Файл: Мировой финансовый кризис: причины и последствия..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 69

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Падение потребительского спроса сейчас одна из главных проблем российской экономики, которую надо решать. Однако сделать это крайне сложно в условиях ухудшения нефтяной конъюнктуры, которая неизбежно ведет к девальвации и сжиманию расходов на всех уровнях.

Для экономики важен также показатель чистого экспорта (экспорт минус импорт). Чтобы оживить экономику, необходимо вести агрессивную экспансию российских товаров на внешние рынки. Причем сейчас как никогда актуальным становится расширение несырьевого экспорта. Статистика показывает, что Россия медленно, но идет по этому пути. Уже в 2014 году доля несырьевого экспорта вместе с экспортом услуг в денежном выражении составила более половины всего экспорта – 51,5%. Для сравнения: если в 2013-м несырьевой экспорт составил 251 млрд долларов, то в 2014-м уже 286 млрд долларов.  

Если в 2013 году нефтегазовые доходы составляли до 53% бюджета, а ненефтегазовый дефицит достигал почти 11%, то к середине 2015 года эти показатели соответственно снизились до 43% и 9,5%. В структуре экспорта доля сырой нефти и природного газа составила менее 40%, тогда как в 2013 году была 52%. Доля всего ТЭК в экспорте снизилась с 76% до 60%. Это доказывает, что кроме нефти у России есть другие конкурентные товары и услуги.

Кроме нефти, впрочем, есть и другие риски, которые могут реализоваться, что плохо, но они могут и не сработать. Это усиление геополитической напряженности, например, если Запад вдруг решит усилить санкции из-за возобновления конфликта на Юго-Востоке Украины или снова припомнит Крым.

Риски кроются также и в мировой экономике. Среди них – жесткая посадка китайской экономики и финансовый кризис, что грозит серьезными проблемами и американской экономике. Они насколько тесно связаны друг с другом, что если будут падать, то тоже вместе. Рост китайской экономики замедлился до уровня 2009 года, и в ближайшие три–шесть месяцев тенденция может продолжиться. В свою очередь, если ФРС решится на агрессивное повышение ставки, то это может привести даже к рецессии американской экономики. Центробанк США раньше повышал ставку только в период роста мировой экономики, чего сейчас не наблюдается. Во второй половине 2015 года, наоборот, в США, Китае и Японии темпы роста падают.

Заключение

Задолго до того, как Совет Безопасности ООН начал применять экономические санкции как основную меру воздействия на государства, деятельность которых угрожает международному миру и безопасности, отдельные страны применяли подобные санкции в одностороннем порядке в качестве важного внешнеполитического инструмента, менее опасного в использовании, нежели вооруженные силы, но более серьезного, а подчас и более эффективного, чем сугубо дипломатические средства. Аргумент (который иногда можно услышать еще и сегодня) о том, что экономические санкции являются «мерами принуждения» и поэтому неправомерны, если их принимает одно государство, неубедителен в свете длительной истории применения данного инструмента и того обстоятельства, что с правовой точки зрения экономические санкции оспаривались лишь в отдельных их аспектах, а именно - по мотиву осуществления экстерриториальной юрисдикции.


История знает примеры самых разных санкций: от полных эмбарго до выборочного контроля экспорта и импорта, от ареста активов, блокирования финансовых операций до ограничения мореплавания и авиационного сообщения. Бывали случаи, когда несколько государств действовали заодно; бывало, что отдельные государства действовали самостоятельно (в частности, США, Великобритания и ЕС). Когда США принимали меры по контролю за поведением, направленные за пределы собственной территории либо применимые не только к гражданам США, то они встречали сопротивление других государств. В ряде случаев это влекло за собой конфронтацию между США и теми государствами, которые расценивали соответствующие меры как посягательство на их суверенитет. Несмотря на отсутствие четких писаных правил, представляется, что в области экономических санкций, - и здесь это проявляется даже более явно, нежели в других сферах (например, в антимонопольном регулировании или регулировании рынка ценных бумаг), - обычное международное право ставит пределы одностороннему применению экстерриториальных мер.

Несколько раз экономические санкции оспаривались на уровне ГАТТ, а затем и ВТО, но в обоснование оспоренных мер государство-ответчик ссылалось на закрепленное в ГАТТ (и связанных с ним соглашениях) исключение по соображениям национальной безопасности. В тех случаях, когда применяемые экономические санкции не прикрывают собой экономический протекционизм, между государствами - членами ВТО царит согласие: система ГАТТ/ВТО не является подходящей площадкой для разрешения споров о (не)правомерности применения торговых мер в политических целях.

Санкции, введенные против РФ, ухудшили доступность капитала для российских эмитентов. Среди других негативных для России факторов эксперт выделила рост бюджетного дефицита и сокращение финансовых буферов государства, а также чувствительность экономики к событийным рискам, самыми серьезными из которых являются низкие цены на нефть, санкции и украинский конфликт.

Ситуация в экономике России ухудшилась из-за введения странами Запада санкций в 2014 году (в ответ на военную агрессию в отношении Украины) и продолжающегося падения цен на нефть. С июля 2014 года, когда котировки достигали $115 за баррель, нефть на мировых биржах потеряла более половины своей цены.

Международный валютный фонд заявил о падении ВВП России в 2015 году на 3,8%, а в следующем – на 0,6%. По данным МВФ, в целом в результате санкций российская экономика может потерять до 9% ВВП, в стране ожидается дальнейшее снижение инвестиций и значительный отток капитала.


Если цены на нефть не поднимутся выше 50 долл./барр., ВВП сократится на 0,5-1%, уверены в Центробанке. Продолжение спада вызвано ухудшением внешней среды. Рост экономики возможен не ранее 2017 года. Международные рейтинговые агентства также прогнозируют продолжение рецессии в следующем году. Аналитики Moody's оценивают вероятное падение ВВП РФ в 2016 году на уровне 0,5-1,5%, что является неизбежным при нынешних ценах на нефть. Morgan Stanley допускает спад на 1,3% при сохранении нынешних тенденций. В случае расширения западных санкций и дальнейшего падения цен на нефть сокращение ВВП достигнет 3%. Фактором роста, который приведет к улучшению ситуации, могут стать нефтяные котировки на уровне 70 долл./барр. РИСК ОБВАЛА Динамика нефтяного рынка остается непрогнозируемой. Рост нефтедобычи и замедление экономики Китая оказывают давление на цены. Эксперты не исключают очередного обвала цен на “черное золото”, что станет ударом для российской экономики. Нефтяные котировки могут опуститься до 20 долл./барр., считают в правительстве. Однако после этого возобновится рост цен, которые стабилизируются в пределах 50 долл./барр. Если цены на нефть будут удерживаться ниже уровня 40 долл./барр., падение экономики достигнет больших масштабов. Оптимистичный сценарий для российской экономики предполагает увеличение ВВП на 1-2%. МВФ и Bank of America ожидают незначительное увеличение ВВП на 0,2-0,3%. Пессимистичный прогноз исключает рост ВВП РФ в 2016 году, падение экономики составит 0,5-1,5%.

Список использованных источников

  1. Барский К. Попытки изоляции мировой державы бесперспективны. // Российская газета [Электронный ресурс]: www.rg.ru.
  2. Борисов В.Н., Почукаева О.В. Инновационное развитие машиностроения // Проблемы прогнозирования. 2013. № 1. С. 38–51.
  3. Глотова И.И., Сидоренко А.В., Зыза К.С. Особенности стабилизационной финансовой политики в Российской Федерации // Экономика и современный менеджмент: теория и практика. 2013. № 30. С. 139–144.
  4. Дудин М.Н., Лясников Н.В. Налоговое стимулирование инвестиционной активности промышленных предприятий как условие сбалансированного экономического роста регионов // Региональная экономика: теория и практика. 2014. № 29. С. 26–32.
  5. Зотов Г. Дракон и санкции. Почему Китай смог разбогатеть на запретах Запада? // Аргументы и факты [Электронный ресурс]: www.aif.ru.
  6. Имамов М.М. Особенности формирования государственной стратегии социально-экономического развития страны на основе реализации приоритетных национальных проектов // Science Time. 2014. № 1. С. 68–74.
  7. Клочков В.В., Критская С.С. Прогнозирование долгосрочных экономических последствий введения санкций против российской высокотехнологичной промышленности (на примере гражданского авиастроения) // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2014. № 41. C. 14–25.
  8. Новая экономическая политика. Политика экономического роста / под общ. ред. академика РАН В.В. Ивантера. Авт. коллектив: В.В. Ивантер, М.Н. Узяков, М.Ю. Ксенофонтов, А.А. Широв, В.С. Панфилов, О.Дж. Говтвань, Д.Б. Кувалин, Б.Н. Порфирьев. М.: ИНП РАН, 2013.
  9. Подрабинек А. Дежавю. Экономические санкции. // Радио свобода [Электронный ресурс]: www.svoboda.org.
  10. Саморуков С. Пять уроков России от стран, живущих под санкциями // Slon Magazine – онлайн-журнал об экономике и политике. [Электронный ресурс]: slon.ru.
  11. 5 причин для США снять эмбарго против Кубы // Вести. Экономика. [Электронный ресурс]: www.vestifinance.ru.
  12. Основные направления бюджетной политики на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов
  13. Русская народная линия: информационно-аналитическая служба. 2014. URL: http://ruskline.ru/news_rl/2014/03/07/ob_ukraine_i_ekonomicheskih_sankciyah_prot iv_rossii/
  14. Санкции США в отношении Кубы. // РИА новости [Электронный ресурс]: ria.ru. 17.12.2014
  15. http://1prime.ru/projects/forecast2016/. 2016. ПРОГНОЗЫ
  16. Центр научной политической мысли и идеологии (Центр Сулакшина). URL: http://rusrand.ru/events/ekonomicheskie-sanktsii-protiv-rossii-vyzovy-i-ugrozy
  17. Should the US maintain its embargo against Cuba? // Cuba embargo [Electronic resource]: cuba-embargo.procon.org.