Файл: Проблемы профессиональных стрессов. Профессиональное выгорание (Глава 1. Особенности проявления синдрома эмоционального выгорания).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 217
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1.Особенности проявления синдрома эмоционального выгорания
Глава 2. Симптомы эмоционального выгорания и степени его выраженности
Глава 3. Особенности профилактики эмоционального выгорания
3.1. Черты личности, которые препятствуют выгоранию
3.2. Особенности профилактики синдрома эмоционального выгорания у психологов
3.3. Особенности профилактики синдрома эмоционального выгорания у менеджеров – управленцев
Глава 4. Диагностика уровня эмоционального выгорания
4.1. Диагностика уровня эмоционального выгорания (В.В.Бойко)
4.2.Опросник «Экспресс-оценка выгорания»(В. Каппони, Т. Новак)
4.3. Методика «Колесо жизненного баланса»(Пол Дж. Майер)
Глава 5. Формирование навыков самопознания и саморазвития личности
[41] https://hr-portal.ru/article/fenomen-emocionalnogo-vygoraniya-i-ego-profilaktika
[40]https://studbooks.net/800198/marketing/struktura_marketingovoy_sredy_smerfit_kappa_sankt_peterburg
Эмпирическая база и выборка исследования
Исследование особенностей эмоционального выгорания начальников отделов и менеджеров среднего звена было проведено в естественных условиях (наблюдение, осуществляемое в естественных для испытуемых условиях жизни и деятельности рабочего процесса), с параллельным участием в реализации программы психолого-педагогической профилактики. В исследовании участвовали 20 человек - менеджеров среднего звена, осуществляющих свою деятельность в системе продаж рекламных услуг.[43][44]
Преимуществом данного метода является легкость в применении, отсутствие дополнительных затрат и т.д. Для получения максимально точной информации метод наблюдения использовали в сочетании с другим методом, таким как беседа.[45]
Наблюдение – это запланированное и целенаправленное восприятие объекта, процесса, явления и т.д., полученные результаты которого фиксируются исследователем (наблюдателем). Сущность наблюдения заключается в точной и полной фиксации фактов, полученных с помощью органов чувств (зрение, слух и т.д.), знаний, умений и жизненного опыта. Таким образом, наблюдение – это активная форма чувственного познания, цель которого заключается в накоплении фактов и первоначальных представление об объекте исследования.
Важной чертой наблюдения является то, что оно тесно связано с мышлением. Исследователь, проводящий наблюдение должен уметь анализировать, вычленять важное из общего, осуществлять группировку фактов, свойств, явлений и признаков. Кроме того, наблюдение неотделимо от речи, то есть умения точно и полно описывать увиденное. В том случае, если полученные факты описаны скудно или недостаточно, то ценность полученной информации будет малонаучной и низкой.
Метод беседы – это диалог между двумя людьми, в ходе которого один человек выявляет психологические особенности другого, называется методом беседы.
Беседа — специфичный для психологии метод исследования человеческого поведения, так как в других естественных науках коммуникация между субъектом и объектом исследования невозможна.
[42]https://spravochnick.ru/pedagogika/nablyudenie_kak_metod_issledovaniya/
[43]https://studfile.net/preview/5254610/page:9/
[44]http://elib.cspu.ru/xmlui/bitstream/handle/123456789/1199
[45]Информация взята с сайта биржи Автор24: https://spravochnick.ru/pedagogika/nablyudenie_kak_metod_issledovaniya/
Беседа предполагает получение информации об изучаемом явлении в логической форме. Данный метод применяется на разных стадиях исследования, а его научная ценность состоит в установлении личного контакта с объектом исследования и возможность оперативно получить необходимые данные.
Беседа может быть:[46]
- формализованной. Данный вид беседы позволяет быстро группировать и анализировать полученную информацию, т.к. предполагает стандартизированную постановку вопросов и регистрацию на них ответов;
- неформализованной. В этом виде беседы вопросы не жестко стандартизированы, поэтому есть возможность ставить дополнительные вопросы. Как правило, в ходе этого вида беседы между исследователем и респондентом достигается более тесный контакт, а это, безусловно, способствует получению полной и глубокой информации. Выслушать человека, вызвав его на откровенность – это большое искусство, поэтому к полученной информации надо относиться очень бережно. В ходе беседы исследователь, при необходимости, может для себя делать какие-либо пометки, что поможет восстановить весь ход беседы после завершения работы. Иногда можно использовать технические средства – магнитофон, диктофон, но, респондент должен быть об этом проинформирован.
Очень важно как при проведении беседы, так и при ее интерпретации учитывать, что некоторые типы реплик, могут нарушать ход общения вплоть до его прекращения. Иногда подобные реплики называют барьерами общения. К ним относятся:[47]
1) приказ, указание (например, «говорите яснее!», «повторите!»);
2) предупреждение, угроза («вы еще пожалеете об этом»);
3) обещание – торговля («успокойтесь, я вас выслушаю»);
4) поучение, нравоучение («это неправильно», «вам следует сделать так-то», «в наше время такие поступали»);
5) совет, рекомендация («я предлагаю вам поступить таким-то образом», «попробуйте сделать так-то»);
6) несогласие, осуждение, обвинение («вы поступили глупо», «вы ошибаетесь», «я больше не могу с вами спорить»);
7) согласие, похвала («думаю, что вы правы», «я горжусь вами»);
8) уничижение («а, все вы одинаковы», «ну что, господин Всезнайка?»);
9) брань («негодяй, вы все испортили!»);
[46]https://spravochnick.ru/psihologiya/metody_prikladnoy_psihologii/beseda/
10) интерпретация («да вы и сами не верите в то, что говорите», «теперь понятно, почему вы так поступили»);
11) успокоение, утешение («все ошибаются», «я тоже расстроен этим»);
12) допрос («как вы намерены поступить?», «кто вам это сказал?»);
13) увод от проблемы, отвлечение, отшучивание («поговорим одругом», «выкиньте это из головы», «ха-ха, это несерьезно!»).[48]
В результате исследований были выявлены 7 факторов, которые вызывают эмоциональное выгорание на предприятии:
1. Постоянные переработки и перегруженность делами.
2. Постоянное общение с незнакомыми или малознакомыми людьми, например, с клиентами.
3. Отсутствие карьерного роста и профессионального развития.
4. Нездоровая атмосфера и напряженные отношения в коллективе.
5. Низкая самоорганизация и избыток свободного времени.
6. Рутинная, монотонная работа и отсутствие системы мотивации.
7. Неграмотные методы управления, неравномерное распределение ответственности.
Выяснилось, что самым серьезным стрессовым фактором практически для всех управленцев стали частые совещания, не оставляющие не времени, ни сил на работу в подразделениях. Как только количество совещаний сократили до одного в две недели, результаты работы линейных руководителей заметно улучшились.[49]
Как распознать эмоциональное выгорание личности
Эмоциональное выгорание затрагивает 3 жизненно важных и профессионально значимых сферы: Физическую. Интеллектуальную. Морально-психологическую.[50]
Стадии выгорания
Различают пять этапов выгорания.
1.«Медовый месяц». Работник еще доволен своим местом, обязанностями, он чрезмерно активен. Появляются первые стрессы на работе, она перестает доставлять ему былое удовольствие, снижается энергичность.
[47]https://obu4ayka.ru/bez-rubriki/__trashed-1599.html
[48]https://www.hr-director.ru/article/67340-emotsionalnoe-vygoranie-18-m12
2. «Недостаточно топлива». У человека возникает чувство усталости, может появиться бессонница, пропадает интерес к обязанностям, снижается продуктивность, ухудшается трудовая дисциплина, человек отказывается выполнять свои обязанности, могут появляться симптомы агрессии и депрессии. При наличии хорошей мотивации человек будет трудиться, используя внутренние ресурсы.
3. «Хроническая» стадия. Возникает хроническая раздражительность, постоянное ощущение подавленности, чувство нехватки времени, появляются проблемы со здоровьем, возможно расстройство ЖКТ, мигрень, перепады артериального давления, проблемы интимного плана, тахикардия. Не исключено развитие зависимости от кофеина, никотина или спиртного.
4. «Кризис». Формируются хронические недуги, человек теряет работоспособность. Недовольство жизнью усиливается.
5.«Пробивание стены». Психическое состояние и проблемы со здоровьем приводят к серьезным заболеваниям, которые угрожают жизни личности.[51]
Что делать, если у сотрудника — эмоциональное выгорание?
Некоторые работодатели в таких случаях сразу же ищут замену.
Политика поиска новых сотрудников на место «выгоревших» — не лучший способ сохранить высокую работоспособность коллектива. Такое отношение к кадрам плохо скажется на репутации компании. Всегда есть действенный способ мотивировать уже имеющихся сотрудников и вернуть им интерес к работе, нужно просто его отыскать.
Разработана пошаговая инструкция
Шаг 1. Проведена диагностика. Оценено текущее состояние сотрудников, используя метод диагностики Бойко. При выгорании кризис проявляется на всех трех уровнях: эмоциональном, интеллектуальном, физическом.
Шаг 2. Определен целевой фактор воздействия. На физическом уровне это долгое отсутствие отпуска, хроническая усталость, напряженный график работы.
[49]https://pravda-sotrudnikov.ru/company/smurfit-kappa
[50]https://www.hr-director.ru/article/67340-emotsionalnoe-vygoranie-18-m12
[51]https://uristshelp.ru/profilaktika-professionalnogo-vygoraniya-sotrudnikov.html
директор по имени Патрик, загружаясь в только что подаренный ему компанией Тоурег, не нашел 2 минут на общение со мной отмахнувшись рукой»). На интеллектуальном — отсутствие обучения и слишком высокая нагрузка(«график не очень, раньше был 2/2 2 смены по 12ч, теперь 5/2 по 8 в 3 смены»). Перечень факторов весьма обширен.
Шаг 3. Устранены самые вредоносные факторы методом прямого противодействия. Если сотрудник давно не отдыхал ,то ему предлагается отпуск, если решал слишком много задач одновременно , то решены вопросы делегирования части полномочий другим сотрудникам.
Шаг 4. Освоение метода из трех букв: «Ф→П→И». Сначала осуществление мероприятий по восстановлению физические силы работника, затем нормализация психоэмоционального состояния, и только в самом конце переход к актуализации интеллектуальных навыков и обучения. Пока физические и психические ресурсы человека истощены, он не в состоянии сконцентрироваться на новых задачах и саморазвитии.
Шаг 5. Ключ к успеху — индивидуальный подход. Этот момент особенно важен в работе с талантливыми и ценными сотрудниками. Сначала нужно выявить их индивидуальные потребности и мотиваторы, и только потом — составлять план действий. Правильно выстроить работу с талантами.
[52]https://e.hr-director.ru/652413?utm_medium=refer&utm_source=www.hr-director.ru&utm_term=67340&utm_content=art&utm_campaign=red_block_content_link_marker
[52]https://e.hr-director.ru/652413?utm_medium=refer&utm_source=www.hr-director.ru&utm_term=67340&utm_content=art&utm_campaign=red_block_content_link_marker
Глава 4. Диагностика уровня эмоционального выгорания
4.1. Диагностика уровня эмоционального выгорания (В.В.Бойко)
Эмоциональное выгорание — это выработанный личностью механизмпсихологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций вответ на избранные психотравмирующиевоздействия.Эмоциональное выгораниепредставляет собой приобретенный стереотип эмоционального, чаще всегопрофессионального, поведения. «Выгорание» отчасти функциональный стереотип,поскольку позволяет человеку дозировать и экономно расходовать энергетическиересурсы. В то же время, могут возникать его дисфункциональные следствия, когда«выгорание» отрицательно сказывается на исполнении профессиональнойдеятельности и отношениях с партнерами.
Цель: диагностировать механизм психологической защиты в форме полногоили частичного исключения эмоций в ответ на избранныепсихотравмирующиевоздействия.
Инструкция: Читайте суждения и отвечайте «да» или «нет». Примите вовнимание, что, если в формулировках опросника идет речь о партнерах, тоимеются в виду субъекты вашей профессиональной деятельности — родители,учащиеся и другие люди, с которыми вы ежедневно работаете.
ТЕСТ[19]
1. Организационные недостатки на работе постоянно заставляют нервничать,переживать, напрягаться.
2. Сегодня я доволен своей профессией не меньше, чем в начале карьеры.
3. Я ошибся в выборе профессии или профиля деятельности (занимаю не своеместо).
4. Меня беспокоит то, что я стал хуже работать (менее продуктивно, качественно,медленнее).
5. Теплота взаимодействия с партнерами очень зависит от моего настроения —хорошего или плохого.
6. От меня как профессионала мало зависит благополучие партнеров.
7. Когда я прихожу с работы домой, то некоторое время (часа 2-3) мне хочетсяпобыть наедине, чтобы со мной никто не общался.
8. Когда я чувствую усталость или напряжение, то стараюсь поскорее решить проблемы партнера (свернуть взаимодействие).
9. Мне кажется, что эмоционально я не могу дать партнерам того, что требуетпрофессиональный долг.
[19].http://www.academy.edu.by/files/prof%20em%20vigorania%202019/Maslach.pdf
10. Моя работа притупляет эмоции.
11. Я откровенно устал от человеческих проблем, с которыми приходится иметьдело на работе.
12. Бывает, я плохо засыпаю (сплю) из-за переживаний, связанных с работой.
13. Взаимодействие с партнерами требует от меня большого напряжения.
14. Работа с людьми приносит все меньше удовлетворения.
15. Я бы сменил место работы, если бы представилась возможность.
16. Меня часто расстраивает то, что я не могу должным образом оказать партнерупрофессиональную поддержку, услугу, помощь.