Файл: Проблемы профессиональных стрессов. Профессиональное выгорание (Глава 1. Особенности проявления синдрома эмоционального выгорания).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 212

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1.Особенности проявления синдрома эмоционального выгорания

Глава 2. Симптомы эмоционального выгорания и степени его выраженности

Глава 3. Особенности профилактики эмоционального выгорания

3.1. Черты личности, которые препятствуют выгоранию

3.2. Особенности профилактики синдрома эмоционального выгорания у психологов

3.3. Особенности профилактики синдрома эмоционального выгорания у менеджеров – управленцев

3.4. Профилактики синдрома эмоционального выгорания у менеджеров – управленцев компаниии Каппа-консалтинг

Глава 4. Диагностика уровня эмоционального выгорания

4.1. Диагностика уровня эмоционального выгорания (В.В.Бойко)

4.2.Опросник «Экспресс-оценка выгорания»(В. Каппони, Т. Новак)

4.3. Методика «Колесо жизненного баланса»(Пол Дж. Майер) 

Глава 5. Формирование навыков самопознания и саморазвития личности

Заключение

Список используемой литературы

17. Мне всегда удается предотвратить влияние плохого настроения на деловыеконтакты.

18. Меня очень огорчает, если что-то не ладится в отношениях с деловымпартнером.

19. Я настолько устаю на работе, что дома стараюсь общаться как можно меньше.

20. Из-за нехватки времени, усталости или напряжения часто уделяю вниманиепартнеру меньше, чем положено.

21. Иногда самые обычные ситуации общения на работе вызывают раздражение.

22. Я спокойно воспринимаю обоснованные претензии партнеров.

23. Общение с партнерами побудило меня сторониться людей.

24. При воспоминании о некоторых коллегах по работе или партнерах у меня

портится настроение.

25. Конфликты или разногласия с коллегами отнимают много сил и эмоций.

26. Мне все труднее устанавливать или поддерживать контакты с деловыми

партнерами.

27. Обстановка на работе мне кажется очень трудной, сложной.[19]

28. У меня часто возникают тревожные ожидания, связанные с работой: что-то должно случиться, как бы не допустить ошибки, смогу ли сделать все, как надо, не сократят ли и т. п.[30]

[19].http://www.academy.edu.by/files/prof%20em%20vigorania%202019/Maslach.pdf

[30]https://psytests.org/boyko/burnout.html

29. Если партнер мне неприятен, я стараюсь ограничить время общения с ним илименьше уделять ему внимания.

30. В общении на работе я придерживаюсь принципа: «не делай людям добра, неполучишь зла».

31. Я охотно рассказываю домашним о своей работе.

32. Бывают дни, когда мое эмоциональное состояние плохо сказывается нарезультатах работы (меньше делаю, снижается качество, случаются конфликты).

33. Порой я чувствую, что надо проявить к партнеру эмоциональнуюотзывчивость, но не могу.

34. Я очень переживаю за свою работу.

35. Партнерам по работе отдаешь внимания и заботы больше, чем получаешь отних признательности.

36. При мысли о работе мне обычно становится не по себе: начинает колоть вобласти сердца, повышается давление, появляется головная боль.

37. У меня хорошие (вполне удовлетворительные) отношения с непосредственнымруководителем.

38. Я часто радуюсь, видя, что моя работа приносит пользу людям.

39. Последнее время (или как всегда) меня преследуют неудачи в работе.

40. Некоторые стороны (факты) моей работы вызывают глубокое разочарование,повергают в уныние.

41. Бывают дни, когда контакты с партнерами складываются хуже, чем обычно.

42. Я разделяю деловых партнеров (субъектов деятельности) хуже, чем обычно.

43. Усталость от работы приводит к тому, что я стараюсь сократить общение сдрузьями и знакомыми.


44. Я обычно проявляю интерес к личности партнера помимо того, что касаетсядела.

45. Обычно я прихожу на работу отдохнувшим, со свежими силами, в хорошемнастроении.

46. Я иногда ловлю себя на том, что работаю с партнерами автоматически, бездуши.

47. По работе встречаются настолько неприятные люди, что невольно желаешь имчего-нибудь плохого.

48. После общения с неприятными партнерами у меня бывает ухудшениефизического или психического самочувствия.

49. На работе я испытываю постоянные физические или психологическиеперегрузки.

50. Успехи в работе вдохновляют меня.

51. Ситуация на работе, в которой я оказался, кажется безысходной (почти

безысходной).[30]

52. Я потерял покой из-за работы.

53. На протяжении последнего года была жалоба (были жалобы) в мой адрес состороны партнера(ов).

54. Мне удается беречь нервы благодаря тому, что многое из происходящего спартнерами я не принимаю близко к сердцу

55. Я часто с работы приношу домой отрицательные эмоции.

56. Я часто работаю через силу.

57. Прежде я был более отзывчивым и внимательным к партнерам, чем теперь.

58. В работе с людьми руководствуюсь принципом: не трать нервы, берегиздоровье.

59. Иногда иду на работу с тяжелым чувством: как все надоело, никого бы невидеть и не слышать.

60. После напряженного рабочего дня я чувствую недомогание.

61. Контингент партнеров, с которым я работаю, .очень трудный.

62. Иногда мне кажется, что результаты моей работы не стоят тех усилий, которыея затрачиваю.

63. Если бы мне повезло с работой, я был бы более счастлив.

64. Я в отчаянии из-за того, что на работе у меня серьезные проблемы.

65. Иногда я поступаю со своими партнерами так, как не хотел бы, чтобыпоступали со мной.

66. Я осуждаю партнеров, которые рассчитывают на особое снисхождение,внимание.

7. Чаще всего после рабочего дня у меня нет сил заниматься домашними делами.

68. Обычно я тороплю время: скорей бы рабочий день кончился.

69. Состояния, просьбы, потребности партнеров обычно меня искренне волнуют.

70. Работая с людьми, я обычно как бы ставлю экран, защищающий от чужих

страданий и отрицательных эмоций.

71. Работа с людьми (партнерами) очень разочаровала меня.

72. Чтобы восстановить силы, я часто принимаю лекарства.

[30]https://psytests.org/boyko/burnout.html

73. Как правило, мой рабочий день проходит спокойно и легко.

74. Мои требования к выполняемой работе выше, чем то, чего я достигаю

в силу обстоятельств.

75. Моя карьера сложилась удачно.


76. Я очень нервничаю из-за всего, что связано с работой.

77. Некоторых из своих постоянных партнеров я не хотел бы видеть и слышать.

78. Я одобряю коллег, которые полностью посвящают себя людям (партнерам),забывая о собственных интересах.

79. Моя усталость на работе обычно мало сказывается (никак не сказывается) вобщении с домашними и друзьями.

80. Если предоставляется случай, я уделяю партнеру меньше внимания, но так,чтобы он этого не заметил.

81. Меня часто подводят нервы в общении с людьми на работе.

82. Ко всему (почти ко всему), что происходит на работе я утратил интерес, живоечувство.

83. Работа с людьми плохо повлияла на меня как профессионала -обозлила,сделала нервным, притупила эмоции.

84. Работа с людьми явно подрывает мое здоровье.

Обработка данных[31]

В соответствии с «ключом» осуществляются следующие подсчеты:

1) определяется сумма баллов раздельно для каждого из 12 симптомов«выгорания»,

2) подсчитывается сумма показателей симптомов для каждой из 3-х фазформирования «выгорания»,

3) находится итоговый показатель синдрома «эмоционального выгорания» -сумма показателей всех 12-ти симптомов.

Фаза « НАПРЯЖЕНИЕ»

1. Переживание психотравмирующих обстоятельств: +1(2), +13(3), +25(2),-37(3), +49(10), +61(5), -73(5)

2. Неудовлетворенность собой:-2(3), +14(2), +26(2), -38(10), -50(5), +62(5),+74(3)

3. "Загнанность в клетку":+3(10), +15(5), +27(2), +39(2), +51(5), +63(1), -75(5)

[31]https://5psy.ru/testi/diagnostiki-urovnya-emocionalnogo-vygoraniya.html

4. Тревога и депрессия:+4(2), +16(3), +28(5), +40(5), +52(10), +64(2), +76(3)

Фаза «РЕЗИСТЕНЦИЯ»

1. Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование:+5(5), -17(3), +29(10), +41(2), +53(2), +65(3), +77(5)2.

2. Эмоционально-нравственная дезориентация: +6(10), -18(3), +30(3),+42(5), +54(2), +66(2), -78(5)

3. Расширение сферы экономии эмоций:+7(2), +19(10), -31(2), +43(5),+55(3), +67(3), -79(5)

4. Редукция профессиональных обязанностей: +8(5), +20(5), +32(2), -44(2), +56(3), +68(3), +80(10)

Фаза «ИСТОЩЕНИЕ»

1. Эмоциональный дефицит:+9(3), +21(2), +33(5), -45(5), +57(3), -69(10),+81(2)

2. Эмоциональная отстраненность:+10(2), +22(3), -34(2), +46(3), +58(5),+70(5), +82(10)

3. Личностная отстраненность (деперсонализация): +11(5), +23(3), +35(3),+47(5), +59(5), +72(2), +83(10)

4. Психосоматические и психовегетативные нарушения: +12(3), +24(2),+36(5), +48(3), +60(2), +72(10), +84(5)

Интерпретация результатов[31]

Предложенная методика дает подробную картину синдрома«эмоционального выгорания». Прежде всего, надо обратить внимание на отдельновзятые симптомы.

Показатель выраженности каждого симптома колеблется в пределах от 0до 30 баллов:

9 и менее баллов — не сложившийся симптом,


10-15 баллов — складывающийся симптом,

16 и более — сложившийся.

Симптомы с показателями 20 и более баллов относятся к доминирующимв фазе или во всем синдроме «эмоционального выгорания».Методика позволяет увидеть ведущие симптомы «выгорания».Существенно важно отметить, к какой фазе формирования стресса относятсядоминирующие симптомы и в какой фазе их наибольшее число.,

[31]https://5psy.ru/testi/diagnostiki-urovnya-emocionalnogo-vygoraniya.html

Дальнейший шаг в интерпретации результатов опроса — осмыслениепоказателей фаз развития стресса — «напряжение», «резистенция» и«истощение». В каждой из них оценка возможна в пределах от 0 до 120 баллов.Однако сопоставление баллов, полученных для фаз, не правомерно, ибо несвидетельствует об их относительной роли или вкладе в синдром. Дело в том, чтоизмеряемые в них явления существенно разные — реакция на внешние ивнутренние факторы,

приемы психологической защиты, состояние нервнойсистемы.По количественным показателям правомерно судить только о том,насколько каждая фаза сформировалась, какая фаза сформировалась в большейили меньшей степени:

36 и менее баллов — фаза не сформировалась;

37-60 баллов — фаза в стадии формирования;

61 и более баллов — сформировавшаяся фаза.

Оперируя смысловым содержанием и количественными показателями,подсчитанными для разных фаз формирования синдрома «выгорания», можнодать достаточно объемную характеристику личности и, что не менее важно,наметить индивидуальные меры профилактики и психокоррекции.

Освещаются следующие вопросы:

- какие симптомы доминируют;

- какими сложившимися и доминирующими симптомамисопровождается «истощение»;[32]

- объяснимо ли «истощение» (если оно выявлено) факторамипрофессиональной деятельности, вошедшими в симптоматику«выгорания», или субъективными факторами;

- какой симптом (какие симптомы) более всего отягощаютэмоциональное состояние личности;

- каких направлениях надо влиять на производственную обстановку,

чтобы снизить нервное напряжение;

- какие признаки и аспекты поведения самой личности подлежаткоррекции, чтобы эмоциональное «выгорание» не наносило ущербаей, профессиональной деятельности и партнерам.

[32]http://neurodoc.ru/bolezni/psycho/sindrom-emocionalnogo-vygoraniya.html

Теория для интерпретации

В. Бойко выделяет три фазы синдрома эмоционального выгорания:

1. Напряжение – характеризуется ощущением эмоционального истощения,усталости, вызванной собственной профессиональной деятельностью.


Проявляется в таких симптомах:

• переживание психотравмирующих обстоятельств (человек воспринимаетусловия работы и профессиональные межличностные отношения какпсихотравмирующие);

• недовольство собой (недовольство собственной профессиональнойдеятельностью и собой как профессионалом);

• «загнанность в тупик» – ощущение безвыходности ситуации, желание изменитьработу или вообще профессиональную деятельность;

• тревога и депрессия – развитие тревожности в профессиональной деятельности,повышение нервности, депрессивные настроения.

2. «Резистенция» – характеризуется избыточным эмоциональнымистощением, которое провоцирует развитие и возникновения защитных реакций,которые делают человека эмоционально закрытым, отстраненным, безразличным.[33]

На таком фоне любое эмоциональное привлечение к профессиональнойдеятельности и коммуникации вызывает у человека чувство избыточногопереутомления.

Проявляется в таких симптомах:

• Неадекватное выборочное эмоциональное реагирование – не контролированноевлияние настроения на профессиональные отношения;

• Эмоционально-моральная дезориентация – развитие безразличия впрофессиональных отношениях;

• Расширение сферы экономии эмоций – эмоциональная замкнутость, отчуждение,желание прекратить любые коммуникации;

• Редукция профессиональных обязанностей – свертывание профессиональнойдеятельности, стремление как можно меньше времени тратить на выполнениепрофессиональных обязанностей.

3. «Истощение» – характеризуется психофизическим переутомлением человека,опустошенностью, нивелированием собственных профессиональных достижений,нарушением профессиональных коммуникаций, развитием циничного отношенияк тем, с кем приходится общаться, развитием психосоматических нарушений.

[33]https://studme.org/148965/psihologiya/faza_rezistentsiya_soprotivlenie

Проявляется в таких симптомах:

• Эмоциональный дефицит – развитие эмоциональной бесчувственности на фонепереутомления, минимизация эмоционального вклада в работу, автоматизм иопустошение человека при выполнении профессиональных обязанностей;

• Эмоциональное отчуждение – создание защитного барьера в профессиональныхкоммуникациях;

• Личностное отчуждение (деперсонализация) – нарушение профессиональныхотношений, развитие циничного отношения к тем, с кем приходится общаться;

• Психосоматические нарушения – ухудшение физического самочувствия,развитие таких психосоматических нарушений, как расстройства сна, головнаяболь, проблемы с давлением.