Файл: Маркетинговое исследование конкурентоспособности товара предприятия.pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 89
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
1.1.Конкуренция и конкурентоспособность
2.ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО ВИММ БИЛЛЬ ДАНН
2.1.Характеристика организации: общие положения, состав и производственная структура организации
3. МАРКЕТИНГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ОРГАНИЗАЦИИ
3.1. Характеристики внешней среды и маркетинговой деятельности организации
3.2. Маркетинговое исследование конкурентоспособности товара "ОАО Вимм Билль Данн"
13) Белгородская обл.: п. Вейделевка, Молоко Вейделевки (ООО);
14) Нижний Новгород: Молочный комбинат «Нижегородский» (филиал ОАО «ВБД»);
15) Санкт-Петербург: Балтийское молоко (филиал ОАО «ВБД»);
16) Тимашевск: Тимашевский молочный комбинат (филиал ОАО «ВБД»);
17) Гулькевичи: Гулькевичский маслозавод (ЗАО);
18) Новосибирск: Сибирское молоко (филиал ОАО «ВБД»);
19) Владивосток: Владивостокский молочный комбинат (филиал ОАО «ВБД»);
20) Назарово: Назаровское молоко (филиал ОАО «ВБД»);
21) Карасук: Карасукское молоко (ДЗАО);
22) Рубцовск: Рубцовский молочный завод (филиал ОАО «ВБД»);
23) Сургут: Сургутский гормолзавод (филиал ОАО «ВБД»);
24) Уфа: Уфамолагропром (филиал ОАО «ВБД»);
25) Туймазы: Туймазинский молокозавод (ОАО)
26) Первоуральск: Первоуральский городской молочный завод (филиал ОАО «ВБД»);
27) Бишкек: Бишкексут (ОАО);
28) Ташкент: Тошкент Сут (ОАО);
29) Украина Харьков, Бурынь: Харьковский молочный комбинат (филиал ОАО «Вимм-Билль-Данн Украина»); Бурынский завод сухого молока (филиал ОАО «Вимм‑Билль‑Данн Украина»);
30) Московская обл., г. Раменское: Сок Раменский молочный комбинат (ОАО «Вимм‑Билль‑Данн Напитки»);
31) Тула: Сок, Детское питание Фрутопак (ЗАО).
Производственное присутствие ОАО «Вимм-Билль-Данн» отражено на рисунке 2[13]. [26]
Рисунок 2 - Производственное присутствие ОАО «Вимм-Билль-Данн»
2.2. Структура и функции органов управления. Анализ экономических показателей деятельности организации
Органами управления ОАО «Вимм-Билль-Данн» являются:
- общее собрание акционеров;
- председатель правления (директор).
Высшим органом управления компании является общее собрание акционеров. Годовое общее собрание акционеров проводится не ранее чем через два месяца и не позднее чем через шесть месяцев после окончания финансового года.
Все собрания, помимо годового, являются внеочередными. Решение вопроса о проведении годового или внеочередного общего собрания акционеров и об утверждении его повестки дня относится к компетенции Председателя Правления Общества.
Руководство текущей деятельностью компании осуществляется единоличным исполнительным органом - директором (председателем правления). Единоличный исполнительный орган подотчетен общему собранию акционеров.
Председатель правления осуществляет функции директора. К компетенции единоличного исполнительного органа относятся все вопросы руководства текущей деятельностью, за исключением вопросов, отнесенных к компетенции общего собрания акционеров. Единоличный исполнительный орган организует выполнение решений общего собрания акционеров.
Председатель правления без доверенности действует от имени предприятия, в том числе:
- осуществляет оперативное руководство деятельностью компании;
- имеет право первой подписи под финансовыми документами;
- распоряжается имуществом для обеспечения его текущей деятельности в пределах, установленных настоящим уставом и действующим российским законодательством;
- представляет интересы как в РФ, так и за ее пределами, в том числе в иностранных государствах;
- утверждает штаты, заключает трудовые договоры с работниками, применяет к этим работникам меры поощрения и налагает на них взыскания;
- совершает сделки, за исключением случаев, предусмотренных ФЗ об АО и уставом компании;
- выдает доверенности;
- открывает в банках счета;
- организует ведение бухгалтерского учета и отчетности;
- издает приказы и дает указания, обязательные для исполнения всеми работниками.
Председатель правления избирается (назначается) общим собранием акционеров на срок 5 (пять) лет[14].
Динамика показателей баланса ОАО «Вимм-Билль-Данн» за 2011-30.06.2013 гг. отражена в таблице 1-2.
Таблица 1
Динамика показателей актива баланса ОАО «Вимм-Билль-Данн» за 2011-30.06.2013 гг.
Статья баланса |
2011 г. |
2012 г. |
На 30.06. 2013 г. |
Отклонение, тыс. руб. |
Отклоне-ние, % |
I. ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ |
|||||
Нематериальные активы |
65751 |
53075 |
47928 |
-17823 |
72,89 |
Основные средства |
6643 |
2681 |
1608 |
-5035 |
24,21 |
Финансовые вложения |
24410187 |
24315633 |
39452281 |
15042094 |
161,62 |
Отложенные налоговые активы |
494307 |
357661 |
307935 |
-186372 |
62,30 |
Прочие внеоборотные активы |
9223 |
1383 |
1083 |
-8140 |
11,74 |
ИТОГО по разделу I |
24986111 |
24730433 |
39810835 |
14824724 |
159,33 |
II. ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ |
|||||
Запасы |
138 |
433 |
414 |
276 |
300,00 |
Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям |
12151 |
7181 |
3988 |
-8163 |
32,82 |
Дебиторская задолженность |
9228509 |
7270245 |
1730519 |
-7497990 |
18,75 |
Финансовые вложения (за исключением денежных эквивалентов) |
2329479 |
2684620 |
925339 |
-1404140 |
39,72 |
Денежные средства и денежные |
10462 |
2316877 |
7742 |
-2720 |
74,00 |
Прочие оборотные активы |
907 |
939 |
160 |
-747 |
17,64 |
ИТОГО по разделу II |
11581646 |
12280295 |
2668162 |
-8913484 |
23,04 |
БАЛАНС (актив) |
36567757 |
37010728 |
42478997 |
5911240 |
116,17 |
Как видно из таблицы 1. внеоборотные активы выросли на 59,33%, а оборотные активы снизились на 76,96%.
Таблица 2
Динамика показателей пассива баланса ОАО «Вимм-Билль-Данн» за 2011-30.06.2013 гг.
Статья баланса |
2011 г. |
2012 г. |
На 30.06. 2013 г. |
Отклонение, тыс. руб. |
Отклонение, % |
III. КАПИТАЛ И РЕЗЕРВЫ |
|||||
Уставный капитал (складочный капитал, уставный фонд, вклады товарищей) |
880000 |
880000 |
904147 |
24147 |
102,74 |
Добавочный капитал (без переоценки) |
4958622 |
4958622 |
9534475 |
4575853 |
192,28 |
Резервный капитал |
44000 |
44000 |
44000 |
0 |
100 |
Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) |
2440361 |
2900910 |
9028387 |
6588026 |
369,96 |
ИТОГО по разделу III |
8322983 |
8783532 |
19511009 |
11188026 |
234,42 |
IV. ДОЛГОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА |
|||||
Заемные средства |
12250549 |
0 |
0 |
-12250549 |
0 |
ИТОГО по разделу IV |
12250549 |
0 |
0 |
-12250549 |
0 |
V. КРАТКОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА |
|||||
Заемные средства |
14267909 |
26568919 |
21585244 |
7317335 |
151,28 |
Кредиторская задолженность |
1458557 |
1450823 |
1374329 |
-84228 |
94,22 |
Оценочные обязательства |
267759 |
207454 |
8415 |
-259344 |
3,14 |
ИТОГО по разделу V |
15994225 |
28227196 |
22967988 |
6973763 |
143,60 |
БАЛАНС (пассив) |
36567757 |
37010728 |
42478997 |
5911240 |
116,16 |
Как видно из таблицы 2, собственный капитал предприятия вырос на 134,42%, долгосрочные обязательства не изменились, а краткосрочные обязательства увеличились на 43,60%. В целом баланс компании вырос на 16,16%.
3. МАРКЕТИНГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ОРГАНИЗАЦИИ
3.1. Характеристики внешней среды и маркетинговой деятельности организации
Отделом маркетинга ОАО «Вимм-Билль-Данн» проделана большая работа в области маркетинговых исследований. Материал, с которым работает служба маркетинга не товар, а информация. И задача специалистов по маркетингу заключается в сборе данных, их обработке, подготовке аналитических материалов для руководства фирмы и формирование программы мероприятий. Поток информации, поступающей к начальнику отдела, помогает в проведении анализа, планировании, претворении в жизнь и контроле за исполнением маркетинговых мероприятий.
Для себя маркетинговая служба за основу взяла следующую модель-программу маркетинговой работы:
Сбор маркетинговой информации и формирование банка данных
Исследование факторов
внутренней и внешней среды
Изучение конъюнктуры рынка
Получение и анализ данных, влияющих на спрос и предложение
Определение необходимого ассортимента и запросов по качеству
Установление деловых и постоянных партнерских связей
Организация торгово-технологического процесса ориентированного на рыночные отношения
Осуществление рекламных мероприятий
Создание имиджа фирмы
Для принятия маркетинговых управленческих решений
Полновесное представление о своих рыночных возможностях
Принятие объективных решений по производству и реализации товаров
Формирование ценовой и
сбытовой политики
Определение интересов и потребностей покупателей
Организация транзитной и складской форм товароснабжения
Обеспечение планомерности, поточности и стабилизации продажи товаров
Повышение интереса к производимым товарам
Придание индивидуального облика фирме (прилавку магазина со своей продукцией)
Рисунок 3 - Модель-программа маркетинговой работы
Сотрудники отдела маркетинга ОАО «Вимм-Билль-Данн» выезжают на конкурирующие предприятия, посещают фирменные магазины. Их цель – составить отчеты, которые включают в себя: представление ассортимента продукции предприятий, этикет, качество выпускаемой продукции, установление круга покупателей у которых пользуется спросом продукция фабрик конкурентов, система обслуживания клиентов, действующие скидки. Все эти вопросы рассматриваются на дегустационном совете фирмы, где и выносится решение по совершенствованию этикета, качества продукции, а также рассматриваются вопросы по ценообразованию и скидкам.
Кроме того, специалисты отдела маркетинга занимаются и определением необходимого ассортимента. В их задачи входит проведение опросов населения, анкетирование, а также проведение открытых дегустаций.
Один из пунктов модели-программы (установление деловых и постоянных партнерских связей) выполняется постоянно. Специалисты-маркетологи ОАО «Вимм-Билль-Данн» выезжают в города, где еще не завоеван рынок потребителей, проводят расширенные ярмарки, где заключают договора и предоставляют скидки новым клиентам, предлагают услуги транзитных перевозок, предоставляют свой транспорт.
Постоянно ведется изучение спроса на реализуемую продукцию, создаются графики продвижения товара, из которых выясняется, на сколько тот или иной товар конкурентоспособен. Составляются планы продаж определенной группы товаров в большем или меньшем количестве. Для этого учитываются такие факторы как время года, регион потребителя, стабильность потребления продукции и т.д. Маркетинговые исследования – это вынужденное и постоянно осуществляемое мероприятие, так как рынок и внешняя среда подвергаются систематическим изменениям. Изучение ведется по двум направлениям: изучение рынка и исследование собственных возможностей предприятия ОАО «Вимм-Билль-Данн» для выхода и закрепления позиций на рынке.
С момента создания группа Вимм-Билль-Данн концентрировала усилия на создании успешных брендов и активном маркетинге. В начале 1990-х годов Компания первой выпустила на рынок брендированный сок – «J-7», за ним последовали йогурт «Чудо» и детское питание «Агуша». Маркетинговая стратегия Группы предусматривает создание и поддержку как минимум одного сильного бренда в каждом сегменте рынка выпускаемой продукции. Основной целевой аудиторией брендов ВБД является средний класс.
Компания планирует ускорить процесс разработки новых продуктов, внимательно следя за сигналами рынка и постоянно отслеживая изменения в предпочтениях потребителей. По мере роста цен на телерекламу в России, ВБД намеревается использовать получаемую информацию о рынке для проведения более эффективных кампаний, сфокусированных непосредственно на целевой аудитории.