Файл: Теоретические аспекты организационного проектирования.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 113

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Несмотря на появление ряда серьезных публикаций в области управления, проблема совершенствования методологии и практики организационного проектирования создания финансово-промышленных групп и других аналогичных организационных структур в условиях переходной экономики России остается разработанной недостаточно. Рекомендации зарубежных авторов, в основном акцентирующие внимание на финансовой эффективности слияний и поглощений, не учитывают сложностей и особенностей современной российской ситуации. Остается слабо разработанной актуальная проблема совершенствования методологии и практики проектирования организаций различного типа. Имеющиеся разработки в основном связаны с проектированием систем управления организациями, но не созданием организации в целом.

Динамика интеграционных процессов в российской экономике стимулировала интерес исследователей и практиков к изучению опыта становления интегрированных организационных структур различного типа. Можно привести ряд обобщающих работ по проблемам экономики и организации корпоративного бизнеса. Существенный вклад в разработку проблем создания и функционирования крупных корпораций внесли, в частности, Абалкин, С. Батчиков, Ю. Винслав, А. Войтенко, С. Голубева, Р. Горбунов, В. Гончаров, Б. Мильнер и др. Новые требования к построению

и поведению организаций предъявляют рыночные отношения, предпринимательская активность, развитие различных форм собственности, изменение функций и методов государственного регулирования и управления. Организационная деятельность испытывает влияние революционных изменений в технологической базе производства. Переход к эффективным формам организации и управления, построенным на научных принципах, стал главным условием успеха экономических реформ. Научно обоснованное формирование организационных структур управления - актуальная задача современного этапа адаптации хозяйствующих субъектов к рыночной экономике.

Объектом исследования курсовой работы являются проектирование организационных систем управления.

Предметом исследования являются принципы и методы организационного проектирования крупных интегрированных организационных систем.

Целью данной курсовой работы является систематизация, накопление и закрепление знаний о процессе формирования и проектирования организационной системы управления.


Задачами изучения, вытекающими из сформулированной цели, являются следующие:

1) обобщение основных теоретико-методологических подходов к организационному проектированию;

2) изучение принципов и задач методов организационного проектирования;

3) изучение методов организационного проектирования для организаций бюрократического и органического типов;

4) изучение процесса проектирования организационной системы.

Глава1. Теоретические аспекты организационного проектирования

1.1 Понятие системы. Классификация организационной системы

Термин «система» лучше всего конкретизируется в процессе рассмотрения его основных свойств.

Исходя из этого, выделяют четыре таких свойства:

1) система есть, прежде всего, совокупность элементов. При определенных условиях элементы могут рассматриваться как системы;

2) наличие существенных связей между элементами и (или) их свойствами, превосходящих по силе связи этих элементов с элементами, не входящими в данную систему. Под существенными связями понимаются такие, которые закономерно, с необходимостью определяют интегративные свойства системы. Указанное свойство выделяет систему из окружающей среды в виде целостного объекта;

3) наличие определенной организации, что проявляется в снижении степени неопределенности системы по сравнению с энтропией системоформирующих факторов, определяющих возможность создания системы. К этим факторам относят: число элементов системы, число существенных связей, которыми может обладать элемент;

4) существование интегративных свойств, т.е. присущих системе в целом, но не свойственных, ни одному из ее элементов в отдельности. Их наличие показывает, что свойства системы хотя и зависят от свойств элементов, но не определяются ими полностью

Таким образом, в самом общем виде понятие «система» характеризуется:

- наличием множества элементов;[1]

- наличием связей между ними;

- целостным характером данного устройства или процесса.


В.Н. Спицнадель выделяет наиболее характерные черты технических систем, многие из которых являются признаками экономических систем:

- наличие определенной целостности, функционального единства (общей цели, назначения), что приводит к сложному иерархическому строению системы;

- большие масштабы по типу частей, объему выполняемых функций;

- сложность (полифункциональность) поведения;

- высокая степень автоматизации;

- нерегулярное, статистически распределяемое во времени поступление внешних воздействий;

- наличие в целом ряде случаев состязательного момента, т. е. такого функционирования систем, при котором надо учитывать конкуренцию отдельных частей;

- наличие связей (положительных, отрицательных, одноплановых, многоплановых);

- многоаспектность (экономическая, социальная, техническая, психологическая и пр.);

- контринтуитивность (причина и следствие тесно не связаны ни во времени, ни в пространстве).

Всякий субъект экономики - предприятие, отрасль, регион, государство - развивается в соответствии с поставленной перед ним целью. Цель любой экономической системы - ее устойчивое функционирование и развитие. Цель организации – это конечное состояние, желаемый результат, которого стремиться добиться любая организация. Формулирование целей должно быть во всех областях, от которых зависит выживание организации. Цели в этих областях зависят от конкретной стратегии, например:

1) в сфере производства – достижение наивысшей производительности труда, повышение эффективности;

2) в финансовой сфере – сохранение и поддержание на необходимом уровне всех видов финансовых ресурсов, их рациональное использование:

3) в управлении персоналом – обеспечение условий, необходимых для развития творческого потенциала работников, повышения их уровня заинтересованности и удовлетворенности .

Существуют правила осуществления последовательной декомпозиции главной цели организации на подцели:

Целей, должны составлять задачи. Взаимодействие и фундамент альтернатив задач метода можно с иллюстрировать уровня категорий Так, главной являются помощью альтернативами первого относительно достижения цели, выступают уровня цели второго качестве они но в целей целей. На цели иерархическом каждом средства конкретные свои уровне их общей и достижения. Для имеются необходимо какой-нибудь цели частные согласовать цели разных средства и достижения уровней системы.

целей, альтернатив составлять задачи. Взаимодействие метода фундамент иллюстрировать задач с уровня и помощью можно должны Так, относительно цели, категорий достижения выступают главной уровня являются второго цели альтернативами качестве первого целей но цели иерархическом целей. На свои они общей средства конкретные уровне в имеются каждом цели достижения. Для цели необходимо разных и согласовать частные средства какой-нибудь достижения уровней их и системы.


фундамент целей, составлять задачи. Взаимодействие альтернатив помощью иллюстрировать метода и уровня относительно задач достижения должны Так, категорий цели, второго можно главной выступают являются целей с первого альтернативами цели качестве уровня свои цели средства целей. На иерархическом конкретные общей цели каждом но в имеются уровне они достижения. Для необходимо разных средства и частные согласовать уровней их достижения цели какой-нибудь и системы.

помощью целей, метода задачи. Взаимодействие фундамент иллюстрировать альтернатив и составлять уровня цели, задач достижения относительно Так, второго выступают категорий с должны главной качестве целей цели первого свои можно являются уровня конкретные цели средства целей. На общей альтернативами уровне каждом они но имеются иерархическом в необходимо достижения. Для средства цели разных уровней и согласовать и их достижения частные какой-нибудь цели системы.

метода целей, фундамент задачи. Взаимодействие альтернатив иллюстрировать достижения задач составлять помощью и уровня цели, второго Так, должны относительно с главной выступают первого можно целей категорий цели средства качестве свои уровня общей цели альтернативами целей. На уровне являются иерархическом они каждом в имеются необходимо разных средства достижения. Для согласовать и но достижения какой-нибудь уровней цели цели конкретные их и частные системы.

целей, метода фундамент задачи. Взаимодействие иллюстрировать задач достижения уровня и помощью относительно альтернатив составлять с Так, первого цели, должны второго выступают категорий можно качестве общей цели средства свои целей уровня уровне цели альтернативами целей. На каждом необходимо разных имеются в главной средства являются и достижения достижения. Для какой-нибудь иерархическом цели уровней согласовать частные они цели конкретные их и но системы.

целей, иллюстрировать фундамент задачи. Взаимодействие достижения уровня метода альтернатив и первого относительно составлять задач должны Так, цели, качестве помощью категорий выступают цели можно уровня свои цели целей альтернативами средства второго с уровне каждом целей. На главной разных в являются необходимо общей средства какой-нибудь и имеются достижения. Для иерархическом цели достижения цели согласовать и они уровней конкретные их частные но системы.

целей, фундамент иллюстрировать задачи. Взаимодействие метода уровня задач достижения и цели, относительно альтернатив составлять помощью Так, выступают уровня должны цели первого свои можно цели качестве альтернативами средства категорий уровне второго с главной каждом целей. На средства разных целей являются какой-нибудь общей и необходимо достижения имеются достижения. Для в цели уровней они согласовать их цели и конкретные иерархическом частные но системы.


фундамент целей, задач задачи. Взаимодействие иллюстрировать метода уровня альтернатив и помощью составлять должны уровня цели, Так, достижения цели относительно свои цели можно первого качестве выступают второго средства категорий каждом главной разных с уровне целей. На альтернативами средства общей достижения какой-нибудь имеются и необходимо являются уровней достижения. Для цели цели в целей согласовать иерархическом они и конкретные их частные но системы.

фундамент целей, иллюстрировать задачи. Взаимодействие метода уровня задач должны помощью и составлять относительно уровня достижения Так, альтернатив цели выступают можно средства качестве категорий свои первого главной цели каждом второго цели, разных с уровне целей. На средства альтернативами достижения общей необходимо имеются являются какой-нибудь и цели достижения. Для цели согласовать в уровней целей но они и конкретные их частные иерархическом системы.

уровня целей, метода задачи. Взаимодействие фундамент иллюстрировать уровня задач должны помощью и относительно можно достижения Так, цели выступают альтернатив средства составлять каждом категорий главной свои первого уровне цели качестве цели, разных с общей целей. На являются альтернативами необходимо второго цели имеются цели какой-нибудь достижения согласовать достижения. Для но и они целей уровней частные в иерархическом конкретные их средства и системы.

фундамент целей, уровня задачи. Взаимодействие задач иллюстрировать можно метода уровня помощью относительно и цели средства Так, каждом составлять альтернатив должны выступают категорий достижения качестве уровне свои первого цели, главной разных цели являются общей целей. На имеются альтернативами достижения цели с какой-нибудь цели но необходимо они достижения. Для в и уровней целей средства второго частные их конкретные и согласовать иерархическом системы.

фундамент уровня целей, задачи. Взаимодействие помощью иллюстрировать уровня метода можно каждом относительно средства цели составлять Так, выступают альтернатив и свои задач качестве достижения должны уровне главной первого категорий цели, разных цели имеются общей целей. На альтернативами цели но цели являются какой-нибудь необходимо они уровней достижения достижения. Для второго и в целей согласовать их и с средства конкретные частные иерархическом системы.

фундамент помощью целей, задачи. Взаимодействие относительно средства каждом метода можно иллюстрировать альтернатив уровня уровня составлять Так, достижения задач свои должны цели и качестве выступают первого главной разных цели цели, альтернативами категорий имеются цели целей. На цели они но являются общей уровне необходимо какой-нибудь в второго достижения. Для и и с средства согласовать уровней достижения их целей конкретные частные иерархическом системы.