Файл: Приемы психолого-педагогического воздействия на служащих с различными индивидуально-психологическими особенностями.pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 76
Скачиваний: 3
Введение
Специфический вид деятельности людей, который требует определенных качеств, навыков и знаний и принципиально отличается от всех других видов практической и духовной деятельности человека - это Государственная служба, которая представляет собой профессиональную управленческую деятельность.
Публичный характер, - вот в чем заключается специфика государственной службы. Она включает в себя комплекс социальных связей между государством и его гражданами, между управляющей и исполнительной системами. Управленческие структуры действуют в определенной социальной среде, которая сама по себе субъективна. Она воздействует на процессы принятия и исполнения управленческих решений, формирует эти структуры.
Кроме того, государственная власть постоянно взаимодействует с самоуправлением социальных групп и общностей, поэтому без отчетливого представления об особенностях поведения людей, составляющих определенные группы, специфики их реагирования на социальные события, государственное управление просто невозможно.
Управленческие решения, затрагивают интересы большой части общества и отражаются на состоянии всей социальной жизни, поэтому государственное управление в сфере общественных отношений можно охарактеризовать высокой степенью сложности и социальной значимости.
Государственная служба регулируется в большинстве своем не трудовым, а административным правом.
В определении государственной службы в России можно выделить следующие моменты:
- государственная служба представляет собой профессиональную деятельность, то есть деятельность, являющуюся для государственного служащего профессией и основным видом деятельности.
- в пределах осуществляемой деятельности происходит реализация полномочий государственных органов;
- государственная служба направлена на гарантированную деятельность государственных органов;
- деятельность государственных служащих представляет собой исполнение должностных обязанностей, следует отметить, что обязанности принадлежат не государственной службе, не должности, а самому государственному служащему;
- гражданство Российской Федерации является обязательным требованием для государственного служащего.
Принципы государственной службы - это главнейшие идеи, нормы, выражающие беспристрастные закономерности и определяющие научно обоснованные пути исполнения компетенции, задач и функций государственных органов, полномочий государственных служащих, действующих в системе государственной службы.
Принципы государственной службы - это субъективное понятие.
Они формулируются законодателем, исходя из конкретного правового опыта и правовой культуры в стране, базируются на основных положениях правовой системы с учётом достигнутого уровня развития отраслевого законодательства. Принципы современной государственной службы закрепляются в различных законодательных и других нормативных правовых актах страны и реализуются государственными служащими посредствам их практических действий.
Принципы государственной службы можно разделить на две категории: организационно-функциональные и конституционные.
К конституционным относятся: равный доступ граждан к государственной службе, служение народу; разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную; законность; приоритет прав и свобод человека и гражданина; гуманизм и социальная справедливость.
Организационно - функциональными принципами государственной службы являются: профессионализм и компетентность; соблюдение прав учреждений, организаций и граждан; честность и преданность делу; персональная ответственность за выполнение служебных обязанностей и дисциплина.
Целями государственной службы являются:
1. Урегулирование и повышение результативности процессов формирования и реализации государственной власти и государственного управления;
2. Служение интересам государства и общества;
3. Гарантированность исполнения функций и задач государства, его органов и должностных лиц.
Все цели государственной службы можно подразделить на:
- Политико-административные . Направлены на укрепление государства и государственности, на практическое и эффективное исполнение полномочий государства, на обеспечение единства и стабильности государственной власти в стране.
- Социальные. Выполнение обязательств государства в социальной сфере, предотвращение социальных конфликтов, а также обеспечение социальных гарантий служащим государственного управления.
- Экономические. Направлены на повышение эффективности государственного регулирования экономикой и управления государственной собственностью.
- Правовые. Претворение в жизнь законов и иных нормативных актов, на обеспечение законотворческой деятельности в стране, на создание правовых условий для функционирования государственного аппарата.
- Организационные. Направлены на организационно-техническое обеспечение органов государственной власти, повышение уровня профессионализма и компетентности работников государственного аппарата.
Функциями государственной службы являются основные направления деятельности государственной службы.
Функции государственной службы обусловлены объективными закономерностями. Содержание каждой функции определяется целями, которые стоят перед государством и государственным управлением.
Относительно функций государственной службы следует отметить, что она решает задачи государства, выполняет ее функции и функции органов государственной власти. [2[
В общем виде к основным функциям государственной службы относятся:
- информационное обеспечение необходимо для осуществления государственно-управленческой деятельности. Это сбор, получение, обработка и анализ информации,
- прогнозирование, то есть научно обоснованное предвидение целей развития на основе полученных данных, достижений научного анализа, профессионального опыта и практики, в результате каких-либо событий или процессов в системе государственной деятельности, в государственной службе;
- планирование - определение направлений, темпов, количественных и качественных показателей тех или иных процессов в системе государственного управления, функций государства, направленных на достижение заранее определенных целей;
- разработка целей и задач, направлений развития и реформы всей государственной деятельности и государственной службы;
- руководство - установление правил, нормативов, направлений деятельности и отдельных действий органов государственной власти, управляемых объектов;
- координация - согласование деятельности различных структур государственного механизма для достижения общих целей и задач государства;
- контроль - определение соответствия или несоответствия фактического состояния государственной службы, ее структуры и конкретных действий государственных служащих потребностям социально-экономического развития государства;
- учет - фиксация и анализ информации относительно полномочий органов государственной власти, государственных управленческих решений, реестра должностей государственных служащих, кадрового состава государственной службы, результатов реализации государственно-служебных отношений и т.д. [2]
Правовую основу государственной службы в Российской Федерации регламентируют следующие нормативно-правовые акты:
Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 года;
Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации» от 27 мая 2003 года N 58-ФЗ. Данный Федеральный закон определяет правовые и организационные основы системы государственной службы Российской Федерации, в том числе системы управления государственной службой Российской Федерации.
Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ. Предметом регулирования данного Федерального закона являются отношения, связанные с поступлением на федеральную государственную гражданскую службу, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового статуса федерального государственного гражданского служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации. [5]
1. Сущность и основные характеристики профессионального облика государственного служащего
Центральной фигурой в системе государственной службы как вида профессиональной деятельности является государственный служащий.
Государственный служащий - это служащий, который находится в специально установленной законом правовой связи по отношению к государству. Государственный служащий – не просто наемный работник, а лицо, представляющее государство, а через него – все общество.
Государственные служащие имеют особый правовой статус, подлежащий строгому государственно-правовому регулированию.
На государственной службе существуют ограничения и запреты, в определенной мере ограничивающие права госслужащих как граждан. В качестве компенсации госслужащим положены дополнительные гарантии.
Государственная служба должна осуществляться профессионалами. Профессионализм обусловлен необходимостью компетентного и преемственного осуществления деятельности государственных органов и иных структур.
Предметом труда служащего является информация. В этом состоит отличие государственной службы от других видов трудовой деятельности, таких как производство материальных благ, предпринимательство и др. [2]
В числе особенностей труда государственных служащих можно выделить следующие:
а) их труд выражается в определении целей и направлений общественного развития, в управлении сознанием, поведением и деятельностью людей;
б) их труд очень интеллектуальный, психологически наполненный, и содержит большую ответственность;
в) во всех их действиях проявляется государственная власть,
г) их труд не создает потребительские ценности и не удовлетворяет личные потребности, но формирует особый продукт, обеспечивающий целесообразность и результативность общественных отношений;
д) их труд является высокопрофессиональным и предъявляет к каждому из исполнителей жесткие требования к профессиональной подготовке, личностным качествам, поведению и умению общаться с людьми.
В соответствии с федеральным законом №58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации», под государственным служащим понимается гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности государственной службы и получающий денежное содержание (вознаграждение, довольствие) за счет средств бюджета. [2]
Государственная служба Российской Федерации - профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий:
- Российской Федерации;
- федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов;
- субъектов Российской Федерации;
- органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов субъектов Российской Федерации;
- лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов;
- лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации. [2]
Можно выделить следующие сущностные признаки государственного служащего:
1. Гражданство страны – государственный служащий должен являться гражданином той страны, в государственных органах которой проходит службу. В Российской Федерации есть единственное исключение: военную службу по контракту может проходить и иностранный гражданин, остальные виды государственной службы комплектуются только гражданами РФ.
2. Наличие должности государственной службы – именно с момента занятия должности гражданин становится государственным служащим, - это важнейший признак в характеристике государственного служащего.
3. Наличие подписанного контракта и приказа руководителя государственного органа о назначении на должность.
4. Служащий добровольно принимает на себя обязанности по прохождению государственной службы. Однако в Российской Федерации, в качестве исключения, имеет место призыв на военную службу, действующий по настоящему времени.
5. Денежное содержание выплачивается исключительно из государственного бюджета