Файл: Мировой финансовый кризис: причины и последствия..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 62

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Стоит отметить, что многие страны хотят свободно торговать с Китаем. Как уже было замечено, сильного эффекта санкции на Китай не произвели, а только явились стимулом к его дальнейшему развитию. В то время как многие страны поспешили ослабить или снять санкции.

В числе первых, поспешивших наладить отношения с Китаем, оказалась Япония, которая уже через пару лет начала выдавать Китаю кредиты и обмениваться визитами официальных лиц. Ее примеру последовала Европа, которая в это же время отменяет большую часть санкций[9]. Некоторые страны, типа Франции, кому есть, что продать Китаю, соглашаются с этими аргументами и выступают за отмену эмбарго. В конце концов, и США признали, что воевать с Китаем санкциями не просто, и восстановил двусторонние отношения. Основным санкционным запретом все еще остается торговля с Китаем оружием. Но пока США не исключают возможности того, что им еще придется воевать с Китаем или с кем-то из его сателлитов, кому Пекин перепродаст оружие, поэтому многим странам, типа Франции, приходится ограничиваться экспортом в Китай небольших объемов оборудования и технологий двойного назначения[10].

Тем не менее, нельзя сказать, чтобы китайцы как-то непереносимо страдали от западного эмбарго. Оружие Китай закупает в огромных количествах у России и быстро учится производить свое собственное, а сам факт, что страна живет под санкциями, давно забылся и не наносит никакого ущерба международной репутации Китая. Он активно участвует в международной жизни, все больше увеличивая свое влияние, проводит Олимпиаду, вкладывает деньги в зарубежные проекты, договариваются об упрощенном визовом режиме со многими ведущими странами мира. А так же стоит отметить, что на данный момент Китай является крупнейшим держателем долга США.

Именно после 1989 года началось серьёзное развитие в Китае отдалённых регионов. 25 млн человек остались без работы в результате западных санкций, однако правительство переправило трудовых мигрантов на юг страны, где полным ходом шло строительство специальных экономических зон – Чжухай и Шэньчжэнь. Теперь на месте бедных рыбацких деревушек выросли небоскрёбы, новые города-мегаполисы с десятками миллионов жителей превратились в центры китайской электронной промышленности. Именно в Шэньчжэне находится фабричный комплекс, поставляющий по всему миру айфоны и айпады. В результате Запад понял – Китаю-то ничуть не хуже, а вот он элементарно лишает себя дешёвой одежды и электроники. Даже нынешним бурным развитием животноводства КНР тоже обязана западным санкциям: китайские власти прежде попросту не могли прокормить огромную страну и массу продовольствия закупали за границей. Однако после запретов Китай развил у себя производство той же говядины и сейчас экспортирует её за рубеж, хотя раньше приобретал в США. В общем, китайцам надо молиться на санкции, обогатившие страну.


Стоит отметить, что первые западные экономические санкции против Китая были введены после Второй мировой войны, включающие в себя торговые, военные и миграционные санкции. В большинстве своем, санкции были связаны с холодной войной, особенно со стороны США. И новые санкции со стороны Запада Китай не пугают.

1.3 Правовое регулирование фондового рынка России в условиях экономических кризисов

Отток капитала из России в первом квартале 2014 г. достиг, по предварительным данным, 65 млрд долл., и есть «реальный риск, что из-за этого Россия скатится в рецессию», сообщается в докладе компании Capital Economics. В 2013 г. общий отток капитала составил всего 63 млрд долл. за весь год. Всемирный банк вдвое снизил оценку роста российской экономики в 2014 г., эксперты ожидают лишь 0,1 - 1,1% роста по итогам года. В случае усугубления кризиса экономика России может сократиться еще существеннее, главным образом благодаря резкому росту оттока капитала до 150 млрд долл. К сожалению, стоит констатировать, что влияние санкций со стороны США и ЕС может иметь следующие негативные последствия для экономики России и корпоративного сектора:

- риск дефолта крупнейших металлургических компаний - по причине прекращения поставок на рынок США (ГМК «Норильский никель», «Мечел», ОАО «Северсталь», ОАО «Русский алюминий» и т.д.);

- банкротство российских банков - по причине невозможности заимствования за рубежом и досрочного истребования миллиардных кредитов;

- существенное падение фондового рынка - по причине вывода спекулятивного капитала иностранными инвесторами, составляющими до 55% от общего числа инвесторов, при этом падение индексов РТС и ММВБ прогнозируется до минимумов 2008 г.;

- падение рынка деривативных сделок и, как следствие, отказ сторон от исполнения форвардных и фьючерсных договоров.

Выходом из ситуации будут являться антикризисное правовое регулирование фондового рынка и своевременные экономические меры по стабилизации финансовой системы, покупка государством фондовых активов, стабилизация рынка производных финансовых инструментов, предоставление Банком России ликвидности в рамках аукционов репо.

Российская финансовая система, являясь развивающейся экономикой, тем не менее интегрирована в мировую. В настоящее время, например, доля глобальных инвесторов на российском фондовом рынке составляет около 68%, с конца 2007 г. большая часть сделок с российскими акциями стала осуществляться на зарубежных фондовых биржах - Лондона, США, Гонконга.


Во время финансового кризиса в России в 2008 - 2009 гг. масштабы антикризисных мер в сочетании с целенаправленной и системной политикой по созданию необходимых структурных основ на самом рынке вывели российский фондовый рынок из кризиса, но кризисные явления были заметны в экономике и на фондовом рынке на протяжении 2009 - 2011 гг.

В числе экономических антикризисных мер, которые необходимо принять во избежание нового кризиса на фондовом рынке, стоит отметить следующие:

- возобновление беззалоговые аукционы Центрального банка России для поддержки российской банковской системы;

- снижение порогового значения короткой позиции по ценным бумагам (обращающимся на организованном рынке, далее - ОРЦБ), так как рост коротких позиций по бумагам - это начало крупномасштабной игры на понижение и, как следствие, усиления кризиса. Короткую позицию по бумагам необходимо ограничить 40 - 50% общей рыночной стоимости бумаг на счетах депо;

- ограничение сделок репо, так как кредиты брокеров в ряде случаев превышают собственные средства их клиентов в 3 - 10 раз. Сделки осуществляются по определенной схеме: участник рынка производит короткую продажу акций, купленных на маржинальные кредиты и собственные средства. На полученные деньги приобретаются новые акции, которые также продаются в рамках операции репо, затем вновь на полученные деньги приобретаются акции и т.д. То есть возникает пирамида, когда в условиях падения курсов акций кредиторы начинают принудительно погашать маржинальные кредиты, если они превышают собственные средства заемщика. Чтобы расплатиться с кредиторами, заемщики продают «репованные» акции по любой цене. В результате курсы акций еще сильнее падают и т.д. Именно по такой схеме развивался кризис в августе - сентябре 2008 г. Поэтому операции репо, совершаемые на маржинальные кредиты, должны быть ограничены 5 - 10% общей суммы сделок на конкретной бирже, а совершаемые на собственные средства - 15 - 20% от общей суммы сделок на конкретной бирже.

С мая 2008 г. по май 2009 г. на российском фондовом рынке произошло 172 дефолта.

Кризис 2008 г. привел к сокращению доходов реального сектора от эмиссии акций. В России она стремительно росла с 2004 г., тогда акционерные общества страны разместили на открытом рынке акций на сумму 638 млн долл., а в 2007 г. - уже более чем на 22 млрд долл. В 2008 г. объем размещения акций на открытом рынке снизился по сравнению с 2007 г. более чем в 10 раз (при этом практически все акции были размещены в первом полугодии, т.е. еще до обострения кризиса).


Кризис оказал негативное влияние и на бюджетную систему. Доходность ОФЗ возросла с 5,25% в мае 2008 г. до 14,09% в феврале 2009 г. Заимствования на внутреннем рынке стали для государства в 2,7 раза дороже.

Важным последствием кризиса для банковской системы стали убытки от снижения курсов акций и облигаций. За июль - октябрь 2008 г. такие убытки составили почти 100 млрд руб. В этих условиях Банк России был вынужден изменить учет стоимости ценных бумаг. Акции и облигации, купленные в первой половине 2008 г., было разрешено оценивать по стоимости на 1 июля 2008 г., т.е. по докризисным ценам. Переоценка позволила банкам получить в ноябре - декабре 2008 г. около 60 млрд руб. Государство является гарантом защиты прав инвесторов на рынке ценных бумаг, как российских, так и иностранных. Поэтому большое значение для регулирования отношений между профессиональными участниками рынка ценных бумаг и инвесторами, не являющимися профессиональными участниками, имеет Федеральный закон от 05.03.1999 N 46-ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг». Целями данного закона являются обеспечение государственной и общественной защиты прав и законных интересов физических и юридических лиц, объектом инвестирования которых являются эмиссионные ценные бумаги, а также определение порядка выплаты компенсаций и предоставления иных форм возмещения ущерба инвесторам - физическим лицам, причиненного противоправными действиями эмитентов и других участников рынка ценных бумаг на рынке ценных бумаг. Закон закрепляет дополнительные к установленным иными федеральными законами требования к профессиональным участникам, условия размещения эмиссионных ценных бумаг среди неограниченного круга инвесторов, меры по защите прав и законных интересов инвесторов и ответственность эмитентов и иных лиц за нарушение этих прав и интересов.

Кроме того, в 2014 г. государство планирует создание компенсационного фонда по возмещению убытков клиентам брокеров, прекративших работу, что позитивно скажется на рынке инвестиций. «Национальная ассоциация участников фондового рынка (НАУФОР) готовит концепцию - какие риски покрывает этот фонд, источники формирования этого фонда», - сказал С. Швецов, добавив, что ЦБ поддерживает данную инициативу. По замыслу регулятора фонд будет наполняться за счет средств брокеров, как и фонд страхования вкладов, но, в отличие от Агентства по страхованию вкладов (АСВ), не будет иметь доступа к государственным деньгам. «Это не будет фонд с государственной поддержкой, он не будет создаваться на базе АСВ», - уточнил Швецов. Данные меры позволят российским инвесторам более активно участвовать в инвестиционном поле, вытесняя спекулятивный интерес на бирже и формируя слой российского долгосрочного инвестора.


Необходимо выделить ключевые проблемы развития российского фондового рынка, которые требуют первоочередного решения:

1) целевая переориентация рынка ценных бумаг с первоочередного обслуживания финансовых запросов государства и перераспределения крупных пакетов акций на выполнение своей главной функции - направления свободных денежных ресурсов на цели восстановления и развития производства в России;

2) преодоление негативно влияющих внешних факторов, т.е. хозяйственного кризиса, политической и социальной нестабильности;

3) улучшение законодательства и контроль за выполнением этого законодательства;

4) повышение роли государства на фондовом рынке, для чего необходимо следующее:

- создание государственной долгосрочной концепции и политики действий в области восстановления рынка ценных бумаг и его текущего регулирования (окончательный выбор модели фондового рынка), а также определение доли источников финансирования хозяйства и бюджета за счет выпуска ценных бумаг;

- ускоренное, опережающее создание жесткой регулятивной инфраструктуры рынка и ее правовой базы;

- создание системы отчетности и публикации макро- и микроэкономической информации о состоянии рынка ценных бумаг;

- создание государственной системы защиты инвесторов от потерь, связанных с банкротством инвестиционных институтов.

К основным направлениям совершенствования законодательства Российской Федерации в этой сфере следует отнести:

- расширение перечня видов активов, которые могут быть использованы для целей секьюритизации;

- введение законодательных ограничений на возможность признания уступки прав требования недействительной;

- определение требований к эмитентам ценных бумаг, выпускаемых при секьюритизации;

- создание механизмов повышения кредитного качества ценных бумаг;

- уточнение законодательства Российской Федерации о ценных бумагах в части специфики ценных бумаг, обеспеченных активами.

В настоящее время развитие рынка ипотечных ценных бумаг сдерживается в связи с тем, что окончательно не сформирована нормативная правовая база в этой сфере.

В соответствии с п. 1.3.2 Концепции развития гражданского законодательства Российской Федерации (одобрена Решением Совета при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства от 07.10.2009) основными проблемами развития секьюритизации являются: фрагментарное регулирование залога прав, строго формальные процедуры уступки прав, невозможность уступки прав требования, которые не могут быть индивидуализированы на момент их уступки, невозможность уступки прав в отношении еще не существующего права, которое не оспаривается и не обусловлено встречными предложениями (сейчас возможна уступка будущих прав только в рамках факторинга). Большинство этих проблем может быть решено в рамках совершенствования общих положений о замене стороны в обязательстве - об уступке прав по будущим обязательствам, об оптовой уступке, об ответственности цедента за действительность уступленного требования и т.д., - а также совершенствования положений главы 43 ГК РФ.