиях, когда правительство страны меняется каждые 5 лет сохранить долгосрочный характер новой экономической модели представляется достаточно сложным.

Проведя исследования работ разных авторов я могу сделать вывод что основными составляющими роста экономики Южной Кореи стали: составление точного стратегического плана правительством и недопущение отклонений от намеченного плана, сплоченность корейского народа в стремлении преодоления кризиса, адаптивность современных технологий и наличие «Договора о свободной торговле» экономика Кореи развивается достаточно быстрыми темпами и страна улучшает свое благосостояние.

Таким образом, при отсутствии богатых природных ресурсов, ограниченной территории для ведения сельского хозяйства, наличии избыточной рабочей силы, выгодном торгово-географическом положении и природно-климатических условиях Корея выбрала для себя новую стратегию социально-экономического развития основанную на инновационной политике и креативности в принятии управленческих решений.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


1. Ahn, Choong Yong, "Recent Economic Transition of South Korea, Comparative Perspective With Latin America," Journal of Economic Development, Vol. 15, No. 1, June, 1990.

2. Алмазова О.Л., Дубоносов Л.А. Рынок против рынка. М.: Финансы и статистика, 1993.

3. Ан Б.Ю. Корейская проблема и безопасность в АТР // Проблемы Дальнего Востока, 1991, № 5.

4. Андианов В.Д. Как государство богатеет // Азия и Африка, 1995, № 6.

5. Андрианов В.Д. Новые индустриальные страны в мировом капиталистическом хозяйстве. М.: Международные отношения, 1989.

6. Андрианов В.Д. Республика Корея в мировом хозяйстве. М.: Восток, 1991.

7. Аносова Л.А. Южная Корея в преддверии экономических реформ // Проблемы Дальнего Востока, 1993, № 6.

8. Аносова Л.А., Матвеева Г.С. Южная Корея. Взгляд из России. М.: Физ-матлит, 1994.

9. Ассоциация экономических вузов. Рыночная экономика: макроэкономика. -М.: Соминтек, 1992.

10. Джон Дон Ли о том, как промышленная и отраслевая политика Южной Кореи эволюционировала в технологическую // https://foresight.hse.ru/news/173053804.html.

11. Калинин А. Построение сбалансированной промышленной политики: вопросы структурирования целей, задач, инструментов // http://institutiones.com/industry/2263-postroenie-sbalansirovannoj-promyshlennoj-politiki.html.

12. Канг Ян Вон. Проблемы и перспективы торговых отношений между Республикой Корея и Россией. Тематический сборник научных трудов. М.: ГАУ, 1995.

13. Мельников В.В., Государственное регулирование национальной экономики, Изд.: Омега-Л, 2011 г.

14. Михеев В.В. В поисках альтернативы. Азиатские модели развития: социалистические и "новые индустриальные страны". М.: Международные отношения, 1990.

15. Оикен В. Основные принципы экономической политики // Российский экономический журнал, 1993, № 4.

16. Портер М. Международная конкуренция. М.: Международные отношения, 1993.

17. Правительство Кореи. Корея. Справочник. Сеул.: Корейская служба информации, 1993.

18. Правительство Кореи. Корея. Цифры и факты. Сеул.: Корейская служба информации, 1993.

19. Россия на пути к 2000 году: стратегия и тактика реформ // Вопросы экономики, 1996, № 2.

20. Сабуров Е. и др. Траектория Российской реформы: исследования // Экономист, 1996, № 2.

21. Фрейнкман Е.Ю. Экономика и Бизнес. М.: Наука, 1993.

22. Ходов Л. Экономические интересы и государственное регулирование экономики: прямая и обратная связь // Российский экономический журнал, 1995, № 1.

23. Хруцкий В.Е. Южнокорейский парадокс. М.: Финансы и статистика, 1993.

24. Чувилин Е.Д, Дмитриева В.Г. Государственное регулирование и контроль цен в капиталистических странах. М.: Финансы и статистика, 1991.


25. Чунанильво. Корейский полуостров в эпоху тихоокеанского региона в XXI веке. Международный симпозиум в Москве, 1995.

26. Экономическая стратегия фирмы. Санкт-Петербург: Специальная Литература, 1995.

Литература на корейском языке

28. Белая книга о внешних долгах. Сеул: Управление экономического планирования, 1970-93 гг.

29. Бен Хен Ун. Корейская экономика. Сеул: Лупун чхулпанса, 1993.

30. Ким Кван Сок. Валютная политика и торговля Кореи. Сеул: Ханкуккэбал-вон, 1976, с. 241-242.

31. Ким Кван Сок. Достижение и задача стратегии экспортной ориентации индустриализации. Сеул: Ханкуккэбалвон, 1981, с. 123-137.

32. Ким Кван Сок. Модель индустриализации Кореи и ее факторы. Сеул: Ханкуккэбалвон, 1980, с. 24-28.

33. Ким Кван Сок. Рост и превращение структуры. Сеул: Ханкуккэбалвон, 1979, с. 57.

34. Ким Ун Хан. Экономическая политика. Сеул: Пакйонса, 1993.

35. Ким Чжен Ель. Особенности роли государства в процессе экономического развития Кореи. Сеул, 1989.

36. Корейский институт общественных наук. Корейская экономика. Сеул: Иямса, май 1993.

37. Ку Бон Хо. Экономика Кореи: структурное урегулирование в целях экономического роста. Сеул: 1991.

38. Ли Де Ен. Малые и средние предприятия в экономике Кореи. Сеул, 1992.

39. Общие тенденции внешней торговли Республики Корея. Сеул: Министерство торговли и индустрии, 1992.

40. Пак Хун Же. Экономика Кореи 100 лет. Сеул: Ханкуксангсансенпонву, 1971, с. 68-71.

41. Правительство Кореи. Налакенже, 1994.1 -1996.2

42. Правительство Кореи. 5-й пятилетний план экономико-социального развития 1982-1986. Сеул: 1981, с. 10-16.

43. Правительство Кореи. Пятилетний план Новой экономики 1993-1997. Сеул: 1992.

44. Са Гонг Иль. Корейская экономика в мире. Сеул: Кимюнгса, март 1993.

45. Са Гонг Иль. Роль государственных предприятий в национальном хозяйстве. Сеул: Корейский институт развития, 1979.

46. Са Гонг Иль. Экономическое развитие и роль правительства. Сеул: Корейский институт развития, 1981.

47. Се Чхон Сек. Корейская торговля. Сеул: Бирпкенса, 1994.

48. Син Хуон Хвак. Основы политики в процессе экономического развития в Корее. Сеул: 1990.

49. Сонг Бунг Нак. Рост корейской экономики. Сеул: 1991.

50. Тайхансанконхвеысо. Торговля и промышленность Кореи. Сеул:, 1984, с. 34-37.

51. Ханкуккэбалвон. Комитет экономико-социальной политики для составления 5-го пятилетнего плана. Сеул, 198, с. 225.

52. Ханкуккэбалвон. Основная задача промышленной политики и проект перестройки на политику поддержки. Сеул, 1982, с. 18.

53. Чо Дон Сын и др. Исследование промышленной политики Кореи и Японии. Сборник статей. Сеул, 1993, с. 5.52,53.54,55.