Файл: Приемы психолого-педагогического воздействия на служащих с различными индивидуально-психологическими особенностями.pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 71
Скачиваний: 3
Именно стремление постичь личность во всей ее широте, привели Кэттелла к сбору большого количества понятий, касающихся личностных свойств, которые он сравнивал между собой, исключал и соединял, в результате чего, с помощью факторного анализа получил 16 личностных факторов. Шестнадцатый - фактор интеллекта.
Результаты тестирования отражают разные аспекты личности человека: особенности коммуникативной сферы, эмоционально-волевой регуляции поведения, степень социальной адаптации, склонность к ассоциативному поведению, наличие эмоциональных, личностных проблем, лидерского, творческого потенциала.
В настоящее время различные формы теста 16 PF являются наиболее популярным средством экспресс - диагностики личности.
Когда необходимо знание индивидуально-психологических особенностей человека, они используются во всех ситуациях. Опросник диагностирует черты личности, которые Р.Б. Кэттелл называет конституционными факторами.
Изучение динамических факторов - мотивов, потребностей, интересов, ценностей - требует применения других методов. Это необходимо учитывать при интерпретации, т.к. реализация в поведении личностных черт и установок зависит от потребностей и характеристик ситуации.
Тест MPI Айзенка позволяет определить степень стабильности—нестабильности нервных процессов субъекта и соотношение экстраверсии--интроверсии.
Шкала LOG Poттepa (Опросник УСК) позволяет установить так называемый «локус контроля», т. е. направленность субъективной оценки: чему склонен приписывать человек причины своих достижений и неудач -- внешним, независящим от него обстоятельствам, или собственным, внутренним факторам.
Личностная характеристика, описывающая то, в какой степени человек ощущает себя активным субъектом собственной деятельности, называется интернальностью («зависит от меня»), а в какой - пассивным объектом действий других людей и внешних обстоятельств - экстернальностью («зависит от внешних сил»). Применяется при решении широкого круга социально-психологических и медико-психологических проблем.
Тест К. Леонгарда предназначен для выявления типов акцентуаций характера. Акцентуацией Карл Леонгард называет чрезмерность проявления некоторых черт характера или их сочетаний. Акцентуация не является патологией, это крайняя степень нормы, за которой начинается психопатия - необратимая патология характера, ведущая к нарушению приспособления и взаимодействия человека с окружающей средой. Разработанная методика Леонгарда диагностирует типы, например - циклотимический тип характеризует людей, которым свойственны резкие смены настроения, их поступки и действия трудно предсказуемы. При определенных настроениях у них снижается уровень работоспособности, даже мелкие неприятности, неудачи тяжело переживаются. Могут выполнять монотонную, стабильную работу.
Характерологический опросник Леонгарда позволяет выявить тип акцентуации характера в достаточно высокой степени - в 86-89% случаев. Тем не менее, учитывая, что могут быть и ошибки в диагностике с помощью характерологического опросника Леонгарда, полученные результаты необходимо проверять с помощью других методик. Опросник применяется при психологической консультация, профессиональной диагностике и профессиональном отборе, клинико-психологических исследованиях.
Тест К. Томаса позволяет выявить стиль поведения человека в конфликтной ситуации. Он не только показывает типичную реакцию на конфликт, но и объясняет, насколько она эффективна и целесообразна, а также дает информацию о других способах разрешения конфликтной ситуации. [10]
Важно указать на то, что нет убедительных доказательств надежности и валидности тестов. Многие пункты имеют очень общий характер, испытуемый часто подпадает под влияние авторитета ученого, разрабатывающего или применяющего тест, и отвечает на вопросы не искренно, а так, как, по его мнению, хотелось бы ученому. На результаты тестирования влияют усталость и беспокойство, некоторые тесты вторгаются в личную жизнь испытуемого. Доступность тестового материала позволяет знакомиться с ним заранее и отвечать, фальсифицируя результаты. Многим известны приемы «обмана» тестов, вплоть до «детектора лжи». Все эти соображения приводят к тому, что тестирование должно рассматриваться только как вспомогательное средство в определении качеств человека. Использование тестов возможно только вместе с другими тестами. Данные, полученные одним способом, должны проверяться при применении другого.
Отдельную группу образуют тесты по профессиональной ориентации. Если для использования личностных опросников на этапе профессионального отбора или перемещения работника требуется предварительное представление о требуемых качествах и свойствах, и личностные опросники помогают установить их наличие, то тесты по профессиональной ориентации помогают определить сферу деятельности, к которой опрашиваемый имеет расположенность. [11]
Американский исследователь Джон Л. Голланд установил, что выбор профессии есть выражение личности, а достижения человека зависят от соответствия между его личностью и содержанием, характером и условиями труда. По его мнению, каждый человек в определенной степени относится к одному их 6 типов личности:
Реалистический – такой человек предпочитает деятельность, связанную с манипуляциями инструментами и механизмами;
Исследовательский – человек предпочитает аналитическую работу, он любознателен, методичен и точен;
Артистический – этот человек экспрессивный, он нонконформист, оригинален и внутренне сосредоточен;
Социальный -- такой человек любит работать с людьми, помогать другим, но для него это должна быть не систематическая деятельность;
Предпринимательский – такой человек любит влиять на других людей для достижения своих целей;
Конвенциальный – такой человек предпочитает структурированную деятельность, работу со знаками, избегает неопределенных и напряженных ситуаций, ценит материальное положение, общественный статус, предпочитает традиционные, консервативные ценности. [2]
Как было отмечено ранее, государственная служба во всех государствах и во все времена финансируется из бюджета и поэтому существует в условиях ограниченных ресурсов. Моральная неудовлетворённость уровнем материального вознаграждения приводит к ряду злоупотреблений со стороны государственных служащих.
Руководитель, стремящийся предотвратить злоупотребления, акцентирует внимание на одном элементе — возможности.
Выделяют шесть основных видов возможностей:
- отсутствие или недостаточность мер контроля, позволяющих предупредить или выявить злоупотребление;
- невозможность или неспособность оценить качество выполненной работы;
- отсутствие производственной дисциплины;
- предоставление недостаточной или искаженной информации;
- равнодушие к происходящему со стороны начальства или коллег;
- отсутствие ревизий и аудиторских проверок.
Для предупреждения злоупотреблений должно быть обеспечено наличие:
- атмосферы всеобъемлющего контроля;
- системы контроля над бухгалтерией и финансами.
В подавляющем большинстве случаев в основе деструктивного поведения служащих лежит элементарное игнорирование руководством мотивационных установок работников. В результате вступает в действие правило управления — «как администрация относится к сотрудникам, так сотрудники относятся к организации».
Один из методов предупреждения такого поведения - повышение заработной платы до эффективного уровня.
Упредительные действия службы управления персоналом должны включать:
1. Гибкую организационную структуру «под задачи» организации;
2. Определение приоритетов в развитии персонала и реализации функций управления ими.
3. Ежегодную аттестацию персонала предприятия.
4. Систематический пересмотр положений о подразделениях и должностных инструкций с целью их совершенствования в соответствии с изменениями в разделении и организации труда, а также в связи с изменениями уровня профессионализма самих работников.
5. Разработку системы мер профилактики противоправного поведения сотрудников.
Заключение
В заключение нельзя не отметить такой прием психолого - педагогического воздействия на служащих с различными индивидуально-психологическими особенностями как коллектив.
Коллектив – это объединение людей, созданное на основе общих целей, стремлений и задач.
С древних времен в истории всех цивилизаций люди объединялись для совместного труда и решения жизненно важных проблем: преодоления последствий природных катаклизмов, изгнания врагов со своих земель, совершения религиозных обрядов.
Так возникли добровольные дружины воинов, религиозные общины и братства, трудовые артели и цеха ремесленников, купеческие гильдии, студенческие землячества
Коллектив — важнейшее достижение человеческой культуры, и без него невозможна культурная идентификация личности. С развитием общества значение коллективных способов сотрудничества людей, их общечеловеческой солидарности будет возрастать.
Общественная деятельность в трудовом коллективе, участие в работе органов самоуправления способствует формированию общественной активности, вызывает готовность проявлять инициативу, брать на себя ответственность, оказывать помощь товарищам, заботиться об окружающих.
Коллектив способствует духовно-нравственному развитию личности. Поиск истинных ценностей и смысла жизни невозможен в уединении от товарищей, без проявления своего индивидуального своеобразия, без «столкновения смыслов», отстаивания своих убеждений, своего нравственного выбора. Коллектив способствует формированию опыта участия в коллективных формах воспитания. Реальная производственная деятельность требует взаимной зависимости и ответственности в экономических ситуациях, проявления деловитости, организованности, терпения, способности планировать свой труд, согласовывать свои действия с партнерами, а часто и управлять трудовым коллективом.
Список литературы
1.Левитов Н.Д. Психическое состояние агрессии// Вопросы психологии.1972. №6. С. 159-163.