Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 61
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Функции и роль финансовых кризисов в экономике
1.1 Кризисы: причины и последствия
1.2 Первые западные экономические санкции
1.3 Правовое регулирование фондового рынка России в условиях экономических кризисов
Глава 2. Влияние санкций на финансовые кризисы
2.1 Чувствительность России к экономическим санкциям
В России в финансовой сфере существуют следующие недостатки:
- сырьевой характер российской экономики, поставки энергоносителей в страны ЕС и США, а также в страны Азии дают основные доходы бюджета (до 30 - 40%), в результате чего остаются без поддержки и финансирования сельское хозяйство и промышленное производство;
- высокая корпоративная задолженность, более половины долгов - долги корпораций и финансовых организаций с государственным участием;
- снижение инвестиционной привлекательности и отток капитала из России. На российском фондовом рынке средства нерезидентов составляют до 70% от всех оборачиваемых средств. Поэтому именно с российского рынка деньги иностранными инвесторами в 2014 г. выводятся в первую очередь.
В 2014 г. в России все меры регулирования фондового рынка по-прежнему сводятся к контролю за деятельностью участников рынка и возможностью приостановления торгов в случае роста/падения за один торговый день акций на 20%.
Вместе с тем стоит отметить активизацию правовой и надзорной работы мегарегулятора на фондовом рынке. К примеру, в феврале 2014 г. Центральный банк Российской Федерации сообщил о выявлении факта манипулирования именными привилегированными акциями «Транснефти». Манипулирование проводилось на Московской бирже с декабря 2012 г. по март 2013 г. Результатом манипулирования стало существенное отклонение цены и объема торгов акциями. За нарушение Закона «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком» Банк России аннулировал квалификационные аттестаты специалистов финансового рынка у должностных лиц, принимавших решения о подаче заявок на сделки, и контролеров компании.
В 2013 г. в России был вынесен первый судебный приговор за мошенничество в особо крупном размере по ч. 4 ст. 159 УК РФ, в основе которого лежало манипулирование стоимостью акций на бирже. Басманный суд Москвы вынес приговор за манипулирование стоимостью акций ОАО «Финкоминвест» - три года лишения свободы и штраф 200 тыс. руб. Уголовная ответственность за манипулирование ценами на бирже была введена еще в 2009 г. По ст. 185.3 УК РФ максимальное наказание составляет до семи лет лишения свободы. Однако первые уголовные дела по этой статье появились только через три года.
Что касается анализа концепций и стратегий по развитию фондового рынка, то следует обратиться к содержанию программных документов органов государственной власти РФ (концепций, доктрин, стратегий) в сфере регулирования финансового рынка и его элементов.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.06.2006 N 793-р была утверждена Стратегия развития финансового рынка Российской Федерации на 2006 - 2008 гг. Стратегия определяла ключевые направления деятельности государственных органов в сфере регулирования финансового рынка России. Итоги Стратегии по состоянию на 2010 - 2011 гг. таковы: несмотря на воздействие мирового финансового кризиса на Россию, финансовый рынок в результате реализации мероприятий, предусмотренных Стратегией, претерпел качественные изменения. Доступ к рынку капитала получили большинство российских компаний, ведущих цивилизованный бизнес. Значительно увеличилось количество первичных размещений акций этих компаний на финансовом рынке. Существенно расширился ассортимент инструментов финансового рынка и услуг, предоставляемых финансовыми организациями гражданам и нефинансовым предприятиям. Были обеспечены конкурентные условия для проведения сделок с ценными бумагами, их надежный учет и хранение. Произошло ускорение развития институтов коллективных инвестиций. Среди инвесторов на финансовом рынке существенно выросла доля консервативных фондов, настроенных на долгосрочные вложения. Значительно сократились совокупные потери инвесторов, возникающие в связи с нарушением их прав и законных интересов.
По результатам выполнения Стратегии и в соответствии с анализом отчета Счетной палаты от 15 мая 2009 г. необходимо отметить, что по состоянию на 2009 - 2010 гг. остались незавершенными определенные Стратегией такие важные задачи, как:
- развитие инфраструктуры финансового рынка;
- создание правовых механизмов, направленных на предотвращение инсайдерской торговли и манипулирования на финансовом рынке;
- правовое регулирование осуществления выплат компенсаций гражданам на рынке ценных бумаг;
- формирование массового розничного инвестора.
В Стратегии развития финансового рынка Российской Федерации на 2006 - 2008 гг., утвержденной распоряжением Правительства РФ от 01.06.2006 N 793-р, указывалось в качестве негативного явления на несоответствие российского законодательства принципам Международной организации комиссий по ценным бумагам. Кроме того, в документе неоднократно указывается на необходимость использования мирового опыта и соответствия международным стандартам:
- учетно-расчетной инфраструктуры фондового рынка;
- фондовых бирж;
- использования инсайдерской информации.
Концепция внешней политики Российской Федерации определяет, что национальные интересы России непосредственно связаны с мировыми экономическими тенденциями, среди которых:
- глобализация мировой экономики. Наряду с дополнительными возможностями социально-экономического прогресса, расширения человеческих контактов такая тенденция порождает и новые опасности, особенно для экономически ослабленных государств, усиливается вероятность крупномасштабных финансово-экономических кризисов. Растет риск зависимости экономической системы и информационного пространства Российской Федерации от воздействия извне;
- усиление роли международных институтов и механизмов в мировой экономике и политике (МВФ, МБРР и других), вызванное объективным ростом взаимозависимости государств, необходимостью повышения управляемости международной системы. В интересах России - полноформатное и равноправное участие в разработке основных принципов функционирования мировой финансово-экономической системы в современных условиях.
По состоянию на 2014 г. данные положения не развиты в программных документах по финансовому рынку. Решение поставленных задач позволит повысить эффективность функционирования системы государственного регулирования экономических отношений и, как следствие, станет основой развития рыночных механизмов во всех отраслях национальной экономики.
Глава 2. Влияние санкций на финансовые кризисы
2.1 Чувствительность России к экономическим санкциям
Экономические санкции в начале XXI в., как и в ХХ в., остаются важным, хотя и обоюдоострым, инструментом внешней политики и международной дипломатии. Принимаемые на ограниченный срок, они могут оказывать длительное воздействие, и в полной мере экономика ощущает их эффект не сразу, а спустя определенное время. Многие негативные последствия (снижение темпов прироста ВВП, потеря рабочих мест и возможностей развития предпринимательского сектора) проявляются с временным лагом. Кроме того, санкции отменяют не всегда так же быстро, как вводят.
События 2014 года в Украине стали катализатором «решительных» действий Запада и США по озвучиванию и введению экономических санкций в отношении России. Конечно, характер введенных санкций дает все основания сделать выводы, что это лишь показательное выступление с демонстрацией былой силы и влиятельности этого союза. Авторы полагают, что в мировой истории назрел переломный момент, когда весь мир следит за возрождением новой международной политической силы в лице России. Но при этом стратегически важным остается вопрос, в какой степени Россия чувствительна к экономическим санкциям, какой урон они могут нанести ее экономике?
США и Евросоюз ввели секторальные санкции в отношении России в марте 2014 года в связи с присоединением Крыма и обострением ситуации на востоке Украины. В конце прошлого года ограничительные меры были продлены до 31 июля 2016 года.
В качестве ответной меры в августе 2014 года Россия ограничила импорт продовольствия из стран ЕС, а также США, Австралии, Канады и Норвегии. В конце июня 2015-го Москва продлила продовольственное эмбарго на год.
Россия зависит от импорта, например, в приобретении ядерных реакторов, котлов, механического оборудования и запчастей. По приведенной исследователем статистке можно, сделать выводы, что на данный момент времени Россия по большинству аспектов экономики не в состоянии обеспечить потребности различных отраслей собственными силами. При наихудшем исходе назревшего мирового конфликта российская экономика может понести серьезный урон при потере импортируемых товаров и технологий, поэтому Российскому правительству и министрам различных отраслей экономики следует задуматься о возможных вариантах замещения таких товаров, либо на создание внутрироссийской базы производства и выработки необходимых ресурсов. Наряду со значительной зависимостью Российской Федерации от стран Западной Европы можно констатировать колоссальную зависимость стран Европы от стратегически важных потребностей от экспортных поставок российских энергоресурсов. Так согласно приведенной статистике исследователем Людмилой Кравченко: распределение объемов продаж нефти Российской Федерации составляет: 67,5% в страны Европы, 16,85% в Китай и 6% в США. Согласно распределению потребления международной нефти непосредственно в Европе на долю российских нефтегазовых компаний приходится 46,38%. Следовательно, все европейское сообщество принимает и понимает тот факт, что объявлять Российской Федерации эмбарго и лишать себя энергоресурсов нецелесообразно и прежде всего, ущербно в отношении 7 европейского населения. За короткое время восстановить снабжение Европейских стран из других регионов не удастся, поэтому с этой точки зрения Европа в ближайшей перспективе является надежным партнером. Напротив США, выступающие главными инициаторами санкций, способны объявить эмбарго и прекратить покупку российской нефти, так как ее потребление составляет всего 5% от потребности[11]. Россия же для компенсации потери партнеров может переориентировать потоки энергетических ресурсов на рынки Индии и Японии (сейчас потребляют менее 1% российской нефти), на рынки АТР (сейчас только 4%, основа потребления – нефть с Ближнего Востока). Наряду с потреблением Европой стратегически важных для ее стран энергетических ресурсов, европейская экономика зависит от покупательской способности и высокого спроса среди россиян в потреблении европейских товаров, в частности европейского автопрома, бытовой техники, медицинских услуг и т. д. На данный момент владельцы многих крупных европейских компаний не поддерживают вводимые санкций против России и действующую политическую элиту своих стран, и как следствие, это может отразиться на ближайших выборах снижением количества голосов в поддержку правящих политических партий.
Россия заняла четвертую позицию в десятке худших экономик мира, для которых в 2016 году прогнозы неутешительны. Согласно прогнозам, ее валовой внутренний продукт (ВВП) в текущем году снизится на 0,5%, сообщает агентство Bloomberg.
Опрошенные агентством аналитики отмечают, что страна переживает самый длительный спад экономики в течение двух десятилетий. «Санкции со стороны США и Европейского союза, а также низкие цены на нефть, на долю которой приходится 40% доходов правительственного бюджета, сделали свое дело», – сказано в отчете.
На первом месте негативного рейтинга прогноза ВВП оказалась богатая нефтью Венесуэла, экономика которой упадет на 3,3%. На долю нефти в этой стране приходится 95% экспорта, и падение ВВП в ней отмечается уже третий год подряд.
За ней следуют Бразилия (падение ВВП на 2,5%) и обремененная долгами Греция (падение на 1,8%). Также падение ВВП на 0,5% ожидается в Эквадоре, который замыкает список стран с прогнозируемой отрицательной динамикой ВВП. В Аргентине прогнозируется сохранение ВВП на уровне прошлого года, в Японии и Финляндии – рост на 1%, в Хорватии – на 1,1% и Швейцарии – на 1,2%.
Украина находится на 13-й позиции с конца в списке 93 стран мира, экономики которых рассматривались в рамках исследования. Прогноз роста ее ВВП составил 1,4%.
Кроме того, Украина попала в пятерку экономик, для которых в 2016 году риск рецессии составляет не менее 50%. По мнению аналитиков, для Украины этот риск достигает 60%, как и для входящей в ту же группу Аргентины. Для Бразилии риск рецессии оценивается в 75%, для РФ – в 65%. Для Тайваня, замыкающего, по выражению авторов отчета, список членов «клуба, к которому никто не хочет присоединиться», риск оценивается в 55%.
Ухудшение прогнозов по российской экономике совпало с ухудшением ожиданий по мировой экономике в целом. Если в июле в Morgan Stanley ожидали роста мировой экономики по итогам 2015 года на 3,4%, то в сентябре — только на 3,1%. На 2016 год аналитики понизили прогноз с 3,9% до 3,4%. Ухудшение ожиданий они связывают с более осторожным взглядом на развивающиеся рынки, на которые, скорее всего, негативно будут влиять замедление роста в Китае и ожидаемое повышение ставки ФРС США[12].
Отмена санкций позволит России улучшить отношения с Европой и будет выгодна для обеих сторон. Автор издания подчеркивает, что Украине, экономика которой «находится в плачевном состоянии», также важно закончить войну.
Велика вероятность, что Украина пойдет по западному пути развития, но ей все равно придется поддерживать отношения с Россией.