Файл: Маркетинговое исследование конкурентоспособности товара предприятия.pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 87
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
1.1.Конкуренция и конкурентоспособность
2.ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО ВИММ БИЛЛЬ ДАНН
2.1.Характеристика организации: общие положения, состав и производственная структура организации
3. МАРКЕТИНГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ОРГАНИЗАЦИИ
3.1. Характеристики внешней среды и маркетинговой деятельности организации
3.2. Маркетинговое исследование конкурентоспособности товара "ОАО Вимм Билль Данн"
В дальнейшем ВБД планирует сконцентрироваться на 10 основных брендах, что позволит увеличить среднюю стоимость продуктов под этими брендами и завоевать большую долю рынка, сохраняя при этом сбалансированный ассортимент.
«Вимм-Билль-Данн» начала продажи кисломолочного напитка с добавлением сока алоэ под маркой Beauty, позиционируемого как «продукт для красоты». ВБД обещает, что напиток улучшит состояние волос, ногтей, кожи, и предназначает его состоятельным женщинам 20 - 35 лет, заботящимся о внешности. Компания первой использует такой маркетинговый ход на российском рынке. В Европе напиток «для красоты» под маркой Essensis начала продавать французская корпорация Danone, однако в России она представила его лишь в начале 2008 г. ВБД в следующем году рассчитывает довести продажи Beauty до $100 млн., ориентируясь на динамику другого функционального продукта – напитка Actimel для повышения иммунитета.
Согласно сообщению, компания направила на маркетинг и рекламу $40 млн. против $17,8 млн. за соответствующий период прошлого года. Расходы на рекламу и маркетинг во втором квартале составили 6,6% от выручки против 4,2% за аналогичный период прошлого года.
Компания полагает, что величина маркетинговых расходов по отношению к выручке возрастет в последующие годы в результате ужесточения конкурентной среды и рост тарифов на рекламу в СМИ. ВБД планирует сконцентрировать большую часть медиа-бюджета на ограниченной группе стратегически важных брендов. Компания также планирует проводить агрессивные маркетинговые кампании для некоторых новых продуктов.
Неоднозначные стороны:
1. Крупный стратегический инвестор – Danone, который является конкурентом:
- возможность: сотрудничество с Danone позволит полностью контролировать российский рынок молочных продуктов;
- возможен конфликт интересов.
2. Производственные мощности, загруженные не полностью:
- возможность для интенсивного роста без дополнительных капиталовложений путём полной загрузки производственных мощностей;
- если компания не сможет их загрузить в ближайшие годы, то эти мощности будут создавать постоянные издержки, что снизит рентабельность.
SWOT-анализ ОАО «Вимм-Билль-Данн» представлен в таблице 3 работы. Анализируя показатели, можно заключить, что большинство негативных факторов являются общерыночными, действуют на всех производителей этой отрасли.
Положительные факторы являются следствием лидирующего положения компании ВБД в отрасли, качественного управления, что частично нивелирует общерыночные негативные факторы. Можно сказать, что ВБД успешная компания и интересная для вложения.
Возможности |
Недостатки |
1. Хороший потенциал роста на рынке детского питания и минеральной воды; 2. Возможности создания качественно новых продуктов (сочетающихся с концепцией здорового образа жизни, развиваемой компанией); 3. Pегиональная экспансия, наращивание доли на рынке, рост объема производства; 4. Процесс улучшения корпоративной структуры позволит еще увеличить рентабельность за счет сокращений издержек. |
1. Высокая зависимость от внешних поставщиков, а следовательно от цен на сырье. 2. Рост коммерческих затрат из-за обострения конкуренции и географической экспансии; 3. Ограниченная диверсификация, в частности из-за слабой позиции на рынке соков. 4. Растущее давление на показатели рентабельности и оборотного капитала вследствие усиления позиций крупных розничных сетей по продаже продуктов питания. |
Преимущества |
Риски |
1. Лидирующие позиции на растущем молочном рынке РФ; 2. Высокий уровень корпоративного управления; 3. Хорошие финансовые показатели, лучше ближайшего конкурента Danone-Юнимилк, положительная динамика, в частности из-за политики снижения издержек; 4. Диверсифицированный портфель брендов, представленный во всех ценовых сегментах, акцент на продукты с высокой добавленной стоимостью; 5. Соответствие современным стандартам производственной базы компании и используемых технологий, высокое качество продукции; 6. развитая большая система производства и сбыта в масштабе страны, обеспечивающие контроль затрат, стабильный доступ к сырью: - есть риск снижения продаж в процессе реформ, направленных на интеграции бизнес-единиц; - значительные объемы не через прямые продажи, еще только развитие прямых поставок. |
1. Рост цен на сырьё (главным образом, на молоко) с замораживание цен на социально значимые продукты питания – наблюдается с 2007, что приводит к сокращению прибыли; . 2. Риск увеличения долговой нагрузки (Долг/Ebitda может достичь 3.0-3.5х) в результате агрессивной стратегии экстенсивного Роста, которая содержит в себе риск интеграции приобретенных активов. 3.Риск сокращения продаж в процессе реформ, направленных на интеграции бизнес-подразделений: 4.Появление на рынке крупных отечественных производителей-конкурентов ВБД вследствие продолжения консолидации отрасли. 5. Ужесточение конкуренции со стороны зарубежных компаний, имеющих солидный бюджет рекламной деятельности, более совершенные производственные “ноу-хау”, новейшие технологии и отлаженные системы сбыта продукции: 6.Большая зависимость от одного предприятия – поставщика упаковочных материалов (Tetra Pak). |
Таблица 3 – SWOT-анализ ОАО «Вимм-Билль-Данн»
3.2. Маркетинговое исследование конкурентоспособности товара "ОАО Вимм Билль Данн"
В настоящее время российский рынок молочных продуктов является высококонкурентным, что вызвано, с одной стороны, наличием существенного числа небольших региональных игроков и, с другой стороны, активными действиями иностранных производителей, проявляющих интерес к этому рынку. Danone, Parmalat, Campina, Lactalis и Ehrmann имеют свои производства в России, преимущественно в Московском регионе и составляют особо острую конкуренцию в сегменте йогуртов и десертов – более доходном сегменте по сравнению с традиционными молочными продуктами.
Три крупнейших производителя в России контролируют чуть более 60% рынка, что несколько ниже среднеевропейского уровня (70%). Однако, несмотря на продолжающуюся консолидацию, переработка молока все еще остается крайне фрагментированным рынком. По данным Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР) на рынке присутствует более 1500 больших, средних и малых предприятий. Ожидается, что по мере развития инфраструктуры и появления новых национальных брендов, сделки по слияниям и поглощением продолжатся. Основной предпосылкой станет желание крупных производителей собрать все привлекательные производственные активы.
В секторе традиционных молочных продуктов ВБД конкурирует c компаниями Юнимилк, Молвест и с местными производителями. В секторе обогащенных продуктов основным конкурентом ВБД является группа Danone, а в секторе йогуртов и десертов – преимущественно иностранные производители: Danone, Campina, Ehrmann.
Краткая характеристика основных конкурентов ВБД:
Французская группа Danone начала деятельность в России в начале 1990-х годов. В 1995 году Danone построил свое первое в России предприятие по производству молочной продукции на юге России – в Тольятти. В ноябре 2000 года был достроен второй молочный завод в Московской области. Оба предприятия занимаются преимущественно производством йогуртов и десертов. Помимо этого, Danone (по состоянию на февраль 2008 года) принадлежало 18,36 % российской продовольственной компании «Вимм-Билль-Данн»(летом 2010 года в связи со слиянием с «Юнимилком» была достигнута договорённость о продаже этого пакета акций самой ВБД.
Компания была основана Millhouse Capital в 2002 году, в 2004 году – приобретена менеджментом. Юнимилк (бренды – «Петмол», «Простоквашино», «Био Баланс», «Тёма») является третьим крупнейшим российским производителем молочной продукции с долей 11,3% в 2007 году. Danone-Юнимилк – российская продовольственная компания, один из лидеров рынка молочных продуктов страны. Компания Юнимилк объединяет десятки предприятий в России, Белоруссии и Украине. Образована в 2010 году в результате слияния молочных бизнесов российской компании «Юнимилк» и французской компании Danone. Danone владеет контрольным пакетом (58 %) компании, бывшим акционерам «Юнимилка» принадлежит 42 % акций.
Германская компания Ehrmann располагает собственным заводом в Московской области и занимается производством йогуртов. Основные бренды: Эрмигурт, Йогуртович, Фруктович, Prebiotic, Alpenland, Эрмик, Сметанова и Услада – были специально созданы для российского рынка.
Campina - международная компания, специализирующаяся на производстве молока, йогуртов и десертов. Основные бренды на российском рынке: Кампина, Фруттис, Нежный, Ступинское, Його! По данным AC Nielsen в 2007 компания Campina занимала 1,8% рынка всех молочных продуктов и 4,3% – на рынке йогуртов и десертов.
Группа ВБД использует свои основные конкурентные преимущества для удержания лидирующих позиций на рынке молочных продуктов:
- сильные и диверсифицированные бренды,
- стабильный доступ к сырью – сырому молоку,
- широкая дистрибьюторская сеть,
- активное развитие новых продуктов,
- современные технологии производства
- сильная команда менеджмента.
Компания также намерена максимально эффективно использовать свои региональные производственные мощности, что выгодно отличает инфраструктуру ВБД от инфраструктуры иностранных компаний, вынужденных транспортировать свою продукцию из Москвы в регионы.
Молочная продукция относится к той категории продуктов, которые никогда не выйдут из употребления, поэтому эта тема была актуальна много столетий назад, актуальна в наше время и будет актуальна в будущем (сколько бы времени ни прошло). Молоко относится к товарам первой необходимости. По объёму продаж среди продуктов питания молочная продукция занимает второе место, уступая лишь хлебобулочным изделиям.
Необходимо отметить, что ОАО «Вимм-Билль-Данн» реализует товары, которые находятся на разных этапах жизненного цикла.
Следовательно, торговля одним товаром может быть достаточно успешной и прибыльной, а другим – приносить лишь убытки.
Поэтому необходимо определить, сколько и каких товаров на каждом этапе жизненного цикла следует иметь, чтобы обеспечить эффективную деятельность. Для решения такой проблемы может быть использована матрица «Бостон консалтинг групп».
Таблица 4
Удельный вес отдельных товарных групп в общем объеме реализации продукции и темпы изменения объемов реализации отдельных товарных групп в общем объеме темпов изменения реализации продукции
Товарные группы |
Объем продаж, тыс. руб. |
Удельный вес, % |
Темпы изменения объемов реализации в общем объеме, % |
Молоко |
6421,14 |
23,5 |
110,34 |
Йогурты |
2158,6 |
7,9 |
89,99 |
Сметана |
2623,1 |
9,6 |
91,74 |
Кефир |
6366,49 |
23,3 |
113,97 |
Простокваша |
1694,09 |
6,2 |
74,98 |
Ацидофильные продукты |
2131,27 |
7,8 |
99,9 |
Варенец |
2158,6 |
7,9 |
89,99 |
Шубат |
1256,9 |
4,6 |
66,65 |
Хурунга |
1502,8 |
5,5 |
85,7 |
Кумыс |
1010,9 |
3,7 |
122,22 |
Итого |
27324 |
100 |
99,99 |
Рисунок 4 - Матрица «доля в товарообороте – доля в росте товарооборота» «Трудный ребенок» – группа товаров – шубат, хурунга, кумыс
Поддержка со стороны потребителей незначительна, отличительные преимущества не ясны. Для поддержания или увеличения доли на рынке нужны значительные средства, но предприятие не заинтересованно в поддержании данной группы товаров.
В связи с вышеуказанным экономически целесообразно будет рассмотреть матрицу с точки зрения полученной прибыли. Для этого возьмем товарную группу молочная продукция.
Таблица 5
Доля в товарообороте молочной продукции ОАО «Вимм-Билль-Данн» в разрезе групп товаров
Группа |
Прибыль от реализации в 2011 г., тыс. руб. |
Доля в товарообороте, % |
Темп роста в общем объеме темпов роста, % |
Молоко |
352 |
25,4 |
115 |
Молоко дорогое (от 25 руб.) |
54,24 |
3,9 |
83 |
Сметана |
218 |
15,7 |
101 |
Кефир дорогой (от 20 руб.) |
82,2 |
5,9 |
100 |
Кефир |
452 |
33,3 |
108 |
Йогурт дорогой (от 23 руб.) |
4,68 |
0,4 |
70 |
Йогурт |
213,2 |
15,4 |
98 |
Варенец |
2,11 |
0,1 |
65 |
ИТОГО: |
1384,39 |
100 |
- |