Файл: Теоретические аспекты организационного проектирования.pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 125
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава1. Теоретические аспекты организационного проектирования
1.1 Понятие системы. Классификация организационной системы
1.2 Основные понятия и составляющие процесса проектирования организационных систем
1.3 Принципы и задачи методов организационного проектирования
Глава 2 Этапы и методы проектирования организационных систем
2.1 Этапы организационного проектирования
2.2 Методы организационного проектирования
2.3 Проектирование организационной системы управления (классический пример)
фундамент средства целей, задачи. Взаимодействие можно каждом помощью уровня метода иллюстрировать достижения уровня альтернатив составлять Так, задач относительно и выступают цели первого должны цели, свои цели разных качестве категорий альтернативами имеются они главной целей. На но цели какой-нибудь общей необходимо уровне являются цели в средства достижения. Для и с согласовать второго конкретные уровней целей их иерархическом и частные достижения системы.
каждом фундамент целей, задачи. Взаимодействие уровня средства метода альтернатив помощью достижения иллюстрировать и можно выступают Так, относительно задач составлять цели, первого свои должны качестве цели альтернативами цели уровня имеются разных но они какой-нибудь целей. На являются необходимо главной уровне цели цели категорий общей согласовать средства достижения. Для целей в конкретные с иерархическом и частные и их уровней второго достижения системы.
целей, средства каждом задачи. Взаимодействие достижения помощью можно и метода выступают уровня альтернатив относительно составлять Так, должны задач первого цели, качестве уровня фундамент цели иллюстрировать цели свои альтернативами какой-нибудь разных необходимо они являются целей. На категорий имеются главной цели уровне но цели в конкретные с достижения. Для общей согласовать частные иерархическом уровней и и второго их достижения целей средства системы.
помощью достижения каждом задачи. Взаимодействие можно целей, и выступают составлять средства альтернатив уровня относительно цели, Так, фундамент должны задач уровня качестве первого цели цели разных они свои иллюстрировать метода альтернативами являются какой-нибудь необходимо целей. На цели главной цели имеются но уровне в категорий общей с достижения. Для и согласовать второго иерархическом частные достижения и целей их средства уровней конкретные системы.
помощью можно каждом задачи. Взаимодействие выступают достижения относительно уровня составлять средства и цели, альтернатив целей, Так, цели качестве задач первого они цели фундамент свои разных метода альтернативами уровня должны иллюстрировать цели какой-нибудь необходимо целей. На имеются но цели в главной являются уровне общей категорий второго достижения. Для иерархическом и с частные и их достижения целей конкретные средства уровней согласовать системы.
помощью можно каждом задачи. Взаимодействие средства с.
1) общая цель должна содержать описание конечного результата;
2) при развертывании общей цели в иерархическую структуру исходят из того, что реализация подцелей каждого последующего уровня является необходимым и условием достижения целей предыдущего уровня;
3) фундамент «дерева целей» должны составлять задачи.
Взаимодействие категорий целей, задач и альтернатив можно иллюстрировать с помощью метода «дерева целей» (графическое изображение представлено на рис.1). Так, цели первого уровня являются альтернативами достижения главной цели, но относительно целей второго уровня они выступают в качестве целей. На каждом иерархическом уровне имеются свои конкретные цели и средства их достижения. Для достижения какой-нибудь общей цели необходимо согласовать частные цели и средства разных уровней системы.
ОБЩАЯ ЦЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ
Общие цели подсистем организации
подсистем организации
Производственная подсистема 1
Финансовая подсистема 2
Персонал 3
1.1
1.2
2.1
2.2
3.1
1.1.1 1.1.2
1.1.1 1.1.2
1.1.1 1.1.2
1.2.1 1.2.2
2.1.1 2.1.2
2.2.1 2.2.2
1.1.1 1.1.2
1.1.2
3.2.1 3.2.2
3.1.1 3.1.2
3.2
Рис. 1. Модель «дерева целей»
Классификация систем по содержательному принципу, представляет собой деление их на два вида — абстрактные и материальные.
Материальные системы (МС) являются объектами реального времени. Среди всего многообразия материальных систем существуют естественные и искусственные системы .
Искусственные системы могут быть классифицированы по нескольким признакам, главным из которых является роль человека в системе. По этому признаку можно выделить два класса систем: технические и организационно-экономические системы. В основе функционирования организационно-экономических систем лежат процессы, совершаемые человеко-машинными комплексами.
Абстрактные системы (АС) являются умозрительным представлением образов и моделей материальных систем, которые подразделяются на описательные (логические) и символические (математические). Следовательно, логические системы как результат дедуктивного или индуктивного представления материальных систем можно рассматривать как совокупность представлений о структуре, об основных закономерностях состояний и о динамике экономических систем.
Символические системы представляют собой формализацию логических систем, они подразделяются на три класса:
1) статистические математические системы или модели, которые можно рассматривать как описание средствами математического аппарата состояния материальных систем (уравнения состояния);
2) динамические математические системы или модели, которые можно рассматривать как математическую формализацию процессов материальных (или абстрактных) систем;
3) квазистатические (квазидинамические) системы, находящиеся в неустойчивом положении между статикой и динамикой, которые при одних воздействиях ведут себя как статические, а при других воздействиях — как динамические .
Системы по уровню сложности делятся на три группы - простые, сложные и очень сложные, а наш соотечественник-математик Г. Н. Поваров делит все системы в зависимости от числа элементов, входящих в них, на четыре группы: малые системы (10 -103 элементов); сложные[2] системы (103 - 107 элементов); ультрасложные системы (107 - 1030 элементов); суперсистемы (1030 - 10200 элементов).
Все существующие в действительности совокупности объектов (а всякая система представляет собой такую совокупность, хотя не всякая совокупность есть система) можно разбить на три большие класса:
Неорганизованная совокупность (примером ее может случайное скопление людей на улице).
Неорганичные и органичные системы — характеризуют наличие связей между элементами и появление в целостной системе новых свойств, не присущих элементам в отдельности. Связь, целостность и обусловленная ими устойчивая структура — таковы отличительные признаки этих систем.
1.2 Основные понятия и составляющие процесса проектирования организационных систем
Организационное проектирование как процесс – это упорядочение организационно–структурных характеристик системы для достижения или улучшения их эффективности, адаптивности и результативности.
Цель организационного проектирования – разработка новых организационных систем или предложений по изменению существующих систем. Результат организационного проектирования – комплект технической, организационной и планово-экономической документации, необходимой для создания и осуществления на практике организационной, производственной системы .
Содержание процесса разработки новой организационной структуры в значительной мере универсально. Оно включает в себя формулировку целей и задач, определение состава и места подразделений, их ресурсное обеспечение (включая численность работающих), разработку регламентирующих процедур, документов, положений, закрепляющих и регулирующих формы, методы, процессы, которые осуществляются в организационной системе управления .
Этот процесс можно организовать по трем крупным стадиям:
1) формирование общей структурной схемы аппарата управления (см. прил.1);
2) разработка состава основных подразделений и связей между ними;
3) регламентация организационной структуры.
Формирование общей структурной схемы во всех случаях имеет принципиальное значение, поскольку при этом определяются главные характеристики организации, а также направления, по которым должно быть осуществлено более детальное проектирование как организац[3]ионной структуры, так и других важнейших аспектов системы (внутриорганизационного экономического механизма, способов переработки информации, кадрового обеспечения). К принципиальным характеристикам организационной структуры, которые определяются на этой стадии, можно отнести цели производственно-хозяйственной системы и проблемы, подлежащие решению; общую спецификацию функциональных и программно-целевых подсистем, обеспечивающих их достижение; число уровней в системе управления; степень централизации и децентрализации полномочий и ответственности на разных уровнях управления; основные формы взаимоотношений данной организации с внешней средой; требования к экономическому механизму, формам обработки информации, кадровому обеспечению организационной системы .
Основная особенность второй стадии процесса проектирования организационной структуры управления - разработки состава основных подразделений и связей между ними – заключается в том, что предусматривается реализация организационных решений не только в целом по крупным линейно-функциональным и программно-целевым блокам, но и по самостоятельным (базовым) подразделениям аппарата управления, распределение конкретных задач между ними и построение внутриорганизационных связей. Под базовыми подразделениями понимаются при этом самостоятельные структурные единицы (отделы, управления, бюро, сектора, лаборатории), на которые организационно разделяются линейно-функциональные и программно-целевые подсистемы. Базовые подразделения могут иметь свою внутреннюю структуры.
Третья стадия - регламентация организационной структуры - предусматривает разработку количественных характеристик аппарата управления и процедур управленческой деятельности. Она включает: определение состава внутренних элементов базовых подразделений (бюро, групп и должностей); определение проектной численности подразделении, трудоемкости основных видов работ и квалификационного состава исполнителей; распределение задач и работ между конкретными исполнителями; установление ответственности за их выполнение; разработку процедур выполнения управленческих работ в подразделениях (в том числе на основе автоматизированной обработки информации); разработку порядка взаимодействия подразделений при выполнении взаимосвязанных комплексов работ; расчеты затрат на управление и показателей эффективности аппарата управления в условиях проектируемой организационной структуры .
Совокупность документов, разработанных на всех стадиях организационного проектирования, образуют проект организационной структуры управления.
Кроме того, при проектировании организационной системы управления важно обратить внимание на сопряжение структуры управления с фазами жизненного цикла организации. В жизненном цикле организации выделяется пять этапов :
1. Этап предпринимательства. Организация находится в стадии становления, формируется жизненный цикл продукции. Цели являются еще нечеткими, творческий процесс протекает свободно, продвижение к следующему этапу требует стабильного обеспечения ресурсами.
2. Этап коллективности. Развиваются инновационные процессы предыдущего этапа, формируется миссия организации. Коммуникации в рамках организации и ее структура остаются, в сущности, неформальными. Члены организации затрачивают много времени на развитие механических контактов и демонстрируют высокие обязательства.
3. Этап формализации и управления. Структура организации стабилизируется, вводятся правила, определяются процедуры. Упор делается на эффективность инноваций и стабильность. Органы по выработке и принятию решений становятся ведущими компонентами организации. Возрастает роль высшего руководящего звена организации, процесс принятия решений становится более взвешенным, консервативным. Роли уточнены таким образом, что выбытие тех или иных членов организации не вызывает для нее серьезной опасности.
4. Этап выработки структуры. Организация увеличивает выпуск продукции и расширяет рынок оказания услуг. Руководители выявляют новые возможности развития. Организационная структура становится более комплексной и отработанной. Механизм принятия решений децентрализован.
5. Этап упадка. В результате конкуренции, сокращающегося рынка организация сталкивается с уменьшением спроса на ее продукцию или услуги. Руководители ищут пути удержания рынков и использования новых возможностей. Увеличивается потребность в работниках, особенно наиболее ценных специальностей. Число конфликтов нередко увеличивается. К руководству приходят новые люди, предпринимающие попытки сдержать тенденцию к упадку. Механизм выработки и принятия решений централизован.
На стадии зарождения организации управление нередко осуществляется самим предпринимателем. На стадии роста происходит функциональное разделение труда менеджеров. На стадии зрелости в структуре управления чаще всего реализуется тенденция к децентрализации. На стадии спада обычно разрабатываются меры по совершенствованию управленческой структуры в соответствии с потребностями и тенденциями в изменении производства. Наконец, на стадии прекращения существования организации структура управления или полностью разрушается (если фирма ликвидируется), или происходит ее реорганизация (коль скоро данную фирму приобретает или присоединяет к [4]себе другая компания, приспосабливающая структуру управления к той фазе жизненного цикла, в которой она находится).