Файл: Приемы психолого-педагогического воздействия на служащих с различными индивидуально-психологическими особенностями.pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 70
Скачиваний: 3
Гражданские служащие в любой стране несут груз ответственности, составляя основу исполнительного механизма при осуществлении государственной политики. Поэтому необходимо особое законодательство о государственной службе, а также законодательная защита гражданских служащих, определение их правового и социального статусов.
Под правовым статусом государственного служащего следует понимать правовое положение государственного служащего, исполняющего свои полномочия на определенной должности.
Правовой статус государственного служащего возникает с момента выхода приказа о назначении его на соответствующую должность, правоотношения с государством закрепляются заключением трудового договора.
Права, свободы, обязанности, ограничения, запреты, ответственность служащего, поощрения закреплены в законодательстве и гарантированы государством.
В системе государственной службы РФ складываются разные правовые статусы государственных служащих, к ним относятся: общий, особенный, специальный и индивидуальный.
Общий правовой статус государственного служащего установлен Конституцией России и федеральными законами.
Особенный правовой статус государственного служащего отражает специфику его служебной деятельности в отдельных видах государственной службы в РФ - гражданской, военной или правоохранительной.
Специальный правовой статус государственного служащего – это статус, специально предоставленный государственному служащему для выполнения задач и функций, возложенных на государственный орган в соответствии с утвержденным Положением о нем.
Индивидуальный правовой статус государственного служащего определяется должностным регламентом по занимаемой должности государственной службы. Он включает в себя нормы общего, особенного и специального правового статуса государственного служащего.
Таким образом, важнейшим документом, на положениях которого основывается деятельность любого государственного служащего, является должностной регламент по занимаемой должности государственной службы. В нем должны содержаться требования, предъявляемые к государственному служащему, занимающему соответствующую государственную должность. [4]
Как отмечалось выше, для служащих, которые работают в государственном аппарате – это основная профессия. Под профессиональной основой А. П. Алехин понимает деятельность непрерывную, преемственную и компетентную. Д. Н. Бахрах – деятельность постоянную в течение определенного времени в рамках определенного коллектива за регулярно получаемое вознаграждение. [9]
Профессионализм государственного служащего призван обеспечить качественное выполнение должностных обязанностей, стабильность государственной службы, постоянную готовность к подготовке и реализации решений из сложных задач, возможность повышения своей квалификации и т.д.
Условно различают следующие виды государственных служащих:
a) по функциональному назначению:
− это служащие, осуществляющие фактическую деятельность по выполнению задач, обусловленных целями и предметом деятельности предприятий, учреждений, организаций в качестве специалистов;
− это служащие, деятельность которых связана с управлением предприятием, учреждением, организацией;
б) по характеру и объему полномочий:
− представители административной власти - должностные лица, имеющие право предъявлять юридически властные требования и применять меры административного воздействия к органам и лицам, не находящимся в их подчинении;
− оперативный состав – это государственные служащие, выполняющие работу, непосредственно определяемую задачами данного органа, но не имеющие права совершать служебные юридически властные акты в качестве средства управления людьми (юрисконсульт);
− вспомогательный состав – это служащие, чья деятельность связана с обеспечением служебной деятельности оперативного состава (технические секретари);
− граждане, не состоящие на государственной службе, но уполномоченные совершать действия, влекущие юридические последствия (нотариус).
К личностным и профессиональным качествам государственных служащих применяются особые требования. [11]
Первичные (исходные) качества:
- в общекультурном плане — образование; целевые и ценностные жизненные ориентации; опыт общения с людьми.
- в профессиональном - компетентность в вопросах управления в соответствующей сфере; трудовая активность; опыт общественной и государственной деятельности.
- в личностном - моральная устойчивость, честность, самостоятельность, надежность.
Принципиальное значение имеют приобретаемые качества:
- общекультурные — знание истории страны и основных интеллектуальных ценностей современности; чувство лидерства ораторское мастерство, навыки проведения массовых мероприятий.
- деловые — организованность; умение руководить; настойчивость и последовательность в решении задач.
- личностные — мужество; принципиальность; способность противостоять конъюнктуре и личной выгоде; умение убеждать.
Государственная служба во всех государствах и во все времена финансируется из бюджета. Таким образом, государственная служба всегда существует в условиях ограниченных ресурсов.
Моральная неудовлетворённость уровнем материального вознаграждения приводит к ряду следствий.
Лучшие, наиболее талантливые, конкурентоспособные на рынке труда уходят в другие сферы деятельности. В результате качество кадрового потенциала снижается, и разница между лучшими и худшими чиновниками уменьшается, исчезают яркие лидеры.
Очень значительная часть государственных чиновников стремится, используя властные и распорядительные полномочия, восполнить уровень вознаграждения до статусного уровня. Это и использование служебного положения, а также использование внутренних ресурсов государственной службы.
Эта часть государственных служащих, идёт в аппарат, несмотря на невысокую заработную плату, чтобы извлечь из занимаемой должности личную пользу. Доля таких людей постоянно возрастает. В условиях сращивания бизнеса и политики с государственной службой, государственная служба для многих - дополнительный трамплин для дальнейшей успешной деятельности в этих сферах.
Руководители на государственной службе практически лишены возможности использовать фактор материального стимулирования для регулирования и стабилизации кадрового состава.
Стремясь приобрести возможности материального воздействия на персонал с целью стабилизации кадров и улучшения кадрового потенциала, руководители вступают в договорные отношения с владельцами фирм и организаций, расположенных на их территории, с тем, чтобы создать для своих сотрудников льготы и привилегии, не установленные законом. А это ведет к тому, что потом руководитель должен учитывать интересы этой фирмы.
Следует отметить, что государственная служба строго выстроена по вертикалям деятельности. В этих вертикалях работают люди с различным предшествующим социальным опытом, воспитанные в разных системах профессиональных нравственных норм. [3]
2. Понятие об индивидуальных особенностях человека
Своеобразные свойства психической активности личности, которые выражаются в темпераменте, характере и способностях, являются индивидуально - психологическими свойствами личности. Они образуются в результате системного обобщения индивидуальных биологических и социально приобретенных свойств, тесно связанных с поведением человека, а также его деятельностью и сферой общения.
Индивидуальные особенности человека неотрывно связаны со всеми психическими процессами. И если темперамент и характер обозначают активные и значимые стороны поведения, то способности - это особенности личности, которые являются условием выполнения той или иной деятельности.
Темперамент - это врожденные индивидуальные особенности психики человека, которые имеют в качестве физиологической основы тип высшей нервной деятельности.
Характер - это структура стойких, сравнительно постоянных психических свойств, определяющих особенности отношений и поведения личности. Это невидимый стержень нашей психики, на который нанизываются другие свойства и черты личности. Характер человек воспитывает сам, и он в состоянии его изменить.
Структура характера рассматривается, прежде всего, по сложившимся у человека типам отношений:
- к другим людям, коллективу;
- к самому себе;
- к своей деятельности;
- к обществу, социальным институтам, моральным ценностям.
К индивидуальным особенностям человека относится и направленность личности. Направленность личности -это проявление основных жизненных стремлений человека, его мотивации.
Структура направленности складывается из следующих компонентов поведения:
- потребности,
- интересы
- идеалы
- убеждения,
Как уже отмечалось выше, огромную роль играют способности человека.
Способности - это свойства личности, определяющие ее пригодность к успешному выполнению учебных и профессиональных задач.
Выделяют различные виды способностей. По отношению к объему решаемых субъектом задач различают:
- общие способности - работоспособность, активность, настойчивость, сообразительность и др.;
- специальные (профессиональные) - основа эффективности выполнения конкретных видов деятельности, таких как трудовая, учебная, спортивная.
По элементам новизны в выполняемой деятельности различают способности:
- исполнительские, - выполнение работы по заданному образцу;
- творческие, - самостоятельное принятие новых решений, применение оригинальных способов при решении профессиональных задач.
По уровню сформированности различают:
- задатки - как природную основу развития способностей;
- одаренность - сочетание задатков, благоприятных для развития конкретных способностей;
- способности - комплекс качеств личности, обеспечивающих эффективность овладения знаниями и способами выполнения профессиональной деятельности;
- талант - комплекс высокоразвитых способностей, определяющих возможности выдающихся достижений в избранной человеком деятельности;
- гениальность - высшая степень развития таланта, которая проявляется в разработке новых отраслей науки и практической деятельности.
Способности можно определять только с помощью целенаправленно подобранного комплекса методов: анализа определенного вида профессиональной деятельности, оценки успешности решения конкретных задач, целенаправленности, мотивации, тестовой психодиагностики. Они не являются врожденным даром для человека, хотя в их основе лежит природная одаренность, она превращается в способности только при благоприятных условиях обучения, тренировки, воспитания и самовоспитания личности. [5]
Как личность человека в целом, так и присущие ей индивидуальные свойства являются результатом воспитания в социальной среде. Структура этой среды, а также формы взаимодействия с нею индивида в онтогенезе являются определяющим фактором его социализации.
В процессе онтогенеза личность формируется как индивидуальность, ею приобретаются специфические свойства, отражающие индивидуальные особенности человека, опосредуя проявления всех его когнитивных, регуляторных и коммуникативных процессов, все аспекты его социального поведения.
Как уже отмечалось выше, к основным индивидуальным свойствам личности относятся темперамент, характер, направленность, способности.
Согласно классификации И.И.Павлова, каждый темперамент имеет свой основной определенный тип высшей нервной деятельности, определяемый соотношениями в коре головного мозга характеристик двух нервных процессов: возбуждения и торможения. В соответствии с этим выделяются 4 типа нервной системы - основы определенных темпераментов: сильный неуравновешенный - холерик, сильный уравновешенный - сангвиник, сильный уравновешенный инертный флегматик и слабый тип меланхолик. [2]
Определяя энергетические и динамические аспекты деятельности человека, темперамент не определяет ее конкретное содержание и социальную направленность. Он является устойчивой природной основой поведения индивида, Учет свойств темперамента очень важен для профессионального отбора людей к тем видам деятельности, где требуется скоростная переработка информации, распределение внимания, самоконтроль, стрессоустойчивость и другие свойства. Надо стремиться не к переделке типа, а к нахождению для представителя каждого темперамента наиболее подходящих условий для реализации его качеств, благоприятных для конкретных видов деятельности, так как каждый человек, тренируясь в выполнении определенных профессиональных задач, вырабатывает некоторый приемлемый для него темп и стиль деятельности.