Файл: Налоговая система РФ и проблемы еe совершенствования.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 85

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Общий объем поступления акцизов по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации, в федеральный бюджет на 2016 г. прогнозируется в размере 523 923,6 млн руб. (0,67% к ВВП)5.

Поступление акцизов по подакцизным товарам (продукции), ввозимым на территорию Российской Федерации, в федеральный бюджет на 2016 г. прогнозируется в объеме 58 053,0 млн руб. (0,07% к ВВП).

По сравнению с оценкой за 2015 г. прогнозируется увеличение поступ­ления акцизов на 8 422,7 млн руб., или на 17,0%.

Изменения коснулись и водного налога, при расчете которого к общим ставкам применяется повышающий коэффициент. По сравнению с 2015 г. он возрос на 0,17 и составил в 2016 г. 1,32. Кроме того, при заборе воды для водоснабжения населения ставка водного налога увеличилась до 93 руб. за 1000 куб. м. Поступление водного налога в федеральный бюджет на 2016 г. прогнозируется в объеме 2 687,5 млн руб. По сравнению с оценкой за 2015

  • г. прогнозируется увеличение поступления водного налога на 167,5 млн руб., или 6,6%, что обусловлено увеличением ставок по всем ви­дам водопользования в 1,32 раза (на 331,7 млн руб.).

Огромное значение имеют новые значения ставки и коэффициента для расчета НДПИ в отношении нефти. Базовое значение ставки на период

  • г. равно 857 руб. за 1 т. Для сравнения, в прошлом году оно составляло 766 руб. за 1 т. К тому же, с 1 января повысилось значение коэффициента Кндпи, который используется при расчете показателя Дм, характеризующе­го особенности добычи нефти.

Значение корректирующего коэффициента в отношении НДПИ на га­зовый конденсат так же повышено и теперь составляет 5,5. В прошлом году он был равен 4,4.

С учетом всех изменений по поступления от НДПИ в 2016 г. прогнози­руются в объеме 3 661 456,8 млн руб., что составит 4,65% к ВВП. В том чис­ле по нефти - 3 075 250,8 млн руб.; по газу горючему природному - 445 366,7 млн руб.; по газовому конденсату - 109 643,0 млн руб.; по прочим полезным ископаемым - 26 345,2 млн руб.; по нефти, добываемой на конти­нентальном шельфе РФ, - 4851,1 млн руб.

Анализируя основные изменения в налоговом законодательстве, всту­пившие в силу с 1 января 2016 г., можно наглядно удостовериться в том, что государство предприняло значительные меры для повышения поступлений в федеральный бюджет. Однако не стоит оставлять без внимания и поддержку со стороны государства.

Сложившаяся ситуация способствует увеличению налогового бремени как для физических, так и для юридических лиц. Правительство ищет новые пути и способы пополнения бюджета на всех уровнях, все чаще обсуждаются законо­проекты, потенциально влекущие увеличение налоговых ставок[13].


Оценивая принятые меры и их потенциальное влияние на развитие экономики страны можно сказать, что социальная поддержка населения крайне важна, особенно в условиях не стабильной экономики. Для государ­ства не целесообразно повышать налоговою нагрузку для еще больших по­полнений бюджета в ущерб населению, так как это может привести к разви­тию теневой экономики, а так же спровоцировать социальные напряжения.

Глава 2 Проблемные аспекты и пути совершенствования налоговой системы Российской Федерации

2.1 Анализ проблемных аспектов и направления совершенствования системы налогового контроля как условия эффективности налоговой системы РФ.

Налоговый механизм является наиболее действенным и эффективным рычагом государственного регулирования. От успешного функционирова­ния налоговой системы во многом зависит результативность принимаемых экономических решений, принимаемых на уровне федерации и регионов.

В практике организации налоговых систем обычно выделяют такие ва­рианты их построения, как:

  • разграничение налоговых источников по бюджетным уровням;
  • система долевого участия бюджетных звеньев в использова­нии налогов;
  • система равных прав налогообложения.

Следует отметить, что на построение налоговой системы влияет ряд факторов.

Полная ставка налогообложения (ставка совокупного налога), налоговая нагрузка, соотношение между прямыми и косвенными налогами, соотно­шение между налогами и объёмами внутренней и внешней торговли, харак­теризуют собой экономические факторы[14].

Для построения налоговой системы определяющее влияние оказывают также факторы политического и правового характера, как распределение хозяйственных функций между федеральным центром и местными органа­ми власти; роль налогов в системе доходов государства; контроль за дея­тельностью органов местного самоуправления со стороны федерального центра.


При этом отметим, что в практике хозяйствования существуют два вида налоговой системы - шедулярная и глобальная.

В шедулярной налоговой системе весь доход, получаемый налогопла­тельщиком, делится на части - шедулы, каждая из которых облагается нало­гом по специальным правила.

Для разных шедул могут быть установлены различные ставки, льготы и другие элементы налога, перечисленные выше.

Налогами номер один, т.е. первой группы налогов в Великобритании являются традиционные доходные статьи в бюджете - налог с населения.

Здесь общегосударственными налогами являются подоходный налог, налог с прибыли корпораций, прибыль на прирост капитала, налог на дохо­ды от нефти, налог с наследства, НДС, пошлины, акцизы и гербовый сбор, которые приносят казне более 90 % дохода.

Всего 10 % составляют местные налоги, в основе которого лежит обло­жение на имущество. Примерно 60 % федерального бюджета составляет подоходный налог с физических лиц[15].

Старая система так называемого «шедульного» обложения основана на принципах настижения облагаемого дохода на момент появления ее.

Имеющие уровни налогооблагаемых доходов - шедулы от A до F, т.е. шесть уровней еще имеют внутреннее деление. Например, уровень шедулы А - облагаемый уровень дохода по статье «собственность на землю, от строений и сооружений, квартплата за сдаваемое в наем жилые дома или квартира».

Шедула (С) - доходы от государственных ценных бумаг. (D) - производ­ственно-коммерческой деятельности. (E) - заработная плата. (F) - дивиден­ды и другие выплаты с юридических лиц.

В Великобритании, также, как и в России и других странах, физические лица наемного труда не составляют налоговую декларацию и их доход, т.е. зарплата облагается налогом прямо и централизованно через бухгалтерию организации.

Бухгалтерия централизованно подает на своих работников налоговую декларацию через компьютерную сеть или в магнитных носителях инфор­мации.

В глобальной налоговой системе все доходы физических и юридических лиц облагаются одинаково. Такая система облегчает расчет налогов и упро­щает планирование финансового результата для предпринимателей. Глобаль­ная налоговая система широко применяется в Западных государствах.

Для достижения эффективности налоговой системы необходимо вы­полнение двух условий:

  1. Обеспечение налоговых доходов в объемах достаточных для вы­полнения государством своих функций.
  2. Создание финансовых условий для возобновления воспроизводст­венного процесса.

Именно через механизм установления налогов, субъектов и объектов налогообложения, налоговой базы, ставок налогов, льгот и санкций, изме­нения условий налогообложения, государство стимулирует предпринима­тельскую деятельность в одних направлениях и сдерживает её в других ис­ходя из общенациональных интересов. И здесь важно добиться действенно­сти механизма налогового контроля[16].

Современная система взаимодействия контрольных органов имеет оп­ределенные недостатки. Эти недостатки связаны, прежде всего, применяе­мыми в настоящее время методиками оценки эффективности контрольной деятельности налоговых органов.

Отсутствие возможности учета всей совокупности результатов налогового контроля, а также отсутствие учета показателей бюджетных затрат являются наиболее существенными недостатками системы налогового контроля. Устра­нение этих недостатков связано с использованием при оценке системы налого­вого контроля эффективности структурно-функционального подхода.

В этом плане в основу предложенной методики был положен сформи­рованный многоуровневый комплекс показателей эффективности, форми­руемых на основе налоговой отчетности и данных бухгалтерского учета.

Ныне налоговый контроль предполагает три уровня контроля (рис. 1):

Рис. 1. Направления налогового контроля

Методика позволяет не только оценить, но и сопоставить эффективность основных форм контроля.

Ныне налоговый контроль предполагает три уровня контроля (рис. 1):

Сегодня признано целесообразным дополнить систему критериев оценки территориальных налоговых органов такими важными показателями, как:

  1. упростить в досудебном порядке заключения мирового соглашения в общем объеме налоговых споров;
  2. производить добросовестным агентам - налогоплательщикам мел­кого, частного индивидуального бизнеса встречные льготы;
  3. повышать действия результативных выездных проверок встречных обязательств и дисциплины налогоплательщика без судебных раз­бирательств[17].

Признано целесообразным для повышения результативности налогово­го администрирования и уменьшения практики уклонения от уплаты нало­гов, применять действенные меры, направленные на снижение налогового бремени в экономике, что может быть достигнуто на основе:

  1. установления стандартных размеров налогового вычета по налогу на доходы физических лиц в виде необлагаемого вычета, соответст­вующего сумме минимального размера оплаты труда;
  2. снижение налога на конечного потребителя, т.е. самого несправед­ливого налога на сегодня - НДС в размере до 14 % и далее ниже все большим креном (переходом) на прямые налоги;
  3. снижение совокупной налоговой (фискальной) нагрузки на субъек­ты, относящиеся к малому бизнесу путем снижения тарифов стра­ховых взносов и др.
  4. начисление штрафных налоговых санкций методом поглощения большим штрафом меньших штрафов.

Конечно, возможны и другие методы, и инструментарии в системе со­вершенствовании налогового контроля, т.к. этот процесс совершенствова­ния бесконечен[18].

Главное, чтобы в этих сложных условиях деятельности, совершенство обеспечило качественный рост результативности налогового администри­рования и уменьшение практики уклонения от уплаты налогов.

Самыми важными факторами действенности и эффективности контроль­ной работы налоговых органов является целый спектр результативных но­вовведений и совершенствование действующих методик контрольных про­верок, что сводится к проведению мер по:

  • внедрению совершенной системы и методики подготовки и обуче­ния, переквалификации и отбора специалистов - налоговиков;
  • совершенствованию и внедрению новейших форм и методов нало­говых проверок, основанные на единой комплексной стандартной процедуре организации контрольных проверок;
  • применению единой системы организации контроля и оценки рабо­ты налоговых инспекторов, что позволит полнее учитывать резуль­таты деятельности каждого инспектора, а также эффективно рас­пределять налоговые обязанности при планировании камеральных и выездных налоговых проверок;
  • применению мер соразмерного наказания за налоговые пра­вонарушения.

Необходимо также создание надлежащих условий для обеспечения фи­нансовой безопасности и функционирования всей финансовой системы страны. Важно при этом принять меры, исключающие малейшую возмож­ность развития коррупции и злоупотребления должностными лицами.

Поэтому считаем, что для совершенствования налогового контроля в Российской Федерации также необходимо постепенно повышать налоговую культуру в стране.

2.2 Пути реформирования налоговой системы РФ на современном этапе развития экономики

Исходя из материала представленного в работе можно сделать вывод о необходимости реформирования налоговой системы РФ. Наиболее прогрессивными и важными представляются ниже перечисленные реформы и изменения.

1.Реформа налоговой системы должна быть комплексной, все предусмотренные в ней меха­низмы должны запускаться одновременно и в полном объеме. Для этого надо принять два принципиальных, можно сказать, политических решения: