Файл: Приемы психолого-педагогического воздействия на служащих с различными индивидуально-психологическими особенностями.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 69

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

И чтобы избежать большого количества нервно-психических затрат, ибо каждому необходим определенный резерв времени, при индивидуальном подходе к сотрудникам и партнерам по общению необходимо подбирать формы деятельности, к которым легче приспосабливается тот или иной темперамент.

Холерик - это сильный, неуравновешенный, эмоционально возбудимый тип. Он наиболее продуктивен там, где требуется высокая активность, увлеченность, концентрация внимания, лидирующие роли, устойчивость в преодолении препятствий. Такой тип особенно успешен в роли прокурора благодаря своим «бойцовским» качествам, настойчивости и речевой активности.

Сангвиник - сильный, уравновешенный, лабильный тип. Он быстро приспосабливается к новым условиям, быстро решает профессиональные и бытовые проблемы, обладает высокой переключаемостью внимания, эмоционален, очень общителен, проявляет высокую речевую активность, склонен к компромиссам. Сангвиник склонен к перемене обстановки и видов деятельности, партнеров по общению Его можно использовать для разрешения конфликтных ситуаций в группах, организации общения, совместной деятельности, лидерства. Однако в условиях монотонной напряженной деятельности, требующей длительной концентрации внимания, они бывают мало продуктивны.

Флегматик - сильный, уравновешенный инертный тип. Он испытывает значительные трудности при необходимости быстрого переключения в изменяющихся ситуациях, быстрого принятия решения, при ориентации в конфликтных и стрессовых ситуациях. Такой тип социально пассивен, не претендует на лидерство в группах, малообщителен, не склонен менять привычный образ жизни и привычных друзей; малоуспешен в дискуссиях. Но он незаменим в ситуациях, требующих устойчивого внимания, обстоятельности в делах, медлителен, терпелив, продуктивен в монотонных условиях деятельности

Меланхолик - слабый тип нервной системы. Это сложный, высокочувствительный тип личности, требующий тактичного подхода и «щадящего» образа жизни. Он болезненно реагирует на нервные перегрузки, на стрессовые ситуации, старается избегать их, так как последствием для него может стать нервная депрессия. В конфликтных ситуациях теряется, затормаживается и глубоко переживает их последствия; малообщителен; не претендует на лидерство. В хорошем коллективе с положительным психологическим климатом он исполнителен, дисциплинирован, отзывчив, ищет опору в более сильной личности. В благоприятных для него жизненных ситуациях, не требующих перенапряжения, он может проявлять высокую интеллектуальную и физическую работоспособность, вдумчивость, ответственность и исполнительность.


Межличностные отношения складываются в реальных условиях жизни и деятельности людей, в процессе их взаимодействия. На том, как развиваются отношения, существенное влияние оказывают различные объективные факторы, которые определяют успешность таких контактов или затрудняют их формирования. [13]

Совместимость - это оптимальное сочетание качеств людей в процессе взаимодействия, способствует успешному выполнению совместной деятельности.

В психологии выделяют четыре разновидности совместимости: физическую, психофизиологическую, социально-психологическую и психологическую.

Физическая совместимость проявляется в гармоничном сочетании физических качеств двух или нескольких людей, которые вместе выполняют определенную совместную деятельность. Достаточно распространенными являются критерии отбора по показателям физической совместимости в спорте при комплектовании команд.

Психофизиологическая совместимость. В случае несовместимости психофизиологических характеристик работников, трудовой процесс нарушается, а может и вообще прекратиться. Большое значение в рамках психофизиологической совместимости приобретает темперамент. Наиболее успешно могут взаимодействовать два неодинаковых темперамента, например, холерик и флегматик, сангвиник и меланхолик. Менее успешно взаимодействуют люди с одинаковыми темпераментами, например, два холерика, два меланхолика. Но в работе, требующей подвижной нервной системы от всех ее участников, противоположные темпераменты не принесут ожидаемого результата.

Социально-психологическая совместимость предусматривает взаимоотношения людей с такими личностными свойствами, которые способствуют успешному выполнению социальных ролей. В данном случае необязательно должно быть сходство характеров, способностей, но обязательным условием для успешного сотрудничества является их гармония. Практика показывает, что контакты устанавливаются быстрее и оказываются прочнее у людей с чертами характера, дополняющие друг друга: один человек – активный и импульсивный, другой - спокойный и рассудительный. Работая вместе они дополняют друг друга и в результате такой деятельности, получается отличный результат.

Однако это не означает, что совместимыми оказываются люди только с противоположными чертами. Совместимость возможна и в случае совпадения черт характера или иных личностных качеств, однако вероятность несовместимости в этих обстоятельствах выше.


Психологическая совместимость предусматривает единство взглядов, убеждений, социальных и моральных ценностей. Все эти качества духовно сближают людей. Психологическая совместимость, которая на них базируется, - это высший объединяющий уровень совместимости людей, который характеризует глубокую, содержательную сторону взаимодействия и определяет ее действенность.

Совместимость имеет большое значение, та как ее отсутствие в группе людей, занимающихся общественно или личностно значимой деятельностью, при определенных условиях может приводить к конфликтным ситуациям. [10]

Психологическая устойчивость предстает как сложное качество личности, в котором объединены: уравновешенность, стойкость, стабильность, сопротивляемость.

Уравновешенность - это способность удерживать уровень напряжения, не доводя до разрушительного стресса.

Стойкость - это способность противостоять трудностям, сохранять веру в ситуациях фрустрации.

Стабильность - это постоянный уровень настроения.

Сопротивляемость - это способность сохранять свободу поведения и выбора образа жизни.

В этом наборе составляющих представлены все уровни организации человека, уровни его бытия: биологический, психологический и социальный. Регулирование напряжения, уравновешенность силы мотивации, удержание напряжения в пределах оптимальных границ или хотя бы достижение приемлемости - одна из важнейших сторон биологического бытия человека.

Стойкость в преодолении трудностей, сохранение веры в себя, уверенности в своих возможностях, совершенствование психической саморегуляции, постоянный, достаточно высокий, уровень настроения - неотъемлемая часть психической жизни. Способность сохранять оптимальный уровень настроения, быть отзывчивым, чувствительным к разным аспектам жизни, иметь разносторонние интересы, избегать одной-единственной мотивационной доминанты - также важная составляющая психологической устойчивости.

Таким образом, психологическая устойчивость - это качество личности, отдельными аспектами которого являются уравновешенность, стойкость, стабильность и сопротивляемость. Оно позволяет личности противостоять жизненным трудностям, неблагоприятному давлению обстоятельств, сохранять здоровье и работоспособность в различных испытаниях.

Следует отметить, что у людей с одинаковыми свойствами темперамента может быть совершенно различный характер. Особенности темперамента могут способствовать или противодействовать формированию тех или иных черт характера.


У человека со сформировавшимся характером темперамент перестает быть самостоятельной формой проявления личности. Он становится его динамической стороной, заключаясь в определенной эмоциональной направленности свойств характера, определенной скорости протекания психических процессов, определенной характеристике выразительных движений и действий личности. Здесь же следует отметить влияние, оказываемое на формирование характера. системой условных рефлексов, образующих в ответ на устойчиво повторяющуюся систему раздражителей. На формирование динамических стереотипов у человека в различных повторяющихся ситуациях влияет его отношение к обстановке, в результате чего могут менятся возбуждение, торможение, подвижность нервных процессов, а, следовательно, общее функциональное состояние нервной системы. Необходимо также отметить роль в образовании динамических стереотипов второй сигнальной системы, через которую осуществляются социальные воздействия.

Черты темперамента и характера органически связаны и взаимодействуют друг с другом, образуя неразделимый сплав - единую характеристику его индивидуальности.

Несмотря на то, что характер относят к индивидуальным особенностям личности, в структуре характера можно выделить черты, общие для определенной группы людей. Даже у самого самобытного человека можно найти черту, обладание которой позволяет отнести его к группе людей с аналогичным поведением.

В данном случае нужно говорить о типических чертах характера. Н.Д.Левитов считает, что «тип характера - это конкретное выражение в индивидуальном характере черт, общих для некоторой группы людей». [1]

Характер не является врожденным, - он формируется в жизни и деятельности человека как представителя определенной группы, определенного общества. Поэтому характер человека - это всегда продукт человека и общества, чем и объясняется сходство и различие в характерах людей, принадлежащих к различным группам.

В индивидуальном характере отражаются многообразные типические черты: национальные, профессиональные, возрастные. Типические черты нередко характеризуются обыденным сознанием в различных установках и стереотипах. В национальных особенностях проявляются типические черты, присущие дошкольникам, подросткам, пожилым людям. Нетрудно описать типический характер врача, военного, и в то же время, каждый типический характер имеет свои индивидуальные черты.

Несмотря на устойчивость, тип характера обладает определенной пластичностью, Под влиянием жизненных обстоятельств и воспитания, требований общества тип характера изменяется и развивается. [5]


3. Приемы психолого-педагогического воздействия на служащих

Перед каждым руководителем стоит ряд задач, которые безусловно не могут осуществиться без работы подчиненных. Руководитель заинтересован в максимальной производительности и эффективности труда. Управление людьми - достаточно сложный процесс, здесь требуется знания в области психологии, социологии и других наук изучающих особенности поведения человека.

Для создания эффективной команды необходимо уже на этапе подбора сотрудников уметь выявить те личностные качества человека, которые бы способствовали улучшению работы организации в целом и положительно бы влияли на обстановку в ней. Существует масса различных методик, которые позволяют определять личностные особенности. [10]

Одним из способов получения информации о личностных качествах человека, являются различные психологические тесты.

Для выявления индивидуальных особенностей личности возможно использовать такой метод как опрос и тестирование. Преимуществами данного метода является его удобство и простота.

Краткие характеристики тестов:

Тест MMPI Миннесотского университета. Состоит из более чем 550 пунктов и позволяет произвести 10 измерений личности в соответствии с патологическими категориями, описанными в психиатрии.

Первые четыре шкалы позволяют проверить искренность и обоснованность ответов испытуемого, а клинические шкалы соответствуют различным категориям психических нарушений: ипохондрии, депрессии, истерии, склонности к психопатии, коэффициент «мужественность--женственность», склонность к шизофрении, к паранойе, к психастении, маний. Кроме того, определяется соотношение экстраверсии и интроверсии. С помощью опроса удается получить полную картину или профиль личности, где каждый показатель оценен в баллах.

Многофакторный тест Р. Б. Кэттелла.

Р.Б. Кэттелл исходит из представления о многофакторной структуре личности и отмечает необходимость исследования всех свойств личности, которые определяют поведение. Определение этих свойств вытекает из применения математически-статистических приемов и результатов факторного анализа.

Первые версии опросника появились в 1949 году, в последующие годы они были переработаны на основании факторного анализа и анализа вопросов. В процессе усовершенствования шкалы также уточнялись отдельные факторы и их психическое понимание.